рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

и тем, что познается.» Интуитивизм как противопол. Разуму акт

непосредственного постижения, простейшей формой которого явл. инстинкт, а

внешнем проявлением - эстетическая способность.

Образец интуитивного познания - худ. творчество, свободное от утилитарных

целей. Художник благодаря эстет. Интуиции воспринимает реальность не в

трансформированном органами чувств виде, а во всем своеобразии ее

индивидуальных, первичных качеств.

Сознание хар-ет длительность, оно скрепляет прошлое и будущее настоящим.

Время - жизненный поток с элементом новизны в каждом из мгновений. Только

внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий

реально длящееся время. Длящаяся текучесть хар-ет сознание в модусе

свободы, вопреки детерминизму. Для сознания нет двух одинаковых событий. Я

есть единство в становлении. Мы свободны когда наши поступки выражают наше

личное начало. Сознание не есть вещь среди вещей. Протяженное время

противопоставлено конкретному времени. Внешняя реальность и

внутренняя(«Материя и память»1896). Чел. сознание не объяснимо мозговыми

функциями. Дополняет открытия психофизического свойства анализом трех

моментов: памятью, воспоминания и ощущения. Память тождественна сознанию.

Духовная память, будучи не зависимой от тела, нуждается в нем как в

механизме своего осуществления. Перцепция - действие нашего тела,

маневрирующего между образами объектов. Воспоминание ориентирует перцепцию

настоящего прошлым. Память соотносится с Духом, перцепция с телом. Свобода

сознания т.о. ограниченна перцепцией - но перцепция возвращается в жизн.

поток, оседая в памяти. Жизнь - рост Дух, посредством материальных сжатий.

Монист - Дух и материя - два полюса одного и того же.

«Творческая эволюция»1907- от анализа сознания к идее космологического

эволюционизма. Критикует мех. и теолог. Эволюционизм. Жизнь- не

механическое монотонное самоповторение, сохраняя, она перерастает себя.

Ограниченность механицизма и финализма преодолевается идеей творческой

эволюции. Жизнь - реальность четко отличаемая от грубой материи. Жизнь-

жизненный порыв, свободный и необратимый. Материя- момент остановки этого

порыва, его отражение, изначальное единство кот. распадается на множество

элементов. Нет вещей, есть только действия. Исток эволюции - взрыв. Только

человек сохранил способность эволюционировать.

Инстинкт- способность использовать и создавать органические, а интеллект -

неорганические инструменты. Это два разных решения одной и той же проблемы.

Инстинкт конкретен в обращении к вещи, разум к отношению между вещами.

Инстинкт повторяет, разум творит. Интеллект, абстрвгируясь, дробит

реальность на серию кадров. Не инстинкт ни разум не дают реальности. Но

разум, во возвратном движении к инстинкту, становится интуицией- ставший

бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного

объекта, неопределено наполнять его; и. - виденье Духа со стороны самого

Духа, действует изнутри Жизни, непосредственно как инстинкт и сознательно

как разум. Наука анализирует, метафизика интуирует. И- обнаруживается в

виде памяти и длительности, подтверждает нашу свободу проникновение в

жизненный порыв.

«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия,

закрытое и открытое общество.

12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.

Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.

«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически

пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе

логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.

Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым

телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические

идеи как мысли без слов.

Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее

место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт -

мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него

жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет

омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная

производительная сила и развитие - динамика.

Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на

исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание,

понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной

деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.

Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей,

высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с

систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет

противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.

Подлинная философская система должна возвести бессистемность в

систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений

предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость

философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам

отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что

романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не

оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.

Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного

властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.

Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я

и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего

знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его

символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого

мироздания и проникающего его во всем принципа магического

превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,

сказки и были, реальности и сновидения.

9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.

В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.

Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый

план других.

Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий

романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до

публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.

Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-

гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка

и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е

года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит

позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами

философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -

Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.

Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир

как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е

годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».

Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -

сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.

Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория

ценности).

Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,

Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул

Шпенглер.

80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -

эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой

научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый

способ развенчания метафизики - явление является предметом познания

благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только

опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.

пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом

анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха

организовался т.н. Венский кружок.

6.Французская философия 19века. Франция.

События революций показали негативный момент разума, обратную сторону

Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на

эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,

равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения

стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,

т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко

проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.

Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.

Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма

(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не

разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.

Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,

Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).

Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый

представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из

Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в

первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна

быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает

форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию

от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В

основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний

опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей

личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил

через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.

Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную

активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.

Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.

Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое

явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал

идеи Мен де Беран к естествознанию.

Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и

К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы

познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.

Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и

морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не

должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от

прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и

границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал

тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной

духовной активности продуцирует смысл вещей.

Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I

пол. 19 века.

Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались

произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде

рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей

(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это

позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились

думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в

человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были

публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему

человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.

Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.

Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен

ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает

человечество в хаос.

Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего

с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.

Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от

природы.

Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая

школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип

сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.

Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.

Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.

Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность

Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский

образ = романтическая литература. «Буря и натиск».

«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество

персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились

не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое

время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.

Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в

волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до

Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-

«странствия».

В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение,

не школа и не традиция.

Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития,

движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во

времени. Мир в его многообразии и единстве.

Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом

смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино,

сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление

именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо,

неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения

философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается

поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда

антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.

Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как

нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания,

философии и искусства. Инструментарий мистического хар-ра и пример такового

познания - их искусство.

Природа понимается как жизнь, все одухотворенно. Примат «содержания» над

формой. Приоритет фантазии над рассудком.

Философия Йенского кружка(1797-1804)

Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф-

ф - литературовед.

Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя

Ницше и относился к ним скептически.

Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным

взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не

должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие

явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде

необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать

его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее

интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика

интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с

непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из

целого путем механической связи частного.

Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить

ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу

виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не

явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий

уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики

рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная

редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию».

Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как

база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не

имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против

диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские

воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка

полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет

свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики

кончали сумасшествием. Попытка выхода из эстетического тупика: Шиллер.

Последователь Канта. Воссоединение утраченной целостности субъекта -

эстетический акт. Шиллер рассматривает как эстетическое склонность,

желание, побуждение, как рациональное - долг. Эстетическая сфера - гармония

чувственного влечения и долга. Не имеет никакой реальности, эстетическая

видимость, фантом. Образ целостности человека. Эстетическая сфера -

средство нравственного воспитания человека. Субъект среди царств

нравственного долга и законов природы строит сферу прекрасного. Она имеет

онтологический статус в самом человеке. Ценна тем, что готовит человека к

нравственности. В одном случае субъект несубстанциален, в другом

эстетическая сфера становится базой морали. Позиция Канта реалистичнее

позиции Шиллера. Романтики исходят из того, что сфера эстетики - сфера

продуцирования нереальных образов. Эстетическое суждение должно иметь

реальную основу.

Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным,

естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС.

Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши

субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ

представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё

понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть

идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание

целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в

эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого

произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте

никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства

невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму.

Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В

каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и

познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ

учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру

ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе

разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет

чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста».

Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с

понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на

ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина

мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд.

Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» -

сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков,

требующих отказа от выражения нравственной позиции в

произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.