рефераты скачать

МЕНЮ


Курс лекций по философии (СПбГУ)

p>
Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа мыслит непрерывно.
Существуют два типа качеств:

[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)

[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).
Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей:

1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром.

2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астронома( влияние понятия идей у Платона!)

3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.
Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными понятиями в нашем мышлении.


Томас Гоббс (1588 – 1679)

Предмет философии по Гоббсу:
Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.
Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.
Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.
Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение.
Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость
Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении.
Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души».

Пьер Гассенди (1592 – 1655)

Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»
Не признаёт врождённые идеи.

Джон Локк (1632 – 1704)

За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».
Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины:
Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).
Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен.
Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт.
Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.
Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.
Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.
Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца».
Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:
|Декарт |Локк |
|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |
|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |


Джордж Беркли (1685 – 1753)

Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах человеческого знания».
Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б. выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б. отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.
Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма
Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в позитивизме и физике Эйнштейна).
Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь, не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем же( все вещи не имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существует( первичные идеи тоже существуют в духе.
Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от человеческого сознания, оно не имеет существования вне духа( первичные качества тоже могут существовать только в духе, они должны быть восприняты.
Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще).
Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально.
Последнее он отвергает( эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта) Такой взгляд приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо, существующего вне сознания?
Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна, она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём,… и которым всё существует».
Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его мудрости и благости говорит уже сама гармония мира.
Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей, порождённых Богом, выявляемый в процессе познания.

Давид Юм (1711 – 1776)

Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения:
«Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии».
Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук.
Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это, то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными.
Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и рефлексии, возникающие из идей.
Цепочка познания:

1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)

2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)

3. На основании этой копии возникает идея

4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий

5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.
Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи, возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение в состоянии комбинировать простые идеи и составлять более сложные. Юм выделяет общие принципы такого соединения идей( принципы ассоциации идей:

1. Сходство

2. Смежность во времени и пространстве

3. Причина и действие
Эмпиризм в лице Юма доходит до мысли о невозможности подлинного познания.
Дело в том, что по мере создания новых копий, мы теряем связь с причиной этих впечатлений. Поэтому особое внимание Юм уделяет анализу третьего типа ассоциаций. Обращаясь к причине, мы выходим за пределы ума, в область объективного знания. Заключение о связи между причиной и действием мы делаем на основе опыта. Однако при этом мы можем выйти за пределы того, что мы наблюдаем или можем вспомнить. Эта связь может быть установлена либо с помощью собственного опыта, либо с помощью цепочки других причин, которые нас приведут к объекту, доступному для нашего восприятия. «Последняя причина наших чувств может быть совершенно необъяснима для человеческого разума» ( Невозможно решить, происходят ли наши впечатления непосредственно от объекта, порождаются ли они воображением или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия. Таким образом, Юм признаёт, что мы ничего не можем знать о мире, кроме нашего опыта( это и есть эмпиризм, который приводит к предельному скептицизму. Рассуждение о причинности приводит теорию познания из сферы объективного в сферу субхективного:
«Человек не может знать никакой действительности кроме собственных состояний».


Характеристика эпохи Просвещения

[pic] Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.

[pic] В центре внимания – идеальное общественное устройство

[pic] Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью.

Популярность Философии Декарта.

[pic] Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.

[pic] В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара

Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.
Иоганн

Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с развитием общества( мысль о закономерных изменениях, происходящих в обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную систему.

Иманнуил Кант (1726 – 1804)

Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно разделит на два периода:

1. до 1770 г. – докритический период:

[pic] связан с материализмом

[pic] Интерес к механике, географии, антропологии

[pic] Влияние Ньютона и Юма( именно скептицизм Юма пробудил сознание канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого скептицизма

2. 1770 – 1804 – критический период

[pic] «Критика чистого разума» 1771

[pic] «Критика практического разума» 1778

[pic] «Критика способности суждения» 1779
Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:

1. способность познания

2. способность желания (этическая способность)

3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)

+ исследование взаимосвязи между этими способностями
Основные вопросы философии:

[pic] Что я могу знать?

[pic] Что я должен знать?

[pic] На что я смею надеяться?
Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек.
Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе.
Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках.
Структура опыта в процессе познания:

1. Созерцание – объект нам даётся

2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте созерцания
Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей.
Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности, они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление: через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она становится объектом мысли.
Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то, в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом.
Кант выдвигает два типа суждений:
|Аналитические |Синтетические |
|Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание |
|прибавляющие ничего нового к | |
|содержанию познания | |


Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме.
В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так как всегда стремится выйти за собственные границы.
Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она опирается на положения, не зависящие от опыта.
Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно, пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам
– в форме времени.
Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение( мыслить - значит составлять суждения.
Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее.
Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке.
Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей».
Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).
Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я.
Разум всегда стремится к познанию бесконечного.
Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности.
Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.

Шеллинг

Основные произведения:

[pic] «Система трансцендентального идеализма»

[pic] «Философия искусства»
На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна.
Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1) физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества.
Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру
Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти
Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей
Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному, непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе.
В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление духовной жизни.
По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни
Европы:

|Античность |Христианство |
|В основе античной культуры – |Вводится представление об |
|пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное |
|Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в |
| |библейской легенде о грехопадении и |
| |понимании всей дальнейшей истории |
| |как искупления первородного греха( |
| |таким образом возникает линейная |
| |схема развития: от прошлого к |
| |будущему. |
|Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая |
|пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную |
|отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство |
|поэзия. |внутреннего человека. |
|Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ|
|(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в |
|мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. |
|живут рядом вместе с человеком. | |

Сравнение трагедии:

[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность, конфликт в разрыве с родовым началом.

[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.

Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с абсолютом.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию.
Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше:
«Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек.
Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.
Главная работа – «Мир как воля и представление»
По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.
Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).
Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни
– путь к свободе, высшее благо.
Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.
Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее
Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения.
Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.