Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому
Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому
Университет Наяновой
философский факультет
кафедра философии
Коспект I-V глав книги Н. Я. Данилевского
РОССИЯ и ЕВРОПА
взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-
Романскому.
Санкт-Петербург 1871.
Работа выполнена студенткой 14Б класса
философского факультета
Светлой Татьяной.
Самара 1999 г.
|Австро-пру|Пруссия и Австрия, два первоклассных|В 1864 г. Австрия и |
|сско-датск|государства, имевшие в совокупности |Пруссия напали на Данию |
|ая война |около 60,000,000 жителей и могшие |без особого права и при |
|1864 года.|распологать чуть не миллионною |полном попустительстве |
| |армией, нападают на Данию, одно из |правительств европейских |
| |самых маленьких государств Европы, -|государств. |
| |государство невоинственное, | |
| |просвещенное, либеральное и гуманное| |
| |в высшей степени… эта обида слабого | |
| |сильным не не возбуждают негодования| |
| |Европы. | |
|Восточная |От Турции требуется только, чтобы |В 1854 г. Россия |
|война |она ясно и положительно подтвердила |правомерно требовала от |
|1854 года |обязательство не нарушать |Турции необходимого |
| |религиозных интересов большинства |протектората над |
| |своих же собственных подданных, - |православными народами |
| |обязательство не новое какое либо, а|Турции. Как известно, |
| |уже восемьдесят лет тому назад |результатом была Восточная|
| |данное… |война, в которой против |
| | |России были не только |
| | |правительства Европы, но и|
| | |общественное мнение. |
|Отношение |Откуда же это равнодушие к гуманной,|Характерно, что свою книгу|
|Европы к |либеральной Дании и эта симпатия к |Данилевский начинает почти|
|данным |варварской, деспотической Турции, |с "тютчевского" вопроса: |
|событиям. |эта снисходительность даже к |почему Европа нас не |
| |несправедливым притязаниям Австрии с|любит? Данилевский |
| |Пруссией и это совершенное |указывает на предвзятость|
| |неуважение к самым законным |европейского общественного|
| |требованиям России? |мнения в оценке внутренней|
| | |и внешней политики России |
| |Откуда же это меряние разными мерами|Дело стоит, чтобы в него |
| |и вешание разными весами, когда дело|вникнуть, ибо на этот |
| |идёт о России и о других европейских|вопрос, как показывает |
| |государствах? |автор далее, невозможно |
| | |найти вразумитель-ный |
| | |ответ из числа тех, кои |
| | |обыкновенно приводятся. |
|Обвинения |1.Россия,- не устают кричать на все |Возможно, конечно, что |
|Европы |лады,- колоссальное завоевательное |данные обвинения, полные |
|против |государство, беспрестанно |гордости, ненависти и |
|России |расширяющее свои пределы, и |презрения, являются |
| |следовательно угрожает спокойствию и|результатом незнания |
| |независимости Европы. |Европы, её невежества |
| |2.Россия представляет собою какую-то|относительно России. Но, |
| |мрачную силу, враждебную прогрессу и|может, Европа не знает, |
| |свободе. |потому что не хочет знать,|
| | |или лучше сказать, знает |
| | |так, как хочет знать? |
|Критика |1. Состав Русского государства, |Капитальные обвинения |
|Данилевски|войны, которые оно вело, цели, |против России выказаны |
|м |которые преследовало, а ещё более |надуманными и |
|обвинений |благоприятные обстоятельства, |бездоказательными. |
|против |столько раз повторявшиеся, которыми |Из них основной - что |
|России |оно и не думало воспользоваться, всё|Россия своими прежними |
| |показывает, что Россия не |делами, вероломствами и |
| |честолюбивая, не завоевательная |насилиями возбудила |
| |держава, что в новейший период своей|справедливые негодования и|
| |истории она большей частью |опасения Европы |
| |жертвовала своими очевиднейшими |- подвергается Данилевским|
| |выгодами, самыми справедливыми и |доскональному разбору и |
| |законными, европейским интересам. |мощной аргументированной |
| |2. Какова бы ни была форма правления|критике с выводом того, |
| |в России, каковы бы ни были |что: |
| |недостатки русской администрации, |Россия не есть |
| |русского судопроизводства, русской |завоевательное государство|
| |фискальной системы и т.д., до всего | |
| |этого, я полагаю, никому дела нет, |Россия не есть |
| |пока она не стремится навязать всего|гасительница света и |
| |этого другим…если уж гневаться на |свободы |
| |взаимные советы и влияние, то, | |
| |конечно, Россия имела бы столько же | |
| |(если не более) права негодовать на | |
| |Австрию, да и на другие немецкие | |
| |дворы, как Германия на Россию. | |
|Объяснение|Дело в том, что Европа не признаёт |Славянский мир имеет силу |
|политическ|нас своими. Она видит в России и в |жить самостоятельной, |
|ой |славянах вообще нечто ей чуждое, а |независимой жизнью и, |
|несправедл|вместе с тем такое, что не может |несмотря на внешнюю |
|и-вости и |служить для неё простым материалом, |податливость и |
|обществен-|из которого она могла бы извлекать |подверженность влияниям, |
|ной |свои выгоды, как извлекает из Китая,|крепнет и разрастается. |
|неприязни |Индии, Африки, большей части |Этим обусловлено |
| |Америки... Европа видит поэтому в |недоверчивое, |
| |Руси и в Славянстве не чуждое |предосудительное отношение|
| |только, но и враждебное начало. |Европы к России. В |
| | |результате России |
| | |приписывается |
| | |агрес-сивный, |
| | |завоевательный характер, |
| | |она оценивается по меркам |
| | |европейской цивилизации |
| | |как отсталая, неразвитая |
| | |страна, которая должна |
| | |стремиться достичь уровня |
| | |экономического, |
| | |социального и культурного |
| | |развития Европы. |
|Что такое |Европа есть одна из пяти частей |Автор превосходно |
|Европа? |света, скажет всякий ученик |доказывает условность |
| |приходского училища. Что же такое |термина Европа как |
| |часть света, спросим мы далее?.. |географического, |
| |Части света составляют самое общее |доставшегося новому миру в|
| |географическое деление всей суши на |наследие от древности, |
| |нашей планете и противополагаются |обозначавшей этим термином|
| |делению жидкого элемента на океаны. |северный берег |
| | |Средиземного моря. |
|Искусствен|Искусственно или естественно это |Итак, деление на части |
|-ность |деление? Под естественным делением |света признаются |
|деления |или естественной системой разумеется|Данилевским искусственным,|
|частей |такая группировка предметов или |при установлении которого |
|света |явлений, при которой принимаются во |принимается в расчет |
| |внимание все их признаки, |только граничные очертания|
| |взвешивается относительное |воды и суши. |
| |достоинство этих признаков, и | |
| |предметы располагаются так, чтобы | |
| |входящие в состав какой-либо | |
| |естественной группы имели между | |
| |собой более сродства, более сильную | |
| |степень сходства, чем с предметами | |
| |других групп. Искусственная же | |
| |система довольствуется одним | |
| |каким-либо или немногими признаками,| |
| |по чему-нибудь резко заметными, хотя| |
| |бы и вовсе несущественными. В этой | |
| |системе может разделяться самое | |
| |сходное в сущности и соединяться | |
| |самое разнородное. Рассматривая с | |
| |этой точки зрения части света, мы | |
| |сейчас же придём к заключению, что | |
| |это группы искусственные. | |
|Культурно-|Европа есть германо-романская |Европа есть понятие со |
|историческ|цивилизация. Но германо-романская ли|смыслом |
|ий смысл |только цивилизация совпадает со |культурно-историческим, а |
|Европы. |значением слова Европа? Не |именно, Европа есть |
| |переводится ли оно точнее |германо-романская |
| |,,общечеловеческой цивилизацией”? |цивилизация. |
| |…Несправедливо думать, что Европа | |
| |составляет поприще человеческой | |
| |цивилизации вообще, она есть только | |
| |поприще великой германо-романской | |
| |цивилизации, её синоним, и только со| |
| |временем развития этой цивилизации | |
| |слово ,,Европа” получило тот смысл и| |
| |значение, в котором теперь | |
| |употребляется. | |
| | | |
|Россия не |Она не питалась ни одним из тех |Россия, и эту идею |
|принадлежи|корней, которыми всасывала Европа |Данилевский делает |
|т Европе. |как благотворные, так и вредоносные |основополагающей в своих |
| |соки непосредственно из почвы ею же |историософских |
| |разрушенного древнего мира… Она не |построениях, ни по корням |
| |причастна ни европейскому добру, ни |своим, ни по истории и |
| |европейскому злу. |традициям, ни по |
| | |духовно-культурным связям |
| | |не принадлежит Европе. |
| | |Действительно, Россия |
| | |почти не знала феодализма |
| | |и католичества; не входила|
| | |в состав империи Карла |
| | |Великого; не ведала |
| | |схоластики и рыцарства; не|
| | |пережила протестантства и |
| | |гуманизма. |
|Смерть |Всему живущему, как отдельному |Таким образом, Данилевский|
|народов. |неделимому, так и целым видам, |замечает, что народу |
| |родам, отрядам животных или |одряхлев-шему, сделавшему |
| |растений, дается известная только |своё дело, и которому |
| |сумма жизни, с истощением которой |пришла пора долой со |
| |они должны умереть. История говорит |сцены, ничто не поможет, |
| |тоже самое о народах: и они |совершенно независимо от |
| |нарождаются, достигают различных |того, где он живёт – на |
| |степеней развития, стареют, дряхлеют|Востоке или на Западе. |
| |и умирают, но умирают не от внешних | |
| |только причин. Внешние причины…по | |
| |большей части только ускоряют смерть| |
| |больного и расслабленного тела… но | |
| |иногда организм умирает тем, что | |
| |называется естественною или | |
| |старческою немочью. | |
|Запад и |Прогресс не составляет |Является ли Европа и |
|Восток. |исключительной привилегии Запада или|общечеловеческой |
| |Европы, а застой - исключительного |цивилизаци-ей? - вот |
| |клейма Востока или Азии; тот и |вопрос, на который |
| |другой суть только |большинство даёт |
| |характеристические признаки того |положительный ответ, |
| |возраста, в котором находится |противопоставляя Запад как|
| |народ... важнейшая причина, по |полюс прогресса и Восток |
| |которой отвергается мысль о |как полюс застоя и |
| |какой-либо самостоятельной |коснения. Но Данилевский |
| |цивилизации вне германо-романских |справедливо указывает, |
| |форм культуры, заключается в |например, на множественные|
| |неправильном понимании самых общих |достижения Китая, как то |
| |начал исторического процесса и в |земледелие, садоводство, |
| |неясном, туманном представлении об |рыбоводство, не говоря уже|
| |историческом явлении, называемом |о порохе, компасе, бумаге.|
| |прогрессом.. | |
|Понятие |Степень совершенства, достигнутого |Система науки есть таким |
|системы |какою-либо наукой, степень понимания|образом сокращение самой |
|науки. |входящих в круг ее предметов или |науки, в котором |
| |явлений в точности отражается в том,|выражается существенное её|
| |что называется системою науки… Я |содержание и отражается |
| |говорю о внутренней системе наук, |степень её совершенства. |
| |т.е. о расположении, группировке | |
| |предметов или явлений, принадлежащих| |
| |к кругу известной науки, сообразно | |
| |их взаимному сродству и | |
| |действительным отношениям друг к | |
| |другу. | |
|Понятие и |Понятие о естественной системе... не| |
| |составляет какой-либо особенной | |
|требования|принадлежности ботаники и зоологии, | |
|естественн|а есть общее достояние всех наук, | |
|ой |необходимое условие их | |
|системы. |совершенствования. |Данные требования сами по |
| |1.Принцип деления должен обнимать |себе ясны и являются |
| |собою всю сферу делимого, входя в |требованиями здравой |
| |нее как наисущественнейший признак… |логики. |
| |Это нуждается, может быть, в | |
| |некотором разъяснении. Если принять | |
| |за принцип деления любой первый | |
| |попавшийся на глаза признак и, | |
| |охарактеризовав им одну группу, | |
| |характеризовать всё остальное | |
| |отсутствием этого признака, то при | |
| |такой методе каждый признак может | |
| |быть, конечно, назван принципом, | |
| |обнимающим всю сферу деления. Но | |
| |такой отрицательной характеристики | |
| |ни естественная система, ни даже | |
| |здравый смысл не допускают. | |
| |Все предметы или явления одной | |
| |группы должны иметь между собой | |
| |бульшую степень сходства или | |
| |сродства, чем с явлениями или | |
| |предметами, отнесенными к другой | |
| |группе. | |
| |Группы должны быть однородны, то | |
| |есть степень сродства, соединяющая | |
| |их членов, должна быть одинакова в | |
| |одноименных группах. | |
|Оценка |Самая общая группировка всех |Данилевский считает, что |
|общеприня-|исторических явлений и фактов |подобная историческая |
|той |состоит в распределении их на |периодизация связана с |
|системы в |периоды древней, средней и новой |нарушением основных |
|науке |истории…но формы исторической жизни |принципов систематики, |
|всемирной |человечества не только изменяются и |поскольку в основу её |
|истории. |совершенствуются повозрастно, но ещё|положена идея временнуго |
| |и разнообразятся по |синхронизма, или |
Страницы: 1, 2
|