рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

p> Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал идеи Мен де Беран к естествознанию.
Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и
К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.
Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной духовной активности продуцирует смысл вещей.
Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I пол. 19 века.
Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей
(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.
Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.
Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает человечество в хаос.
Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.
Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от природы.
Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.

Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.
Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.
Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность
Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский образ = романтическая литература. «Буря и натиск».
«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.
Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до
Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-
«странствия».
В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение, не школа и не традиция.
Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития, движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во времени. Мир в его многообразии и единстве.
Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино, сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо, неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.
Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания, философии и искусства. Инструментарий мистического хар-ра и пример такового познания - их искусство.
Природа понимается как жизнь, все одухотворенно. Примат «содержания» над формой. Приоритет фантазии над рассудком.
Философия Йенского кружка(1797-1804)
Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф- ф - литературовед.
Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя
Ницше и относился к ним скептически.
Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из целого путем механической связи частного.
Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию».
Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики кончали сумасшествием. Попытка выхода из эстетического тупика: Шиллер.
Последователь Канта. Воссоединение утраченной целостности субъекта - эстетический акт. Шиллер рассматривает как эстетическое склонность, желание, побуждение, как рациональное - долг. Эстетическая сфера - гармония чувственного влечения и долга. Не имеет никакой реальности, эстетическая видимость, фантом. Образ целостности человека. Эстетическая сфера - средство нравственного воспитания человека. Субъект среди царств нравственного долга и законов природы строит сферу прекрасного. Она имеет онтологический статус в самом человеке. Ценна тем, что готовит человека к нравственности. В одном случае субъект несубстанциален, в другом эстетическая сфера становится базой морали. Позиция Канта реалистичнее позиции Шиллера. Романтики исходят из того, что сфера эстетики - сфера продуцирования нереальных образов. Эстетическое суждение должно иметь реальную основу.

Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным, естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС.

Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму.

Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста».

Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд.

Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» - сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков, требующих отказа от выражения нравственной позиции в произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/ ирония как активность познающего разума, 2/ как активность морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила, отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача

- зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине.

Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие продуктивности. Это фундаментальное свойство человека, универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами, неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов природы и всеобщего морального содержания синтезируется изображение общего, существующее только через индивидуальность.

Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих законов. В искусстве общий смысл существует через индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали.

Способность поэта - выразить это общее в единичном, через индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству.

Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.

Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину, которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности, создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий и основана на эмоциональной активности субъекта

«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.

Понятие бытия и переживания у Дильтея.

Критика историзма у Дильтея.

Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума, обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-

1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.

Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние переживания, человеческий мир структурирован как исторический.

Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.

Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.

Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание и воспроизведение) - теория вчувствования?.

Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.

«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)

Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика, вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе- история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа, объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение

Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и через осмысление истории.

Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира, абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка - динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.

Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек- существо историческое. Метафизические построения также являются продуктом истории. Задача философа - предложить критически понятую «философию» философии. Критика исторического разума из анализа исторических оснований. Относительность любого исторического феномена связана с фактом его конечности, но осознание конечности и относительности - последний шаг к освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого переживания. Перед лицом относительности ясна ценность непрерывной творческой силы как существенного исторического элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в историческом человеке.


22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.

«О четверояком корне закона достаточного основания».

Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.
Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее
(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип каузальности распространяется только на представления, объективированный мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.
Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет каузальность, связывающую природные объекты. Познается рассудком. 2)
Принцип д.о. в сфере познания регулирует отношения между суждениями, когда истинность посылок определяет истинность заключения, познается разумом. 3)
П.д.о. бытия регулирует отношения между частями пространства и времени, выстраивает цепочки арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4)
Отношения между действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области поступков.

Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений: физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс узнать себя как свободное существо.

21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием.
Тело есть объективация воли. В органических телах движение по мотивам и движение по раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля никогда не может быть причиной явления, она существует в форме явления, она одна, но раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не ясно, чему она подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое, явления мира, как объективация воли, тождественны. Борьба между ступенями объективации воли. Воля проявляется стремлением - состояние каждого тела - вечное движение. На низкой ступени воля выражается как слепой порыв, и чем она выше, тем она яснее объективируется. Мир как представление возникает при вселении воли в органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни, проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную природу). Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не влияет на волю к жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм, химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива.
Сам факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном из названных двух элементов представления, но в чем-то совершенно отличном от представлений. Это воля. «Хочу, следовательно существую» - это тот пункт опыта, где мое внутреннее существо, субъективная реальность (воля) совпадает с реальностью объективной (телом). Т.о. ядром явления оказывается воля, как человека, так и мира. В каждой вещи есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический образ ее действия, ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как то, что для человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним. Воля, безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина, ядро всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и человека есть различие в степени проявления, но не сущности того, что проявляется. Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление.
Мир как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке вечного становления ничто не находит своего полного непротиворечивого осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям голодной воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как продукт воли к жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации, кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.
Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона основания, свободная деятельность человека. Существо гения состоит в способности созерцания идей, требующей полного забвения собственной особы. Гениальность есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается в фантазии, чтобы видеть в вещах не то, что природа в действительности преобразовала, а то, что она старалась образовать. Гений сродни безумцу. Он - способность познавать идеи и быть самому соответствующим идее, не индивидуумом, а чистым объектом познания. Гений достигает свободы в отказе от самого себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.