рефераты скачать

МЕНЮ


Роль бессознательного в понятии сознания

1. от внешнего информационного потока или (что одно и тоже)

информации среды D и, от

2. k и r коэффициентов убывания количества информации в системе и

ее нарастания.

3. А также, от некоторой функции y=f(x) (где y параметр

относящийся к бессознательному, а х - к сознанию), определяющей

количественную разницу между Bn и Un. Причем, как установлено в разд.

3.4.1 Bn>>Un. Данная функция детерминирована генетически и является const.

Полезный эффект личности в системе БЧП-ОП зависит от конкретного

значения коэффициентов в (1).

Обобщая можно сказать, что личность по своей природе виртуальна. Как

информация общественного психического личность каждого не родившегося

индивида потенциально существует в ОП. При появлении физического носителя

(тела индивида) ОП транслирует (проецирует) в него данные. На основе этих

данных и возможностей физического носителя информации (ФНИ), формируется

личность как информационный продукт. Этот продукт существует лишь

некоторый, незначительный в историческом плане (общий возраст ОП),

промежуток времени в течении которого, в качестве вычислительного элемента

(кванта ОП) работает на ОП, будучи зависимой от него на все 100%. В

последующем, в результате естественного износа ФНИ, ОП вынуждена отказаться

от личности (локального сознания). ОП по сути дела теряет свой квант и в

результате личность терпит крах она нивелируется, просто исчезает. Все это

означает, что ОП создает и уничтожает кванты, каждый из который виртуален.

Таков социальный онтогенез личности с позиции информационного подхода.

Учитывая рост численности населения на Земле, очевидно, что ОП

заинтересована в сохранении порождаемых квантов. В связи с чем, необходимо

или решить проблему износа ФНИ или создать новый биотехнический или

технический ФНИ для длительного существования в нем квантов ОП.

Изложенные мысли в настоящем разделе целесообразно обозначить как

информационная теория социального онтогенеза личности (ИТСОЛ).

организация среды сознания

Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании

организации сознания, - это топология процессов в сознанииДля исследования

этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори

введенными постулатами.

В пределах контекста вопроса, охарактеризуем сознание, как некоторую

информационную сущность ограниченного размера (в сантиметрах),

локализованную в области черепа и имеющую некоторую организацию.

Под организацией сознания будем понимать динамическую структуру

сознания, то есть определим сознание нечто состоящее из нескольких

объектов, находящихся в постоянной динамике.

Объект в динамике есть процесс.

Все объекты информационные.

Существует зависимость состояния одних объектов от других.

Объекты существуют в некотором объеме пространства пространство

сознания.

Объекты имеют определенную форму и локализацию в пространстве сознания.

Объекты неравнозначны между собой. Они все отличаются.

Причины динамики объектов заключаются в бессознательном.

Каждый объект является порождением своего класса-источника данных.

Теперь имея некоторое количество базовых определений и постулатов можно

развить идею топологии сознания.

Безусловно, что сознание манипулирует информацией, сознание содержит

только информацию, а значит сознание есть в чистом виде информация.

Используя системный подход и имеющиеся технические аналогии, а также

результаты психологических исследований, целесообразно классифицировать

объекты сознания и указать их класс-источник (таб. 1).

Таблица 1. Разновидность объектов сознания и их класс-источник

| |Объекты сознания |Класс-источник* |

|1 |Видеообъект |Бессознательное/Зрительная |

| | |сенсорная система |

|2 |Аудиообъект |Бессознательное/Слуховая сенсорная |

| | |система |

|3 |IMG-объект |Бессознательное |

| |(воображение-объект) | |

|4 |I-объект (мысле-объект) |Бессознательное |

|5 |Морфо-объект |Бессознательное/Рецепторы давления |

| | |и растяжения организма |

|6 |Термо-объект |Бессознательное/Рецепторы |

| | |температуры |

|7 |SC-объект (пространство |Бессознательное |

| |сознания-объект) | |

|8 |Прочие объекты | |

Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием

пути его возникновения.

Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является

определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в

нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе

данных сенсорных систем и рецепторов организма.

Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно

использовать широко применяемое в программировании понятие пути. Это

понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет

проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что

даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей

структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в

сознании, так и в бессознательном.

Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие

среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов

сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет.

Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.

Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая

собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример

это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого

объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет

содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица

канала.

Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти.

К ним относятся:

1. Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта,

через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после

утомительных попыток его вспомнить.

2. Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде

сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например

(последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в

конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2

часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается

постепенно.

Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например,

вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить.

Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не

вспоминается (а система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить.

Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через

некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала

завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего

канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из

задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего

канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые

вами сведения. Вдруг вы вспоминаете то, что хотели вспомнить некоторое

время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более

высоким приоритетом.

Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в

символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества

времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.

Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на

трех уровнях:

- объектном,

- канальном,

- задач.

Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что

хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому,

является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный

источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют

бессознательную природу.

В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано

ни шагу. Это вызвано двумя причинами:

1. Эффектом целостности среды сознания.

2. Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию

сознания.

некоторые механизмы бессознательного

Если сознание в какой то мере доступно для исследования, то

бессознательное психическое до настоящего времени является гигантским

черным ящиком. Образно говоря, мы даже не знаем как этот ящик выглядит!

Каким же бессознательное проявляет себя, чтобы его можно было изучать?

Имеется единственный, пока доступный, способ изучать бессознательное через

сознание, разрабатывая соответствующие методики и ставя эксперименты.

Вообще, сведения о бессознательном складывается из следующих

источников:

1. Интроспективное восприятие.

2. Психологические эксперименты.

3. Физиологические эксперименты [2, 5].

4. Психоаналитическая практика.

5. Психиатрическая практика.

6. Наблюдение за обычными людьми.

7. Эксперименты над людьми с имплантированными в головной мозг

электродами [6].

8. Неврологическая практика [10].

9. Нейрохирургическая практика.

Приведенный список обширный, но все же недостаточный. Идеальным

вариантом для исследования было бы использование человека в экспериментах.

Но моральные ограничения и закон, не позволяют это делать.

Естественно, что в настоящей работе привести результаты исследований по

всем вышеуказанным источником просто невозможно. Хотя для построения модели

бессознательно важны любые сведения о нем. Тем не менее целесообразно

ограничится чем-то определенным.

Центральным пунктом в исследовании бессознательного является работа

памяти, так как основная часть процессов памяти осуществляется неосознанно,

автоматически [11]. Подавляющая часть психических процессов

автоматизированы. На уровне объектов, сознание взаимодействует с

бессознательным используя интерфейс запросов.

Что же такое память с точки зрения психологии?

Память это способность психики воспроизводить в большем или меньшем

соответствии с оригиналом прошлые события (сведения) после хранения их в

течение некоторого времени [11]. Сразу же бросается в глаза явное

ограничение предлагаемой формулировки понятия памяти.

Память не является чем-то изолированным. Она является частью процессов

отражения внешнего мира в субъекте. Вся информация поступающая в индивида

проходит через систему памяти и тем или иным образом фиксируется в ней.

Информация поступающая в память хранится там, в виде некоторой целостной

структуры, в которой отражаются объективные взаимосвязи внешних объектов.

Поэтому в дальнейшем будет дано новое определение памяти, учитывающее все

ее особенности.

Между сознанием и бессознательным существуют определенные

взаимоотношения. Технический и логический аспекты этих отношений в какой-то

мере были представлены в предшествующих разделах. В этом разделе

целесообразно остановиться на проблеме возможностей сознания.

Как ярко продемонстрировали различные эксперименты бессознательное

чрезвычайно сложно устроено. В нем осуществляется сложные математические

вычисления. Математика эта специфична. На 80% она встроена в нейроны, т.е.

реализована на низком уровне, остальные 20% задаются параметрами внешних

данных форматом сообщений поступающих в индивида извне.

Практически все множество сервисов бессознательного, да собственно и

сознания тоже скрыто от Я субъекта, от его внутреннего взора в себя.

Бессознательное прозрачно для сознания это главный момент в понимании

работы сознания. Для основной массы людей, бессознательное как бы не

существует. Говоря языком психологии, уровень рефлексии крайне низкий.

Что же мы (локальное сознание) получаем в результате маскировки

информации бессознательного? Две проблемы:

Проблема 1. Сознание не может явно контролировать механизмы

бессознательного, а значит и работу организма на всех уровнях его

организации от системного, органного до клеточного, молекулярного

(генетического в т.ч.).

Проблема 2. Возникает необходимость в построении специфической

социальной среды взращивания сознания и управления людьми, короче просто

общества.

Если подвести черту под этим проблемами, то можно сказать, что

практически все существующее разнообразие проблем человека (старость,

болезни, смерть и пр.) связано с отсутствием доступа в бессознательное.

В общем виде сознание взаимодействует с бессознательным путем

запросов. Запросов множество, и, обычно, они связаны с воспроизведением

информации или создании новой информации. Для сознания запрос имеет

вербальное представление, но с точки зрения модели бессознательного это

иллюзия. Просто техническая сторона запроса скрыта от сознания. Это похоже

на то, когда работая в текстовом редакторе (Например, MS Word) мы видим

текст, но на самом низком программном уровне это не текст, а

последовательность нолей и единиц, а если перейти на физический уровень

рассмотрения, то это функция состояния электромагнитного поля в проводнике,

зависящая от времени. Перенося этот пример на сознание можно сказать, что

информация среды сознания, то есть то, что осознаваемо, есть верхний

программный уровень. В свою очередь, низким уровнем является состояние

молекулярных комплексов нейрона.

Человек не осознает как он работает. Общественное психическое

настолько эволюционировало информационно, что сегодня наука ставит вопрос о

познании информационных процессов и физического носителя, поддерживающего

их, обеспечивающих существование личности. Теперь уже не важно создал

человека Бог или человек эволюционировал в течение миллионов лет. Теперь

человек ставит вопрос иначе. Главный вопрос сегодня: Кто я? Во всех

аспектах. И второй, важнейший вопрос: Как продлить существование личности?

Заключение

История человечества говорит прежде всего о факте эволюции

общественного психического именно за счет вычислительных ресурсов

бессознательного. Человек, как сознательное существо, стал способен

поставить вопрос об истоках собственного Я. Достигнутый уровень

исследования психики показывает наличие ее сложной организации.

Социализация личности приводит к оторванности ее от ее физического носителя

тела. Современный человек в понимании себя во многом абстрагирован от

собственного тела. В связи с чем, явление смерти личности (как телесной,

так и душевной, то есть информационной) неудовлетворительно.

Жизнь человека, в информационном понимании его интеллектуальных

запросов, не сводится только к удовлетворению биологических потребностей.

И об этом свидетельствует интересы современного общества, частично

выраженные в уже полученных достижениях познания реальности. Человек вышел

в Космос, был на Луне, в 2017 году США планируется полет на Марс. Было

открыто электромагнитное поле, на этой основе возникла электроника.

Достижения в области физики и химии привели к появлению молекулярной

механики. Математика как научная отрасль неимоверно усложнилась, создавая

для общества все новые интеллектуальные ресурсы решения научно-практических

задач. Таковы основные успехи современной науки, перечисление которых

заняло бы несколько сотен страниц.

В конце девятнадцатого века человек поставил задачу создать некий

аналог себя самого. И он смог это сделать. Механическая часть подобно

человеческому телу и управлению ею уже имеются это роботы, функционирующие

на сервомеханизмах. Отчасти смоделированы интеллектуальные функции

человека. Но цивилизация идет дальше. Ей этого мало. Необходимо создать

Homo tehnicus. Но зачем создавать конкурента, в борьбе за жизнь? Пускай

даже технического. Есть лучший вариант.

Исследование бессознательного дает основу в понимании как работает

сознание и в конечном итоге позволяет установить информационную структуру

личности, во всей многогранности ее интеллектуальных проявлений. Каждый

человек дорог. И если мы наука не состоянии продлить жизнь биологического

тела, то нужно создать тело техническое, новый физический носитель, в

который можно транслировать субстрат-информацию личности информус.

Пестрая ткань психических процессов и их проявлений в форме

человеческих действий и отношений сплетена из разных «нитей» — от высших

степеней ясности сознания до глубин бессознательного, занимающего большое

место в духовной жизни человека. Например, далеко не все последствия своих

поступков мы осознаем. Не все внешние впечатления достигают фокуса

сознания. Многие действия носят автоматизированный, (машинальный) характер.

Однако, несмотря на исключительную значимость и место неосознанных форм

психики, человек прежде всего сознательное существо.

Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных

и иррациональных явлений духа. Они имеют свою структуру, элементы которой

связаны как между собой, так и с сознанием и действиями, оказывая влияние

на них и, в свою очередь, испытывая их обратное влияние. Мы ощущаем все,

что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом

нашего сознания. Множество из них остается на периферии сознания или даже

за его пределами. Следует различать два вида неосознанных действий. К

первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму —

ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе

формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются

уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при

условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется

именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих

функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное

или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее

борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным

справиться с ними. Это проявляется при наличии различного рода психических

расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги,

непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто

машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на

мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой.

Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных

формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему,

что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При

этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные

действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее

автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в

светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию

психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как

такового.

Человеческая деятельность сознательна лишь в отношении тех результатов,

которые первоначально существуют в замысле и намерении как их цели. Но

далеко не все последствия поступков являются адекватной реализацией цели.

Результаты наших действий, поступков порой являют нечто совсем иное, даже

противоположное тому, к чему мы стремимся, совершая эти действия.

Много и разумного, и иррационального как в жизни отдельного человека,

так и в водовороте истории. Бессознательное проявляется крайне

многообразно, в том числе и в виде информации, которая накапливается в

качестве неосознанного опыта и оседает в памяти человека. Однако человек –

это прежде всего сознательное существо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Сборник

произведений./Сост. М.Г. Ярошевский/, М.: Просвещение, 1989.

2. Иванова М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека.

М.: Наука, 1990.

3. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма.

М., Политиздат, 1977.

4. Лейбин Валерий. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.

М.: Изд-во политической литературы, 1990.

5. Ливанов М. Н., Русинов В. С. и др. Диагностика и прогнозирование

функционального состояния мозга человека. М.: Наука, 1988.

6. Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.

7. Петер Кутер. Современный психоанализ. Введение в психологию

бессознательных процессов. /Пер. с нем. С. С. Панкова и под общ. ред. В.В.

Зеленского/, СПб.: Б.С.К. , 1997.

8. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру.

М,. Политиздат, 1985.

9. Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.:

Политиздат, 1988.

10. Физиология центральной нервной системы. (В серии: Руководство по

физиологии) Л.: Наука, 1981.

11. Хофман И. Активная память: Эксперимента. исслед. и теории человеч.

памяти. /Пер. с нем, общ. редакция и предисловие Б. М. Величковского и Н.

К. Корсакова/, М.: Прогресс, 1986.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.