Немецкая классическая философия
вне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.
В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического
противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и
бесконечен в том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных
величин. Во второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в
апориях Зенона — о единстве конечного и бесконечного, прерывности и
непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:
поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие
разрушает мысль, то движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен
многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинаково
безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис
каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается, что Бог
существует, и то, что Бога не существует. Как же быть? Надо отбросить и
тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога— это вопрос
не науки, а нравственности, полагает Кант.
Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии
разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.
«Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует
антитетика чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для
всех споров, принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.
Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон
теории познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные
проблемы теории познания и логики, сделана попытка диалектического их
решения. Кант первым в философии Нового времени показал сложность и
противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более
глубокую разработку в философии Гегеля.
Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих
попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно —
уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о
нравственности, этику. По его мнению, в области нравственности человек уже
не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в
сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е.
приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и
практическим разумом отношение субординации: теоретический разум
подчиняется практическому.
Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу
применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных
оценок лежит категорический императив — основной закон этики Канта.
Императив есть форма повелений, связанная с категорией должного.
Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая
представляет собой действие как бы ради него самого, отношения к другой
цели. Императив не связан со стремление к пользе или счастью людей, он
носит строго формальный априорный характер и имеет форму заповеди,
безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив
формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной
принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего
законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут
соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные
заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.
Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив
«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как
и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как
средство.
Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное
значение для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих
человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и
социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время,
когда... я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил
на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать
человека...». Выступая за права человека, философ подчеркивал, что
«человек, зависящий от другого, не есть уже более человек; он это звание
утратил, он тогда не что иное, как принадлежность другого человека, ...в
человеческой природе рабство есть наивысшее из зол». Кант заимствовал у
Руссо мысль о независимости нравственной природы человека от достижений
науки и культуры, преломив ее в своем учении о независимости и
первоначальности нравственности, о первенстве практического разума над
теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма, считал,
что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия
должна выводиться из принципов нравственности.
Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,
устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как
человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть
ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует
культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной
точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким
образом, сближается с деизмом.
Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и
свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его
трактат «Вечный мир».
Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель
справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к
новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,
об активности субъекта в познании и нравственной практике началась
разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой
классической философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число
критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций
последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о
существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций
материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному
идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного
объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне
разработанного диалектического метода.
§ 2. «Наукоучение» Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян. Благодаря
выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить
образование. В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена
драматическими событиями. Фихте — не только видный представитель
классической немецкой философии, но и идеолог немецкого освободительного
движения, направленного против французских оккупантов. В то же время в его
творчестве нашли отражение прогрессивные идеи французского Просвещения и
революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно) два сочинения, восхваляющие
эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых Фихте
отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком. Журнал был запрещен
правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора
Иенского университета. Только в 1805 г. ему удалось стать профессором
Эрлангенского университета. В 1807 г. в оккупированном французами Берлине
Фихте выступает с циклом публичных лекций — «Речи к немецкой нации», в.
которых он призывал к объединению страны, ее возрождению, демократическим
реформам. Патриотическая деятельность философа находит широкий отклик в
государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского
университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором. В 1813 г. он
вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,
заразившись, по-видимому, тифом.
Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая
освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.
Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с
характером, образом мыслей, практическими действиями личности.
Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с
утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с
позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной
реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в
себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой
активностью. Его деятельность выливается в диалектический процесс:
происходит движение от первоначального положения (утверждение) к
противоположному положению (отрицание), а от него — к третьему положению
(единство, синтез первых двух положений).
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей
действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере
его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого
воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с
теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность
бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное
поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и
права.
«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая
природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,
побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления
нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее
воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я»
выполнять свой этический долг.
Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно
существует между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под
категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной
терминологией, Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на
соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление
обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как
философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта,
признававшего объективно-реальное существование вещей в себе. Как
подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском
смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е.
продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа,
весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден,
что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением.
Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая,
правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.
Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический
круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из
этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию—
интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана
устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта
все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую,
недостижимую цель.
Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а
«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу
нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических
оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь
возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной
стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет «учением
о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о
науке, высшее и безусловное основоположение для всех наук, универсальный
метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется
«практическому», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются
интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теоретического разума.
Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для
субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть
последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму,
т.е. утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь
окружающий мир — его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести
из исходного «Я» возможность существования множества других свободных
индивидов, других «Я». По мнению философа, данная дедукция обусловлена и
нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о каком праве
и законности не может быть и речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся
исходные посылки субъективного идеализма как монистической философии.
Фактически, Фихте переходит на позиции идеалистического плюрализма типа
монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он склоняется
к объективному идеализму, сочетая его с субъективным.
По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я»,
тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное
индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.
А это уже и есть объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в
каком смысле он употребляет понятие «Я», что создает трудности для
понимания его мысли. Оба значения то совпадают, то расходятся, и в этом
философ усматривает движущий принцип мышления, ядро диалектики.
Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес
существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал
субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель
деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период
абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все,
что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая
трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом
периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе
протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором
периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не
всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.
Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного
либерализма был совершен переход к национал патриотизму.
Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой
метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,
антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя
единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к
действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,
взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и
выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к
возникновению нового и так без конца.
Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.
Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.
необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория;
случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно
обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе свобода возможна
и она достигается осознанием необходимости, что дает возможность поступать
со знанием делай обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной
деятельности в рамках познанной необходимости. Практически-деятельное
отношение к предмету предшествует теоретически созерцательному. Диалектика
активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая
влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.
Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается
внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает
внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и
этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на
добровольное подчинение каждого гражданина установленному в обществе
закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.
Государство как политическая организация может функционировать только
там, где есть собственность. Люди делятся на собственников и не
собственников, государство же есть организация собственников. Безусловно,
это догадка о зависимости права :. и государственного устройства от
экономических отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое
торговое государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую
частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные
институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в
экономическую сферу. Оно должно регламентировать денежную систему,
ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы своих
граждан, оградить их от торгово-финансовой экспансии со стороны более
сильных держав. Эти требования могут быть поняты только в контексте
конкретно-исторических условий, в которых находились германские государства
в начале XIX столетия.
Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с
одной стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет
большое самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных
устремлений радикальных слоев немецкого общества, как философия
человеческой свободы и активного практического действия.
§ 5. Натурфилософия Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) родился в семье
священника, окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где
учился вместе с Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской
революции, преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах
опубликовал труды по проблемам натурфилософии, которые были с интересом
приняты учеными и философами. По рекомендации Гете Шеллинг был приглашен
профессором в Иенский университет. В этот период он общается с Гете,
Шиллером, Фихте, Гегелем.
Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов.
Особенно плодотворным был, видимо, первый, связанный с осмыслением
диалектики природы. К традиционной философии природы, или натурфилософии
Шеллинг подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия,
сделанные к тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как
Лавуазье, Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.
Шеллинг выступает против метафизического разрыва «материи» и «силы», а
также представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен
и с мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как
динамический процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|