рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский минимум по Философии

возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная

философия).

В период господства метафизического метода (XV - XVIII вв.) отдельные

элементы диалектики встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта

(идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы

(диалектический подход к проблемам свободы и необходимости), Дидро (догадки

об эволюции живых существ) и т.д.

Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких

философов-идеалистов (XVIII - XIX вв.), внесших значительный вклад в

понимание сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь

сыграло учение Канта об антиномиях разума (Антиномия).

Гегель представил мир как процесс всеобщего поступательного движения,

развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого

являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу

всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития,

создал систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на

последующую философскую мысль.

Категории диалектики (качество и количество, причина и следствие,

возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно

связаны с законами. Сущность диалектического понимания движения, развития

явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные из

них:

1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние

импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики;

2) Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно,

характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а

как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства;

3) Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит

поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к

высшему.

Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями,

выраженными в категориях диалектики и раскрывающими связь сущности и

явления, необходимости и случайности, возможности и действительности,

причины и следствия и т.д.

34.Философская категория “Движения”. Концепция ее развития в природе и

обществе. Понятие прогресса.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все

пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по

собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то

оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это

способ существовании материи. Движение заключено в самой природе материи.

Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и

покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные

моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы

каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно

устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом,

существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как

бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою

определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движения материи:

механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная...

Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено

качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха

не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду

и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их

взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее (ДНК

- химическое соединение). Однако высшие формы не включены в низшие (нет

жизни в химических соединениях).

Прослеживание связей между различными формами движения материи

позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах

возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы

движения, причем появление каждой новой формы связано с сосотоянием

Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов ни

соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения

возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном

этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли

условия для возникновения жизни, т.е. биологические формы движения. В этом

смысле жизнь надо расматривать как космическое явление. В свою очередь

только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить

социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма

движения.

Современная наука показывает, что наша астрономическая вселенная,

мир, в котором мы живем, по-видимому, является только одним из возможных

миров. Причем уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц

заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более

сложных форм движения (мировые константы).

В современной космологии указанные идеи входят в содержание так

называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким

образом, что допускает возможность появления человека как закономерного

итога эволюции материи. Но возможны и другие миры, с другими мировыми

константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы

движения материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и

человеческое общество предстают как такая форма организации материи,

которая обусловлена свойствами целого, нашей Вселенной, фундаментальными

характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс,

противоречия которого представляют собой источник, движущую силу

общественного прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему

противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о

катаклизмах, пререворотах и вместе с тем она являет собой необходимый

процесс движения человечества от одних форм своей социальной организации к

другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в которой

выделяются два ее основных вида: производственная и социально-

преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производственных сил

как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производственных

силах - это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются

и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое

состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до

мировоззрения, которое опосредовано влияют на эффективность производства.

Вот почему “развитие производственных сил человечества означает прежде

всего развитие богатства человеческой природы как самоцель”. Действительным

ядром общественного прогресса выступают способы производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный

самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм,

обозначает как специфику свойства человеческой природы так и оценку этих

свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что

способствует возвышению гуманизма.

35.Сознание, его структура. Сознание как необходимое условие

воспроизводства человеческой культуры.

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и

духовного освоения действительности.

Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не

зависящее от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в

божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от

природы, видя в нем первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида,

вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все

предметы - как совокупность представлений отдельного человека.

Материализм понимает сознание как отражение действительности и

связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.

Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они

истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали

его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в

пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в

следующем:

1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и

развивается как компонент практической деятельности общественного

человека.

2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной

нервной системы мозга является условием возникновения и развития

человеческого сознания.

3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет,

раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.

4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и

осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).

5) Вместе с тем сознание ни сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания,

а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное

воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие

эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие

психических функций человека.

6) Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное

воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут

быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм

материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры -

продуктах труда, произведениях искусства и пр.

7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в

себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в

повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и

общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в

целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. -

несводимы к индивидуальному сознанию.

9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать

человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через

отображение способствовать преобразованию реального мира.

36.Происхождение и сущность сознания.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются

споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из

познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также как

попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы

друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи.

Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи

мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное

противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает

как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.

Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство

высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей

существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как

свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без

которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании

психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными

объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в

том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых

в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они

возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к

миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим

поколениями - прежде всего способеностью отражать в материальных формах

языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные

предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию

в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом

плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы

отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений

материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены нероходимой гранью. Идеальное

есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и

преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное

производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического

развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной

материальной системы.

Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением

обладают все материальные образования. Оно является моментом любого

взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки

, следы...

Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму

психики.

Психика - это способность живых существ создавать чувственные и

обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно

своим потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний

его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает

не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

37.Проблема противоречия в философии и логике.

Одним из коренных вопросов мировоззрения и общественной методологии

является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира

вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых

им противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы

противоположностей, которая гласит, что развитие объективной реальности и

все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого

на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей

характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны -

составляет внутренний импульс ее изменения, развития.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы

или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и

сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя

так и между собой. Различие есть отношение нетождественности,

неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Различие имеет свои

степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай

существенного различия - противоположность. Удачной моделью

противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить

сколько угодно).

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят

друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает

бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” -

Гегель.

Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные

отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно

потиворечий и живет в них.

Противоположности, не образующие единства, не являются

диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы.

Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются

частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут

приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое

целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами

противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, -

относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,-

абсолютна.

Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары

суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть

истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике

как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается

одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются

нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в

рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается

лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от

противного в математике.

Однако реальный процесс развития научного знания связан с этапами

преодоления возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не

может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с

общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” -

М.Планк.

Специфической формой существования диалектических противоречий в

познании являются антиномии, которые служат формой теоретического

воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их

решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии

часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых

формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и

формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика

противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат

(Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.