рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

p> (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
4. Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному.
5. .Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод–умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
6. Моделирование–метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте–модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.
7. Системный подход–совокупность общенаучных методологических принципов

(требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:
1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;
4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
49в.Понятие сознательного и бессознательного.
Сознательное- Это знание. Оно включает:
1)целесообразную деятельность
2)самосознание.
Что такое знание:
1)умение
2)навыки
3)знать.
Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание, как вложение смысла, понимания.
Уровни понимания:
1)Способность слежения за текстом.
Текст-это все то, что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка, картины, следы животных. Если мы понимаем друг друга- мы находимся в одной социальной структуре.
2) Способность воспроизведения текста
3)Способность опровержения текста.
Знание–это еще и понимание. Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности, Осознанием человеком себя как личности. Что же касается интуитивного: оно характеризуется тем. что ученый не имеет знания о своем мышлении. Бессознательное выражается и в существовании большого пласта наук, опыта, информации, кот. накапливается в теч. всей жизни и оседает в памяти. О некот., хран-ся в мозгу свед-ниях чел. даже не знает.
Б. проявляется в импульсивных действиях, когда чел. не дает себе отчета в послед-ях своих поступков.
2 вида неосозн.действий:
1)никогда не осознававшиеся, осущ. автоматически
2)ранее осознав-ся действия.
Сократ:постоянно прислушив-ся к своему внутр.голосу как к велению совести.Платон:чел.не искал бы того,что ему не известно,если бы он представл-я не имел его бессозн-но в своей душе.Декарт:тождество психики и сознания. Лейбниц: Б.-низшая ф.дух.деят-ти,что уже не дремало бы в виде представления о темной душе.Кант:связывал Б.с чувств-ным познанием,интуицией.Б.-темные представления о чел.,число кот.безгранично.Открытие бессознательного было гл.заслугой
З.Фрейда.Бессознательны многие наши желания и побуждения.Часто бессознательное прорывается наружу в гипнотических состояниях,сновидениях, в нек. Фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправ.движениях и т.д.
По Фрейду психика чел. представляет собой взаим. 3-х уровней: бессознат-го, предсоз-го, сознат-го. Б. он считал центральным компонентом, С.-лишь особой интуицией,надстраивающейся над Б.Оно-слой бессоз0го влечения,основа деят-ти индивидов,Я-сфера сознательного,посредник между ОНО и внешним миром.СВЕРХ Я
(super-ego)-внутриличностная совесть,посредник между ОНО и Я.Между сознат- ным и бессознат-м постоянно возникают конфликты.Бессознат-ное–это вместилище извечных агрессивных наклонностей,животных влечений чел-ка.Но чел.может овладеть своими инстинктами,перевести бессознательное в обл. сознания.Подсознательное позоже на бессознат-е.Бессознат.-нах. В сознании.Подсоз-е-нет в сознании, но действует извне.

50в.Интуитивное и логическое в научном познании.
Знания,полученные с пом.логич.операций-это знание аналитическое,оно не может быть принципиально новым.Знания за счет интуиции м.б. новыми.Интуитивное знание затем необх. Перевести на яз.логики.Логическое–это выводное знание.Логика-наука о правильном знании.Логика-это учение о выводе. Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.В Индии нашли подборки доказательств теорем аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо док-ва имели чертежи и надпись «Смотри!».Логика дает не новое знание .Недостаток интуит-го зн-я-я знаю,но я не знаю как я знаю.Чем отлич.логич. от интуит-го?Логическое–это то,что требует олт нас усилие-это сознат-е действие.Интуиция-Это бессознат- я деят-сть.Сознательное-это знание. Сознательное-Это знание.Оно включает:1)целесообразную деятельность2)самосознание.Что такое знание:1)умение2)навыки3)знать.Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком обозначается.Знание предполагает понимание,как вложение смысла,понимания.Уровни понимания:1)Способность слежения за текстом.Текст-это все то,что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка,картины,следы животных.Если мы понимаем друг друга-мы находимся в одной соц-ной структуре.2)Спос-ть воспроизв-я текста3)Спос-ть опровержения текста.Знание–это еще и понимание.Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности,Осознанием человеком себя как личности.Что же касается интуитивного:оно хар-ся тем.что ученый не имеет знания о своем мышлении.Бессознат-ная–это деят-ть не подверженная действию логики.Открытие–этологич.преступление.Вывод:Научная деят-ть-это деят.бессозн-я.В интуит-ном-ученый мыслит без контроля я.1)Доказательность логических операций.интуит.-не док-ны.2)Отчетливость логич.мышления.(безотчетное–интуит.мышл.)Подсознательное-похоже на бессознат.Бессозн-е-нах. В созн-нии.Подсознат.-нет в сознании,но действуют извне.Сверхсозн.-это информац.поле.Мысль имеет бионоситель,поле.Понятие ноосферы-космич.разум,экстрасенсы,кот.зн.берут из ноосферы.
51. Этапы процесса научного познания.
Существуют различные системы построения схемы научного познания.
Схема Энгеймауэра:
1. Нагнетание вариантов.
2. Отбор вариантов.
Схема Жака Адамара:
1. Постановка научной задачи.
2. Инкубация.
3. Озарение.
4. Логическая подборка.
1 Знание о незнании. Протекает большая работа логического мышления.

Необходимо систематизировать весь научный материал, его классифицировать.

Особенно необходимо классифицировать материал в преподавательской деятельности(Пример: геометрия Лобачевского, период. система Менделеева).

Вывод: на первом этапе в основном работает логическое мышление. Проблема ставится, материал собран, но проблема не решена.
2 На смену сознательному приходит бессознательное. Исследователь входит в состояние эмпотии, творческого возбуждения. Жизнеразность–различие между потребностью и жизненными ресурсами, необходимыми для удовлетворения этой потребности. Ученый находится в состоянии жизнеразности, постоянно ощущает информационный голод. Чем меньше информации, тем больше эмоции.

Если информации мало, то ее восполняют эмоции, воображение. Вступают в действие бессознательные механизмы интуиции.
Преимущества интуитивного мышления:
1) Бесконтрольность. Если в сознательном состоянии появившуюся идею мы отбрасываем, то в интуитивном состоянии ее можно пропустить.
2) В процедуру мышления вовлекается вся наличная информация. Интуиция помогает вытаскивать информацию из памяти.
3) В состоянии бессознательного творчества легче разрушаются стереотипы. В интуитивном состоянии понятия вступают в такие ассоциативные связи, которые логикой запрещены.
4) Скорость обработки информации в интуитивном состоянии намного выше.
Ярким доказательством преимущества интуитивного мышления является то, что большое количество величайших открытий были совершены во сне. В состоянии сна мозг не занят внешними обстоятельствами. Мозг работает без тирании собственного «я». Чтобы войти в это состояние нужно много работать. Павлов говорил, что нужно распустить мысли, снять контроль. Второе условие–необходимо фантазировать. Третье–не бояться делать ошибки.
Ошибка–это сбой логической мысли, но сбой относительно существующей парадигмы. Если идея появилась–не спешите эту мысль зафиксировать.
3 Озарение, инсайд.
Озарение–это замыкание проблемной ситуации. Отыскивается недостающий элемент, и все встает на свои места. Озарение характеризуется: 1) внезапностью решения; 2) целостностью решения.
4 Процесс выстраивания логической цепочки. Недостающие элементы логической цепочки найдены, берутся за посылку. Далее работают доказательства. В доказательстве выделяют 3 основных компонента: 1) тезис, 2) аргументы, 3) демонстрация(изложение теории решения задач).
Выводы: 1) логическое и интуитивное мышление взаимно дополняют друг друга;
2) в чистом виде эти виды мышления никогда не выступают.

52. понятие общего. Метод обобщения.
Является выводным методом.
«Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот будет постоянно натыкаться на эти общие вопросы»(Ленин).
Метод обобщающей переформулировки задач. Сущность: если стоит частная проблема, то эту проблему легче решить, когда мы ее стараемся решить как общую.
Общее–это то, что принадлежит каждому члену данного множества. В плане научного познания это определение нас не устраивает. Во-первых, оно не приводит нас на уровень понимания сущности. Во-вторых, можно ошибиться. В- третьих, общее может быть не присуще всем. Под общим необходимо понимать то, что определяет закономерности элемента.
Общая теория–это теория, способная к экстраполяции, к агрессии в другие области познания.
Алгоритм метода обобщения:
1. Перевод исходной проблемы в общую.
2. Поисковый. Нахождение общего метода.
3. Решение исходной задачи на основании общего метода(дедукция).
Преимущества метода обобщения:
1. Освобождение от детальной информации.
2. Исследователю открывается панорамное видение проблемы(пространственное, временное, культурологическое). Пространственное–проблема целостности объекта. Временное–взгляд на предмет с точки зрения эволюции. Это видение хорошо применяется там, где объект развивается. Если не меняется сам объект, необходимо рассматривать, как меняется знание об объекте.

Культурологическое–взгляд на проблему с точки зрения общественного состояния.
Приемы эвристического применения метода обобщения:
1. Варьирование задачи. Если задача не решается, то возьмите другую задачу.
2. Инверсия–переворачивание задачи, когда условие задачи принимается за ее решение.
3. Оборачивание задачи–предполагает изучение объекта с точки зрения более высшего состояния развития объекта.
Метод обобщения позволяет взять на вооружение альтернативную точку зрения.
Метод двойного видения: если не можете доказать теорему, то опровергайте ее. Перевод проблемы на другой язык.
Метод поисковой дедукции: рассуждение о ходе научной деятельности. Создать теорию, а на ее основе объяснить факты, которые появятся в будущем.


№ 53 МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Образ в научном познании
1. Предварительное определение образа
2. Образ как язык рассуждения
3. Методы структурного переноса и визуализации
4. Метод личностного уподобления(эмпа/тия)
5. Художественный образ как гносеологический(познавательный) идеал

1. образ- это восприятие на уровне чувственного отражения
Две характерные черты: 1. Целостность образа 2. Индивидуальность–образ дан только индивиду
Образ–это отражение мира в чувственно-наглядной форме
Понятие- это вербализованная форма отражения(словесная)(вербус- слово, глагол)
Понятие является альтернативой чувственному образному мышлению
«искусство мыслит образами, наука- силогизмами, одно показывает, другое- доказывает»(Силогизм–определение)
Максвелл:«Я развил в себе привычку разрабатывать зрительную партитуру проблемы», то есть он первоначально проблему видел, а потом ее разрабатывал
Адомар: «Использование образов в науке возможно потому, что образ может выступать как язык рассуждения»
2. давно замечено, что если трудно выразить мысль, нужно представить себе ее образно, а потом описать. Образ обладает рядом преимуществ перед понятийным мышлением:
1. образный язык делает процесс мышления более быстрым
2. целостность образного мышления в противовес логического мышления(на уровне понятий)
3. вербальное мышление плоскостное, образное мышление–объемное
4. образное мышление адекватно, а понятийное мышление не адекватно отсюда недостаток- адекватность в совокупности с индивидуальностью не дает возможности этот образ передать(картина, которая нарисована как образ, всеми воспринимается по-разному) очень ценно информацию переводить в зрительный образ. Более 90 % информации о внешнем мире приходится на зрение.
Наука должна оперировать понятиями. Физики говорят так, что «настоящий физик должен знать математику, как родной язык, но вместе с тем в качестве языка можно использовать образ, который, при всей своей индивидуальности, обладает размытостью»
В научном творчестве используются зачастую не только зрительные образы, но и музыкальные.
Именно благодаря использованию образов, возможны исп-ния 2 методов:
1. метод структурного переноса
2. метод визуализации
1. до начала 19 в врачи не знали слуховой трубки, но они знали, что в зависимости от шумов можно установить характер и диагноз болезни. В 1816 г. ЛАйНЕКА изобрел слуховую трубку(фонендоскоп)
1. приемник стетоскоп
2. какая связь фонендоскоп, радио, телефон
3. передатчик телевидение алгоритм метода:
1 шаг- рассматривают некоторое явление, рассматривают его в структурном виде, вместо адстракт. вводим переменные, но сохраняем отношения
2 шаг–вместо переменных подставляем другие из других материалов, но сохраняем отношения
3 шаг–проверяем, верно это, или нет именно этот метод послужил основанием создания метода абсолютной формализации.
Метод структурного переноса можно рассматривать в объектах динамических.
Пикар: клапан Пикара, сейчас используется в подводных лодках, в космических аппаратах.
Изобрел, видя как в цирке дрессировщик входит в клетку с хищниками(предбанник)
Метод визуализации–современный метод работы с абстрактными материями
Современная физика в силу своей абстрактности утратила возможность демонстрации. Возникла насущная необходимость абстрактные понятия переводить в наглядные образы.
Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого предмета, но это образ самой сущности предмета.
Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового поля: бумага, опилки магнит)
Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации путешествия
МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/тия)
Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я- образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа
Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.
3 шага(уровня) личностного уподобления:
1 шаг–проекция, то есть пересаживание себя в объект. Нужно стать на точку зрения микроба, чтобы понять его поведение
2 шаг–интраекция- «вкладывание», возвращение к себе обогащенным тем знанием
«Я-образа» в который пытался вселиться
3 шаг- эмпа/тия–полное личностное уподобление очень часто этот прием используют художники, писатели(очень тяжело выходить из образа)
4. ХУД. ОБРАЗ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Идеал–то, к чему нужно стремиться, но то, что мы никогда не достигнем.
Наука и искусство разные вещи, отличаются друг от друга
Для того чтобы решить научную задачу надо иметь воображение художника, но искусство способно обогатить мышление художника, а наука не может достичь того.
Только конкретная личность может заниматься творчеством, коллектив может исполнять
Творчество- это рождение нового, это выход за пределы заданной ситуации
Можно творить, продавая семечки. Нужно идти не от характера результата, а от характеристики личности. Творчество–это тогда творчество, когда человек реализует свои личностные потенции.
Солженицын: нужно работать так , будто это твое последнее дело в жизни.
Личность, личные качества ученого, играют большую значительную роль в научной деятельности.


54 ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ. МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ
1. Знак и значение
2. Базовые определение.Форма,содержание,формализация
3. Функции формализации
4. Научная деятельность и игра
5. Границы формализации
Знак- материально- вещественное чувственное образование(предмет, явление, действие), которое выступает как представитель другого предмета, явления, действия.
Знак является заместителем предметов, отсылает к другому предмету, который является значением.
Тарский–принцип любого язака состоит в том, чтобы отсылать знак к внелингвистической реальности.
Знак может отсылать нас к самому себе–автономное употребление знака
«Мария» состоит из 5 букв–слово, знак «Мария» состоит из 5 букв
Симеотика–наука о знаковых системах. Разделы науки:
Семантика–отношение знака к обозначаемому
Синтаксис–отношение знака к знаку, рассматривает внутреннюю структуру
Прагматика–наука об использовании знаков
Выделяют знак и значение
Знак–это то , что обозначает, значение–обозначаемое
Нет знака без обозначения
Концепции значения:
Предметная; смысловая ; бихевиорийская(поведенческая); операциональная
1. Предметная ЗНАК- ПРЕДМЕТ
Значением выступают вещи, предметы которые знак обозначает. Проблема: как быть с абстрактными понятиями? Справедливость, счастье- нет предмета. Знак есть, а значения в предметном смысле нет.
Нулевые понятия- понятия, которые не имеют предмета в своем объеме(русалка, леший) эти изъяны преодолеваются в смысловой концепции значения.
2. произносим так, а воспринимающий воспринимает как предмет, это он делает потому что знак соотносится со значением не только путем прямого контакта, но и через смысл. Смысл- знание о предмете.(треугольник: знак, предмет(генотат), смысл(концепт, знание о предмете) )
Знак

Предмет(генотат) смысл
(концепт) семантический треугольник Фрега-Чорга смысл–это способы представления значения. Значение- это сам предмет.
«утренняя» звезда, «вечерняя» звезда- Венера(два смысла, а значение одно и тоже). Значение может быть одно, а смыслов может быть очень много.
3. исходит из того, что значением знака является совокупность действий, которые можно предпринять с предметом, когда я получаю, вижу, слышу опледеляется как знак.
4. В данной концепции: значение- некоторая совокупность операций, проведение которых возможно с определеным предметом.

Умножение–определенный алгоритм действий
2. БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Существует до 30 определений формы, которые можно аргументировать в 3 раздела: внешний вид; разновидность; строение.
Как внешний вид это самое распространенное определение формы.
Разновидность: формы сознания, формы бытия.
Строение–это более соответствует внутренней сущности предмета.
Гегель акцентировал внимание на проблеме формы и содержания.
Форма- это то, что присуще данному предмету на уровне сущности.
Строение может быть представлено различным образом: совокупность, система, структура
Совокупность–неустойчивая система веще, образующая некое целое(пассажиры троллейбуса- неустойчивая целостность)
Система- более устойчивое состояние(упорядочивает элементы по какому-то соотношению)(пассажиры- отделение военных- некая целостная система, вышли из троллейбуса- система не развалится)
Структура- инвариант системы, это то, что дает устойчивость системе, это то, что может сохранять сущность целого, в мысле различного(материального и др.) состояния. Пример: мелодия- структура, может быть представлена голосом, музыкальным инструментом, оркестром, нотами. Исполнение различное, а структура одна и таже.
Информация- вывод: наиболее соответвуют определения формы через структуру.
Формализация представляет собой выявление содержания через форму, и поэтому структура для нас представляет интерес.
Традиционно привыкли противопоставлять форму и содержание, но когда мы говорим о формализации, то оказывается, что форма и содержание взаимосвязаны. Формализация–это однозначное установление последовательности мысли и последовательности знаков, выражающих эту мысль. Формализация- установление однозначного соответствия между операциями в мысли и операциями со знаками, то есть если мы знаем последовательность знаков и что этот знак обозначает, то можем восстановить ту мысль, которая была формализована.
Алгоритм формализации:
1. задать список исходных символов, то есть каждому содержательному компаненту соотнести определенный знак.
2. Задать правила образования, то есть правила сочетания знаков
3. Отобрать исходные формулы(аксиомы)
4. Задаются правила преобразования(правила вывода). На этом этапе задаются правила получения из исходных форм всех остальных разрешенных, допустимых форм.
Гильберт сравнивал метод формализации с шахматной игрой:
1. знаки- фигуры и поля. 2. Формулы- расположение фигур на доске. 3.
Исходные формулы- начальная позиция шахматной комбинации 4. Правила преобразования- правила ходов.
ФУНКЦИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ
Цель формализации: выразить мысль в таковой форме с помощью с помощью определенных, доведенных до символа знаков. Формализация всегда сопровождается символизацией, имеет смысл тогда, когда используется символика
Функции:
1. экономность. За счет формализации достигается эффект, когда объемное содержание может быть выражено лаконично, емко. «выразить мир в ореховой скорлупе», таким содержанием проще оперировать. Формализация позволяет сделать объект обозримым(необходимо и достаточно)
2. точность выражения. Значение или многозначность слова определяет наше отношение. «язык навязывает видение мира». Хомский: «наш мир ограничен решеткой языка». Важно задать прежний смысл, так как слово дает определенную установку.
3. Контрольная. Если мы выразим содержание в формализованной форме, то очень легко найти ошибки в рассуждениях. Правила логического вывода: все греки смертны, Сократ–грек, значит Сократ смертен.
4. Эвристическая функция, то есть формализация позволяет решить ту или иную проблему, или ускорить решение той или иной проблемы.
В использовании метода формализации можно разобраться, если мы сравним научную и игровую деятельность.
НАУЧНАЯ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Многими учеными наука определяется как игра. Игра- серьезная и глубокая характеристика описания человека. Шиллер:«Человек играет, когда он человек, и он вполне человек, когда он играет». Игра физических и интеллектуальных сил. Демин написал в 1983 году статью «Игра как внешний вид специфической деятельности». О науке как об игре говорил Флеминг: «моя наука- это игра в микробы»(он был микробиологом). Наука–есть игра. Физики говорят: «изучение атомов- детская игра, по сравнению с изучением детской игры».
Что общего у науки и игры?
1. отсутствие утилитарной цели. Утилитарность понимаем в двух значениях: а) не преследуется никакой конечный результат. Игра позволяет реализовать свои логические потенции. Постановка утилитарной цели не позволит ученому совершить открытие. б) играют и занимаются наукой не для того, чтобы получить какое-то материальное вознаграждение, человек пытается себя реализовать.
2. Условность. Игровая ситуация- это не жизненная ситуация. Ученый когда творит, создает себе определенные правила и начинает играть. Паскаль: «я боюсь, что когда-нибудь меня самого примут за теорему». Теория и театр не случайно происходят от одного корня.
3. Свобода действий в игровой ситуации, возможность освободиться от комплексов. Если ученый слишком серьезно будет относиться к своим исследованиям, то он перестанет творить.
Ряд научных открытий был сделан в связи с решением чисто игровых задач.(решение задач «головоломка»)
Направление метода формализации:
1. идут от содержания к форме. Получают формализованный язык, а потом начинают на нем играть
2. вначале изобретают форму, язык, а потом ищут интерпретацию от формы к содержанию в первом случае находят дверь с замком, а потом пытаются подобрать ключ. Во втором случае- изготавливают связку ключей, а потом пытаются открыть все двери. Второй путь более эффективный, так как позволяет совершить глобальные открытия. Но ученые используют первый путь, так как он более надежный. Математики изобретают формулы, физики берут материал, наработанный математиками и используют его в своих формах.
Есть 2 пути, когда играя с помощью символов, можно получить конкретные результаты: от формы к содержанию.
5. Границы формализации.
1. Невозможность полной формализации
2. в процессе формализации теряются очень важные моменты объективных связей. Формализация возможна только в следствие подведения под одно основание нескольких объектов.
3. Мы должны унифицировать мир, то мы должны унифицировать и себя
№ 55 Общество как объект философского познания.
Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным.
Общность определяется как форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов н договоре
Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и
“государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций.
Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер,
Сорокин. Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты)
Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.
Структура- форма устойчивых связей, отношений.
Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.
Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:
-множественность (элементов, подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных элементов)
-уникальность основного элемента–человека.
Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа общественной деятельности:
-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей
-духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей
-регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности
-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)
Основные свойства общества как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное отличие общества от его составных частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования.
58. Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.
При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.
Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы»
(1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер,
«как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит
«омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое господство от войн.
Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А.
Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.
По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую, исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа.
Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л.
Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н.
Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание, растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные социальные конфликты и потрясения.
Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.
Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.
№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться
"в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри.
Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное).
Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его
«самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально- биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо.
Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства(возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей.
Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Выделяются две основные жизненные позиции:
. пассивная(конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
. активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская(человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская(отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская(отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества- в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и другие).
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.
В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры(книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
. подготовить человека к жизни в обществе(передать ему материальную, духовную культуру, опыт);
. развить общественно ценные качества личности;
. стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
. научить человека взаимодействию с другими людьми;
. научить человека труду.
61 Проблемы и перспективы современной цивилизации
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы находимся на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряженным вниманием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от
Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе пришествие Христово. “Глаголь вещие” уже звучат–эта нота становится все более громкой.
Трагические предсказания звучат не только в христианских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздаются тирады типа: “О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасного наказания”. Появляются “персонажи”, объявляющие себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах.
Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.
Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет испепелено, уничтожено и т. д., и т.п
Грустно смотрит на происходящее и наша российская интеллигепция. Один из наиболее ярких и честных прозаиков последних десятилетий Юрий Нагибин в начале 80-х гг. писал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. “Похоже, сейчас могучий органический и неорганический мир постигло полное разочарование,–институт, именуемый “человечество”, будет закрыт навсегда. А
Земля, отмывшись в воздушном океане, поплывет дальше в своей изначальной чистоте”.
Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики “по-стпрнгожинской” формации толкуют 9 вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении.
Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введе-ное К.
Ясиерсом понятие “осевого времени”, но уже не к прошлому (между 800 н 200 г. до н.э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников.
Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.
Сейчас уже ясно, что без “раздумий” в масштабе человечества” нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике н политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики н экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.
Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров
Первая угроза термоядерного пожара. Призрак “судного дня”, “омницида”, глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения “всесжигающего пламени” и последующей “ядерной зимы” отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной
Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и-высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подземные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами “ядерного клуба”.
Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных свехдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности -“чернобыльского варианта”. Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гармонии от повторения Чернобыля никто не дает.
Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свою АЭС,
Китай намерен построить 15 новых атомных станций.
К тому же идет расползание атомной технологии-Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств.
Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.
Вторая угроза–надвигающаяся близость экологической катастрофы. Колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша испытывает состояние нарастающей нестабильности.
Отношение “человек–природа” по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.
В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает “коллапс”–резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании “парникового эффекта”, расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Станислав Лем указал еще на одно печальное обстоятельство: в XXI в. вымрут практически все дикие животные.
Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться.
Третья угроза–опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только “внешняя” природа, та экологическая ниша, в которой мы живём, но и наша “внутренняя” природа: наш организм, • плоть, человеческая телесность. Как только не оценивали его в долгой человеческой истории от древнекитайских философов–Даосов “данный нам природой чехол” и до отечественного поэта Осипа Мандельштама: “Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым, и таким моим?” Да, мы духовны. У нас есть разум. И как уверяют теологи–дух II душа. И духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Но все (или почти все, размышляющие о человеке) повторяют, что личность человеческая есть телесно- духовное единство. Тело–вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости II жестоко терзает нас хворями и недугами.
Телесное здоровье всегда на одном нз первых мест в системе человеческих ценностей.
И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только новые горизонты, но и зловещие возможности: порождение “призрака Франкенштейиа”, выход из-под контроля
“мутанных генов”, могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных ублюдков-мутантов. Не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобнотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово “СПИД” все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь,' а некоторый этап в биологическом существовании рода людей, который связан с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. СПИД сегодня–уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.
Наконец, четвертая, не менее страшная угроза–кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько- нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.
Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды.
Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем “оптимистам”, которые во время крупного землетрясения утешают: “Граждане, не волнуйтесь, все утрясется”. Нобелевский лауреат, француз Альберт Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все' мы подобны невольникам .на галере, пропахшей селедкой, где слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться. Не стоит прислушиваться К тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным
Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.
Первая предпосылка–развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации “выживания”, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой Новой цивилизации пока еще только выявляется и контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.
Вторая предпосылка–утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью
Третья предпосылка–становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых И межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека “супершимпанзе”, полагал, что насилие–это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд
Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения.
Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития
Четвертая предпосылка-объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так н в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет.
Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам
Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Пятая предпосылка–это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жнзни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние давлеют над заскорузлой замкнутостью.
Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по значимости) -намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.
Завершая обозрение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.