рефераты скачать

МЕНЮ


Проблема субстанции в философии

“Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало

себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем

чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет

необходимым для их мира и защиты”. Тот, кто выступает носителем

политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает

верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом,

возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние.

Так, по Гоббсу, образуется “политическое тело”.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором

обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и

благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической

власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной

власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть “войну

всех против всех”, экстремальные состояния общества. Поэтому верховная

власть должна быть “так обширна, как только можно ее представить”. В этой

связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения

суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в

то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно:

необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и

управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как

гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического

(государственного) абсолютизма, покоящегося на “рационально-

бюрократических” принципах властвования и управления. Указанные свойства

политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими

и существенными для всех форм государства, как монархических, так и

республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии,

которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной

цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из

ведущих теорем его политической геометрии.

Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о

прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих

примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.

Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии

парадоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек

имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает

такую свободу в “войну всех против всех”. Разум и инстинкт самосохранения

подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена,

нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей.

Отсюда - естественные законы, на основе которых люди могут прийти к

соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие

людей, их равенство как субъектов права. Привилегии противоречат принципам

гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего

имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридически

привилегию или создаваться на основе такой привилегии. Иначе будет

невозможно само гражданское общество.

Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте,

равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с

переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная

власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В

юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что

естественные законы конкретизируются в форме позитивного (“гражданского”)

законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы,

по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и

поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует

разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат

оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря,

эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-

юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать,

что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в

значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (философский взгляды характерные плюрализму)

Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих основателей механико-

математического знания, так и созидателей метафизических систем. Лейбница

причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.к философам. Он- математик и

физик, правовед и историограф, археолог и лингвист, экономист и политик.

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года. В 1661

году после нескольких лет самообразования он поступил на юридический

факультет Лейпцигского университета. Потом служил при дворе майнцского

курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где провел 4 года и где ему

удалось лично завязать контакты со многими видными учеными и философами.

Затем с 1676 года и до конца жизни Лейбниц в течение сорока лет

находился на службе при Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его

жизни было и немало безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и

недоброй славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние

годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для англичан

он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о научном приоритете, для

немцев он был чужд и опасен как человек, перетолковывающий все

общепринятое по-своему. Горьким был и личный итог жизни и деятельности

Лейбница: непонятый и презираемый, притесняемый и гонимый невежественной

придворной кликой, он пережил крушение лучших своих надежд. Пренебрежение

и вражда власть имущих и церковников к великому мыслителю преследовали его

и после смерти.

Ныне всеми признано, что Лейбницу были свойственны исключительно

широкий кругозор и диапазон деятельности, одновременное усмотрение

разнообразных связей разбираемых им проблем и целеустремленное

исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал поразительной

сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и умением подметить самые

различные следствия, вытекающие из выдвинутых им положений.

Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются две

книги: "Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В первой работе

Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма содержательное

изложение собственных взглядов по многим вопросам теории познания. Вторая

книга снабжена подзаголовком "Рассуждение о благости божией, свободе

человеческой и начале зла". Свобода и необходимость в мышлении и поведении

разумных существ, границы приложения их воли и диалектика добра и зла -

вот те вопросы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий

характер присущ также его поздним сочинениям: "Критика основоположений

отца Мальбранша" (1711) и "Монадология" (1714). Переписка Лейбница

чрезвычайно обширна: он оставил после себя более 15300 писем к тысяче

адресатов на французском, немецком и латинском языках.

Учение Лейбница многопланово, и верно оценить его можно, только

проследив его аспекты по отдельности. Один из них взаимодействие категорий

Историко-философские предпосылки его философии - это прежде всего те

противоречия и трудности, которые обнаружились в двух других великих

системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум картинам мира Лейбниц

противопоставил свою.

Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Декарта:

раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мысляще-духовную -

сменился его раздвоением на классы модусов двух атрибутов - протяжения и

мышления. А в то же время спинозовский субстанциональный монизм не

оставлял места реальному многообразию модусов: да, они многообразны, но

источник этого - в непонятном произволе или капризе самовыражения

атрибутов. Подобное произошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая

формула свободы как познанной необходимости оказалась стиснутой

железными рамками субстанции.

Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообразие

действительности объяснить из содержания самой ее субстанциональной основы

- единой, но в то же время многоразличной. Многообразие мира - не

иллюзия, а реальное проявление структуры самой ее сущности. Сущность не

только выражает себя в множестве явлений, но разнообразна внутри

собственного единства.

Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции

разграничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не повреждало

бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой - объясняло бы,

каким образом плюрализм явлений вырастает из монизма сущностей. Проблема

соотношения унаследована от Лейбница Кантом и через него немецким

идеализмом первой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том,

что сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и

потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому

глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впоследствии. Оно

позволило несколько иначе подойти и к проблеме свободы.

Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетворенность.

Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содержит в себе

"перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то он не мог принять

взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и метафизике

Декарта: там, где, по Декарту, господствует телесная субстанция, налицо

пассивные протяжения и нет места для внутренней, а тем более для духовной

активности; там же, где Декарт постулировал мыслящую субстанцию, дух

оказывается в самоизоляции и в нем нет ступеней развития от

бессознательного ко все более сознательному.

Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее место не

только пространственные протяжения, но и силы, пронизывающие ткань

Вселенной в физической картине мира. Роль, отводимая силам Ньютоном,

недостаточна, и она нуждается в философском обосновании и развитии.

Декарт не дал его вообще, а Спиноза обосновал нечто противоположное - не

активность модусов, а их пассивную зависимость от неизменной субстанции.

В противоположность Декарту и Спинозе Лейбниц определяет место сил не

в явлениях мира, а в самой его сущности. Они заполняют ее всю, они и есть

сама сущность. В явлениях силы обнаруживают свои действия, но здесь

видимы не сами силы, а последствия их активности; в области сущностей эта

активность кипит беспрестанно, но она невидима, так как "прикрыта"

чувственными явлениями. Поскольку силы не чувственны, то они - и здесь

Лейбниц заключает ошибочно - не материальны. Но в то же время они

бессознательны, то есть еще не обладают сознанием. Так они соединяют в

себе то, что было разъединено Декартом,- духовность и бессознательность.

Но еще более важно то, что Лейбницем восстанавливается единство

мира и притом сразу как бы в стороны, в отношении сущности, а с другой

стороны, в соотношении сфер сущностей и явлений.

В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то есть

неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.

Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее

развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и

то, что в чувствительности выступает под именем материальных,

геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.

Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько

сил, столько существует и субстанций.

В этой философии мир оказывается именно системой субстанций-сил,

ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и явлений может

обрести свой синтез только в понятиях всепронизывающей организованности,

упорядоченной структурности. Сил-субстанций как центров сосредоточения

колоссальных энергий бесконечно много, ибо ограниченность их количества, а

тем более единственность не могли бы обеспечить безграничной

неисчерпаемости явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг

другу разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы найти

такую характеристику и структуру отношений между субстанциями, которые

объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упорядоченность их

действий.

Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира,

превращающий какафонию независимых друг от друга субстанций в стройный,

гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проблем в представлении

об изначальной, то есть предустановленной, гармонии мира и понятии бога,

завершающем собой восходящий ряд субстанций.

Мотив великого синтеза проникает через всю систему Лейбница. За

полтора столетия до Гегеля он рассматривал историю прошлой философии не как

скопление ошибок и заблуждений, а как источник великих уроков и догадок.

Другим учителем для новой системы была современная наука: ее открытия

стояли у истоков монадологии Лейбница.

По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповторимое

многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произойти не может, так

что принцип качественного многообразия должен быть введен в саму

субстанцию. Философ был прав, считая, что в самой природе бытия должна

быть налицо многокачественность. Но это выступление против монизма

Спинозы нельзя оценить однозначно. Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за

то, что его учение о свойствах субстанции не только не дает возможности

осуществить обоснованный переход к неисчерпаемому многообразию мира

модусов, но даже препятствует ему.

Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал две

различные проблемы - многообразия вещей. Отсюда ошибочность его требования,

чтобы существовало беспредельное множество субстанций. Правда, он

достигает единства и упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди

них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют

родство, они составляют своего рода диалектику единства и многообразия

реального мира, но эта диалектика в данном случае достигается дорогой

ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции роднит между собой

общая их духовная природа.

Поэтому различия между субстанциями оказываются не пространственно-

временными и механически-количественными, а духовно-пси

хическими и органически-качественными. Метод Лейбница распространяет

индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его

уголков. Подобно различным человеческим личностям, субстанции

индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на

свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в

конечном счете в едином направлении.

При всей своей индивидуальности субстанции родственны друг другу не

только в том, что все они духовны, но и в том, что они вечны и "просты",

т. е. неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные

различия для них вообще не существенны, они представляют собой "точки" -

точки не математические или физические, а "метафизические".

Физические "точки", по Лейбницу, в принципе всегда сложны, то есть

реально и познаваемо расчленимы, делимы на их составляющие, так что в

телесной природе не существует никаких окончательных, далее не делимых

элементов. Точки математические суть абстракции, а не реальность.

Лейбниц не только характеризует субстанции, ссылаясь на данные

микроскопии как "живые точки", но и считает их своего рода

метафизическими дифференциалами, некими бесконечными малыми сущностями.

При строгом употреблении всех этих терминов возникает логический тупик,

так как конечная бесконечность невозможна, как и любое ей аналогичное

понятие. Но при иносказательном употреблении нет более подходящего

обозначения для субстанции. Им не свойственна протяженность, но и в этом

смысле они суть точки, то есть как бы пространственные "ничто", но,

будучи субстанциями, они полны содержания и неисчерпаемы.

Будучи метафизическими точками или "живыми нулями", субстанции

Лейбница с не меньшим правом могут называться и метафизическими

индивидуальностями), как философ стал называть их с 1696 г.

Монады не возникают, ибо возникновение субстанций из ничего было бы

чудом, а телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей

не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные

тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть,

то есть монады "бессмертны" и в этом подобны духам.

В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и

субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только субстанции

могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно

активны, и можно сказать, что именно активное стремление составляет их

сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в

котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и

поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют

собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных.

Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу - в

этом его естественнонаучное значение. Идеалистическое понимание Лейбницем

вопроса о субстратности монад неизбежно сказалось и на трактовке их

динамизма. Сущностные силы - это силы "первичные", вечные, всегда живущие

в своих действиях, неповторимые и соединяющие в себе способность к

изменению и тенденцию к актуализации. Актуализация устремлена из

идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духовное

движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже

отсюда далее проистекает протяженность и структурность физических

процессов. Монады суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть

сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя

ни раздробить, ни размножить. Делимо пространство и повторимы его

фрагменты, а монады неделимы не только вследствие своего точечного

характера, но и потому, что по своей сущности они вне пространственных

измерений. Динамические свойства монад не носят векторного характера,

силы монад не имеют направлений.

Монады рассматривались и описывались Лейбницем по аналогии с человеческими

"я". Их жизнь заключается не только в деятельности, но и в сознании.

Спиритуалистический смысл понятия "монада" у Лейбница и основанной на

нем онтологии, то есть постоянно раскрывался философом через аналогии и

примеры из области фактов психологии личности. Лишь рассмотрев свойства

души, подчеркивал Лейбниц, можно понять особенности монад, тем более что

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.