рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

ирония как активность познающего разума, 2/ как активность

морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен

откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают

отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей

надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит

нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция

художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за

рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент

построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила,

отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача

- зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет

определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине.

Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от

свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира

вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в

художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие

продуктивности. Это фундаментальное свойство человека,

универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к

сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с

природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача

творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью

своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к

миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами,

неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов

природы и всеобщего морального содержания синтезируется

изображение общего, существующее только через индивидуальность.

Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих

законов. В искусстве общий смысл существует через

индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали.

Способность поэта - выразить это общее в единичном, через

индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное

существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый

объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству.

Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая

в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.

Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину,

которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей

истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения

человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности,

создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во

всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект

качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез

знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его

индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность

предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие

эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности

существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий

и основана на эмоциональной активности субъекта

«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.

Понятие бытия и переживания у Дильтея.

Критика историзма у Дильтея.

Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума,

обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и

позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот

проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка

человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-

1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о

духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.

Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее

категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние

переживания, человеческий мир структурирован как исторический.

Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их

единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.

Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.

Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание

и воспроизведение) - теория вчувствования?.

Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.

«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического

мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и

жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание

наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)

Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых

требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика,

вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается

связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в

природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся

объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве

тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание

обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе-

история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа,

объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается

естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе

благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение

Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и

через осмысление истории.

Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира,

абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка -

динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.

Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек-

существо историческое. Метафизические построения также являются

продуктом истории. Задача философа - предложить критически

понятую «философию» философии. Критика исторического разума из

анализа исторических оснований. Относительность любого

исторического феномена связана с фактом его конечности, но

осознание конечности и относительности - последний шаг к

освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого

переживания. Перед лицом относительности ясна ценность

непрерывной творческой силы как существенного исторического

элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в

историческом человеке.

22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.

«О четверояком корне закона достаточного основания».

Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос

посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон

каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.

Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее

(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие

объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип

каузальности распространяется только на представления, объективированный

мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.

Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса

объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные

формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические

объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет

каузальность, связывающую природные объекты. Познается рассудком. 2)

Принцип д.о. в сфере познания регулирует отношения между суждениями, когда

истинность посылок определяет истинность заключения, познается разумом. 3)

П.д.о. бытия регулирует отношения между частями пространства и времени,

выстраивает цепочки арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4)

Отношения между действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области

поступков.

Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений:

физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек

как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс

узнать себя как свободное существо.

21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля

вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во

времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием.

Тело есть объективация воли. В органических телах движение по мотивам и

движение по раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля

никогда не может быть причиной явления, она существует в форме явления,

она одна, но раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не

ясно, чему она подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое,

явления мира, как объективация воли, тождественны. Борьба между

ступенями объективации воли. Воля проявляется стремлением - состояние

каждого тела - вечное движение. На низкой ступени воля выражается как

слепой порыв, и чем она выше, тем она яснее объективируется. Мир как

представление возникает при вселении воли в органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни,

проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную

природу). Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не

влияет на волю к жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм,

химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное

познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр

был теоретиком вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не

знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для

первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива.

Сам факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом

заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном

из названных двух элементов представления, но в чем-то совершенно

отличном от представлений. Это воля. «Хочу, следовательно существую» -

это тот пункт опыта, где мое внутреннее существо, субъективная

реальность (воля) совпадает с реальностью объективной (телом). Т.о.

ядром явления оказывается воля, как человека, так и мира. В каждой вещи

есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический образ ее действия,

ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как то, что для

человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним. Воля,

безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом

качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина,

ядро всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и

человека есть различие в степени проявления, но не сущности того, что

проявляется. Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от

всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при

посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных

индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы

вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле

раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к

жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление.

Мир как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке

вечного становления ничто не находит своего полного непротиворечивого

осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее

сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям

голодной воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как

продукт воли к жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки

зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления,

но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по

себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть

явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации,

кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее

объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены

растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от

всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой

перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.

Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона

основания, свободная деятельность человека. Существо гения состоит в

способности созерцания идей, требующей полного забвения собственной

особы. Гениальность есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается

в фантазии, чтобы видеть в вещах не то, что природа в действительности

преобразовала, а то, что она старалась образовать. Гений сродни

безумцу. Он - способность познавать идеи и быть самому соответствующим

идее, не индивидуумом, а чистым объектом познания. Гений достигает

свободы в отказе от самого себя.

Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля

объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной

она попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя

как волю к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может

осуществиться в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания.

Свобода достигается путем отрицания воли к жизни. (Мистика, аскеза и

квиетизм - отречение от всех желаний.) Посредством отрицания воли к

жизни человек выпадает из природного порядка вещей. Проявляется

сознание метафизической тождественности воли, как вещи в себе при

бесчисленном множестве ее проявлений, которую можно определить как

симпатию. Основой заблуждения человека по поводу его бытия является его

бытие как индивидуализированной воли. Преодоление этого эгоизм в

котором каждый обвиняет каждого открывает человеку его собственное, как

спонтанную творческую активность - искусство. Произведения искусство,

по большей мере музыка, способствуют этому открытию. На этом -

отрицании воли к жизни, проявляющемся в трех аспектах (Мистика, аскеза

и квиетизм - отречение от всех желаний), сходились все мистики.

24. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Дания.

Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего

диалектики сушей индивидуальности, чье существо есть экзистенция.

Задача - раскрытие существа Хр-ва и религии через раскрытие

возможностей бытия экзистирующей индивидуальности. Проблема

категориального определения экистенциональной диалектики - есть нечто,

что нельзя помыслить - существование. Акцент - мыслящее существует, а

не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как

историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их

объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его

действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика

трех стадий жизни.

1. Эстетическая - страсть(экзистенциальное понимание иронии) - жизнь

под маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной

конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе,

посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое.

Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе.

Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость

своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы

- эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего

противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние

бесконечного - воображение - приводит к растворению в

фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют

лишь виртуально.

2. Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает

выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. -

Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное

действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в

отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния.

Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно

предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как

полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как

страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая

эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум

до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание

себя истинным человеком через отречение от объективного.

3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической

так и этической. Мгновение и вечночность.

Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих

действий и т.д.

25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.

26. Этика и религия в учении Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-

1840. Время творчества К.- время распространения и критического

осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с

Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская

направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв

от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.-

слово Божие и протестанская догматика.

Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика

личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная,

диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх,

отчаяние, тревога, свобода.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» -

обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к

смерти».

Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни:

эстетической, этической и религиозной.

Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство,

досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству.

Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно

нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.