Книга Феофраста "Характеры" и её значение для античной литературы
Характерологией, или
этологией, занимались специальные научные дисциплины — этика и физиогномика. Но
при этом упускается из виду, что характерологии самое пристальное внимание на
протяжении всей истории своего развития уделяла риторика. Риторическое
искусство, родившееся из практики, искало пути и способы достоверного
изображения человека. Уже на самых ранних этапах риторика дает примеры
систематизированной характерологии в произведениях Антифонта, Фрасимаха, Лисия.
Хорошо прослеживающаяся традиция существования риторических сочинений в виде
теоретических руководств и практических образцов от времени сицилийских риторов
вплоть до Демосфена и Аристотеля делает вполне объяснимым появление такого
произведения, как "Характеры". Прямую аналогию сборнику философа,
вероятно, могли бы составить так называемые "Приготовления" Лисия,
где трактовались нравы старых и молодых, бедных и богатых. Примечательно, что
это направление в обрисовке характеров, идущее еще от сицилийцев и Антифонта,
продолжают затем Анаксимен и Аристотель. Последний в своем трактате "Риторика"
делает специальный экскурс в область характерологии.
В пользу риторического
происхождения сочинения говорит не только рукописная традиция, но и полное
название сборника.
Необходимо назвать еще
один элемент "этоса", без которого Аристотель не мыслит "этического"
изображения человека. Это — соответствие изображения предмету изображения.
Если теперь попытаться
выявить самую характерную черту эскизов Феофраста, то мы, по-видимому, не
ошибемся, указав на жизненность представленных автором персонажей. Несомненно,
Феофраст в соответствии с последним требованием Аристотеля имел все основания
определить свои "Характеры" "этическими", т. е. точно
отражающими реальную действительность. Однако на этом сходство эстетических
принципов ученика и учителя кончается, и начинаются значительные расхождения.
При всей скрупулезности изучения "Характеров" мы не найдем в них той
важнейшей, с точки зрения Аристотеля, установки, согласно которой действующему
лицу должна быть присуща внутренняя мотивированность (проскрести) слов и
поступков; Тезис Аристотеля "Человек никогда не находится в неведении
относительно того, что он делает намеренно" абсолютно неприложим ко многим
"характерам" Феофраста. Трудно усмотреть, какие побудительные причины
лежат в основе поведения Пустослова (III), Угодливого (V), Бестолкового (XIV),
Брюзги (XVII), Несуразного (XII), Отчаянного (VI), Болтуна (VII). Но и в этом
не прослеживается строгая логика репрезентации "героев" книжки
Феофраста. Некоторые из них поступают вполне сознательно и руководствуются в
своих действиях корыстными целями (XXII, XXIII, XXIV, XXX). Эта
непоследовательность лишь доказывает, что аристотелевский принцип причинности и
целесообразности для Феофраста был совсем не важен. Еще одно коренное отличие
состоит в широте охвата объекта изображения. Если Аристотель стремится к
псследованию общего, где единичное является составной его частью, то Феофраст
останавливает свое внимание на единичном вне связи его с общим. Достаточно
сказать, что он выделяет четыре подтипа Скупого (IX, X, XXII, XXX) и три —
Болтуна (III, VII, VIII), которые не рассматриваются как частные случаи одного
общего явления. Столь узкая специализация типов человеческого поведения могла
бы служить ярким примером эмпирического и сенсуалистского восприятия мира. "Характеры"
в полном смысле статичны, обособлены и замкнуты в самих себе Для Феофраста как
будто не существует аристотелевской классификации человеческих свойств по "родам"
и "состояниям". Если считать, что "характеры" представляют
собой "состояния" (наиболее правдоподобное предположение), то под это
понятие не подходят, например, "бессовестность" (IX) и "трусость"
(XXV), числящиеся у Аристотеля среди аффектов. Совсем другой смысл вкладывает
Феофраст в понятие "деревенщина" (IV), которое является более
широким, чем у Аристотеля; так же дело обстоит с другим "характером"
— "Сторонником олигархии" (XXVI). Едва ли эти два "характера"
попали в сборник по недоразумению. Они вновь показывают, что и в способах
обобщения Феофраст следовал другому принципу, нежели Аристотель.
Говоря о сущности "характеров",
следует подчеркнуть, что они не имеют ничего общего ни с "нанизыванием
отдельных мелких черт", ни с "суммой душевных свойств", ни с
индивидуализацией. Феофраст всегда (за исключением немногих случаев)
сосредоточивает свое внимание на одной черте, которая и выдвигается на первый
план, скрывая за собой все остальное. Ни о какой индивидуализации пли
психологии говорить здесь не приходится, ибо в отдельном "характере"
никогда не бывает совмещения "несовместимого". Судя по всему, философ
намеренно называет свое произведение Характере;, перенося технический термин,
обозначавший оттиск на монете, в сферу человеческого поведения. Тем самым Феофраст
разграничивал нонятия "характер" и аристотелевский "этос" и
достигал большей точности в определении подмеченного им явления.
Феофраста, вероятно, не
удовлетворял традиционный, воспринятый и развитый Стагиритом метод
репрезентации человека в риторическом искусстве, имевший дихотомическую
структуру и в силу широкого охвата предмета изображения страдавший
неопределенностью. Эмпирический подход Феофраста открывал более благоприятные
возможности для исследования человеческих качеств, но он в сущности был лишь
регистрацией поведенческих закономерностей. Недостатки его выражаются прежде
всего в отсутствии какой бы то ни было системы. На это по другим поводам мы уже
указывали выше. Теперь же отметим, что неслучайны также заявления о
композиционной неотчетливости "Характеров". В самом деле, трудно
говорить о композиции произведения, которое не имеет ни единого сюжета, ни
повествования, ни нарративных частей вообще. Но зато есть единая художественная
структура и единый художественный принцип изображения, которые и придают "Характерам"
целостность и законченность. Единство это заключается в том, что носитель того
или иного качества выявляется через ситуацию, где качество всегда остается
константой, а ситуация — переменной. Феофраст находит бесконечное количество ситуаций
или свернутых сюжетов, почти каждый из которых мог бы послужить для разработки
широкого повествования. Возьмем наудачу один пример: "... несуразный — это
тот, кто, подойдя к занятому человеку, спрашивает у него совета. С веселой
компанией врывается он к своей милой, когда та лежит в лихорадке. Он подходит к
осужденному по делу о поручительстве, требуя, чтобы тот поручился за него.
Собираясь выступать свидетелем, он является, когда дело уже решено" и т.д.
(XII). Эти ситуации, составляющие содержание "характеров",
компонуются совершенно свободно, и в основе их построения лежит только
ассоциативная связь.
Свой материал Феофраст
черпает из разных источников, в том числе и литературных, но прообраз подобных
жанровых сцен мы находим в первую очередь в судебной и судебно-политической
речи, а именно, в том ее разделе, который риторы именовали доказательства от
образа жизни. Самым же важным и примечательным является то обстоятельство
(говорящее нам гораздо больше, чем материал), что каждая картинка есть своеобразный
аргумент, жестко подчиненный тезису определения. В итоге мы оказываемся перед
фактом логики риторической схемы. Только она, эта логика, и не дает рассыпаться
"характерам" на отдельные мелкие наблюдения, которые тогда уже не
имели бы никакой эстетической ценности.
Квинтилиан (II, 4, 41)
сообщает, что во времена Деметрия Фалерского в Греции появился обычай говорить
на вымышленные темы в подражание политической и судебной речи. Затем он
добавляет, что неизвестно, изобретен ли этот род упражнений самим Деметрием.
Попытка отождествить такие упражнения с тем, что сохранилось от Деметрия, не
дала результатов. Поэтому естественно допустить. что инициатива подобной
риторической подготовки слушателей исходила не от Деметрия, а от его учителя и
тогдашнего руководителя Ликея Феофраста, и что "Характеры", как уже
ранее показал О. Иммиш, являются практическим образцом для упражнений в одном из
разделов риторики – характерологии.
Красочные картины
повседневной жизни афинян служат лишь средством и фоном для выделения человека
из массы ему подобных. Всё сочинение Феофраста направлено на то, чтобы
изобразить человека узнаваемым, а значит, создать достоверный и убедительный
образ. Убедительность – основное требование риторики в изображении действующего
лица в речи. Отсюда становится понятным, что, преследуя эти цели, Феофраст мог
поступиться и риторическим стилем, и ситуациями, специфичными для обстановки
суда и народногособрания. В согласии со словами Квинтилиана в "Характерах"
мы имеем fictas
materias – выдуманные темы, вымышленный
материал, хотя и не противоречащий действительности, но внешне не привязанный
ни к одной области художественного творчества. Это, с одной стороны, придало "Характерам"
универсальность, о чём говорит способ изображения персонажей в новой аттической
комедии, а с другой – повлекло за собой их отчуждение от исконной почвы
бытования. [3]
Эти "характеры"
Феофраста так и кажутся готовыми персонажами для какой-нибудь комедии. Не
такой, конечно, как у Аристофана, где на сцену выводились и обшучивались карикатуры
живых лиц и идей, а такой, какая знакома нам по Фонвизину или Мольеру и обычно
называется "комедией нравов".
2. Критика Феофраста
·
Вряд
ли мог отобразить все существующие в ту эпоху характеры, их большинство; в
тексте имеются повторы, и описания не всегда точно следуют определениям
·
Отсутствие
единого основания выделения типов
·
Феофраст
далёк от науки о характере
·
Обращаясь
к чужому "Я", собственно индивидуальности, Феофраст не показывает, он
обезличивает её, сводя к яркой, но одной простой форме. Это справедливое
замечание, но задачи Феофраста не входило описание индивидуальности
·
Портреты
целостны, но статичны, они даны в своих внешних проявлениях, без
психологического анализа
·
Труд
Феофраста – итог глубокого внимания к общественной жизни, социальной среде,
отношениям и поведению людей.
Как и Аристотель,
Феофраст изображает в своих этюдах только свободнорождённых афинян и только
мужские характеры. Феофраст делает попытку создать типологию душевных
особенностей людей как типологию пороков.
Для
Феофраста устойчивый нрав - строй душевных свойств, главным образом, этического
порядка, проявляющихся в поведении.
Учение
о характере заметно воздействует на философию. Вера стоиков в силу души перед
судьбой воспитывала уважение к сильному нраву. По их учению характер - это
печать своеобразия, отличающая поступки одного человека от других, и выражающая
специфические отношение субъекта к миру, себе и себе подобным. Наиболее
существенными чертами характера считали мужество, самообладание, спокойствие
духа, справедливость. Главную роль в формировании характера они отводили
закаливанию духа путём долгих упражнений в совершении поступков, а также с
помощью наблюдения за действием героев и размышлениями над ними. С точки зрения
Сенеки каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. [6]
3. Значение книги для
античной литературы
Значение Книги
Феофраста "Характеры" имеет огромное значение для античной
литературы.
Главным является
этический подход к человеческим типам Феофраста, четко различающий добро и зло.
Это, вероятно, и определило долгую жизнь его книжки, которая, несомненно, была
использована сначала Менандром, заимствовавшим у философа способ изображения
характеров в своих комедиях. По черточкам он собирал типы своих персонажей,
индивидуализируя их и создавая художественный тип. Недаром даже названия его
комедий воспроизводят главки из сочинения Феофраста: "Неотесанный",
"Подозрительный", "Суеверный", "Льстец". Затем
эта книжка изучалась в византийских школах, а в XVII в. была переведена на
французский язык знаменитым мыслителем и писателем Лабрюйером. По-видимому, на
последнего она произвела такое неизгладимое впечатление, что он написал ее
продолжение, разумеется, на современном ему материале и назвал "Характеры,
или нравы нашего века". Это, впрочем, уже совсем другая книга. [1]. С Феофраста
берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского
античного романа.
Нередко говорят о
взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии.
Несомненно его влияние на всю античную литературу.
Из двухтомного трактата
"О музыке" сохранился ценный фрагмент (включён в Порфирием в его
комментарий к "Гармонике" Птолемея), в котором философ, с одной
стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как
очередной - звучащей - "инкарнации" чисел, с другой стороны, он
считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена),
рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин - интервалов
(промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Феофраст, не в
интервальном движении и не в числах, а в "движении души, которая
избавляется от зла через переживание. Не будь этого движения, не было бы и
сущности музыки".
Немаловажно влияние
книги Феофраста "Характеры" на Ликейскую школу, созданную
Аристотелем. Огромное наследие, оставленное Аристотелем, было бы неполным без
учета маленькой книжечки его ученика. Она продолжала классификацию и
типологизацию живых существ Аристотеля на людские типы и имела любопытное
продолжение в Новое время.
Стоит отметить, что
именно с Феофраста все греческие поэты и драматурги начали изображать людей, а
не животных и только. Дело заключается в том, что человек Менандра и Феофраста
есть человек быта, обыденный человек, или, по-нашему, попросту говоря, мещанин.
А для появления такого бытового мещанства в истории Греции должны были
произойти колоссальные сдвиги. Самый главный сдвиг в IV-III вв., то есть в
период деятельности Феофраста и Менандра, заключался в гибели классического
полиса, в котором все граждане, его составляющие, были и внутренне и внешне
неразрывно связаны со своим полисом и со всей его судьбой. [1]
До возникновения этой
книги термин "характеры" не употреблялся в психологическом контексте,
ранее он использовался, как ремесленный термин. Считается, что именно с
Феофраста началось описание характеров людей в литературе.
Ранее философы не
изображали человека, как личность. Только со времени Сократа человек
изображается, как личность, изучается его внутренняя жизнь. Еврипит изображает
индивида с независимой волей. На первый план роль отдельного человека и интерес
к нему в науке и литературе выдвигается в конце 4 в. до н.э. в эпоху Феофраста,
после написания книги "характеры". [6]
4. Примечание
В рукописях "Характеров"
Феофраста сохранилось "Предисловие" неизвестного автора, по-видимому,
Византийской эпохи. Некоторые "Характеры" сопровождаются
морализирующими эпилогами, составленными также каким-то византийцем. Поэтому "Предисловие"
и эпилоги не включают, как не принадлежащие Феофрасту, в текст и дают их в
примечаниях.
Предисловие
Когда мне в прошлом уже
приходилось размышлять над этим предметом, я нередко с удивлением задавал себе
вопрос (да, пожалуй, и впредь не перестану удивляться): почему же это в нашей
Элладе, несмотря на одинаковый климат и одни и те же условия воспитания для
всех эллинов, существует такое различие в характерах людей. Ведь уже с давних
пор я наблюдаю, Поликл, человеческую натуру: я прожил 99 лет, и мне пришлось
общаться со многими людьми самого разного характера. После того как я со всей
тщательностью сравнил людей добродетельных и порочных, я счел нужным описать,
как те и другие ведут себя в жизни. Я представляю тебе различные типы
характеров, присущие этим людям, и расскажу, как они управляют своими
поступками. Полагаю, Поликл, что сыновья мои благодаря этим заметкам (которые я
им завещаю) станут лучше и, найдя в них поучительные примеры, захотят жить и
общаться только с самыми почтенными людьми, чтобы не быть ниже их. Теперь я
перейду к самой теме моих заметок, а ты со вниманием послушай и реши, правильно
ли то, что я говорю. Сначала опишу людей, приверженных к иронии, причем
обойдусь без вступления и пространных пояснений. Начну с иронии и дам ее
определение. Затем опишу ироника, что он собой представляет и как проявляет себя.
Затем постараюсь также привести в ясность согласно моему плану одно за другим и
остальные душевные свойства.
"Предисловие"
написано в напыщенном и местами наивном тоне, резко отличающемся от
непринужденной и безыскуственной стилистической манеры Феофраста. Кроме того, в
нем содержится несколько грубых промахов и оплошностей (например, о
единообразии климата Эллады и об одинаковых условиях воспитания в этой стране),
невозможных для эпохи Феофраста. Автор "Предисловия" сообщает о себе,
что он прожил 99 лет, что также не соответствует возрасту Феофраста, который,
по Диогену Лаэртию до 85 лет. Кто такой Поликл, к которому обращено "Предисловие",
неизвестно.
Вывод
"Характеры"
Феофраста — самое известное сочинение философа, дошедшее до нас. А что же
означает само слово "характер". "Характер" — слово
греческое, переводится как "царапать на твердом материале", или
инструмент для клеймения, чеканки. Можно сказать, что характер - это то, что
дано человеку от рождения, с одной стороны, но, с другой, - характер человека
формируется в первые годы его жизни. Таким образом, как на твердом материале
можно что-то еще нацарапать, написать, так и характер можно немного изменить.
В своём произведении
Феофраст не только очень подробно описывает те или иные характеры, но и даже
приводит образцы фраз, по которым их можно узнать: "Обычно он выражается в
таком роде: "Не могу поверить", "Этого я не постигаю",
"Я поражен". Или же: "Ты говоришь словно о другом человеке: мне
он рассказывал совсем не то", "Это мне странно", "Рассказывай
кому-нибудь другому", "Теряюсь: тебе ли не верить или его
обвинять?", "Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?". Таким
образом, перед нами предстаёт чрезвычайно подробно разработанное исследование.
Периодически в тексте
просматривается отличное от нашего понимание некоторых характеров: ирония,
например, которая сейчас является безобидным литературным тропом, у Феофраста
осмысливается почти как двуличность: "О своих делах ничего не
рассказывает: говорит, что только обдумывает и ничего еще не решил, делает вид,
будто только что пришел, что уже поздно, что ему нездоровится." А иногда –
наоборот, слова практически не изменили своего значения до наших дней (в
описании льстивости, например). Феофраст не только описывает наиболее частотные
и яркие типы людей, но и дает советы, как лучше себя с ними вести: "И если
терпеть его пустословие, то он так и не оставит в покое."
Неотёсанность по
Феофрасту – не только грубость, но и хорошее отношение к низшему классу,
несоответствующее социальному статусу: "…друзьям и родственникам не
доверяет, с рабами же, напротив, советуется по самым важным делам; поденщикам,
работающим на его поле, пересказывает все, что происходило в народном собрании."
Угодливость, изображённая как отрицательное понятие, соответствует элементарной
современной вежливости: "Придя в гости на обед, он просит пригласить к
столу также и хозяйских детей и при их появлении заявляет, что они, как две
фиги, похожи на отца. Затем привлекает детей к себе, целует и усаживает рядом",
и также простой аккуратности: "Волосы свои то и дело подстригает, зубы у
него всегда белые, еще непоношенную, верхнюю одежду меняет, натирается
благовониями."
Бессовестный человек у
Феофраста – тот, кто пользуется чужой добротой.
Грубость у Феофраста
изображена своеобразно - современные люди поступают именно так, как у него и
сказано про грубых, но при этом никто их грубыми не считает "Споткнувшись
на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями." Из этого
отрывка видно, что для греков личное искусство было важнейшей частью жизни, как
и религия: "Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может, и никогда не
захочет ни спеть, ни продекламировать, ни сплясать. Он способен пренебречь даже
и молитвой богам."
Нечистоплотность
рисуется как противоположность угодливости (в той части, где говорится про
чистоплотность): "Из подмышек и далеко по бокам у него растет густая
шерсть, как у дикого зверя. И зубы у него черные и изъеденные, так что с ним
противно общаться."
Вестовщичество и
бахвальство – очень похоже. Отличаются немногим. Умение различать такие тонкие
оттенки – черта очень развитой культуры.
Трусость по Ф. часто
связана с излишней суеверностью: "А едва начинают подыматься волны,
спрашивает, нет ли среди плывущих непосвященного в мистерии. И подымая затем
голову к кормчему, выспрашивает у того, держит ли он правильный курс в открытом
море и что думает о погоде; а своему соседу говорит, что видел зловещий сон."
Опсиматия – и также
некоторые другие осуждаемые Феофрастом линии поведения, см. выше
(неотёсанность) – пример того, что грек должен был вести себя в строгом
соответствии с возрастом и социальным статусом.
Феофраста в его работе
интересуют исключительно отрицательные характеры и человеческий недостатки.
По мере развития
общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере
обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен
любой человек независимо от своей принадлежности к социальному слою. Сейчас,
мне кажется, представляется невозможным описать все типы характеров.
Литература
1.
Феофраст.
Характеры. - Л.: Наука, 1974. -63 с.
2.
А.Ф.Лосев.
История античной эстетики Аристотель и поздняя классика, том IV.- М.:
"Искусство", 1975
3.
Журнал
"История древнего мира".-М.: Наука, 1986.- 156-162 с.