рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине

В развитии античной философии можно с определённой степенью условности выделить четыре этапа.

Первый охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период обычно называют ДОСОКРАТОВСКИМ. К этому этапу относятся милетская и элейская школы, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокс, Анаксагор, создатели древнегреческого стоицизма Левкипп и Демокрит.

Второй этап называют КЛАССИЧЕСКИМ ( половина V – конец IV вв до н. э.). Он связан с творчеством выдающихся греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.

Третий этап – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (конец IV – II вв. до н. э.). В это время появляется ряд философских школ: перипатеки, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.

Четвёртый этап приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия – I в. до н. э. – V – VI вв. н. э. В римской философии можно выделить три основных направления: стоицизм, эпикуризм, скептицизм.


9. ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА


К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем, можно отнести следующие:

1. В философии досократиков поднимается и решается проблема о единых  первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает наиболее ранняя форма философии – натурфилософия, которая дала начало многим наукам.

2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы, управляющие миром.

3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.

В качестве первой философской школы можно назвать Милетскую.(по названию греческого города Милеты на малоазийском побережье). Деятельность её представителей приходится на VII – VI вв. до н. э. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В рамках этой школы впервые был поставлен вопрос первоначале, первоосновах всего сущего.

Линия стихийного материализма продолжается в трудах Гераклита (520 – 460 до н.э.), который развивает милетскую диалектику.

Дальнейшее развитие античной философии было связано с переходом от знания, оперирующего чувственными образами, к знанию понятийному.

Указанный переход совершился во многом благодаря учению пифагорейцев.

По мнению Парменида (540 – 470 до н. э.), бытие – это, что можно познать только разумом, а не с помощью только органов чувств.

Свой вклад в развитие античной диалектики и понимания бытия внёс Зенон. Выделение проблемы бытия в качестве центральной для философии одновременно поставило вопрос о его природе, коль скоро оно существует. Решение этого вопроса оказалось двояким. Материалистическим у Левкиппа и Демокрита, идеалистическим у Платона.

С именем  Демокрита и его учителя Левкиппа связано создание атомистической теории, в которой бытие рассматривается в качестве атомов – мельчайших неделимых частиц, не имеющих качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении, результатом чего является возникновение и разрушение вещей. Душа человека также образована особыми атомами и их разъединение – это смерть души и живого организма. Важнейшая характеристика атомов как бытия – познаваемость только разумом. Учение Демокрита стало основой первой целостной картины мира – механической, в которой целое является суммой частей.


10.ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

В классическую эпоху античная философии оформляется во всей полноте проблематики и даёт миру ряд выдающихся мыслителей, создавших целостные философские системы. В полной мере это относится к Платону и Аристотелю. В этот период философы впервые ставят человека в фокус мировоззренческих изысканий; начало этому было положено представителями античного софизма. Софисты принадлежали к разным школам. Объединял их общий предмет и метод философствования. Софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от особенностей человека, места, времени, социального положения индивида.

Субъективизм софистов попытался преодолеть Сократ (470 – 399 до н. э.), который полагал, что поиск достоверных, общезначимых форм знания возможен и, следовательно, возможна истина. Другой важной мыслью Сократа была мысль о знании как источнике добродетели.  Человек, знающий истину не совершит зло.

Платон (427 – 437 до н. э.)явился родоначальником линии идеализма в философии, которая выразилась в его учении о бытие как идеях. Идея Платона ни есть понятие человеческого ума. Она объективна, независима от времени и пространства, бестелесна , вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом.

Аристотель (384 – 322 до н. э.) – великий античный философ и энциклопедист. Являлся учеником Платона, подвергшим критическому пересмотру ряд его идей. Разработал наиболее последовательную систему философии, а также составил ряд сочинений, посвящённых проблемам естественных наук: «Физика», «О небе», «Метеорология», труды по биологии и психологии.

Философия , по мнению Аристотеля, делится на теоретическую, практическую(этика и политика), пойетическую (творческую), к которой относится, например, риторика.

11. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Эллинистический этап в истории Древней Греции – высший этап развития её культуры. В это время ослабевшие полисы были объединены в крупное централизованное государство, а в результате походов Александра Македонского осуществилось огромное взаимное  обогащение культур Запада и Востока. В философии этого периода появляется ряд школ, для которых был характерен переход к проблемам этики.

Перипатетическая школа (или Ликей) – философская школа Аристотеля и его последователей. К наиболее видным её представителям относится Стратон и Теофраст. Разрабатывая наследие Аристотеля, они тем не менее внесли собственное видение философии. Так, Стратон отказывался прибегнуть к понятию о богах; противостоял телеологии (учение о цели, присущей природе) Аристотеля. Теофраст считается основателем европейской ботаники, истории. Философии (один из основных источников знаний о досократиках). В этике он выдвинул принцип осуществления естественных. Прмродных задатков человека.

В стоицизме конечная цель человека. Счастье, определяется как жизнь согласно природе.

Эпикур (341 – 270 до н. э.) является наиболее выдающимся философом – материалистом эллинистического периода, который основал в Афинах в 306 году до н. э. свою школу. В философию Эпикура в переработанном виде вошли учения многих предшествующих мыслителей. Эпикуром философия рассматривается как практическая деятельность, целью которой является счастливая жизнь. Эпикур разделил своё учение на три части: учение о природе. теорию познания, этику. Он воспринял атомистическое учение Демокрита: согласно Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся  в пространстве, тела, состоящие из атомов. Душа также состоит из атомов и как любое тело со временем распадается. Источником знаний является ощущение, при отсутствии сверхчувственного знания. В этике Эпикур считал главным благом для человека наслаждение как отсутствие страдания, а не как чувственное удовольствие: «…Величайшее благо есть благоразумие. От благоразумия произошли все другие добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно  и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». С именем философа связано направление, получившее название «эпикуризм».


12. ФИЛОСОФИЯ РИМСКОГО ПЕРИОДА


Выдающимся представителям эпохи можно отнести Лукреция, Секста Эмпирика, Сенеку, в трудах которых находят своё логическое развитие ряд направлений греческой философии.

Тит Лукреций Кар ( 99 -55 до н. э.) – выдающийся античный философ – материалист, поэт. Автор поэмы «О природе вещей». Закономерность явлений природы всецело объясняется атомистической механикой и служит для философа доказательством независимости природы от произвола богов.

Идеи стоицизма нашли своё продолжение в философии Сенеки ( 4 – 65).

Секту Эмпирику принадлежит наиболее последовательное изложение идей античного скептицизма – философского направления,  не допускавшего возможности достоверного знания и призывавшего воздерживаться от суждений. Воздержание от суждений – путь к душевному покою (атараксии), которые и есть счастье. Путь к атараксии лежит через  осознание того, что для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное ему по истинности. Скептическую философию Сект Эмпирик считал философией поиска истины, в отличие от догматической философии, которая является уделом тех философов, которые считают себя нашедшими истину. Следует отметить, что по своим знаниям Эмпирик был врачом, занимаясь практической медициной.

13.ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ     МЕДИЦИНЫ

Античная медицина была составной частью натурфилософии. Именно философский подход к выяснению соотношения человека и природы, космоса позволял делать первые заключения о самом человеке, особенностях составлявших его органов и источников их функционирования.

В VI веке до н. э. Алкмеон из Кротона впервые включил в свои труды эмбриологию, физиологию, теорию ощущений и психологию. Он открыл перекрест зрительных нервов и писал о головном мозге как органе познания.

Гиппократ говорил о естественной природе всех болезней. Высказывается идея о влиянии географических условий и климата на организм.

Аристотель определил сердце как основной орган системы движения крови и был сторонником гуморального учения, согласно которому процессы в организме – результат смешения и взаимодействия различных по своим свойствам его жидких сред.

Лукреций подходит к вопросам медицины с точки зрения атомизма. В поэме он излагает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях. Верно обращает внимание на возможность распространения заразы через пищу. Воду и другие предметы.

Крупнейшим представителем античной медицины был древнегреческий врач и философ Гален. Основной трактат Галена « О назначении частей человеческого тела» последовательно привержен принципу Аристотелевской телеологии. Однако в теории познания Гален склоняется к опыту как источнику знания, что позволило ему сделать важные открытия в экспериментальной анатомии. Однако все жизненные прцессы он объяснял действием нематериальных сил. Вэтом прявился его дуализм как философа.

14.   ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ


Античная философия оказала огромное влияние на всё последующее развитие западной цивилизации, прежде всего рационалистическим направлением в теории познания, определявшим прогресс западной науки, основы которой также были заложены в работах античных философов. Особенно велико влияние Аристотеля, сочинения которого сохранились почти полностью и вплоть до нового времени определяли становление и развитие не только науки. Но и европейской культуры в целом.

Телеологические стороны учения Галена позволили католической церкви сделать его непогрешимым авторитетом Средневековья в области медицины и естествознания.

Учение стоиков,  особенно его этические аспекты стали одним из источников формирования христианского вероучения.

 15.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


Историческая эпоха Средневековья приходится на период, начиная с падения Римской империи до эпохи Возрождения (XIVв.). Однако средневековая философия, которая проходит под знаком главенства христианского вероучения и теологии, зарождается ещё в период становления христианства в римский период и испытывает на себе влияние античной философии, которое сохранится на протяжении всего Средневековья.

Важнейшая идея христианского Средневековья – идея монотеистического Бога, и она полностью определяет онтологию средневековой философии, которую можно определить как теоцентризм (от слова теос – Бог). Пределы знания о мире и Боге изложены в Священном писании и Священном придании (учении христианских отцов церкви).

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:

Первый –  ПАТРИСТИКА, первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии во II – VI вв. Он включает изложение апостольских учений, христианской апологетики, впервые целостно излагавшей основные положения христианской философии, а не период зрелой патристики, для которого харктерна разработка целостных религиозно – умозрительных систем и глубокий синтез теологических догм и античной философской мысли. Крупнейший мыслитель этого периода Аврелий Августин (354 – 430), создавший  влиятельное религиозно – философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII века, основными темами которого являются: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.

Второй этап –  СХОЛАСТИКА (VII – XIV вв.). Важнейшее отличие этого периода – поиск рациональных путей познания Бога. Онтологические проблемы схоластики нашли своё отражение и развитие в двух основных направлениях – реализме и номинализме.


16.   РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ

 

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического  (опытного) мира. Общие понятия представляют собой идеи божественного ума, являющиеся прообразом творения. Налицо ориентация реалистов на платоновскую традицию. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин. Онтологический статус общих понятий или универсалий определяет единственную возможность познания как постижение этих универсалий, которые и являются сущностью вещей.

В номинализме,  расцвет которого приходится на XII век, творение рассматривается как акт божественной воли. Ибо Бог в своём всемогуществе не нуждается в прообразе предметов мира, то  есть сущностей. Представителями номинализма были Уильям Оккам, Иоганн Буритан, Николай из Отрекура, Пьер Абеляр. Поскольку в средневековой философской традиции Бог приобретает статус подлинного бытия, то решениевопроса о подлинном онтологическом статусе есть вопрос о приоритете либо божественной воли, либо божественного разума.

Благодаря номинализму также формируется новое представление о познании. Познание приобретает характер субъект – объектных отношений, что позволяет гносеологии как исследующей характер этих отношений выделиться в самостоятельную область исследований.


17.  ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

  Эпоха Возрождения (XIV – XVI ВВ.) – время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально – экономической жизни европейских стран, хотя и совершавшихся не в одно время. Эти изменения затронули быт людей, способствовали переходу к централизованным монархиям, одним из условий которых был расцвет городов и промышленного производства в них, вначале в форме мануфактур, который подготовил приход капиталистических отношений с их требованием от человека творческой личной активности. Идеалом эпохи становится античность, в искусстве и культуре которой  в центре находился культ гармонического совершенствования телесных и духовных качеств человека. В эпоху Возрождения человек в своих творческих созидательных способностях становится равным Богу – творцу, выделяет себя из природы, чему в немалой степени причиной служит средневековое понимание человека как высшего природного существа. Всё это способствует возрастанию внимания к человеку, его центральному положению в космосе. Вот почему мировоззрение эпохи Возрождения получило название антропоцентризм.

Теоцентризм и монотеизм средневековья заменяются пантеизмом Возрождения. Бог утрачивает свою вне – и надприродность, он как бы сливается с ней, тем самым обожествляя её, наделяя каждую её частичку душой,  жизнью, магическими силами,причастными к иной мировой душе. Эта двойственность живого в части и целом – онтологическое обоснование взаимопереходности форм и частей природы.  Отсюда  - представления о мировоззрении этой эпохи как магико – алхимическом. Философский камень  алхимиков -  это ни что иное как носитель магических одушевлённых начал, обусловливающих взаимопереходность форм в друг друга.

Используя философский метод  Николая Кузанского, итальянский философ  Джордано Бруно ( 1548 – 1600) снимает противоположность между творцом и творением, между формой и материей. Таким образом, он придаёт природе ранее приписываемое Богу, а именно активное, творческое начало, первопричинность развития. Пантеизм Бруно был началом материалистического понимания природы, которая для него была «Богом в вещах». Учение о бесконечности Вселенной наносило сокрушительный удар по основополагающим идеям учения церкви, поскольку не просто лишало Землю привилегированного положения в мироздании, но и говорило о возможности огромного множества миров, подобных нашей планете, миров, могущих обладать жизнью.

Таким образом, пантеистическая философия эпохи Возрождения стала поворотным моментом для развития европейской философии и естествознания.

18.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ  И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.


Для Средневековья характерно двойственное представление о человеке. Это и « образ и подобие Бога», и животное тело, и животная душа. В качестве первой он в противовес античной традиции выносится за пределы природы, становится над нею, ибо он по душе своей – пришелец из другого мира, «небесного царства». Но если душа вечна, то тело смертно. Однако события не могут происходить вне воли божьей. Отсюда – отношение к медицине как к вмешательству в божий промысел.

Выдающимся представителем Возрождения был врач, философ и естествоиспытатель Парацельс. В центре его учения – понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Поскольку природа Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины – восстанавливать нарушенный чуждым духом порядок в человеческом теле.

Следует отметить, что именно эпоха Возрождения стала переходной в становлении медицины. В этот период происходит постепенное отхождение от традиционного не  только для христианского средневековья, но и античного времени запрета на вскрытие трупов, что позволяет придать медицинским знаниям эмпирическую основу.


19.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Эпоха нового времени – время классического периода в европейской философии. Это время создания оригинальных философских учений, отличавшихся чёткостью аргументации и стремлением приблизиться к научной чёткости в решении поставленных задач. Начало эпохи (XVII в.) – время ранних буржуазных революций, сопровождавшееся установлением новых экономических отношений и сменой акцентов. Знание впервые чётко осознаётся в качестве производительной силы,и,следовательно, повышается статус научного знания.

Вместе с тем, перед философией встаёт проблема обоснования научного познания в качестве метода исследования природа. Требуется разработка принципов научного познания, его методов и их обоснования. Всё это определяет ведущую роль гносеологии в философской проблематики эпохи. Однако теория познания по – прежнему не расстаётся с традициями онтологизма (рассмотрение мышления как способности отразить объективные свойства бытия), что во многом определяется практической, онтологической направленностью самого научного познания. Проблемы онтологии были в центре внимания и предшествующей философии; в XVII веке онтологические проблемы – это проблемы субстанций – объективной реальности, рассматриваемой со стороны её внутреннего единства.

Существенную эволюцию претерпевает философская антропология, что в первую очередь связано с онтологическим выделением субъекта в философии Р. Декарта в связи с его теорией познания и разработкой проблем общественной эволюции человека с позиций разума и свободы в исследованиях Спинозы, Локка, Гоббса.


20. ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА (1561 – 1626)


В теории познания в XVII веке выделились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Ф. Бэкон. Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического  познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента.

Эмпирический подход при его естественных ограничениях, а к ним относится и нерешённость проблемы об источнике эмпирического опыта в сознании и структуре сознания как интерпретации опыта в индуктивных умозаключениях, был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой.

Важным аспектом теории познания Бэкона было рассмотрение самой природы человеческого сознания в той части, которая подвержена заблуждениям, субъективизму, затрудняющим познание. Раскрытие их природы способствовало бы освобождению от них или бы делало процесс познания более объективным. Эти особенности сознания Бэкон назвал идолами, выделив четыре их типа, связанные с индивидуально – психологическими особенностями человека, верой в авторитеты, которая подменяет самостоятельное исследование, особенностями употребления слов в языке, с перенесением на процесс познания и представлений о природе представлений о собственной природе ( отсюда телеологические заблуждения).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.