рефераты скачать

МЕНЮ


Природа в Философии

он сотворил этот мир, и почему они пренебрегают изучением мира наций, или

цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими»2.

4. Основная проблема философии природы или «философская антропология».

«Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки

поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка

бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем

особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть

дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира".1 Эти

слова Николая Бердяева, на мой взгляд, ни у кого не вызовут сомнений.

Проблема человека в природе - центральная проблема во всей мировой

философской мысли. Да и не только философия, но и любая другая деятельность

людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение

которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов.

Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие

науки, обращая внимание на его частные проявления. Какова же специфика

философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в

его целостности, выявление его сущности. В философии "исследуется родовая

сущность "человека вообще" независимо от исторического этапа и условий

общественной жизни".2 И хотя некоторые исследователи отрицают такое

"надисторическое" рассмотрение человека, сводя его сущность к "совокупности

общественных отношений", но остается безусловным - человек всегда сохраняет

некоторые экзистенциальные свойства, которые не зависят от конкретно-

исторической среды его существования. "Именно они создают вертикальную

"связь времен", обеспечивают "коммуникабельность" разных эпох культуры,

позволяя нам "общаться" с Гомером и Конфуцием, Петраркой и Омаром Хайямом

как с современниками".3

Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой

фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не

может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом

словаре" (1983) читаем: "Человек - высшая ступень живых организмов на

Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры",1 то в

"Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного определения нет,

констатируется лишь тот факт, что "человек - фундаментальная категория

философии"2. Сложность философского определения человека вполне объяснима.

Во-первых, категорию "человек" невозможно однозначно подвести под более

широкие родственные понятия - природа, Бог, общество. Человек - это всегда

микрокосм, микро теос и микро социум одновременно. Уместны здесь будут

слова Шелера: "Человек - это в известном смысле все". Во-вторых, человек

соединяет в себе множество противоположных начал: биологическое -

социальное, душа - тело, природное - культурное и др., которые не позволяют

односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме

человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод

исследования, ту или иную точку отсчета. Мне хотелось бы обратить внимание

на историю проблемы человека и природы в классической философии.

Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу.

В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент

природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или

разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное

отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что

Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое

оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать

следующие факты. В период своего становления философия была направлена

"вовне", на объективный мир природы. Накопление философского объема знаний,

разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни

обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению

человека. Возникает субъективистская - антропологическая тенденция в

философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. В их

философии человек в природе становится единственным бытием. Софист Горгий

доказывает, что человек только в себе самом может найти истину природы. Эта

идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором:

"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не

существующих, что они не существуют". Таким образом, можно констатировать,

что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего

творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших

проблем философии природы.

Говоря об античной философии, отметим еще и то, что, начиная с

Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии этого

мыслителя выступает как изначально дуальное существо: своим телом он

принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об

утерянных космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в

античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил

человека не только с природным миром, но и с самим собой, сориентировав

личность человека на достижения счастья в конкретном эмпирическом опыте, а

не в космических странствиях души. Вообще же образ человека и природы в

античной философии космоцентричен. Человек рассматривался как микрокосм в

гармонии духа и тела, в отличие от христианского средневекового

мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель

человека.

В христианской философии библейское представление о человеке как

образе и подобии Бога", внутренне раздвоенном вследствие грехопадения,

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого

человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой

связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Святой

Августин представлял человеческую душу как независимую от тела и именно ее

отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как

единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.

Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда

постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу.

Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и

подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный

статус человеческой личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над

миром природной необходимости и судьбы.

Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека в

природе и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной

для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих

возможностях человек сам выступает как микротеос.

В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта "cogito

ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцент на

самосознании личности человека и связанных с ней процессов

индивидуализации. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и

гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело

механизируется и подчиняется всеобщим, естественным законам природы.

Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на

особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен

как пассивное начало, являющееся производным от внешних природных и

социальных обстоятельств.

Творческий статус человека был обоснован Немецкой классической

философией и романтизмом. Романтики подчеркнули иррациональную природу

свободы человека, благодаря которой гений творчества достигает вершин.

Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта

обосновала миро созидающие возможности человеческого разума в природе.

Исходя из дуалистического понимания человека как существа, принадлежащего

двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы,

Эммануил Кант разграничивает антропологию в "физиологическом" и

"прагматическом" отношении: первая изучает то, что делает природа из

человека, вторая - что человек делает из себя сам, как свободно действующее

существо. В немецкой классической философии нашли обоснование также

культурно-историческая ангажированность человеческого сознания (Гегель) и

возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и

отношений (Фейербах).

Подводя итоги разговору о проблеме человека и природы в истории

классической философии, хочу отметить, следующее, практически любая

философская система, так или иначе, касалась этой проблемы, пытаясь

ответить на вопросы: что есть человек, для чего он живет, каким образом

познает окружающий мир? Какое место отведено человеку в этом мире? и др.

Другой вопрос: когда эта проблема стала центральной?

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к

человеку. Именно в это время проблема человека в природе стала центральной

для ряда философских и религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение

человека в космосе" (1928г.) выдвинул задачу создания основополагающей

науки о человеке и его месте в окружающем мире. Он разработал обширную

программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая

должна была соединить конкретно-научное изучение человека с целостно-

философским его постижением. За философским течением, основателем которого

стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". Но этот

термин имеет и другое, более широкое значение. Им обозначается раздел

философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы

человека. "Философская антропология - это раздел философии, в котором

изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы

человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы

человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической

картины мира"1.

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю

жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу

быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский([?]). Разгадал

ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, пока нет. Проблема человека, его

гармонии с природой устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех,

кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: Кто я? Что мой

дом? Для чего я живу? Кем создан этот мир? Для чего существует человеческий

род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе

5. Феномен самоорганизации материи в природе.

Для познания механизма развития материи от низшего к высшему, от простого

к сложному, существенное значение имеет познание генезиса феномена

управления и его системоорганизующей роли. Вся живая природа и социальная

сфера буквально сотканы из бесчисленного множества контуров управления (и

самоуправления) разных уровней. Но необходимо оговориться, что в природе не

существует такого самостоятельного явления как механизм управления.

Философской науки этот важнейший философский и социальный феномен «мало

изучен»1, генезис его не прослежен. Соответственно и в учебниках по

философии понятие управление упоминается только мимо ходом, структура его и

функции не раскрыты. Философ Крушанов А.А. сетует на отсутствие в

философской науке « надежно разработанной обобщенной модели управления,

задаваемой на уровне его наиболее существенных признаков».

Слово «генезис» означает возникновение и становление, какого либо

развивающегося явления. Именно к такому роду явлениям относится и феномен

управление. Феномен управления долгое время считался исключительно

общественным явлением, результатом сознательной деятельности человека.

Успехи биологических наук, а так же исследования при создании сложных

технических систем на рубеже 40 – 50 –х годов двадцатого столетия

позволили расширить видимую сферу действий управленческих процессов.

Центральная категория – категория развития. Развитие не есть просто

изменение вообще присущие каждому движению, а представляет собой изменение

связанные с процессами отражения (как всеобщего свойства материи),

сопровождаемые упорядочением связей. накоплением информации, возникновением

новых структур, их усложнением и детерминацией. Это - процесс

самоорганизации, в котором важнейшее значение имеет генезис процесса

управления.

Механизм управления не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе

эволюции имеет свои переходы от низшего к высшему.

Воздействие внешней среды вызывает отклонение параметра объекта от нормы.

Возникает информация, обратная связь, что в конечном итоге формирует

замкнутые контуры и функциональные системы. Движения системы направленные

на сохранения устойчивости являются положительными сторонами развития, а

отклонения, которые системы призваны выбирать (уменьшать, исключать), можно

назвать отрицательными сторонами процесса. Движущей силой развития

выступает целенаправленная борьба противоположностей – положительной и

отрицательной сторон процесса. В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс

отмечает особую роль в этой борьбе отрицательной стороны процесса, учет

которой в процессах управления и есть использование отрицательной обратной

связи. В «Нищете философии» Карл Маркс подчеркнул роль отрицательной

стороны противоположности в развитии жизни. Пьер Прудон фр. философ,

теоретик анархизма1, извращая диалектику Гегеля, видел задачу в том, чтобы

отыскав в каждом явлении положительные и отрицательные стороны, найти

способ сохранить хорошую сторону и исключить из рассмотрения дурную.

Критикуя П. Прудона, К. Маркс указывает, что исключить «отрицательную,

сторону противоположности – это значит сразу положить конец диалектическому

движению. Именно дурная сторона, - пишет К. Маркс, - порождает борьбу,

создает движение, которое образует историю».2

Таким образом, без отклонения нет информации и процесса управления, нет

развития. Определяющая роль отклонения отражена и в «золотом правиле» само

регуляции. В формулировке П. К. Анохина оно звучит так: «Само отклонение от

нормы служит стимулом возвращения к норме». Система вне природной среды не

может быть активной, только взаимодействие со средой, возникающее при этом

отклонения, противоречия создают необходимое условие для активности

системы, ее самодвижения в направлении самосохранения. Такой средой для

природных объектов явились, геосфера и атмосфера нашей Земли, где с

возникновением органических соединений начали появляться и усложнятся

преемственные связи как реализация самоорганизации материи.

Любого типа упорядоченность возникает в результате кого-то либо воздействия

окружающей среды на природную систему, которая, приспосабливаясь к

изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает

уровень своей организации. По существу, как считают биологи и философы, вся

содержащаяся в организме структурная информация вводится окружающей средой

и ее изменения (самоорганизация), обусловлено длительным влиянием среды.

Считаю, что ошибочными являются общеизвестный тезис «внутренние

противоречия – источник развития природных и социальных явлений» и

утверждения типа «каждая из основных форм движения материи развивается

исключительно на базе своих внутренних противоречий» и «внешние воздействия

могут приводить только к количественным изменениям процессов».1

Развиваться в природе с качественными изменениями, с возрастанием

организации способны лишь открытые системы, в которых каждый процесс

предстает как противоречивое единство самообусловленности, единство

внутренних и внешних противоречий.

В основе эволюции, которой руководит «мудрость природы», лежит способ «проб

и ошибок», реализуемый через учет отклонений. Все те «пробы», которые

приводили к уменьшению отклонения, способствовали живучести образований и,

таким образом, соответствовали требованиям эволюции, закреплялись,

развивались дальше, приводя к упорядоченному усложнению внутренних связей,

к качественным изменениям взаимодействий, к возрастанию активности.

Таким образом, отклонение в природе и, в более широком плане, разнообразие

являются неотъемлемыми атрибутами прогресса и самосовершенствования

функциональных систем. В живой природе, даже на уровне вершины её развития

– человека – эволюция направленно моделирует разнообразие, несхожесть

индивидов как дальнейшее условие развития сообщества.

Индивидуальность каждого человека в биологическом плане обеспечивается

различием генетического кода: каждый человек в мире имеет уникальный состав

белков. Индивидуальность человека в социальном плане, его творческие

способности объясняются полученным им образованием и жизненным опытом,

тезаурусом, который у каждого тоже свой.

При полном сходстве людей друг с другом теряется смысл взаимного общения,

исключается интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность

создала бы тупиковую ситуацию, так как нет отклонений, не возникает

информация как основа поведенческого акта. Следовательно, нет и

целенаправленной деятельности, соревновательности, нет развития.

Национальные различия и этническое разнообразие людей в глубинном смысле

является благом, способствует взаимному обогащению народов и прогрессу

человечества. У каждой нации свои обычаи, жизненный уклад и опыт, талант в

ремеслах и самобытное искусство, которые интересны другим нациям

возможностью удивления, отбора и заимствования.

Природные функциональные системы возникли под воздействием внешней среды

благодаря качественному упорядочению связей: информация, как отражение, как

сигнал отклонения стала образовывать, в виде отрицательной обратной связи,

замкнутые контуры само регуляции – гомеостазис.

При гомеостазисе благодаря процессам обмена веществ, энергии и информации

организм находится в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой,

обеспечивая свою целостность.

Гомеостазис, который можно назвать остовом механизма самоорганизации

материи, не возникает сразу, а является продуктом естественного отбора и

эволюции. Об этом свидетельствует, согласно У. Кеннону, несовершенство

механизма гомеостазиса у тех классов позвоночных, которые предшествуют

млекопитающим.1

Следует подчеркнуть специфику внешнего воздействия в механизме эволюции

живой природы на нашей планете, его цикличность. Пространственно –

временной континуум земного мира, в течение миллионов лет с годичной и

суточной цикличностью изменяя параметры среды (температуру, давление,

освещенность, влажность и т.д.), выступает как мощный и стабильный

генератор воздействий. В результате эволюции , по существу, выжили только

те виды, в основе функционирования которых была заложена цикличность.

Подытоживая все сказанное можно заключить, что многократное воздействие

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.