рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине


34.           СИСТЕМНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.


Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит  в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.

Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир – это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика – подчинённость принципу неопределённости и квантово – волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир – масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир – масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства – времени.

В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе  предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка )энтропии) в системах с течением времени.


35.           САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.


В природе все системы являются открытыми, то есть между ними происходит обмен энергией и веществом ( можно сказать, что прин7цип иерархичности организации материи систем прямо указывает на их открытость). Взаимодействующие открытые системы можно назвать сопряжёнными. Процессы нарастания хаоса в одних системах приводят к тому, что в них формируются потоки вещества и энергии, могущие вызвать процессы упорядочения в сопряжённой системе. Такова природа солнечно – земных связей, когда под воздействием энергии светила протекают как геологические процессы (океанические течения, климат, биосферная зональность, аккумуляция энергии в глинах, подпитывающих разогрев магмы для движения материалов при опускании пород под земную кору), так и сама жизнь в биосфере ( возникновение жизни в результате первоначального органического синтеза из неорганических веществ, пищевые цепи в биосфере). Усложнение организации живого тоже является результатом «утилизации» вещества и энергии в сопряжённых системах. Объяснение процессов самоорганизации материи было заложено работами выдающегося бельгийского учёного И. Р. Пригожина.


36.СТУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.


Исходным из ныне известных уровней является физический вакуум – особое состояние материи, из которого когда – то могла возникнуть Вселенная и которое определяет процессы в микромире.  Материя не исчерпывается нашей Вселенной, которая является лишь наибольшей известной нам на сегодня реальностью. Поэтому нельзя говорить , что Вселенная возникла из «ничего» - она продукт особых форм материи. Следующий уровень – уровень элементарных частиц и физических полей, представляющих неразрывное единство бытия на микроуровне.

Совокупность свойств и взаимодействий, присущих рассмотренному уровню организации материи, проявляется в единстве нового уровня ядерного и следующего за ним атомного. Атомный уровень – это уровень, на котором перестают закономерности микромира. Поэтому данный уровень является переходным к новой форме движения материи – химической. Атомы – это уже типы химических элементов. Возможность устранения их строения и электромагнитное взаимодействие между атомами приводит к образованию нового структурного уровня – молекулярного.

Следующие структурные уровни неживой природы проявляются уже на мегауровне. Огромные массы вещества во Вселенной под действием гравитации образуют тела такой плотности, что между атомами возникают столь малые расстояния, на которых «запускаются» ядерные реакции. Так образуется звёздный уровень организации материи. Гравитация объединяет в е6диные ансамбли звёзды и планеты, образуя звёздно – планетные системы. Гравитация же связывает в единые системы звёздно – планетные системы. Они называются галактики. Наконец, галактики образуют ещё более грандиозные образования – скопления и сверхскопления галактик, образующих так называемую крупномасштабную структуру Вселенной. Видимая часть Вселенной называется метагалактика. Это наибольший из известных уровней организации материи.

Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими  макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы.  Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют  ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.

Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.


37. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКО _ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.


Важнейшей характеристикой материальных систем является их способность к развитию – необратимым, закономерным, направленным изменениям. Понятие развития прошло долгий путь философского становления, основными трудностями которого было уяснение источника развития (часто он носил идеалистический характер) и отказ в развитии обществу и общественным процессам. Только в марксистской диалектике на материалистической основе было создано всеобъемлющее учение о развитии природных общественных и духовных явлений, которое является универсальным методом изучения реальности. Диалектический взгляд на действительность, заключающийся в понимании сложности, многообразия и противоречивости внутренней природы явлений действительности, явился огромным духовным открытием человечества, обобщившим опыт его восприятия и уяснения бытия. Диалектическое мышление – не врождённая способность и не результат заучивания определённых теоретических положений. Это достижение человеческой культуры, овладение которым требует от человека усилий и целенаправленной работы как и любое другое.

Диалектические связи бытия невозможно уяснить без понимания всеобщей связи явлений. Характер этих всеприсущих связей может быть различным. Однако философское сознание способно зафиксировать их в виде категорий диалектики. В свою очередь, взаимосвязи между категориями осмысливаются в виде законов диалектики. Таким образом,  диалектика представляет собой систему категорий и законов.


38. КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ.


Характерной особенностью категорий диалектики является их парный характер. В этом проявляется противоречивость, полярность сторон целостных явлений и процессов. Категориальный анализ бытия позволяет отразить его сложный, противоречивый, взаимопереходный в сложном характер, ибо категории есть универсальные формы человеческого мышления, выработанные в процессе исторического освоения действительности.

Познание многообразия материи, её классификации требует усилий мышления и начинается с вычленения объекта, вскрытия его свойств и отношений. Этому служит категория качества – специфики данного предмета, его своеобразия, отличия от других предметов. В результате исследования свойств объекта выделяется категория количества – численного значения его свойств (количество – качество – парная категория).

Любой объект представляет собой единство количества и качества, или меру, то есть количественное определение качества. Например, тот или иной цвет спектра есть длина световой волны. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, мы устанавливаем их различие и тождество (парные категории).

Процесс познания имеет двухступенчатый характер. Внешние стороны объектов постигаются посредством ощущения и восприятия; внутренние  - через отвлечённое мышление. Эти различные ступени познания выражаются через категории внешнего и внутреннего. Между ними существуют взаимосвязи, которые раскрываются в категориях формы и содержания. Категории формы и содержания в их единстве осмысливают через категорию причинности или отношения причины и следствия. Важной категорией является  диалектическое противоречие – взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. О характере взаимосвязи между предметами и явлениями мы судим посредством категорий единичного, особенного и всеобщего. Диалектика единичного и общего была бы неполной без использования таких категорий как необходимость и случайность. Они характеризуют наличие и отсутствие устойчивой причинно – следственной взаимосвязи в явлениях и процессах.

39. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.


Источник саморазвития материального мира раскрывается в основном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности являются теми ассиметричными элементами любой системы, которые не тождественны друг другу, а, следовательно, и самой системе, взятой в качестве единого целого, вместе с тем обеспечивая её внутреннее единство и возможность выступать в различных взаимосвязях и соотношениях, сохраняя при этом неизменную основу.

Диалектика количественных и качественных изменений находит своё выражение в законе перехода количественных изменений в качественные.

Переход количественных изменений в качественные всегда происходит в виде скачка, когда линейный характер изменения величины параметра приводит к переходу системы в новое качественное состояние.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание означает переход системы в результате развития в свою противоположность. Из данного закона следует спиралевидность характера развития – повторение на качественно новом уровне формы неизменного содержания.

Таким образом, материалистическая диалектика даёт метод познания, адекватный законам объективного мира, которые находят разное конкретное выражение в науках, но имеют общедидактическую природу, определяя направление исследований при поисках закономерностей и установлениях взаимосвязи между явлениями. Например, развитие преломляется в принципе эволюционизма.


40. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.


Прежде всего в качестве носителя социальности и разума человек является продуктом развития материи. Проблема и сущность человеческого разума также не сводима ни к психологии, ни к  нейрофизиологии. Важнейшая особенность человека – его двойственная природа, сочетающая в себе  биологическое и социальное, но качественно не сводимая ни к одному из этих компонентов. Именно последняя особенность человека – самосущная целостность, для изучения которой ещё не создана наука, издавна была предметом философии. Можно предположить. Что мыслительная способность человека является своеобразной адаптивной стратегии во взаимодействии с окружающей человека реальностью. А значит должна иметь исторический характер своего развития и совершенствования. С другой стороны. Нельзя забывать, что человек является частью системы более высокого порядка – социума, развитие которого подчинено собственным законам. Во взаимодействии с природой и социумом и складывалась эволюция человека разумного. Этот процесс происхождения и становления человека в эволюции называется антропосоциогенез.

41.                       АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ.


Практика, как специфически  человеческий способ освоения действительности, укоренена в телесно – разумном бытие человека; никакого разума самого по себе не существует. Значит истоки мышления и познания мы должны искать в биологической эволюции и организации наших далёких предков.

В человеческом поведении слишком много естественного, биологически определённого, и разум (суть взлёты человеческой мысли) отнюдь не исчерпывают человеческого поведения. Поэтому, рассматривая   антропосоциогенез необходимо обратить внимание на естественную, «биологическую» сторону становления человеческой самости и социальности, показать отсутствие непреодолимой пропасти между человеком и его предками.

Важнейшей особенностью социальности является сложная структура межчеловеческих отношений, закреплённая в особых формах, культуре и языке.

Вследствие системной организации материи любые изменения проявляются многообразно.Так. возросшая человеческая сексуальность (возрос уровень половых гормонов) сделала более стрессоустойчивой нервную систему и обусловила огромную работоспособность головного мозга, оказав влияние на развитие интеллекта. Так разрешилось второе противоречие  в эволюции: между неравенством семейных ролей и единством их противоположностей. Сексуальность в бытие человека в мире преломилась в разнообразные стороны культуры, приобретя надсубъектное, социальное значение.

Становление социальности происходило не только «снизу», опосредуя биологические связи человека. Возникший вместе с объективацией духовного в языке социум стал развиваться по своим особым внутренним законам, которые задали человеку надбиологическое измерение. Выявилась безусловная ценность людей как носителей знания и опыта. Это обусловило особое отношение к старейшим членам рода – заботу о них.

Человек совершенного типа, относящийся к виду  Homo sapiens,  - существо с гибким интеллектом, хотя инее со столь массивной мускулатурой – сформировался около 50 тысяч лет назад. В эпоху палеолита – древнекаменного века.  А около 20 тысяч лет назад в средиземноморском регионе началась дифференцировка древних людей на расы, окончательно завершив биологический этап в эволюции человека.

Современные исследования показали, что по восприятию  культуры и умственным способностям представители разных рас не отличаются друг от друга. Другое дело , что биологическая составляющая человека постоянно преломляется в его социальности.  Условия среды,  в которых протекала история различных рас и народов, наложили свой отпечаток на особенности темперамента, психики, склонности людей, и это может проявляться в культурных их особенностях и в особенностях трудовой деятельности. Так, представители негроидной расы природно обладают более атлетическим сложением, лучшими скоростно – силовыми качествами, что находит естественное выражение в предпочтительности для них спортивной карьеры, но отнюдь не умаляет умственных способностей.


42.ДИАЛЕКТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.

В разное время  разными философами природа человека рассматривалась в разных аспектах. В своих крайних выражениях их можно назвать биологизаторством и социологизаторством. Для первого характерно отрицание социальной и культурной специфики человека в онтологическом плане, перенесение на него законов живой природы. Социальные процессы здесь трактуются лишь как проявление борьбы за существование, конкуренция за ресурсы, доминирующее положение, самку.

Но развитие материи не отрицает предыдущих её уровней. Органически включая их в более совершенно организованные формы. Понимание места человека в мире и возможностей его развития невозможно без учёта биологической специфики человека. Эта специфика задаёт тот баланс социальных связей в человеке, который воспринимается как гармоничный и комфортный. Нельзя сводить биологическое в человеке только к проявлению «звериности» в её негативных формах в противовес «гуманизму» нравственности социального. Величие биологического начала в том, что оно позволяет стать человеку соизмеримым с миром. Человек не противопоставлен природе – он часть её. Величие духовного основано на величии природного начала в человеке.

Человек чувствует красоту и гармонию Вселенной, потому что он может её почувствовать. Пожалуй, онтологически справедливо воспринимать человека диалектически – биологически он плоть от плоти мира, но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по особым законам: социум – это и бытие разума и языка посредством культуры, и одновременно система, обладающая внутренней структурой и логикой развития, не сводимой к бытию отдельного человека. Но направляющей его бытие, ориентиры, ценности. В этой двойственности – источник двойственности человеческой природы. Подобное диалектическое рассмотрение в человеке социального и биологического позволяет по – новому взглянуть на них через призму единства.

Внутренняя логика бытия социума определяет специфику проявления человека в нём.  Форма этого проявления называется деятельность. Поскольку внешняя реальность задана и структурирована в языке, человек неизбежно ориентирован на общественные нормы, ценности. Культуру в своём становлении и освоении мира, в познании именно как человек. Он способен утверждаться  только в обществе и посредством выработанных обществом форм отражения и освоения действительности. Деятельность  есть процесс социализации человека. Но деятельность – процесс не пассивный. Усвоение общественных достижений,  поиск своего места среди них требует творческих усилий человека.  В деятельностной включённости в социум человек проходит несколько стадий. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, но выступает в качестве индивида. И только реализуясь и самопроявляясь в деятельности, вступая в отношения с другими людьми, становится личностью. Творчески превращая индивидуальное в общественно значимое.


43.           СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ.


С давних времён в философии существовали две тенденции понимания сущности познания. Первая связана с рассмотрением познания как субъект – объектного взаимодействия, в результате которого формируется идеальный образ внешней действительности, особенности которой могут быть выражены в понятии. Вторая рассматривает познание как отражение идеальных сущностей (идей), которые являются смысловой основой материальной действительности и онтологичны по своей природе.

В рамках идеализма истина  всегда абсолютна, ибо она существует в виде готовых идей. Материализм рассматривает познание, исходя из практического, опытного взаимодействия человека с действительностью, в рамках которого предметы раскрываются лишь с определённой стороны. Знание оьб их сущности и характере целостности, таким образом, будет уже результатом мыслительной активности человека, имеющей в своей основе данные опыта либо того, что им актуализировано в представлениях человека. В таком ракурсе истина предстаёт не как существующая вне человека данность, которая рано или поздно становится ему доступной,  а как процесс всё более полного знания о свойствах внешнего мира, на разных этапах которого изменяются представления порой об одних и тех же вещах, расширяются границы понятий либо возникают новые, сообразно новому знанию. Многие вещи  и свойства вещей становятся доступны познанию лишь на определённых этапах исторического, культурного и технологического развития человечества.

44.           СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ.


Говоря о структуре человеческого познания, следует обратить внимания на ее многомерность, причины которой в системной включенности человеческого субъекта в различные формы бытия.

Прежде всего сам дуализм субъекта (как вещь он взаимодействует с другими материальными объектами и одновременно имеет дело с субъективным их отражением и преломлением через самость собственной природы ) порождает необходимость активности субъекта ( о ней мы не раз упоминали), а с ней существование двух уровней познания-чувственного и рационального. Чувственный опыт, многообразие ощущений, источником которых являются органы чувств, «соприкасающиеся» с объективным внешнем миром,- вот материал, с которым субъект имеет дело. Рациональное в структуре познания есть способ упорядочения ощущений в целостной образ действительности. Рациональное познание, как известно, оперирует понятиями, совокупная структура которых составляет язык. Следовательно, здесь познание перерастает индивидуальный уровень и выходит в сферу объективированного духовного, тем самым соприкасаясь с общественной и деятельностной сторонами бытия субъекта.

Когда мы говорим об активности познания, не следует представлять ее только как своеобразное «двигательное» соприкосновение субъекта с окружающим миром. Активность есть своеобразная онтология, бытие субъекта, отличное от бытия вещей, особенность которого – искать свое место среди них, свое отношения с ними. Эта активность проявляется в еще одном познания (которые есть одновременно и форма знаний, и его наличный результат) – в восприятии. Это целостный образ внешней реальности или отдельных ее компонентов, неразрывно связанной с субъективными особенностями познающего – параметрами психических процессов, ценностями, представлениями, знаниями. Эти субъективные особенности и обусловливают форму восприятия – то, как внешний мир предстает в голове субъекта, т.е. им осознается.

45. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.


Одним из важных предметов философствования является жизнь людей в их взаимодействии и связях друг с другом. Это отнюдь не случайно. Понимание сущности человеческого бытия, смысла жизни форм самореализации человека и способов этого не возможно без понимания общества, которые является формой проявления людей, формой их взаимодействия ибо человек не сводим только к индивидуальному бытию. Важнейшее составляющее человек, без которых он перестает быть таковым (язык, деятельность, труд, культура) существует только в обществе. Индивидуальные и общественные их аспекты взаимопреломляются, образуя своеобразное диалектическое единство, не сводимое к бытию отдельных сторон. Таким образом, общество является определенным иерархическим уровнем, формой бытия материи среди других и, следовательно, подчиняется собственным закономерностям которые определяют специфическое структурированные общества, несводимое к бытию отдельных индивидов и как самостоятельное бытие оказывающие на них влияние.

Поэтому роль личностей в историческом процессе безусловна, но не однозначна ее нельзя рассматривать в качестве осознанной  причины конкретных преобразований. Такие теории называются идеалистическими.


46. СТРУКТУРА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА.


 У материалистического марксистского понимания общества есть важное преимущество. Оно позволяет объяснить многие формы духовной деятельности и отношений людей, таких как искусство, мораль, религия, ценности и др. Дело в том, что общественное бытие людей, актуализированное через экономические отношения (в технологиях, социальной реальности) фиксирует определенные формы реальности, которые отображаются в представлениях человека о них. Такой процесс называется общественное сознание (отсюда и формула «бытие определяет сознание»). Мысли индивида о способе поведения в реальности и возможных путях ее преобразования, таким образом, не первичны, а лишь отображают то, что происходит в общественном бытие. В общественном сознании отражаются не только совокупные знания и представление о мире, полученные с помощью выработанных обществом технологий и становящиеся достоянием опыта и переживаний индивида в его индивидуальном сознании. В общественном сознании преломляются формы бытия общества как целостной системы, определенные его самостью, и в этом качестве они рефлекссируются человеком и обществом в виде форм общественного сознания. К таковым относятся: политическая идеология, право сознания, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Интегрирующим фактором общественного бытия выступает культура, под которой понимается совокупность материального и духовного производства как результата человеческой деятельности. В культуре опосредовано бытие человека в мире, итоги его познания и активности, преобразовательной над природой деятельности.

Таков общий характер общественной организации человечества. Философия здесь позволяет раскрыть наиболее общие его моменты и определить подходы к изучению. Однако общество ни есть лишь гармония. Развиваясь как надбиологический «организм», оно неизбежно приходит к противоречиям с природой человека. Эти противоречия достигли своего  апогея в современную эпоху и получили название глобальные проблемы современности. Их анализ и дополнит наше знакомство с социальной философией.

47. ФИЛОСОВСКИЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.


Глобальности этих проблем состоит в том, что они затрагивают не отдельные страны с той или иной общественной структурой и разными способами производства, а цивилизацию в масштабах земного шара. Они не могут быть разрешены усилиями отдельных стран (даже самых богатых, поскольку экономическое богатство  неизбежно связанно с нагрузками на природную среду в процессе производства), по скольку природа планеты едина, и взаимодействие с ней требует согласованной стратегии, не возможной в современных условиях из-за различных экономических и политических интересов различных стран (а противоречия между странами не надуманны, а являются итогом внутренней сложного процесса развития и диферинциации человеческой цивилизации на протяжении, по крайней мере, нескольких последних столетий). Не трудно заметить, что глобальные проблемы так или иначе являются экологическими проблемами, т.е. затрагивают биологическую природу человека, ставя под угрозу его здоровья, да и саму возможность существования цивилизации. К таковым можно отнести инергетичесскую, продовольственную, демографическую, проблему загрязнения окружающей среды, изменение климата, военных конфликтах, здоровье население и ряд других. Они – итог противоречивого развития социально – биологической двойственности человека.

Все проблемы – результат естественного хода событий. Как их преодолеть? Ряд философов настроено пессимистично и говорят о тупиковости человеческой цивилизации, ее обреченности на вымирание. Другие считают постановку и осознания проблемы уже важным шагом на пути ее разрешения и видит его в смене направления и способов развития, так называемый коэволюции, совместного существования человечества и природной среды. Но так ли это? Ведь проблема осознается вовсе не теми, кто ее породил. Общество в его реальности есть столкновение различных интересов разных групп людей с их разными экономическими и политическими положениями, разным мироввозрением. Общественное бытие существует объективно развертываясь во времени, и было бы самонадеянно говорить (даже устами видных философов и мыслителей), что наше опознавательное отражение субъективно. По этому нельзя обольщаться оптимистическими посулами о светлом будущем, но нельзя сидеть сложа руки (вернее опустив их). Возможно в самой вопрошающей в природе человека скрыты пути решения проблем дальнейшего развития общества, и в наших силах изменить стратегию познания и обрести новое понимания действительности.

Все сказанное демонстрирует, что круг проблем социальной философии необычайно широк, особенно на современном этапе, она становится все более и более актуальной.


48. НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.


Научные знания основываются на достоверных фактах, стремясь к точному количественному их анализу, только затем вырабатывая теоретический аппарат знания. Обыденное же понимания науки – это «размышление по поводу», популярная сводка любопытных данных, фактов, догадок, более или менее систимотическое. От части такое изложение хороктерно для учебных предметов по основам той или иной науки (особенно гуманитарных). Но ведь это не что иное как изложение философских, предметных оснований данной науки; т.е. подача результатов всегда будет с родни и их фелосовскому осмыслению. По этому учебная дисциплины – это еще не сома наука, а больше изложения ее предмета и внутренних связей, т.е. процесс,  напоминающий философствования.

Сама же наука отличается от классического философствования (понятие философии шире понятия наука, хотя есть раздел философии - философия науки) прежде всего методами познания и характером общественных связей индивида в этом действии. Философия как таковая - более или менее индивидуальное «вопрошание» человеком реальности, основанное часто на субъективном (и субъективном по характеру онтологии) восприятии(вовсе не значит, что неправильном или плохом). Наука по характеру знаний и способу их получения – процесс общественный связанный с общественным разделением труда, с практикой, а через нее – с производством и технологиями. Она гораздо более рутинна, чем может показаться; это – способ получения истины,  но способ повседневной пронизывающий способ жизни производства современного общества. Это творчество, но не философа и не писателя, а гораздо более ограниченное рамками общества, технологий и самого способа существования науки в   обществе. Разумеется выделяется наука прикладная и наука чистая (фундаментальная). Но и последнее теснейшим образом связанно с технологиями, экономикой и общественными потребностями (т.е. с финансированием экспериментальной базы ). Более подробно сущность научного знания и его специфики раскрывается при знакомстве с его структурой.

49.СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.


Говоря об уровнях, выделяемых познавательной деятельности человека мы отметили чувственное и рациональное познание. Эти уровни в равной мере характерны для всех видов познавательной деятельности человека (и обыденной, и художественно-образной), а не только научной. В научном познании выделяются два основных уровня – эмпирический и теоретический. Хотя они в чем то близки к чувственному и рациональному в структуре познания, между ними существует принципиальные отличия, связанные с тем, что эмпирическое и теоретическое познание ни есть изначальное св-ва человека; они достижение культуры результат философского анализа способов научного познания. В этом смысле эмпирический уровень – не просто чувственное созерцание. Он направлен на фиксацию определённого характера реальности, определенных ее сторон и соотношение между ними. Тем самым он включает в себя развитый категориальный аппарат и рациональное познание, который фиксируют на основе наблюдения эмпирический факт. Равно теоретическое познание не обходится без наглядных образов которые называются идеальными объектами, с которыми исследователь проводит мысленные эксперименты, моделируя свойства и поведение идеальных объектов в различных отношениях. Примеры таких идеальных объектов: абсолютно твёрдое тело, материальная точка, идеальный маятник.

Итак, наиболее широко научные познание можно структурировать на эмпирический и теоретический уровни. Результатом эмпирического исследования является эмпирический факт.

Результатом теоретического исследования – теория – целостное описание определённой части действительности в системе закономерностей и отношений. Теория наиболее совершенный и развитый результат научного познания. Поэтому выделяются и более частные результаты теоретического исследования, например, модель или научный закон.

50. О СООТНОШЕНИИ НАУЧНОГО И ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.


Век 20 – век научно технической революции, невиданного проникновения науки во все сферы общественной жизни, логический результат философского и производственного рационализма, которые столетия определяли направление развития и мировоззрения западной цивилизации. Но научный рационализм перерос в  технократизм и во многом стал причиной нарушения природного и даже гносеологического равновесия человечества и природы. Более того, он стал причиной фактического устранения онтологичности   человека во всей совокупности его свойств от мира ему данных из философии и гносеологии. 

Рационализм  в философии, ориентированный на точное научное познание, выразился в теории познания как теории отражения, для которой основным критерием стало объективное отражение действительности, а всё подлинно связанное с особенностями человеческой онтологии стало объявляться субъективизмом, источником заблуждения. Результатом стало то, что философская и гносеологическая рефлексия стала ориентироваться на критерии научного познания, а не на потребности человеческой природы, что и привело к дезорганизации человеческих ценностей, утраты ими онтологических корней. И на пороге XXI века философия вновь обращается к вопросам философской антропологии и гносеологии. Переосмысливая их результаты с позиций онтологии самого человека, и на этой основе обращаясь к вопросам о будущем самосознании культуры и путей человечества. И главный путь здесь – снятие противопоставления научного и вненаучного в знании как синонимов позитивного и негативного в оценке процесса познания и его форм. Ведь диалектический, взаимодополняющий подход здесь опирается на законы человеческой  онтологии. В то же время характерно, что опора не на неё, а на сравнение материальных результатов развития научного и философского в истории западной культуры привело в XIX – XX веках к развитию такого направления в самой философии как позитивизм, который основывался на утверждении. Что всё позитивное (то есть подлинное, результативное) знание есть результат развития науки, а  знание  философское не имеет самостоятельной ценности.

То, что философия ныне вновь возвращается к онтологии человека, не пытаясь его исправить. А взяв в качестве краеугольного камня, возможно знаменует новый расцвет философии и упрочение её места в культуре как теоретического фундамента осмысления природы человека и путей общественной эволюции, а точнее сказать, способов бытия общества через человека, а не вне его.

СОДЕРЖАНИЕ.


1.                 Что такое философия и почему она возможна.

2.                 Мировоззрение и его исторические формы.

3.                 Возникновение философии.

4.                 Особенности философского мышления.

5.                 Структура философского знания.

6.                 Особенности философского знания как отражение особенностей бытия человека.

7.                 Значение философии.

8.                 Общая характеристика античной философии и её периодизация.

9. Философия досократовского периода.

10. Философия классического периода.

11.Философия эллинистического периода.

12.Философия римского периода.

13.Философские идеи античности и развитие медицины.

14.Значение античной философии.

15.Общая характеристика средневековой фидлософии.

16.Реализм и номинализм.

17.Философия эпохи Возрождения.

18.Проблема человека в философских и медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.

19.Основные проблемы философии Нового времени.

20.Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 – 1626).

21.Рационализм Р.Декарта (1596 – 1650).

22.Проблемы философской антропологии.

23.Философии И. Канта (1724 -1804).

24.Идеи развития в немецкой классической философии.

25.Антропологический материализм Л. Фейербаха.

26.Диалектико – материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

27.Проблемы человеческого бытия.

28.Классические традиции в современной философии.

29.Становление и периодизация русской философии.

30.Человек и общество в русской религиозной философии.

31.Философия русского космизма.

32.Категория бытия в философии.

33.Категория материи в философии.

34.Системность организации материи.

35.Самоорганизация материи.

36.Структурные уровни организации материи.

37.Принципы диалектико – материалистического анализа действительности.

38.Категория диалектики.

39.Законы диалектики.

40.Человек кА предмет философского анализа.

41.Антропосоциогенез.

42.Диалектика биологического социального в человеке.

43.Сущность и особенности познания.

44.Структура познания.

45.Сущность общественной жизни людей.

46.Структура бытия общества.

47.Философский анализ глобальных проблем современности.

48.Наука. Научное познание.

49.Структура научного знания.

50.О соотношении научного и вненаучного познания.

                              ЛИТЕРАТУРА.


1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.., 1975.

2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1982.

3.Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

4.Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -  М., 1990.

5.Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.,

6.Миронов В.В. Философия., учебник,  изд – во «Проспект», М., 2006.

7.СпиркинА.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003.

8. Зима В.Н., Михайличенко Н. Ф. Методические рекомендации к изучению курса «Основы философских знаний». – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

9.Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. – М.:  ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2000.

10. Якушев А.В. Философия., пособие «В помощь студенту», изд – во «А – приор», М., 2007.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.