рефераты скачать

МЕНЮ


Космологическое учение пифагорейской школы

Космологическое учение пифагорейской школы

Содержание


Введение

Глава 1. Истоки происхождения пифагореизма

Глава 2. Космологическое учение пифагора. основные эстетические категории

Глава 3. Музыка в эстетике пифагорейцев

Глава 4. Философия числа

Заключение

Список источников илитературы


Введение


Знаменитый философ и ученый, религиозный и этический реформатор, влиятельный политик, полубог в глазах своих учеников и шарлатан по отзывам некоторых своих современников - таковы отображения Пифагора в античной литературе. Тем не менее, сложность пифагорейского вопроса состоит в четком анализе всех разнообразных сфер деятельности, в которых проявили себя пифагорейцы: науке, религии, политике, философии.

Данную проблему рассматривали многие знаковые ученые, в том числе и автор многочисленных работ, исследователь с мировым именем - А.Ф. Лосев. Как и его единомышленник - Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев обращается к античным трудам, в основном опираясь на описания Ямвлиха, Порфирия, Аристотеля и философов милетской школы.

Противоположной их мнению является точка зрения Л.Я. Жмудь, который считает, что нельзя опираться только на отзывы последующих философов, а необходимо изучать и отзывы современников, причем обращаться к возможно большему количеству источников.

К сожалению, от пифагорейцев до нас не дошло никаких трудов и даже достоверных записей (видимо, их не существовало), за исключением последователя пифагорейской школы Филолая, поэтому составить себе представление об учении пифагорейцев возможно лишь по отзывам и упоминаниям некоторых античных философов.

Невозможно разделить используемые при раскрытии темы работы по главам, так как основные труды использовались практически на протяжении всего исследования. Тем не менее, знаковыми и основополагающими из них явились исследования уже вышеупомянутых А.Ф. Лосева и Л.Я. Жмудь. Именно они явились центральными и диаметрально противоположными фундаментальными исследованиями. Все же остальные авторы придерживаются либо той, либо иной точки зрения.

Говоря о трудах А.Ф. Лосева, таких как "История античной эстетики. Ранняя классика"[1] и "Словарь античной философии"[2], можно отметить, что автор создает представление о числе как составляющей космоса, о числе применительно к искусству и к воздействию на человека, о единстве материи и идеи, гармонии числа и души в учении пифагорейцев. Он на основе множественных фактов решает проблему целостности духовной и материальной культуры в равной степени, посредством разработанной им теории взаимосвязи философского эстетического мировоззрения античного человека на мир в целом. В словаре же дается краткая, но точная характеристика самого пифагореизма, выделяются основные аспекты учения, и т.д.

В свою очередь Ф.Х. Кессиди очень схож с А.Ф. Лосевым, видимо потому, что опирается и на его исследования в том числе. Тем не менее, нами использована его книга "От мифа к логосу", в которой автор освещает проблему отношения философского мышления к дофилософскому, к мифу и религии, одним из примеров которой явилась пифагорейская школа. А в своем сборнике "К истокам греческой мысли" не смотря на то, что автор подробно не рассматривает пифагорейское учение, мы находим отзывы современных исследователей по данной проблеме.

Не менее интересна точка зрения Л.Я. Жмудь, исследование которого в его работе "Пифагор и его школа" посвящено пифагорейскому вопросу. Автор на основе анализа античных источников освещает жизнедеятельность Пифагора, политическую практику пифагорейского сообщества, религиозно-этическое учение пифагорейцев. Особое место уделено научным знаниям ранних пифагорейцев, их вкладу в развитие древнегреческой математики, астрономии, физики, биологии, а так же взаимовлиянию науки и философии в этой школе. Однако, те же факты, изложенные и у А.Ф. Лосева, приобрели совершенно иную интерпретацию и рассмотрены под другим ракурсом, что позволяет составить о проблеме кардинально противоположное представление.

Очень краткая, но прекрасно раскрывающая суть учения информация была найдена в учебниках философии.4

В работах Овсянникова М.Ф. "История эстетической мысли"5, Татаркевича В. "Античная эстетика"6 и Асмус В.Ф. "Античная философия"? аналогично дается краткий экскурс по основным моментам касаемо жизни Пифагора и его школы.

В сборнике "Идеи эстетического воспитания" даны выдержки из трудов античных авторов, таких как Ямвлих, Аристид Квинтилиан, Страборн и др., касающиеся проблемы математического и духовного освоения музыкального искусства. Таким образом, выражается связь идей эстетического воспитания с гуманизмом прошлого, а представленные тексты являются оригинальными переводами с греческого, освещающими идеи эстетического воспитания античности.

Что же касается непосредственно самих источников, то нами были использованы труды Ямвлиха "Жизнь Пифагора"! и Цицерона "О природе богов". Конечно, трудно утверждать что-либо опираясь на перевод, но, тем не менее, можно сказать, что работа Ямвлиха посвящена жизни и учению Пифагора, проблеме воспитания и образования у пифагорейцев. Он описывает биографию Пифагора, историю пифагорейского учения и уделяет отдельное внимание проблемам философии, рассматривая пифагореизм как аполлоновскую философию. В свою очередь Цицерон попытался провести границу между понятиями "религия" и "суеверие", из которых первое, по его мнению, разумное и просвещенное почитание богов, а второе - неразумное и непросвещенное.

Все источники являются косвенными, так как ни одно из высказываний и фактов не являются достоверно известными, а представляют собой ссылку на слова того или иного приверженца пифагорейского учения, либо самого Пифагора. Однако, не смотря на это, во всех работах можно найти общие точки соприкосновения - суть учения пифагорейцев.

Таким образом, целью данной работы явилась попытка раскрыть основную сущность космологического учения пифагорейской школы. Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия намеченной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

Выявить истоки происхождения пифагореизма;

Рассмотреть магические свойства, приписываемые числу, а так же ознакомиться с проблемой математического толкования музыкального искусства;

Раскрыть основу философского космологического учения пифагорейцев;

Все поставленные проблемы явились достаточно актуальными для ученых 19-20 веков, так как в течение всего 19 века наибольший интерес вызывала философия пифагорейцев, а уже в 20 веке известный историк науки Б.Л. Ван дер Варден признал огромные заслуги пифагорейской школы и в науке. Помимо этого, авторы работ, на которые мы опирались, ссылаются на исследования Российских и зарубежных ученых 19-20 века, а это доказывает интерес к этому вопросу.

Данная работа представлена на листах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы, дается обзор литературы, ставятся цели и задачи.

В первой главе выявляются истоки возникновения пифагореизма как научного, политического и религиозно-этического течения, дается основная характеристика их учения.

Во второй главе освещаются основные отрасли науки, исследуемые пифагорейцами, выявляется суть учения, центральный тезис и свойства, приписываемые данному тезису. Так же рассматривается проблема математического толкования музыки.

В третьей главе раскрывается суть философского космологического учения пифагорейской школы с двух точек зрения и исследуется вопрос, было ли в принципе число сутью философии пифагорейцев.

В заключении обрисовывается основная ситуация, сложившаяся по рассмотрению темы и делаются выводы.

В работе был использован метод анализа научной литературы, в процессе чего были выявлены объект и предмет работы. Объектом является космологическое учение пифагорейцев, их взгляд на мир, а предметом - описания античными учеными этого учения.


Глава 1. Истоки происхождения пифагореизма


Пифагор как основатель религиозно-философской школы и религиозно-политического союза, названных его именем еще в древности стал легендарной фигурой, полумифической личностью. Сведения о нем полны всякого рода вымыслов. О нем писали такие известные философы, как Диоген Лаэрций, Порфирий, Ямвлих, Гераклит и т.д. Изучив туманные измышления и легенды, созданные вокруг имени Пифагора, историки философии предполагают, что Пифагор жил в 6 в. до н.э. и был родом с острова Самос. Некоторые древние авторы сообщают, что его отец, по имени Мнезарх, был резчиком по камню. Отсюда можно сделать вывод, что Пифагор принадлежал, по всей вероятности, к торгово-промышленным кругам, а не к родовой аристократии. Говорят также, что Пифагор в возрасте около 40 лет покинул остров Самос, и отправился в путешествие.

Традиция о путешествиях Пифагора отчетливо распадается на два этапа, границей между которыми служит рубеж 4-3 вв. до н.э. Если в 4 в. до н.э. мы имеем лишь два изолированных упоминания о его поездке, причем только в Египет, то позже путешествия становятся непременной чертой жизнеописания Пифагора, а их география быстро расширяется. Таким образом, в нашем распоряжении нет достоверных сведений касаемо путешествий Пифагора, однако, достоверно известно, что после возвращения в Грецию он уехал на юг Италии, в город Кротон, где и основал свое религиозно-политическое сообщество.

О прибытии Пифагора в Кротон сохранилось интересное свидетельство Дикеарха: "Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кротоне, он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, - ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального. Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем по их просьбе дал наставления юношам, после этого детям, собранным вместе из школ и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать"! О том же говорит и Никомах: "пленил своими речами более двух тысяч человек так, что никто не вернулся домой, но устроив вместе с детьми и женами весьма большую школу, а указанные Пифагором законы и предписания подобно божественным заповедям не преступали ни в чем. Имущество сделали общим, а Пифагора причислили к богам", а Ямвлих свидетельствует, что "Благодаря этим увещеваниям

Пифагора, всеми овладело желание не называть его по имени, и все стали звать его "божественный".

Таким образом, вокруг самосского мудреца сгруппировались преданные ему сторонники, вероятно, в основном из среды аристократической молодежи, которых Пифагор воспитывал в духе своего учения. По словам Исократа, слава Пифагора как воспитателя была настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались собственными делами.

На политическое объединение пифагорейцев существует две точки зрения. В источниках применительно к пифагорейцам стоит термин "гетерия", т.е. такой тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев (часто ровесников) и не предполагает ни четкой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закрепленного объединения. Нет никаких сведений о том, что пифагорейское сообщество, совершило в Кротоне государственный переворот и заняло место законного правительства. Но это, конечно, не значит, что Пифагор стоял в стороне от политики. Вероятно, члены пифагорейского общества входили в состав совета старейшин Кротона и пользовались в нем достаточным влиянием, чтобы заставить прислушаться к голосу своего учителя.

Политические идеалы пифагорейцев были проникнуты глубоким консерватизмом. Об этом можно судить как по той реальной поддержке, которую они оказывали аристократии в борьбе против тирании и растущего среднего класса, так и по их этико-политическому учению, представленному во фрагментах Аристоксена: "После божества и даймона более всего следует почитать родителей и законы, приготовив себя к этому не притворно, но искренне."; "Для всех - и высших, и низших - у Пифагора было мудрое изречение: следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом и всем, чем только можно, от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка - излишество, от города - смуту, от дома - раздоры, и от всего вместе - неумеренность".

Пифагорейское сообщество представляло собой замкнутую организацию посвященных, от которых требовалось строжайшее соблюдение обрядов, предписаний и наставлений. Обряды, аскезы ("упражнения"), предписания и учение союза не подлежали огласке. Принятый в союз должен был пройти ряд испытаний, прежде чем быть посвященным в мистерии союза, братства. Эти испытания сводились к обету молчания, к практике безмолвных размышлений, к мистическому постижению смысла пифагорейского учения, его священных предписаний. Эти предписания назывались "акусмата" ("слышанное", "изреченное").

Первостепенное значение придавалось личности верховного руководителя союза - Пифагору, авторитет которого при жизни и после его смерти был для членов организации непререкаемым. Всякие сомнения разрешались ссылкой на его авторитет: "Сам сказал", "Учитель сказал". Предписания Пифагора приравнивались к словам бога. Вот что по этому поводу говорил Цицерон:". И поистине, я не одобряю того, что мы знаем о пифагорейцах, которые, как говорят, утверждая что-либо в беседе, на вопрос "почему?" обыкновенно отвечали: "сам он сказал", а "сам" был Пифагор"!

Все пифагорейцы свято верили в переселение душ и строго воздерживались от мясной пищи, бобов, некоторых видов рыб и т.д. Как аргументирует слова Пифагора Ямвлих,".совсем он отвергал виды пищи, враждебные божественной природе, поскольку они мешают нам сделаться своими для богов."

Их поведение было основано на многочисленных предписаниях и запретах, которые содержались в акусмах Пифагора, например: "Венка не обрывай; уходя, не оглядывайся; ласточек в доме не держи; по торным дорогам не ходи; изображений богов на перстнях не носи; богам делай возлияния через ушко сосудов". Во многих случаях акусмы сопровождались символическим толкованием, однако большинство исследователей полагает, что оно приписано этим примитивным табу гораздо позже, а советский историк А.И. Чанышев утверждал, что "Для мифологического мировоззрения в значительной степени характерно объяснение происходящих явлений при помощи сверхъестественных сил, а так же одушевление мира".

Одной из главных добродетелей пифагорейского образа жизни считалась добродетель повиновения. Требование повиновения и слепой веры своими неизбежными последствиями имеет нетерпимость к инакомыслию и, настроение непререкаемости. Этот строй мышления, свойственный пифагорейцам, коренился в непоколебимой их уверенности, что ими найдена формула божественной (абсолютной) гармонии, которая вечна и неизменна.

Тем не менее, разногласия в понимании истинности учения привели к расколу (в конце 5 или начале 4 в. до н.э.) пифагорейского общества и образованию в нем двух течений: того, которое занималось главным образом проблемами науки, и другого, которое главным считало выполнение разного рода предписаний и заветов, связанных с именем Пифагора и "пифагорейским образом жизни". Первые получили прозвище "математиков", а вторые - "акусматиков". Как влиятельное религиозное течение, "акусматики" пережили "математиков", слились с неопифагореизмом, и просуществовали до начала 3 в. н.э.

Таким образом, основными моментами учения Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения, а так же огромная роль авторитета учителя, и связанное с этим знание о трех сферах жизни - материальной, духовной и нравственной, наивысшей из которых является духовная.

Учение Пифагора было секретным и сохранялось в тайне вплоть до времени Филолая, который первым изложил его в своей книге (последняя треть 5 в. до н.э.). До него ни книг, ни даже каких-либо записей у пифагорейцев не было, и все излагалось в устной форме.

 

Глава 2. Космологическое учение пифагора. основные эстетические категории


Как уже говорилось выше, с именем Пифагора связаны выдающиеся открытия не только в области математики, вместе с тем существовало влиятельное теологическое направление, которое впервые попыталось дать философско-математическое обоснование религиозному учению о бессмертии души. И хотя сочетание религиозной мистики и математического рационализма может показаться странным, но это слияние науки и религии в значительной мере объясняет то огромное влияние, которое пифагореизм оказывал в древности.

Обожествление числа приводило пифагорейцев к мистификации чисел и числовых отношений. К разряду особо священных чисел они относили семерку, десятку, единицу и др. Поскольку пифагорейцы жили в разных частях Греции, каждая из групп пифагорейского братства по-своему фантазировала насчет того, какое из чисел должно быть возведено в ранг священного или наиболее священного.

На Пифагора оказала большое влияние традиционная вера в таинственный характер чисел, числа 7 в особенности. Во времена Пифагора был написан даже трактат об универсальном значении числа 7. Имя автора этого трактата осталось неизвестным, но отрывки из его сочинений дошли до нас. Традиционные взгляды на числа и их значение в мире и в самой жизни людей укрепляли веру Пифагора и его школы в то, что числа и числовые отношения составляют сокровенную основу Вселенной и всех вещей. Пифагор рассматривал число 7 как верховное число, и считал, что все в мире семерично.

Привлекая примеры из материалов древних и поздних пифагорейцев, немецкий исследователь В. Рошер приходит к выводу, что для пифагорейцев число 7 есть мироправящее (божественное) число, требующее почитания. Играя "космическую" роль, число 7 независимо, не возникает ни из одного числа и черпает свою силу, по мнению ранних пифагорейцев, из того, что является средним арифметическим чисел 4 и 10, то есть 4+10=14; 14: 2=7. В качестве всеопределяющей силы ("силы свершений") и творца ("демиурга") всего число 7 есть судьба под именем kairos - критическое время. Таким образом, число 7, судьба и kairos для пифагорейцев одно и то же. Т.е., можно сказать, что источник имеет иррационалистическую (религиозно-мистическую), а не рационалистическую (гносеологическую) основу.

Хотя пифагорейцы увлекались мистикой числа и числовых отношений, однако их стремление выяснить отношение между количественными величинами и свойствами вещей, а также процессами, происходящими в природе, привело к исследованию числа, числовых отношений и количественных величин вообще. На этом пути пифагорейцы сделали ряд выдающихся открытий. Видимо, Пифагор (или его ученики), зная отдельные "священные треугольники", то есть прямоугольные треугольники с целочисленными сторонами египтян и вавилонян, распространил теорему, носящую его имя, на все прямоугольные треугольники. Им же принадлежит ряд других открытий из области математики и астрономии. Наряду с занятиями арифметикой и геометрией они создали еще и то, что французский исследователь Бруншвиг назвал арифмологией. Смесь математики с религиозной мистикой не давала пифагорейцам возможности иметь ясное представление о числе. Число было для них и орудием вычисления, и средством мистификации. Отсюда проистекала их символика чисел. Как сказал по этому поводу Аристотель,".проникнувшись математикой, они стали считать ее принципы принципами всякого бытия"[3].

В частности, пифагорейцы установили математическую закономерность в акустике, заметив, что струны звучат гармонически либо дисгармонически в зависимости от их длины. Они звучат гармонически, если их длина соответствует простым числовым отношениям, При отношении 1: 2 они дают октаву, при отношении 2: 3 - квинту, а когда их длина находится в соотношении 1: 2/3: 1/2, то возникает аккорд С G с, который пифагорейцы называли "гармоническим".3агадочное явление гармонии они объясняли пропорцией, мерой, числом; гармония же основана на математическом отношении составных частей.

Пифагорейцы не занимались эстетикой как особой наукой: они видели в гармонии свойство космоса и поэтому рассматривали ее в рамках космологии. Термином "красота" они не пользовались, но употребляли термин "гармония", который, вероятно, сами и создали. "Гармония, - писал пифагореец Филолай, - есть соединение разнородных и смешанных, различным образом настроенных предметов". Этимологически слово "гармония" означало то же самое, что ансамбль, соединение; гармония подразумевала соразмерность, единство составных частей. Для пифагорейцев именно благодаря этому единству она являлась чем-то положительным, прекрасным в греческом, расширенном значении этого слова. Филолай писал: "Вещам непохожим, неродственным, разнородным необходима гармония, чтобы она поддерживала их в согласии". Гармонию звуков пифагорейцы считали лишь проявлением более глубокой гармонии, выражением внутреннего порядка в самом строении вещей.

Существенным в теории пифагорейцев было то, что они считали гармонию, порядок, правильную пропорцию ("симметрию") не только ценными, прекрасными, полезными, но и объективно обусловленными объективными свойствами вещей. Далее, пифагорейцы были уверены, что тем свойством вещей, от которого зависит их гармония, является правильность, регулярность, порядок. Гармония же есть не свойство отдельной вещи, но правильная система многих вещей, многих частей. Пифагорейцы полагали, что гармония представляет собой математическую, количественную систему, зависит от числа, меры и пропорции. Это положение было своеобразным пифагорейским мотивом, необходимо вытекавшим из их математической философии и основывавшимся на акустических открытиях. Хотя это был мотив космологии пифагорейцев, но он перешел в их эстетику, став основой будущей древнегреческой эстетики.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.