рефераты скачать

МЕНЮ


История развития философской науки

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации.

Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух совершенствование.


48.           Философская концепция человека: природный индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общения и целостного освоения мира культуры


Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел. и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц. роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел., фиксируя только его внешнее поведение, кот. не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл. более глубокой.

Личность - индивидуальное выражение общ. отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личностные кач. чел. в таком случае есть производное от его соц. образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность состоит из трех основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл. мировоззрение. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел. биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом чел., сколько с его внутренним дух миром. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность. У каждого конкретного чел. всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. О. рассматривается в связи с философской проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб. и необходимости извечен. Люди обладают знач. свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж. этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ. возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб. воли - это способность чел. принимать решения и совершать поступки в соотв. со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел. есть сплав своб. и необход. => Свобода личности, общества закл. не в воображ. независим. от объект. законов, а в способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор. своб. присутствует в необход., т.е. необход. реализуется только через свободу, в виде бескон. цепи выбора в деятельности людей, кот., однажды начавшись, привела к данному общ. состоянию. Это означает, что в истор. процессе необход. не только сознается, но и создается. С др. стороны необход. содержиться в своб. в виде объективно даных истор. обстоятельств, объек. условий деят. людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.


49.           Философия и система ценностей духовной культуры


Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.

М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч.

Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.


50.           Типы рациональности в теории познания


Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

51.           Эстетические ценности и искусство


Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и ф-я. Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.


52.           Мораль и нравственность: их общечеловеческая сущность


Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием, однако моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает поступки людей исходя из действующего права, закрепленного законом и поддерживаемого государственным принуждением. Мораль же основывается на внутреннем убеждении и охраняется общественным мнением. Она объединяет совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности. Основные категории морали — добро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Человек, воспитанный в духе определенной морали, сам осознает свой моральный долг, оценивает свои поступки, морально осуждает себя за неправильный выбор поступка, за нарушение своих обязанностей, своего долга. Нравственное самосознание человека, чувство личной ответственности за поведение и выбор поступков выражается в совести. Мораль не опирается непосредственно на какие-то специальные учреждения, которые принуждали бы к соблюдению моральных норм. За моралью стоят сила убеждения, примера, общественного мнения, воспитания, традиций, нравственный авторитет отдельных лиц, организаций или учреждений. Моральные нормы не так детально разработаны, как, например, юридические или организационные нормы. Зато они распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются никакими государственными органами или общественными организациями (дружба, товарищество, любовь и т. д.).

Мораль — понятие историческое. В истории развития общества можно выделить следующие типы морали:

1) первобытно-общинного строя, основные принципы которой — коллективизм, чувство собственного достоинства, дисциплина, однако наряду с ними сосуществовали кровная месть и людоедство; 2) рабовладельческого строя, ее основные принципы — индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость и жестокость; 3) феодального общества, основные принципы которой — религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к инакомыслящим, инквизиция, закрепощение женщины;

4) буржуазная, основными принципами которой являются бережливость, скромность, воздержание, труд, честность (в начале становления капитализма), индивидуализм, эгоизм, ханжество, лицемерие, двуличие; 5) коммунистическая, ее основные принципы — коллективизм, солидарность, оптимизм, гуманизм, интернационализм, сознательное отношение к труду. Коммунистическая мораль выражает гуманистическую миссию рабочего класса и передовых сил современного общества — осуществление на Земле подлинно человеческих отношений между людьми.

Существуют ли в классовом обществе такие моральные нормы, которые необходимы для всех людей? Да, такие нормы существуют. Это некоторые принципы или правила человеческого общежития. Они призваны охранять совместную жизнь людей от тех или иных нарушений общественного порядка (от физического насилия, оскорбления), требуют элементарной честности в повседневном общении. Однако, пока существует эксплуатация человека человеком, эти простые нормы нравственности и справедливости неизбежно нарушаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.