рефераты скачать

МЕНЮ


Немецкая классическая философия

вне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.

В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического

противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и

бесконечен в том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных

величин. Во второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в

апориях Зенона — о единстве конечного и бесконечного, прерывности и

непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:

поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие

разрушает мысль, то движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен

многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинаково

безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис

каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается, что Бог

существует, и то, что Бога не существует. Как же быть? Надо отбросить и

тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога— это вопрос

не науки, а нравственности, полагает Кант.

Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии

разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.

«Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует

антитетика чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для

всех споров, принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.

Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон

теории познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные

проблемы теории познания и логики, сделана попытка диалектического их

решения. Кант первым в философии Нового времени показал сложность и

противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более

глубокую разработку в философии Гегеля.

Этическое учение Канта

Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих

попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно —

уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о

нравственности, этику. По его мнению, в области нравственности человек уже

не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в

сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е.

приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и

практическим разумом отношение субординации: теоретический разум

подчиняется практическому.

Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу

применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных

оценок лежит категорический императив — основной закон этики Канта.

Императив есть форма повелений, связанная с категорией должного.

Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая

представляет собой действие как бы ради него самого, отношения к другой

цели. Императив не связан со стремление к пользе или счастью людей, он

носит строго формальный априорный характер и имеет форму заповеди,

безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив

формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной

принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего

законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут

соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные

заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.

Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив

«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как

и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как

средство.

Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное

значение для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих

человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и

социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время,

когда... я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил

на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать

человека...». Выступая за права человека, философ подчеркивал, что

«человек, зависящий от другого, не есть уже более человек; он это звание

утратил, он тогда не что иное, как принадлежность другого человека, ...в

человеческой природе рабство есть наивысшее из зол». Кант заимствовал у

Руссо мысль о независимости нравственной природы человека от достижений

науки и культуры, преломив ее в своем учении о независимости и

первоначальности нравственности, о первенстве практического разума над

теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма, считал,

что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия

должна выводиться из принципов нравственности.

Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,

устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как

человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть

ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует

культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной

точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким

образом, сближается с деизмом.

Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и

свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его

трактат «Вечный мир».

Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель

справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к

новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,

об активности субъекта в познании и нравственной практике началась

разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой

классической философии.

У Канта было огромное число последователей и не меньшее число

критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций

последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о

существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций

материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному

идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного

объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне

разработанного диалектического метода.

§ 2. «Наукоучение» Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян. Благодаря

выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить

образование. В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена

драматическими событиями. Фихте — не только видный представитель

классической немецкой философии, но и идеолог немецкого освободительного

движения, направленного против французских оккупантов. В то же время в его

творчестве нашли отражение прогрессивные идеи французского Просвещения и

революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно) два сочинения, восхваляющие

эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых Фихте

отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком. Журнал был запрещен

правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора

Иенского университета. Только в 1805 г. ему удалось стать профессором

Эрлангенского университета. В 1807 г. в оккупированном французами Берлине

Фихте выступает с циклом публичных лекций — «Речи к немецкой нации», в.

которых он призывал к объединению страны, ее возрождению, демократическим

реформам. Патриотическая деятельность философа находит широкий отклик в

государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского

университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором. В 1813 г. он

вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,

заразившись, по-видимому, тифом.

Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая

освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.

Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с

характером, образом мыслей, практическими действиями личности.

Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с

утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с

позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной

реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в

себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой

активностью. Его деятельность выливается в диалектический процесс:

происходит движение от первоначального положения (утверждение) к

противоположному положению (отрицание), а от него — к третьему положению

(единство, синтез первых двух положений).

Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей

действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере

его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого

воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с

теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность

бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное

поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и

права.

«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая

природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,

побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления

нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее

воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я»

выполнять свой этический долг.

Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно

существует между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под

категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной

терминологией, Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на

соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление

обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как

философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта,

признававшего объективно-реальное существование вещей в себе. Как

подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском

смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е.

продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа,

весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден,

что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением.

Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая,

правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.

Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический

круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из

этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию—

интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана

устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта

все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую,

недостижимую цель.

Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а

«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу

нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических

оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь

возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной

стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет «учением

о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о

науке, высшее и безусловное основоположение для всех наук, универсальный

метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется

«практическому», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются

интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теоретического разума.

Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для

субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть

последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму,

т.е. утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь

окружающий мир — его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести

из исходного «Я» возможность существования множества других свободных

индивидов, других «Я». По мнению философа, данная дедукция обусловлена и

нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о каком праве

и законности не может быть и речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся

исходные посылки субъективного идеализма как монистической философии.

Фактически, Фихте переходит на позиции идеалистического плюрализма типа

монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он склоняется

к объективному идеализму, сочетая его с субъективным.

По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я»,

тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное

индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.

А это уже и есть объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в

каком смысле он употребляет понятие «Я», что создает трудности для

понимания его мысли. Оба значения то совпадают, то расходятся, и в этом

философ усматривает движущий принцип мышления, ядро диалектики.

Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес

существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал

субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель

деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период

абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все,

что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая

трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом

периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе

протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором

периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не

всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.

Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой

метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,

антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя

единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к

действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и

выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к

возникновению нового и так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.

необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория;

случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно

обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе свобода возможна

и она достигается осознанием необходимости, что дает возможность поступать

со знанием делай обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной

деятельности в рамках познанной необходимости. Практически-деятельное

отношение к предмету предшествует теоретически созерцательному. Диалектика

активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая

влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.

Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается

внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает

внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и

этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на

добровольное подчинение каждого гражданина установленному в обществе

закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.

Государство как политическая организация может функционировать только

там, где есть собственность. Люди делятся на собственников и не

собственников, государство же есть организация собственников. Безусловно,

это догадка о зависимости права :. и государственного устройства от

экономических отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое

торговое государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую

частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные

институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в

экономическую сферу. Оно должно регламентировать денежную систему,

ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы своих

граждан, оградить их от торгово-финансовой экспансии со стороны более

сильных держав. Эти требования могут быть поняты только в контексте

конкретно-исторических условий, в которых находились германские государства

в начале XIX столетия.

Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с

одной стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет

большое самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных

устремлений радикальных слоев немецкого общества, как философия

человеческой свободы и активного практического действия.

§ 5. Натурфилософия Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) родился в семье

священника, окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где

учился вместе с Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской

революции, преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах

опубликовал труды по проблемам натурфилософии, которые были с интересом

приняты учеными и философами. По рекомендации Гете Шеллинг был приглашен

профессором в Иенский университет. В этот период он общается с Гете,

Шиллером, Фихте, Гегелем.

Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов.

Особенно плодотворным был, видимо, первый, связанный с осмыслением

диалектики природы. К традиционной философии природы, или натурфилософии

Шеллинг подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия,

сделанные к тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как

Лавуазье, Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.

Шеллинг выступает против метафизического разрыва «материи» и «силы», а

также представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен

и с мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как

динамический процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.