Личность как субъект социально-политической психологии
Когнитивная
составляющая таких установок, очевидно, включает различные иерархические уровни
диспозиций. Высший наряду с «идеологическим» представлением (принимающим или
отвергающим господствующую идеологию с ее ценностями труда и знаний) выражает
определенное представление об общественной действительности. Одним она кажется
построенной на справедливых принципах (вознаграждение достойных), другим -
чем-то вроде джунглей, где не преуспеешь без ловкости, «пробивной силы»,
третьим - построенной на власти денег и неравенстве, определяемом социальными
связями людей. Подобные обобщенные представления могут быть заимствованы из
общественного опыта, т.е. просто воспроизводить общеизвестные идеологические
или «житейские» истины, но могут в то же время подкрепляться собственным опытом
человека и его отношениями с непосредственным социальным окружением на работе и
в быту. В последнем случае одна и та же когнитивная установка имеет различные
иерархические составляющие, включает в себя знания об обществе в целом и о тех
социальных ситуациях, которые непосредственно переживает человек.
В целом
получается, что как различные в функциональном отношении компоненты установки
(когнитивные, эмоциональные, поведенческие), так и установки, функционально
однородные, но ориентированные на ситуации различных уровней (макро- и
микросоциальные) могут или соответствовать друг другу и сливаться в единое
целое, или расходиться, проявляя большую или меньшую самостоятельность. Вместе
с тем относящиеся к разным социальным объектам и ситуациям установки человека
обнаруживают тенденцию к взаимному согласованию, к формированию единой системы.
На вопрос
всесоюзной анкеты ВЦИОМ (опрос проводился также в конце 1990 г.) «почему
некоторые люди живут намного богаче других?» лишь меньшинство (10-18%)
опрошенных дало ответы, основанные на положительной оценке индивидуальных
качеств «богатых»: талант, целеустремленность, деловая хватка, трудолюбие.
Большинство же ответов исходило из представления, что богатство несправедливо и
достигается неправедным путем (65%: «большинство наживает деньги нечестным
путем», 33%: «доходы в нашем обществе вообще распределяются несправедливо»;
28%: «богатыми становятся потому, что имеют богатых родителей,
родственников»)22. По данным общероссийских опросов фонда «Общественное
мнение», в октябре 1992 г. 45, а в августе 1993 г. 40% респондентов согласились
с суждением «каждый человек сам, своим трудом должен обеспечить себе достойный уровень
жизни». Соответственно 44 и 43% - придерживались мнения, что «обеспечивать
гражданам достойный уровень жизни должно государство»23.
Общество
«реального социализма» своей официальной идеологией формировало у людей
ценности добросовестного труда и знаний как условия социального продвижения. И
одновременно своей практикой опровергало эти ценности, прививая установки на
социальное иждивенчество и индивидуальное приспособление к бюрократической
системе распределения материальных и социальных статусов. Хаотичный и
непоследовательный переход к рыночной экономике создал новую ситуацию, в
которой возможности обогащения и продвижения стали определяться иными
факторами. Развитая, последовательная (т.е. включающая поведенческий компонент)
установка на упорный труд, реализацию собственных способностей, приобретение
знаний могла послужить тем психологическим «материалом», который помогал
адаптироваться к новым условиям: люди, настроенные на интенсивный труд и
преуспевшие (или расчитывавшие преуспеть), беря дополнительную работу или
перейдя в частный сектор экономики, были склонны надеяться на собственные силы
и видели в богатстве достойную награду за напряженную трудовую активность. Те
же, кто не смог адаптироваться к «рыночной» ситуации по объективным
обстоятельствам или субъективно, во многих случаях прилагали к переходным
условиям привычные представления о несправедливости или случайности
распределения социальных благ и актуализировали в своем сознании укоренившуюся
установку на ожидание защиты от государства.
Конечно,
между различными установками могли складываться и иные соотношения. Нам лишь
важно подчеркнуть, что регулируемые ими реакции человека на различные
социальные ситуации, объекты и ценности взаимосвязаны некой единой
психологической «осью». Существует далеко не механическая и достаточно
индивидуализированная взаимосвязь между самыми «интимными» глубинами личной
психологии (потребностями и мотивами) и представлениями человека об
общественном устройстве, его идеологической и политической ориентацией.
Разумеется,
приведенные данные массовых опросов - это лишь весьма косвенное отражение
личностных установок: содержание ответов задано формулировками вопросов анкеты
и совсем не обязательно адекватно воспроизводит мысли и чувства, реально
переживаемые респондентами. Тем не менее выбор из предлагаемого набора суждений
производится каждым из них самостоятельно и, следовательно, в той или иной мере
соответствует тому - часто не вполне осознанному выбору личной и общественной
позиции, который является продуктом собственной психической активности
человека. Сопоставляя данные различных анкет, можно выделить - с большой долей
вероятности психологические «оси», объединяющие различные установки вполне
конкретных живых людей, достаточно типичных для советского и российского
общества начала 90-х годов.
Можно,
например, представить себе энергичного преуспевающего предпринимателя,
создавшего собственный бизнес в производственной, научно-исследовательской или
банковской сфере, и достаточно уверенно утверждать, что ему близки ценности
упорного труда, представление о заслуженности и моральной оправданности
частного богатства, отрицательное отношение к вмешательству государства в
социально-экономическую жизнь. Зная современную российскую действительность,
нетрудно реконструировать и другой тип «частника» - дельца, который легко
наживается на спекулятивных операциях и, разделяя, скорее всего, «либеральные»
установки по отношению и богатству и роли государства, уповает не столько на
упорный труд и знания, сколько на ловкость, умение пробиваться или связи. Судя
по данным опросов, среди респондентов с подобными установками особенно много
молодых людей, еще не реализовавших их практически, но ориентирующихся на них в
своих жизненных проектах. И, наконец, приведенные данные отражают реальность
психологического типа человека, выбитого из колеи, «взрывными» процессами в
социально-экономической жизни. Такой человек может быть добросовестным
тружеником, связанным с испытывающей упадок и кризис отраслью хозяйства или
культуры. Он может быть и человеком, привыкшим к не требующему особых личных
усилий спокойному существованию в одной из ниш административно-командной
распределительной системы. И в том и в другом случае он негативистски
воспринимает окружающую действительность, не верит в связь личного успеха с
какими-либо положительными качествами преуспевающих и видит единственный способ
восстановления справедливости и стабильности в активном вмешательстве
государства в экономические и социальные процессы. Наряду с такими целостными
системами представлений и установок в жизни достаточно типичны случаи
рассогласования между установками различных уровней. Например, идеологически
человек разделяет «либеральные» ценности (установку на собственную активность
личности), но, не сумев материализовать их в собственной деятельности, не видит
в напряженном труде, знаниях и способностях реальной основы успеха в жизни.
В системе
установок личности те из них, которые относятся к сфере социально-политической
психологии, выполняют специфические функции. Во-первых, они фиксируют
определенный образ общественной действительности, те «законы жизни» в данном
обществе, которые служат индивиду ориентиром в осуществляемой им оценке
возможностей, в определении своих собственных мотивов и целей. Во-вторых, они
являются источником ценностей, которые либо непосредственно формулируют эти
мотивы и цели, придают им осознанный характер, либо обосновывают и оправдывают
их в глазах индивида. Если ориентировочную функцию выполняет преимущественно
познавательный компонент социально-политических установок, то в их ценностной
функции существенную роль играет эмоциональный компонент: эмоциональная
привлекательность, «комфортность» избираемых целей и ценностей.
Индивидуальные
системы социально-политических установок различаются по удельному весу в них
познавательно-ориентационных и ценностно-эмоциональных компонентов. У
большинства людей в большинстве «нормальных» жизненных ситуаций, по-видимому,
преобладает ориентационный компонент этих установок; они играют в основном
служебную роль в функционировании мотивационно-волевой сферы. Ценностные и
эмоциональные их компоненты особенно важны для людей, активно включенных
психологически в общественно-политическую жизнь: для них избранная ими
общественная или политическая цель и ценность сами становятся личным мотивом. У
общественно индифферентного и пассивного человека («обывателя»)
ценностно-эмоциональный акцент социально-политических установок выступает
отчасти в скрытом виде: в значительной мере он трансформирован в эмоции,
объектом которых является не общественно-политическая действительность, но
сфера собственной деятельности такого человека. Так, предприниматель в обществе
рыночной экономики еще в процессе своей социализации усваивает выработанную
этим обществом ценность свободного предпринимательства и позитивное
эмоциональное отношение к занятию бизнесом. Однако в качестве сложившейся
личности он любит свое дело не только и не столько потому, что в обществе оно
признано ценным и почетным (хотя и это имеет немалое психологическое значение),
сколько потому, что ему нравится и выгодно им заниматься, оно является объектом
и средством удовлетворения его личных потребностей.
Было бы,
разумеется, нелепостью утверждать, будто у людей, далеких от общественной
жизни, она вообще не вызывает никаких эмоций, отражающих их отношение к тем или
иным социальнополитическим ценностям. Хорошо известно, насколько сильными могут
быть массовые эмоциональные реакции на определенные общественные и политические
события. Однако в таких реакциях часто проявляются не столько
социально-политические установки как таковые, сколько установки,
ориентированные на объекты и ситуации, с которыми люди имеют дело в своей
собственной повседневной жизни. Так, сильную массовую реакцию вызывает решение
правительства, затрагивающее жизненный уровень людей, или политические
перемены, которые рассматриваются как потенциальная угроза подобным жизненным
интересам. Эмоциональный аспект социально-политических установок как таковых
проявляется на массовом уровне в особых ситуациях, в которых решаются судьбы
страны, например, в момент угрозы большой войны или во время выборов, на
которых сталкиваются силы, выдвигающие противоположные альтернативы внутри- и
внешнеполитической стратегии. В таких ситуациях психологическую значимость
приобретают не только непосредственные частные и социально-групповые интересы,
но и социально-политические установки, выражающие интеграцию индивидов в
национально-государственную общность. У многих в такие моменты пробуждаются и
актуализируются, приобретают эмоциональный характер те компоненты
социально-политической психологии, которые в обычных условиях находятся в
«спящем», пассивном состоянии.
Приведенный
выше пример с предпринимателем иллюстрирует отношения между
социально-политическими установками и различными уровнями мотивации человека.
Этим отношениям чужда какая-либо однолинейная причинно-следственная
зависимость. Тезис «каковы потребности человека, таковы и его социальные и
политические позиции» так же неверен, как и обратный: «общественно-политические
установки человека определяют иерархию его личных мотивов и потребностей».
Отношения между этими уровнями психики динамичны, ситуативны, основаны на
взаимодействии и взаимоприспособлении. Их можно представить как замкнутую цепь;
в одних личностных и социальных ситуациях решающее мотивационное значение
приобретает одно ее звено (например, внутреннее психическое напряжение,
порождающее потребность), в других - иное (например, актуализированная
общественно-политическая ценность); возникшее здесь возбуждение передается по всей
цепи. Но во всех случаях социально-политические установки являются необходимым
звеном мотивационной «цепочки».
Социально-политические
установки представляют собой один из важнейших механизмов приобщения личности к
культуре общества или социальной группы. Ибо те ценности, верования, идеи, в
которых запечатлены исторически сложившиеся типы общественно-политического
сознания, органически входят в национальные, региональные (например,
западноевропейскую, латиноамериканскую и т.п.) и социально-групповые культуры.
2.
Взаимосвязь социальных знаний, ценностей и эмоций в психологии личности
Матрица
социально-политических установок личности
Сказанное
выше об отношениях между установками и мотивами, между различными компонентами
установок, входящих в социально-политическую психологию, может быть обобщено и
отчасти уточнено в виде некоей рабочей матрицы. При этом, разумеется,
необходимо учитывать, что такого рода операция, содействуя в той или иной мере
пониманию проблемы, может носить лишь вспомогательный характер, и подобно
большинству схем или таблиц, применяемых в общественных науках, не претендует
ни на полноту, ни на законченность, может дополняться и конкретизироваться в
зависимости от целей и объекта исследования.
В
предлагаемой матрице (см. таблицу 1) учитываются познавательные, ценностные,
эмоциональные компоненты установок. Поведенческий (конативный) компонент
представляет собой особую и весьма сложную проблему, потому он будет рассмотрен
отдельно. Исходя из принятого деления установок на относящиеся к объектам и
ситуациям, мы вносим в матрицу лишь установки на социальные объекты. Тем самым
мы ограничиваем содержание матрицы наиболее устойчивыми, долгодействующими
установками: ситуации можно трактовать как определенное расположение,
соотношение объектов (или изменение этого расположения) и ситуационные
установки рассматривать соответственно как вторичные, производные по отношению
к установкам на объекты. Например, зарубежные страны являются объектом
установок жителей данной страны, отношение к этим странам - положительное или
враждебное, нейтральное или настороженно-подозрительное образует содержание
установок. Обострение отношений «своей» страны с другим государством приведет в
действие установку на возникшую ситуацию, и ее содержание будет зависеть от ряда
установок на социальные объекты (на свою страну и ее интересы, на государство,
с которым ухудшились отношения, на международные отношения в целом и т.д.).
Рассмотрение именно установок на объекты позволяет решить задачу обобщенного
понимания феномена установки, так как возможные социальные и политические
ситуации гораздо многообразнее, чем объекты социальнополитической психологии, и
поэтому их гораздо труднее вместить в какую бы то ни было матрицу.
В левой
части матрицы поместим когнитивный компонент установок. Это соответствует
«логике» психической активности, первичным звеном которой является восприятие
мира, знание о нем. Наиболее обобщенные объекты социально-политической
психологии - это общество, в котором живет человек, и человеческое общество (мир,
человечество) в целом, воспринимаемые обычно в своих геополитических и
национально-государственных измерениях (своя страна и другие страны). Общество
познается людьми как совокупность общественных отношений, в которые они
включены, поэтому различные уровни и виды такого рода отношений образуют
центральный объект когнитивных установок социально-политической психологии.
Таблица 1.
Структура социально-политических установок
Когнитивные
компоненты
Ценностные
компоненты
Аффективные
компоненты
1.
Типология общественных систем: капитализм-социализм, свободное
общество-демократия-тоталитаризм, индустриальное и постиндустриальное
общество; общество и природная среда
Общие
идеологические (мировоззренческие) ценности: оптимальный общественный строй,
свобода; порядок, стабильность и дисциплина, «естественная» иерархия статусов
и власти; демократия представительная и «прямая», равенство, социальная
справедливость; материальные (потребительские) и постматериальные ценности;
консерватизм, реформизм, радикализм, терпимость - авторитаризм, экологические
ценности и приоритеты
Доминирующий
вектор эмоционального отношения к общественной действительности:
удовлетворенность, конформизм, рациональная адаптация, фатализм, умеренный
критицизм, нонконформизм, недовольство, протест, радикальный (революционный)
негативизм
Оптимальные
принципы распределения и экономической власти; установки на борьбу за
групповые интересы, на социальный мир, компромиссы и сотрудничество;
оптимальные формы и уровень государственного вмешательства в экономику и
социальную сферу; отношение к богатству и бедности
Направленность
и интенсивность эмоционального восприятия событий и явлений экономической,
социальной, политической жизни, расположенные соответственно по шкалам
«любовь, энтузиазм - отвращение, страх; ужас, ненависть» и «страсть -
равнодушие»: уровень доверия, страха, ощущение возможности контроля по
отношению к институтам власти
3.
Принципы, регулирующие социально-политические отношения: демократическое
волеизъявление народа, власть сильных и богатых, борьба групповых интересов,
социальное партнерство и сотрудничество, правовые нормы, отражающие общие
интересы, произвол и насилие, роль и функции государства, партий и других
общественно-политических институтов
Партийно-политические
ориентации; ценностное восприятие политической сферы (заинтересованное,
ангажированное, индифферентное, негативное) и институтов власти
(представительных, исполнительных, судебных), политических лидеров,
общественных институтов (профсоюзов, СМИ и т.д.)
4.
Отношения между личностью и обществом, права и достоинство личности
Права
и свободы как ценности личности
Ощущения
защищенности-беззащитности, достоинства-униженности, свободы-зависимости
личности по отношению к институтам власти
5.
Социально-групповая структура общества; социально-классовая идентификация
Отношение
к основным большим социальным группам: позитивное, негативное, нейтральное,
амбивалентное
Эмоциональное
восприятие представителей собственной и других социальных и этнических групп,
государств, народов
6.
Национально-государственные и межэтнические отношения: место и роль своего
государства на международной арене, структура международных отношений и
национальные интересы, «друзья» и «враги»; межэтнические отношения внутри
страны, национальноэтническая идентификация, этнические стереотипы, мир,
безопасность и военная угроза
Патриотизм,
национализм, этноцентризм, национальный нигилизм, «интернационализм»:
установки на международную солидарность, сотрудничество, взаимопомощь;
агрессивно-милитаристские, шовинистические, миролюбивые, антивоенные;
отношение к «другим» государствам, этносам, конфессиональным общностям
7.
Уровень стабильности макроэкономической и социально-политической ситуации, ее
факторы
Относительная
значимость (иерархия) проблем общества
Уровень
психологической тревожности по поводу «критических» проблем общества и
политики
8.
Факторы, определяющие экономический и социальный статус индивида, оценка
возможностей
Социальные
ценности, ориентирующие личностные системы потребностей и мотивационные
стратегии
Эмоциональные
переживания социальных отношений личности, социальных возможностей и барьеров
реализации ее потребностей (интеграция в общность - одиночество, свобода
жизнедеятельности - подавленность)