"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия
Каждая стадия биологического рождения имеет
специфическое духовное соответствие: для благополучного внутриутробного
существования это опыт космического единства; начало родов сопровождается чувством
поглощения вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками
в замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия
выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во
второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а
метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической
стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].
Большое теоретическое значение имеет глубинная
параллель между физиологической деятельностью в последовательных стадиях
биологического рождения и паттернами активности различных эрогенных зон,
особенно зон генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический
акцент в психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в
перинатальные матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов
фрейдизма [21].
Трансперсональные переживания (мистический,
или "пиковый", опыт; экстаз, транс), спонтанно посещающие некоторых
вполне здоровых и трезвых людей, свидетельствуют о том, что это врожденное
свойство нашей психики, которое, конечно, зависит и от социальных и генетических
факторов личностного развития [17].
Многие переживания такого рода известны уже
несколько столетий или тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных
писаниях всех великих религий мира, и в письменных документах множества малых
сект, фракций и религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых,
мистиков и религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в
священных обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных
мистериях, в практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41].
Психиатры и психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким
образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно
шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и
психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и
современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из
которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению перинатальных
переживаний [24, 33, 36].
Вопреки распространенности этих феноменов и их
очевидной значимости для многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось
удивительно мало серьезных попыток включить их в теорию и практику современных
психиатрии и психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между
несколькими подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с
различными трансперсональными переживаниями и склонны более или менее
игнорировать их. Для другой большой группы профессионалов, трансперсональные
феномены представляются столь странными, что они склонны считать их отклонением
от нормального психического функционирования, психотическими [3].
Наследственные переживания
В качестве примера такого переживания я
приведу воспоминания одной из пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:
"К моему удивлению, идентичность моего
ЭГО неожиданно изменилась. Я была моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно
быть 1902г. На мне было аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток;
с расширенными, как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии
тоски и одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто
ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку на
мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством родственников -
теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных для того времени.
Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала себя отверженной,
пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня был сон, касающийся ее
детства, и мне важно знать, так ли было на самом деле. Как только я начала
рассказывать, она перебила меня и закончила в полном соответствии с пережитым
мною" [4].
Коллективные и расовые переживания
Подобные переживания могут относиться к любой
стране, любому историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно,
определенное предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми
религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно
часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю,
Японии, доколумбовой Мексике, Перу, Древней Греции. Выбор культур и их
специфических аспектов явно не зависит ни от этнической основы субъекта, ни от
страны рождения, ни даже от полученного воспитания, образования, интересов. Поэтому
англосакс может переживать полное отождествление с различными периодами истории
афро-американцев или североамериканских индейцев, и в результате обнаруживает
новое понимание и переживание расовых проблем. Информация, получаемая благодаря
таким переживаниям, обычно совершенно точна и может быть проверена при
консультации с археологическими и антропологическими кругами. Иногда
бесхитростные индивидуумы описывают детали египетских похоронных церемоний,
включая форму и значение различных амулетов и камер в гробницах, цвет
похоронных конусов, технологию бальзамирования и мумификации и сцены
последующих процедур [4].
Филогенетические (эволюционные) переживания
Некоторые люди описывают переживания себя в
образе каких-то предшественников человека на эволюционном пути. Так, например,
одна женщина во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с
самкой огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя
сонной и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась
на солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время
сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно
исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее
ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии к
представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми
фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую форму и
цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант- палеонтолог
предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на то, что у
современных рептилий определенные участки на голове играют важную роль, вызывая
сексуальное возбуждение... [3].
Переживания прошлых воплощений
Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО,
хотя переживает себя в другой форме, другом месте и времени, другом контексте,
он чувствует, что он - та же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании.
У него сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного
переживания того, что он уже видел и пережил [4].
Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во
времени".
Иногда испытуемые сообщают о предвидении
событий, которые случатся в будущем. Временами они становятся свидетелями
сложных сцен будущих событий, они могут слышать даже акустическое сопровождение,
составляющее их часть. Некоторые из переживаний проявляют различные степени
сходства с событиями, случающимися позднее [4].
Отождествление с другими лицами
Это отождествление полное и комплексное; оно
включает в себя представление о теле, эмоциональные реакции и отношения,
психологические характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы,
движения и даже интонации голоса [4].
Групповое отождествление и групповое сознание
В измененных состояниях сознания можно
пережить тотальность страдания всех солдат, погибших на полях сражений,
революционную горячечность всех коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих
своих детей... В этих переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой,
даже с населением целой страны [5].
Отождествление с животными
Три вида ИСС связаны с животными:
атосимволические трансформации в животных, отождествление с животными и
филогенетические воспоминания, при этом каждое наделено своими специфическими
чертами. Субъекты, встретившиеся со всеми тремя видами переживаний легко могут
отличить их одно от другого [4].
Отождествление с растениями
Примеры таких переживаний встречаются гораздо
реже, чем отождествление с животными. Субъект может ощутить себя как вызванное
к жизни семя, лист в процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и
пищи. В других случаях он может отождествить себя с росянкой, другими
плотоядными растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или
клеточное деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических
процессов на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в
основе производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,
ароматических субстанций и различных алкалоидов [4].
Единение с жизнью и со всем творением
В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь
чувство, что их сознание расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой
планете, включая все человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного
организма до высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с
филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь интуитивного
понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он может исследовать
факторы, влияющие на возникновение новых видов или ответственные за их
исчезновение, и видеть действие сил, определяющих "выживание наиболее приспособленных".
Подобные интуиции можно пережить и относительно взаимодействия различных форм
жизни. Переживания такого рода могут в результате привести к увеличению
осознания экологических проблем, связанных с технологическим развитием и
быстрой индустриализацией [4].
Сознание неорганической материи
Субъекты неоднократно сообщали, что переживают
сознание океана, отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием
неизменности и динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя
с тем, что по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является
осознавание сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также
созидательные горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое
напряжение и перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время
зимних бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать
сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и другими
техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного сознания
утверждают также, что переживали сознание неопределенного материала; наиболее
часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные переживания могут
касаться даже микромира и описывать динамическую структуру атомов, природу
задействованных электромагнитных сил, межатомных связей или броуновское
движение молекул [3].
Планетарное сознание
В этом переживании сознание субъекта,
по-видимому, охватывает все аспекты нашей планеты, включая ее геологическую
субстанцию, неорганические материалы на ее поверхности и целостность всех
жизненных форм. С этой точки зрения Земля оказывается сложным космическим
организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и
технологической эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь
более высокого уровня интеграции и самореализации [3].
Экстpапланетаpное сознание
Здесь субъект переживает явления, связанные с
небесными телами, отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями,
происходящими в солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний,
входящий в эту категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в
нескольких случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности
и вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех
противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда сообщают,
что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от рационального
понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть пережиты в
измененных состояниях сознания [3].
Сознание органа, биологической ткани, клетки.
В большинстве случаев это переживание включает
части тела субъекта и физиологические процессы, которые при нормальных условиях
недоступны осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание
различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы датчика
сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия сердечных
клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование печени,
производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции любого
органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве нейронов в
собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых клеток [5].
Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными
существами
Субъект воспринимает этих существ как
сверхчеловеческие или духовные существа, обитающие на более высоких
энергоуровнях или на более высоких планах сознания. Феноменология этой
категории переживаний описана Джоном К. Лилли в его книге "Центр
циклона" [12].
Переживания других вселенных и встреча с их обитателями
Странные и чуждые миры, которые испытуемый
открывает в этом виде переживаний, по-видимому, наделены своей собственной
реальностью, хотя и не в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в
других измерениях. Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты
сравнивали их с прочитанными фантастическими романами [4].
Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды
Эта группа трансперсональных переживаний
представляет собой феномены, которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами
коллективного бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее
универсальных архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца,
Ребенка, Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются
как сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери,
Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.
Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —
Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].
Нередко неискушенные люди рассказывают
истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии,
Египта, Греции, Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с
юнговским описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов
наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих
шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического
знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,
описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную
осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно сформированного
понимания наблюдался также в отношении таких древних форм предсказания, как
И-Цзин и Таро [3].
Переживания встреч с божествами
Большинство божеств, встречающихся в описаниях
субъектов делятся на две категории: силы света и добра, силы тьмы и зла.
Некоторые божества принадлежали определенной религии, происхождение некоторых
не удалось установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не
ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].
Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)
На первой международной конференции по Научной
йоге в Индии в декабре 1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц,
представлявших много различных духовных ориентаций, существующих в современной
Индии. Участники дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что
больше всего ЛСД-терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая
техника способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает
глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий период
времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны, если
проводятся не под наблюдением специалиста [21].
Сознание Универсального Разума
Сознание Универсального Разума — одно из
наиболее глубоких и всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с
сознанием Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее
единство существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе
всех реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим
все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и
времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и все
они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим истоком
и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и невыразимо;
это само существование. Вербальная коммуникация и символическая структура
нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в попытке
постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт феноменального
мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания, кажется в этом
контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным аспектом
всеобъемлющего сознания Универсального Разума.
Обсуждая подобные переживания, люди часто
утверждают, что поэтический язык, хотя он тоже является несовершенным, больше
подходит для их описания. Становится понятным, почему провидцы, пророки и
религиозные учителя прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои
трансперсональные переживания.
Опыт сознания Универсального Разума тесно
связан с переживанием Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными
составляющими являются интуитивные прозрения относительно процесса творения
феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских представлений
о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к временному или
устойчивому чувству достижения глобального, нерационального и транс-
рационального понимания фундаментальных онтологических и космологических
вопросов существования [4].
Сверх- космическая и мета- космическая пустота
Последний и наиболее парадоксальный
трансперсональный феномен, обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх-
космической или мета- космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт
ничего и молчания, представляющих собой исток и начало всего сущего,
переживание “несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины
“сверхкосмический” и “метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются
высокообразованные участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется
одновременно лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит
за пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических
дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и тьма,
покой и движение, агония и экстаз.
Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая
пустота и Универсальный Разум воспринимаются как нечто тождественное и
взаимозаменяемое; это два различных аспекта одного и того же феномена. Пустота
представляется чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума
переживаются как абсолютная пустота.
Такой глубокий трансцендентный опыт, как
активизация куиндалини, сознание Универсального Разума, или пустоты, не только
положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает
в нем острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную
потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4].
"Экстаз (от греч. ekstasis - исступление,
восхищение) - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани
исступления" (Из "Толкового словаря русского языка" под ред.
Ожегова).
"Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в
котором звучит вся гамма чувств от ужаса до восторга. Ужас от сознания
собственной ничтожности перед Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь
чувствовать эту Бесконечность. Художник в творческом экстазе создает гениальные
произведения. В пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога,
который вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в
мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного Присутствия
- всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным, знакомо это
чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как будто происходит
какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то газа, то ли понимания,
то ли того, что на поэтическом слэнге зовется эфиром. Но не успеешь оглянуться
- пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но радость от того, что оно
было, осталась в виде довольно глупой по местным понятиям улыбки" [36].
Экстатические переживания (в частности,
характерные для многих мистериальных культов древности), можно разделить на две
большие группы: "вулканический", или "дионисийский" экстаз,
и находящийся в разительном с ним контрасте "океанический", или
"аполлонийский" экстаз [5].
Для " вулканического" экстаза
характерно крайнее физическое и эмоциональное напряжение, высокая агрессивность,
деструктивные импульса внутренней и внешней направленности, мощные побуждения
сексуальной природы, ритмические оргиастические движения.
"Вулканический" экстаз предполагает уникальную смесь крайних
эмоциональных и физических мук с диким чувственным порывом. Оказываются неотличимыми
переживания ледяного холода от непереносимого жара, ненависти - от любви,
агонии умирания - от восторга нового рождения, апокалиптических ужасов - от
радости созидания... У индивида возникает ощущение приближения великого
события, потрясающего весь мир. - духовное освобождение, откровение высшей
истины или единение всего сущего. Однако, какими бы острыми не были бы эти
ощущения и переживания, экстаз никогда реально не достигает цели и реального
разрешения драмы смерти-возрождения. Для этого он должен перейти в
"океанический" экстаз (см. ниже). Сопровождающие
"вулканический" экстаз характерные переживания религиозного типа
включают в себя ритуалы жертвоприношения, мученическую смерть, шабаш ведьм,
дионисийские оргии и т.п. [3].