рефераты скачать

МЕНЮ


Курс лекций по философии (СПбГУ)

p> Основные этапы средневековой философии

|Период |Время |Характеристика |Представители |
|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |
| | |христианства. |Климент |
| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |
| | |Задача: показать | |
| | |нелепость | |
| | |языческих | |
| | |верований. | |
| | |Апологеты | |
| | |обращаются к | |
| | |античной философии| |
| | |с целью найти там | |
| | |противоречие. | |
| | |Возникает догмат о| |
| | |триединстве Бога. | |
| | |Основная проблема:| |
| | |отношение веры и | |
| | |разума. | |
|Патристика |IV – X вв. |Святость жизни, |восточная |западная |
| | |ортодоксальность | | |
| | |учения, признание | | |
| | |церковью. | | |
| | | |Григорий |Аврелий |
| | | |Нисский, |Августин,|
| | | |Василий |еп. |
| | | |Кесарийский|Кетарена.|
|Схоластика (от |XI – XIV вв. |Возникают учебные |Иоганн Скотт Иреугена |
|лат. Школа) | |заведения, |, Ансельм |
| | |предпринимаются |Кетеркерийский, Пьер |
| | |попытки доказать |Абельяр, |
| | |существование Бога|Фома Аквинский |
| | |с помощью | |
| | |логических | |
| | |приёмов. | |

Августин Блаженный

Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец – язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах.
В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство, неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в
Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году.
На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в
«Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает.
Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А, пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом
Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).
Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств.
Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть
Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и бытия).
А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве.
Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

|Античность |Христианство |
|Бог выступает в качестве |Бог сотворил мир из ничего, то есть |
|ремесленника, строителя. Бог |субстанцию тоже сотворил Бог. |
|сотворил форму из уже существовавшей| |
|субстанции. | |
|Вера рассматривается с |Познавательное начало в вере |
|познавательной точки зрения, |открывается только для того, кто |
|познание чувственным путём – |живёт в пространстве веры. |
|подлинная добродетель. | |
|Антропология: тело – бессмертная |Антропология: тело – душа – дух. В |
|душа |духе дана возможность причастности к|
| |божественному через веру. Акцент не |
| |на бессмертии души, а на воскресении|
| |из мёртвых. |
|Понятие любви связано с понятием |Агапе – любовь – это не восхождение |
|эроса – восхождения от чувственного |человека, а сошествие Бога к людям. |
|к сверхчувственному |Любовь – не завоевание, а дар. |
|Утверждается идеал сильной личности,|Без помощи Бога человек не может |
|способной достичь цели в одиночку |ничего, исчезает как самодостаточная|
| |личность. |
В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина. А.
Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделены( идея мирской и священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории.
V век – время варварских нашествий, после смерти Августина философская мысль постепенно угасает.

Патристика

Боэций - «Об утешении философии» 524 год. Период патристики( связь с философией Платона и неоплатонизма. Складывается монашество – институт, способствующий сохранению культурных основ цивилизации. Оно зародилось в начале IV века и развивалось в форме отшельничества (Св. Антоний). 385 г. – основан монастырь Пахомия – крайняя форма аскетизма. Монастыри становятся местами приюта. Развития земледелия, обучения.
Св. Бенедикт родился в 480 г. в знатной семье, в 520 г. основал монастырь.
В последствии он основал ещё 12 монастырей – Орден Бенедиктианцев.
Один из первых известных пап – папа Григорий Великий. Постепенно складывается союз между папой и императором. На востоке же
Константинопольский патриарх зависел от императора.

Схоластика

К VIII – X вв. жизнь постепенно стабилизируется. Появляются классы феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля.
Основная черта экономики – стремление её рационализовать.
Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.

Вопрос о примирении веры и разума

Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры.
Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?( три направления:

1. Отказ от рационального познания – монашеско-мистическая традиция.

Орден Францисканцев, основанный в XII веке Франциском Ассизским. Это направление поддерживалось папой Григорием Великим. Такое отношение проистекало из убеждения в том, что мир погряз во зле.

2. Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мир( мир остаётся благим( нужно обращать себя к миру

3. Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. Познание приближает нас к творцу ( Августин, Фома

АквинскийЗдесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением.

Появляется понятие «внутреннего человека», так как человек не сводим только к чувственному началу. Именно обращение к Богу уводит человека за грань чувственного мира. Дуализм – борьба двух начал в человеке.

Фома Аквинский

Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм.
Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Пьер Абеляр

Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести.
Существует единый нравственный закон, общий для всех людей.

Проблема универсалий

Проблема универсалий – одна из главных на этом этапе.( Догмат о Троице.
Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это проблема соотношения множества и единичностей.
Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии – мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи причастны к идеям, которые существуют в уме Бога).
Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий:

[pic] Реалисты (Иоанн Скотт Эрицена). Реально существует только общее

(согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи.

Раскол церкви

Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда
Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились мировоззренческие разногласия.
|Запад |Восток |
|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |
|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |
|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |
|Римской империей |[pic] Греческий язык |
|[pic] Этические проблемы | |
|[pic] Латинский язык | |
|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |
|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |
|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |
|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |
|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |
|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |
|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |
|которым связывается деятельность | |
|церкви. | |
|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |
|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |
|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |
|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |
|спасения. Складывается строгая | |
|система оценки заслуг и грехов | |
|человека. Возникают определённые | |
|функции церкви: она получает | |
|благодать и распределяет её между | |
|мирянами. В то же время личные | |
|устремления человека теряют | |
|значение. | |
|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|
|перед Богом (чем и занимается |с Богом |
|церковь) | |

Возрождение

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Характеристика исторического периода

1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку
1453 – падение Константинополя
80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия
VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»
1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса
1492 – открытие Америки
1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет
1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли( начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:
Италия( Франция( Германия( Испания.
Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.
Петра в Риме.
1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера
1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле
1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи
Ренессанса.
Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ.
XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто
1572 – Варфоломеевская ночь
90-е гг. – начало творчества Шекспира
1600 – казнь Жордано Бруно в Риме
1601 – издание первой части «Дон Кихота»
1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое время.
1633 - публичное покаяние Галилея.

Подход к человеку

|Средневековье |Возрождение |
|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |
|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|
|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |
|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |
|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |
| |цивилизации и культуры. |
| |[pic] Активный тип личности. |
| |Возрождается этика эпикурейства. |


Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.
Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.
Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях.
Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.
(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.
Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.
Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия.
У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не
Бог (перводвигатель), а сама материя.
Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.

Новое время


Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.

[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.

[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.

[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни( идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.
С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.
Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».
Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая
Атлантида»).
В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.
Критерием оценки познания оказывается практический результат.
Начало познания – опыты.
|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |
|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |
|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |
|науке, но имеют частное значение |природы. |

Принцип невмешательства религии и науки.
|Естественная философия |
|физика |метафизика |
|Две категории причин |
|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |
|ближайшие причины всего | |
|происходящего в природе | |

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.
Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (толпа),

2. пещеры (мнение человека),

3. театра (авторитеты учёных, философов),

4. рода (представления рода).
Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум( наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.
Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

[pic] аналитическое исследование

[pic] опыт, подтверждённый экспериментом

[pic] чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.
Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:
«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».
Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:

[pic] «Рассуждение о методе»

[pic] «Правило о руководстве ума»

[pic] «Метафизические размышления»
Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.
«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».
«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм познания
Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина.
Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической.
Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному.
Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой ( мир математически сконструирован.
В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.
Принципы построения дедуктивной цепочки:

[pic] все истины вводятся опосредованно

[pic] непрерывность цепочки

[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.
Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.
В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.
Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»
(«Метафизические размышления»)
Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики.
Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции:
|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |
|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.