рефераты скачать

МЕНЮ


Мир как воля и представление

жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее

содержанием , - вот что было источником личной трагедии

Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме

Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет

логически необходимое следствие его радикального

идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой

воли множественность потенций или Идей , в частности

множественность “умопостигаемых характеров” , равных по

числу множественности человеческих сознаний .

Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “

закон достаточного основания ” , где появляется неясность

в смешении логического основания и фактической причины .

Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего

указать на ту коренную особенность нашего сознания ,

которою определяются главные разновидности закона

достаточного основания . Это свойство сознания ,

образующее “корень закона достаточного основания ” , есть

неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта

: “Все наши представления суть объекты субъекта и все

объекты субъекта суть наши представления . Отсюда

вытекает что все наши представления находятся между собою

в закономерной связи , которую можно определить a priori

в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто

изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее

не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются

четыре вида закона достаточного основания .

1) Закон достаточного основания “бывания”.

2) Закон достаточного основания познания .

3) Закон достаточного основания бытия .

4) Четвертый вид закона достаточного основания есть

закон мотивации .

Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению

Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю

как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр

заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в

себе” вообще было сдержанным : он говорит о “

подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его

противоречивый характер . В книге “Мир как воля и

представление” оказывается , что этому понятию соответствует

некоторое положительное содержание , Но , признавши

причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно

без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в

себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное

воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести

закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр ,

однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо

, по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи

в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным ,

мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-

представление , но непосредственное чувство , сопровождающее

“неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним

путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше

тело знакомит нас и с физическими , и с психическими

переменами : в движениях его нам нередко дана причинность

в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах ,

совершаемых нами одновременно по механической причинности и

по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что

общим корнем и физического , и психического является

мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она

не нуждается в логическом обосновании , тем не менее

бесчисленное множество фактов , вся структура мира-

представления убедительно говорит нашему чувству , что это

так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?

1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного

основания : пространство , время , причинность и

подчиненность законам мысли . Ее независимость от

законов мысли делает понятным , почему противоречивость

этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать

.

2) Она бессознательна : раз сознание есть условие

существования мира-представления , воля , как

потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то

лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .

3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство

и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя

должна быть единой .

4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и

духовного , и материального – она представляет нечто

возвышающееся над этими противоположностями , не

поддающийся логически точному определению в области

понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же

время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных

чувственных формах .

Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное

зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-

изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества

зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном

распадении ил воплощении единой воли в множестве

индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-

представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации

. Низшей ступенью объективации является костная материя :

тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог

влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых

материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира .

Органические формы растительные и животные возникли из низших

видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-

химическим процессам : вся природа образует устойчивую

иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли

соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли ,

мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей

является как бы третьею промежуточной областью между единою

мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был

трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших

животных форм из низших , а последних из костной материи .

Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его

нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание ,

лишенное познания. Как объяснить существование

досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ :

“Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические

перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в

собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда

не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование )

в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное

время существовало сознание , то в нем изображались бы такие

процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений ,

следовательно в вещи в себе заключалась необходимость

изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция

досознательного мира обладает эмпирической реальность. В

человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и

полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому

человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле

; следовательно в человеке воля индивидуализируется во

множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое

первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем

характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и

страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в

противоположность познавательным процессам ). Интеллект –

другая основная психическая способность – играет по

отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит

воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится

с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее

вечная неудовлетворенность являются источником того , что

жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его

доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность

наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание

достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы

вечно переходим от страдания к скуке и обратно через

кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому

следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир

несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .

Единственными оазисами в земном существовании служат философия

наука и искусство а так же сострадание другим живым существам

. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм

указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,

распадение воли на множественность индивидуальных

существований – утверждение воли к жизни есть вина , и

искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в

отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра

своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении

прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть

неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к

продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию

в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная

хитрость” гения рода , в руках которого любящий является

слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между

полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо

через нее происходит постоянное новое и новое утверждение

воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”

лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не

создали ничего истинно великого , они легкомысленны и

безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши

, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В

конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,

что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души

грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет

человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс

отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме

философского познания , есть три стороны в жизни человека ,

смягчающие тягостность существования и содействующие

облегчению благодатного процесса искупления ,- это

эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический

“квиетив воли”.

Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея

возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический

вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой

при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства

сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно

совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку

последние находят себе выражение в образах чувственной

красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но

искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных

образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным

мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные

искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению

определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя

трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место

и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей

эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием

метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он

останавливается на формальных условиях красоты .

Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в

сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от

страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .

Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о

свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в

себя мистическим образом множественность потенций объективации

в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых

характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов

в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен

законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему

свойственны следующие черты :

1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго

определенный характер от отца и умственные способности

от матери .

2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы

постепенно узнаем его и иногда против собственного

ожидания открываем в себе известные присущие нам черты

характера .

3) он постоянен . В своих существенных чертах характер

неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .

Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения

Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической

личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,

которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и

пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .

Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя

, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом

деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,

учение о свободе мистично”.

Человеческой деятельностью руководят три главных мотива :

злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть

мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом

моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически

и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как

стремление к призрачному благу не может быть моральным

двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь

преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению

этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки

зрения сострадание есть единственный моральный мотив

поведения . В акте сострадания мы мистическим образом

прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в

основе призрачной множественности сознаний . С указанием на

сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни ,

Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.

пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,

приводит человека к святости .

Значение философии Шопенгауэра .

Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр

оказал на ближайших учеников и последователей своего

учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и

другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами

учения своего учителя . Огромное значение философии

Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход

философской мысли , на образование новых систем и

направлений . Новокантиантство в известной степени обязано

своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится

под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно

в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц

также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о

врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге

подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме

материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с

другими мыслями зародились новые системы ; так ,

гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением

и другими элементами , породило “Философию

бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские

идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности

жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского

пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским

учением о наследственности исследования по этому вопросу

Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и

сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние

Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике

отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно.

Список литературы.

1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.

2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости.

3. Философский словарь.

4. И. Лапшин Шопенгауэр .

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.