рефераты скачать

МЕНЮ


Роль бессознательного в понятии сознания

область сознательного. Во второй половине XIX века эта последняя широко

проводилась не только философами, но и в работах естествоиспытателей. Тем

самым к началу XX столетия была подготовлена почва для возникновения такого

учения, как психоанализ, который поставил проблему бессознательного в центр

своих теоретических и практических изысканий.

В философских системах прошлого анализ духовной деятельности человека и

постижение его субъективно- личностных характеристик осуществлялись с

помощью отвлеченного мышления, абстрактного рассуждения о человеческой

душе. Наиболее доступным и, пожалуй, единственным методом познания

внутрипсихических явлений на протяжении многих столетий оставался метод

интроспективного видения человека, основанный на способности и умении

субъекта проникнуть в существо своих внутренних переживаний.

Предполагалось, что только при помощи сознания, благодаря способности

человека направлять сознание на самого себя, пристально всматриваться в

глубины своей души можно выявить в чистом виде и описать внутрипсихические

процессы.

Структура психики в зеркале психоанализа

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как

правило, нормального, физически и психически здорового человека и

исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического

ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики

человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о

бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание

на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума,

обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик

личности и под углом зрения их болезненных нарушений.

Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а

следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку

исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими

характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и

рационального в человеке.

И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения

неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического,

в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно

"сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования

привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с

сознательными составляют специфическое содержание психики.

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как уже

отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал,

подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях

поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для

раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание

бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в

различных философских системах. "Для Фрейда, - как отмечает один из

исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой"

человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в

первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он

подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-

первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о

чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при

определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых,

вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать

сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение

этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной

психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие

представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд

называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или

собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело

психоанализ.

Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям

прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о

своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом

сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в

психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые

давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы

говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях,

Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о

бессознательной душевной деятельности.

При этом, в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого,

которые также допускали существование бессознательного психического, он

опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над

людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что

бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого

индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в

дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на

пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким

образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта

существования в психике человека бессознательных представлений, но

стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы

бессознательного в систему сознания.

Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только

путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит

сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные

акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в

сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие

допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.

Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное

тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную

мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия,

заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на

Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо

становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-

либо становится предсознательным?".

Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать

только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за

давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы

воспоминаний.

В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и

вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно

бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях,

когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре

психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду

расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и

бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно:

бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть

человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,

надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное

обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе

развития психики.

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и

менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное

деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде

сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех

элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: "Оно"

(Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость",

основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая

руководствуется своими собственными законами, отличными от законов

функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера

сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и

внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами,

соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью,

целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego)

- внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки

общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник

между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между

ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления,

желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной

реальности.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд

исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" -

функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего

удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений

индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в

нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и

направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд

может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является

той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей

деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального

бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я"

управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои

условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд

прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью,

подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для

раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру,

только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно

коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться

своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь

видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь,

остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в

такое действие, которое является будто бы его собственной волей '. Как

покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить

свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда

удается, в нем самом образуется новая инстанция-"Сверх- Я" или "Идеал-Я",

которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во

фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом,

отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов.

Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я"

выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему

положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять

сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально

неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом

смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по

своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и

родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова

комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых

важных libid'ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как

поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной

ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.

Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания",

которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую

сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх-

Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность"

бессознательного, субъективно он верил в способность осознания

бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: ""Там,

где было "Оно", должно быть "Я"". Задачу психоанализа он видел в том, чтобы

бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания,

чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими

страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел

фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения

психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались

плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не

только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о

внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие

установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со

временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

"Логика" бессознательного конфликта. Давно было замечено, что человек

нередко не осознает смысл и значение мотива своего поведения. А если при

этом попросить объяснить свое поведение, то он часто называет такие

причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки

человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются

загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Не удивительно

поэтому, что мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за

его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда

привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь

сущность человеческой природы. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых

мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для

него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической

деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически

разыгрывающихся в глубинах личности.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения

пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию

человеческого организма, основатель психоанализа обратился н внутренним

стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все

психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения

человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие

бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и

положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного

влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи

которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до

высокоразвитой психической организации человека.

Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией

сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин

возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую

психоаналитическую концепцию.

художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных

произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая

процедура по расшифровке "языка" бессознательного, который в символической

форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках,

снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается

Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов

"реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания человека

социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных

конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть

выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных

симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого

самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой

художественной деятельности [3].

Зигмунд Фрейд и концепция бессознательного

Концепция бессознательного, той части человеческой души, которая

является своеобразной тайной для индивида, развивалась на протяжении

тысячелетий. Факт научной непознанности психики человека использовалась и

эксплуатируется до сих пор всеми религиями.

Человек в своем сознании ограничен. Нечто лежащее за пределами его

мыслей, но существующее в том же головном мозге, контролирует фронтальную

личность. Автоматизм мышления кажется нам чем-то естественным и простым

для восприятия, но за этой простотой кроется истинная природа человеческой

психики, которая по-видимому и есть подлинное Я.

Наибольший вклад в развитии концепции бессознательного внес Зигмунд

Фрейд [1]

Бессознательное не является для Фрейда чем-то абстрактным, совершенно

бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в

качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых

психических процессов [4]. Мы должны различать личное бессознательное и не-

или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как

коллективное бессознательное (Коллективное бессознательное представляет

собой объективно-психологическое, а личное бессознательное – субъективно-

психическое.) – именно потому, что оно отделено от личного и является

абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены

повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное

бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно

забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые

(сублиминальные) восприятия, т. е. – чувственные перцепции, которые были

недостаточно – сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец,

содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто

встречающемуся в сновидениях образу Тени (Под Тенью я понимаю "негативную"

часть личности, а именно сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно

развитых функций и содержаний личного бессознательного. Изначальные образы

– это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления

человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и

мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни,

что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах,

которые имеют о своим источником познания восприятие бессознательного.

Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла,

архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д.

происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов.

Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в

себе все те элементы, которые потребны для саморегулирования целокупной

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.