|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест №9. Философские школы эллинизма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№п/п |
Вопросы |
Код ответа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какие исторические события и социальные процессы определили этико – религиозный характер эллинистической философии? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Укажите основные философские школы поздней античности. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Укажите наиболее известных стоиков. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сформулируйте основную идею стоицизма. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В чем сущность человека, согласно стоикам? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какой должна быть его жизнь? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какова роль разума в нравственном укладе нации? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как соотносятся законы природы и разума? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что является целью нравственных поступков и в чем она состоит? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что означает принцип нравственной автономии? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каковы основные аффекты и как к ним относится? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что такое “апатия”? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как стоики относились к имуществу и другим материальным благам? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Является ли удовольствие благом? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Следует ли однозначно определять страдание как зло? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Существует ли необходимая связь между добродетелью и счастьем? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что считал целью жизни Эпикур? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как ее можно достичь? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какое удовольствие философ должен ценить превыше всех прочих? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что является причиной страданий? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как их можно избежать? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В силу чего рождается страх перед смертью? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какой важный философский вывод следует из рассуждений Эпикура о смерти? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что такое “атараксия”? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какие две главные функции выполняет человеческий разум, как регулятор всей деятельности субъекта? |
|
№п/п
Вопросы
Код ответа
Какие идеи греческих философов стоики использовали в своей натурфилософии?
Как связаны душа человека и мировая душа – божественный дух?
Как происходит чувственное восприятие?
Как возникает понятие?
Существуют ли врожденные понятия?
Какая полезная функция философии эксплицирована стоиками и звучит как обращение?
Что завещал Сенека своим друзьям и близким, и как аргументировал свое завещание?
Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи?
Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля?
Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое?
К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура?
Какую полезную функцию философии открыл Эпикур?
Основной тезис скептицизма?
Назовите крупнейших скептиков.
К чему стремится вся природа и человек, в частности?
Каково различие между скептицизмом и догматизмом?
Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной позиции?
Различие между скептицизмом и диалектикой?
Последняя философская школа античности?
Что такое “эманация”?
Что такое “эволюция” (“инволюция”)?
Соприкасается ли человеческая душа с Богом?
Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии?
Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы служить оправданием профессионального выбора философа?
Компендиум
ответов по античной философии.
Раздел I. Онтология
№п/п
Ответы
Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.
Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения
людей является Разум.
Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму);
Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу начало);
Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам не виден);
Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало);
Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементы
которых связываются в семени конкретной вещи
Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной,
т. е. согласной с природой.
Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен.
Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может возникнуть
естественным путём, то зачем тогда творец?
По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного
знания.
"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений этих вечных частиц".
Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", вызывают в нас различные ощущения.
Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, способную к развитию; из неё и произошли все тела.
Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = абстракции.
Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к
финалу.
Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида: природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни.
Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам и т. д.).
Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще только миру видимости, а не подлинному бытию.
Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они мыслят.
В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам их качественное своеобразие.
Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным материалом для прочего многообразия вещей.
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.