рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики. Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения; 2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний. Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей, т.е. практики. Практи­ка - это чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на осно­ве истинного познания. Она является источником, основой и целью познания, а также критерием истины.

28. Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок чуть позже. 2 уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то есть любая научн дисц интегрирует охватываемые ею знания. Она состоит из таких научн областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя соответствующий данной предметной области эмпирический материал. 3уровень. Наука сущ не только для того, чтобы отображать действительность, но и для того, чтобы рез-ты этого отражения моли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только соц -научных, но и философских представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов практики. НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют различные функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

 Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим, ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед наблюдением и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

 Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает иисследов программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

 Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

 Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

 В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

 Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

 Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс -научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич знания, являясь частью эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный --- особый вид между теор и эмпирич.

 Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. "Факты - это воздух ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

 Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не просто един факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет обобщения. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию. Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Человеческое познание представляет собою единство чувственного и мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль, характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса, в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному, преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.

Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что? что и как происходит?

Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание. Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания. Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.

Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого; объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное средство практического преобразования действительности).

  Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной действительности.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения

29. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество - внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент  в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи, свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Переход количественных изменений в качественные-один из основных законов диал. Объясняющий как происходит движение и развитие. Констатирует, что накопление незаметных постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы,об-ва и мышления. Важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от метафизики, сводящих движение к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Кол-е и кач-е изменения взаимосвязанны и обусловливают друг друга; имеет место не только переход кол в кач, но и обратный процесс – изменение колич. характеристик в рез-те изменения кач. предметов. Колич. и кач. изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним св-вам менее общим являются качественными, по отношению к другим более общим – количест. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качест. скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Эволюция и революция-понятия применяемые для характеристики различных сторон развития. Под Э в широком смысле понимается изменение бытия и сознания(в этом смысле понятие Э близко к понятию Развитие), включающее в себя как кол-ные так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий Э и Р. Термином Э обозначаются более или менее медленные постепенные кол-е изменения, а Р- коренные, качественные скачкообразные преобразования. Отношение Э и Р выражает закон перехода кол-ных изменений в кач-е. Новое не может возникнуть не из ничего как продукт креационизма – оно всегда рез-тат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующее состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принципиально иное, чем те состояния, из которых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие не разрешимо, т.к. мет-е мышление отрывает одну сторону противоречий от другой и абсолютизирует ее.          

30.Тождество-категория, выражающая равенство предмета, явления с самим собой. Поскольку мат. действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самих себе предметов, даже в их основных св-вах, не бывает. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с др. стороны часто приходится отождествлять различные предметы, сл-но Т связано с различием, и всякое тождество вещей временно, а их развитие абсолютно. В точных науках абстрактное Т, в соотв. С законом Лейбница, используется потому, что в процессе познания необходимы в  известных условиях идеализация и упрощение действительности. Различие – категория, выражающая одну из сторон противоречия. Р – необходимый момент развития, самодвижения материи. Р не существует без Т. Как и Т, Р бывает внешним и внутренним. Внешнее Р есть Р вещей, процессов и т.д., поскольку они внутренне не связаны, не едины друг с другом, но сходны. Внутреннее Р- Р внутренне связанных друг с другом, единых. Оно означает, что данная вещь образуется из чего-то иного и превращается в нечто иное, оставаясь вместе с тем до поры до времени самим собой. Категория Р характеризует один из первых этапов развития противоречия, когда последнее представляет собой еще не вполне развившее противоречие.  С помощью этой категории процесс развития отражается в мышлении более глубоко, чем посредством категории Т. В ней фокусируются та стадия вещи, когда последняя, возникнув в качестве отличной от того, из чего она возникла, включает в себя как подчиненный момент тождество с ним. Противоположность-категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия. Пр. как и Р, бывают внешними и внутренними. Внешняя Пр. есть крайняя степень неодинаковости в чем-то сходных, но внутренне не связанных друг с другом сторон, процессов. Внутренняя Пр. предполагает наличие внутренней связи, внутреннего единство противоположных сторон.   Пр.-более развитая ступень противоречия, чем Р. Если на стадии Р старое и новое гл. образом сосуществуют наряду друг с другом, то на ступени Пр. они преимущественно отрицают друг друга. Противоречие- категория выражающая внутренний источник всякого движения, развития. Признание внутреннего Пр., единства внутреннего и внешнего Пр. отличает диал. от метаф. Д.  отличается от мет-ки не вообще признанием Пр., а признанием Пр. именно в сущности предметов, т.е. признанием существенных, необходимых Пр. Пр., рассматриваемое диал., будучи ист-ком движения само движется. К ступеням развития Пр. в самой сущности предметов относятся Т,Р,Пр, Пр,или собственно Пр. Сле-но, категория «Пр» характеризует и все ступени развития Пр. в сущности предметов и высшую его ступень. Уже Т есть зародыш Пр., т.к. старое, будучи существенно тождественно самому себе, содержит в себе  предпосылки нового. , т.е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных Т. Р. также есть еще не вполне развитое Пр., ибо, хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиватся из старого, в связи со старым. В противоположности Пр. еще более развиваются, ибо, хотя и выдвигаются на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени Пр., или на ступени собственно Пр., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей. На ступени Пр. главное становится не отрицание сторонами Пр. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Достижение высшей  ступени Пр. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень Пр. есть отрицание предметом самого себя, своим внутренним движением. Пр., рассматриваемое диал., всеобще, оно действует и в природе, в сознании, в обществе. Закон единства и борьбы противоположностей-всеобщий закон действительности и ее познания чел-ким мышлением, выражающий суть мат. диатект. Каждый объект заключает в себе противоположности: 1. находятся в неразрывном единстве, 2.взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т.е. 3. взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет  объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким потусторонним силам, позволяет понять движение как самодвижения. Диал. мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в кот-ой противоположности взаимопроникают, обуславливая весь процесс развития.. Метафизика трактует источник движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство как существующее рядом с многообразием. Мета-ка толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних рез-тов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.   

31. Отрицание. В материалистической диалектике о рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Логическая операция, с помощью кот. из данного высказывания порождается новое высказывание, такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О ложно, и наоборот. Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован Гегелем. ОО выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-х свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалект. Категория ОО означает превращение одного предмета в др. при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, кот. открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диал. Отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диал. Отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущим ему противоречиями, наличием в нем  собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта, что означает возникновение третьего, по отношению к двум противоположностям. И т.к. они не только исключают, но и взаимопроникают в друг друга, то третье есть такое отрицание, кот. одновременно выступает как сохранение. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им , образуя «возврат к якобы старому». И в мышлении это выражается через ОО. Из принципа  единства диал., логики и теории познания следует, что только через исследование ЗОО как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность.  ЗОО выступает и как закон познания и как закон объективного мира.      

32 . Категории- высказывание, свидетельство.  Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,отражающие наиболее общие и существенные св-ва,  законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К уходят в прошлое. Аристотель – для него проблема К выступила как проблема соотнесения содержания высказывания о некотором сущем с самим этим сущем. С его точки зрения в высказываниях связываются понятия( роды и виды) выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Ар. Высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность чел-ка в процессе познания, благодаря которой общие понятия(роды, виды) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовные. В новое время учение о К развивали представители нем. класс. Идеализма. Для Канта К – это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивание нашего опыта. Гегель понимал К как развивающееся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщей формы его саморазвития и самоопределения, как прочные узлы, служащие опорными и направляющие пунктами его(духа или сознания) жизни. Для Гегеля К в своем самодвижении осуществляет себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающееся в их воплощение. Неопозитивизм  К либо игнорируются либо рассматриваются как чисто субъективные и удобные формы организации человеческого опыта, вместилище данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической фил-ии К относят к чисто духовным, трансцендентным сущностям. С точки зрения маркс. фил-и К сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные К диамата – материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, содержание и форма, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в кот-ых отражается форы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы К является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности.           

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.