рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)

26.. Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рас-сматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рам-ках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеаль-ных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же - продукт дея-тельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как ду-ховная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила матери-ально чувственный характер, была практической. С - носитель материального целе на-правленного действия, связывающего его с О. О - предмет, на который направлено дей-ствие. Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С - активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение матери-альной и духовной энергии. О же это предмет приложения активности. Активность чело-века носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Т о С - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О - это сфера приложения активности С. Различия м/у О и С относительны. С и О - это функциональные категории, которые оз-начают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, чел-к становиться С поз-ия лишь в той мере, в какой он включен в соц-ую деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что поз-ие никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким С, который вклю-чен в коллективную практическую деят-ть. О - часть объективной реальности, с которой С вступил в практическое и позновательное взаимодействие. Т о марксизм считает, что подленным гносеологически субъектом является человечество, общество. Познание как отражение действительности. Отражение - это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях дру-гой системы. В диалектико-материалистической фил-ии свойство отражения распростра-няется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в по-знавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объек-тивный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объ-екта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями , отражающей сис-темы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержа-нию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.
 ЧУВСТВЕННОЕ
Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и ра-циональное. Их роль и значение в поц познания определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значе-ние рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний(Гоббс, Локк). Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ. Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нерв-ной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ деятель-ности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно вы-делить и отдельые, функционир в рамках этой целостности элементы ч позн. Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установ-лено , что с точки зрения "информ способности" на первом месте стоят зрение и осяза-ние, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объ-ектов, сущ независимо от чел, на чел организм. В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практи-чески взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования соз-нания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается соз-нанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независи-мой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза раз-нообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и практи-ческой деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря мно-гокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удер-живать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания - представление. Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных свя-зей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления. Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор ха-рактер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятель-ности субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с на-шим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, по-лезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется "Красота". "справедлдивость", Прогрессивность" и многие др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов. Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невоз-можно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возмож-ности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это оз-начает, что челов чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чув-ственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями. В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным уни-версальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помо-щи слов. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. " Всякое слово - уже обобщает". Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельно-сти человека. Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее ком-бинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного вос-приятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памя-ти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно не-зависимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав дея-тельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.
 РАЦИОНАЛЬНОЕ
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания поня-тий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ поня-тий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, до-полняются нов смыслом. Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения предметов и явле-ний. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явле-ние. Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил имену-ется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирова-ние отношений. Объяснение и понимание. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то след-ствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн дру-гих. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием для объясн называются объяс-няющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные факты. Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно пере-ходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Ин-терпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтер-претация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слия-ние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смыс-ла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значе-ния, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечиваю-щих преобразование информ при переходе от незнания к знанию. Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных преобразований прин-ципиально новых знаний, не существовавших ранее. Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм) Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - ло-гические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобще-ний. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рож-дения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.) Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники деа-лектического матер-ма: Мыш-е - это целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие - это форма мысли, в которой отража-ются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный ха-рактер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение - это такая форма мысли, в ко-торой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозак-лючение - это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или несколь-ких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением. Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х - вновь открыта элем част, вытекает вывод Х - имеет массу. Логическая деятельность мышления осуществля-ется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез, индукция и дедукция, т.д.

27. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина – это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина- верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете явл. практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Бывают критерии истины, абсолют. и относит. истина. Форму выражения объективной истины, зависящую от кон­кретных исторических условий, характеризующую степень ее точ­ности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, бо­лее полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее зна­ние о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрос отвечают отрицательно. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то ость полного, исчерпывающего знания о нем. И, тем не менее, абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот продел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более пол­ные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от од­них относительных форм объективной истины к другим — важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это предел беско­нечной последовательности истин относительных. Заблуждение иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. В реальном ходе познания выглядит как абсолютизация результатов освоения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому З не просто иллюзия, в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явления. Для преодоления таких З необходимо изменить породившие их общественно-эконом. условия, что предполагает критический подход к существующему с позиции практики. Ложь- высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически Л определил еще Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью, если суждение соединяет то, что разъедено в действительности, или соед.  То, что в действительности разъединено, то оно ложно. Бывает сознательная и ненамеренная.    Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека, практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто, ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком, становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым. Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.