История и философия науки
С конца XVIII века, как видим, на место дуализма физики
и метафизики встает дуализм науки и этики, мира природы и мира свободы,
перерастающий в XIX веке в уже хорошо нам известный дуализм наук о
природе и наук о культуре. В неокантианстве были противопоставлены друг другу
мир сущего и мир должного — в первом царят законы необходимости, изучаемые
наукой, второй конституируется с помощью ценностей, выступающих как цели
человеческой деятельности. В историзме и вырастающей из него философской
герменевтике, развитие которой связано с работами В. Дильтея, а позднее —
с феноменологической школой, этот же дуализм выражается в противопоставлении
метода объяснения в естествознании с методом понимания в гуманитарных науках.
Объяснение no-прежнему исключает понятие цели, принцип
целесообразности, тогда как понимание базируется как раз на этом принципе.
Интересный и перспективный путь к
преодолению дуализма природы и культуры предложил академик В.С. Степин.
Внимательно исследуя новые тенденции в развитии как науки, так и новейшей
технологии, В.С. Степин выделяет три типа научной рациональности:
-
классический,
-
неклассическим,
-
постнеклассический.
«Классический тип научной
рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом
объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и
операциям его деятельности... Неклассический тип научной рациональности
учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операции
деятельности. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле
рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об
объекте не только с особенностью средств к операций деятельности, но и с
ценностно-целевыми структурами.».
Одной из характерных особенностей работ, посвященных
сегодня проблеме рациональности, является тенденция к перечислению основных
значений этого понятия. К. Хюбнер различает четыре вида рациональности:
логическую, эмпирическую, оперативную и нормативную. По Хюбнеру,
«рациональность выступает всегда в одинаковой форме, а именно семантически как
тождественное фиксирование правил определенного смыслового содержания (в чем бы
оно ни состояло), эмпирически как применение всегда одинаковых правил
объяснения (к чему бы они ни относились), логически-оперативно как применение
расчета (калькуляции) (как бы его ни истолковывать), нормативно как сведение
целей и норм к другим целям и нормам (какое бы содержание в них ни
вкладывалось). Рациональность, следовательно, есть нечто формальное. Она
относится только к уже положенному содержанию, например, к содержанию науки или
содержанию мифа».
Философское рассмотрение проблемы рациональности все
же не может останавливаться на морфологическом уровне; описание случаев
необходимо в качестве первого этапа исследования, его отправной точки, но оно
скорее ставит проблему, чем решает ее. Нужна по крайней мере иерархическая
теория типов рациональности, которая в определенной форме все же вносила бы
начало единства в многообразие единичных значений, т.е. вносила бы момент
систематизации.
От научной рациональности, понятой как техника
овладения природой, необходимо вновь обратиться к разуму — как той высшей
человеческой способности, которая позволяет понимать — понимать смысловую связь
не только человеческих действий и душевных движений, но и явлений природы,
взятых в их целостности, в их единстве: в их живой связи. А это предполагает
оживление интереса к философии природы – к натурфилософии.
На протяжении двух столетий человечество стремилось
главным образом изменять природу; чтобы не истребить ее окончательно и не
покончить таким образом и с самим собой, человечеству сегодня необходимо
вернуть себе способность понимать природу. А это и значит — от слишком узко
понятой научной рациональности перейти на точку зрения философского разума.
67. Классический тип научной рациональности
В эпоху Нового времени появляется технологическая
цивилизация со свойственным ей рациональным типом сознания.
Наука становится одним из факторов развития культуры.
Становление классической науки обусловлено 2 факторами:
-
накоплением знаний и
развитием методов обучения;
-
социальным запросом:
освобождается сознание человека от традиций и формируется активный субъект.
К становлению классической науки приложили руку
Коперник, Галилей, Ньютон.
Важной характеристикой является соединение
эксперимента с математическим описанием природы.
Доминирующей дисциплиной этого периода является
классическая механика, которая рассматривалась и как эталон науки и как
универсальный метод познания.
Механистический характер классической науки привел к тому, что вся природа объяснялась в
точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась
сведением сложного к простому, целого к сумме частей.
С этим связан метафизический способ мышления,
нацеленный на рассмотрение явлений, вычленных из общих взаимосвязей без учета
всеобщего взаимодействия и развития.
Понимание причинности классической науки также
тесно связано с механицизмом, а именно, с преобладанием Лапласовского
детерминизма, который предполагал, что все явления жестко причинно обусловлены
и абсолютно предсказуемы.
Механистичности и метафизичность классической науки
проявляется в следующих познавательных установках:
1)
Научность
отожествляется с объективностью, а объективность с объектностью. Это связано с тем, что субъект обладает
статусом абсолютной суверенности. Разум ученого при определенной подготовке
(овладении методом) становится абсолютно свободным и не определяется
личностными и социальными факторами.
2)
Общезначимость
(интерсубъективность) –
защитная функция в период формирования науки, т.к. прежние традиции разрушались,
то наука и научное осмысление становились единственными регуляторами
человеческого поведения.
3)
Однозначность – исключение случайностей, как свидетельства
неполноценности знаний.
4)
Истинность имеющихся знаний, причем абсолютная.
Картина мира в классической науке представляет
Вселенную как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам.
Проявления жизни лишались свойственной спецификации, а человек выносился за
рамки природы и он должен был преобразовывать ее в своих целях.
Определенные изменения произошли в естествознании в
18-19 в.в. Здесь наряду с механикой, появляются новые дисциплины – география,
биология и т.д. Благодаря им в науку проникают идеи всеобщей связи и развития ,
формируются дисциплинарные познавательные установки, но все это происходит в
русле совершенно классического стиля мышления.
68. Неклассический тип научной рациональности
Формирование неклассической науки проходило под
воздействием двух причин:
-
изменение места и функции
науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической
науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей
иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека
погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.
-
изучение новых предметных
областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых
фундаментальных теорий.
В научной революции, приведшей к становлению
неклассической науки можно выделить следующие этапы:
1)
конец 19 века: ряд физических открытий, поставивший под
сомнение основные положения классической физики;
2)
10-20-е года 20
века: теория относительности
и квантовая механика, изменившие представление о пространстве, времени и
причинности, привели к появлению новых познавательных установок;
3)
середина 20 века: появление кибернетики и ЭВМ породило НТР.
Познавательные установки неклассической науки:
-
изменение стиля мышления
от метафизического к диалектическому, т.е. отказ от механистизма, природа
рассматривается как сложная многоуровневая система;
-
изменение представления о
реальности – ее объектами являются сложные явления, обладающие системными
свойствами, постоянно изменяющиеся и переходящие в процессе таких изменений в
новое качество;
-
изменение представлений о
причинности: детерминизм вероятностен, а в науке преобладают статистические
законы;
-
формирование представлений
об относительности истины – она может быть дополнена. Любая истина требует
ссылки на методы и средства своего нахождения.
-
принимаются различные
описания одной и той же реальности.
Изменяется и картина мира неклассической науки,
природа представляет сложную систему взаимодействия явлений, доступных лишь
относительно познания. Развитие науки в этот период идет на фоне формирования
прикладных и инженерных дисциплин и все более активно вмешивается в природные
процессы.
69. Постнеклассический тип научной
рациональности
Понятие постнеклассической науки было введено в
конце 80-х годов 20 века академиком В.С.Степиным . Сделано это было для того,
чтобы обозначить новый этап в развитии науки, связанный со становлением
нелинейного естествознания в процессе научной революции, разворачивавшейся в
течение трех последних десятилетий и до сих пор не завершившейся. Этот процесс
характеризуется следующими открытиями:
-
программа унитарных
калибровочных теорий (С.Вайнберг, А.Салам и др.)
-
общенаучная
исследовательская синергетическая программа (Г.Хакен, И.Пригожин)
Выделяют следующие признаки постнеклассической
науки:
1)
изменение характера
научной действительности, связанное с компьютеризацией;
2)
распространение
междисциплинарных исследований;
3)
повышение значения
политических и социально-экономических факторов развития науки;
4)
объект науки – сложная
саморазвивающаяся система, способная к самоорганизации;
5)
включение ценностных
факторов в науку;
6)
использование методик
гуманитарных исследований в естественной науке.
Постнекласическая научная рациональность
характеризуется 5-ю тенденциями:
1) Наиболее важная тенденция – соотношение
дифференциации и интеграции наук. Долгое время развитие науки
характеризовалось преобладанием процесса дифференцирования, что привело к
образованию многих наук со своими методами и нормами, но также препятствовало
появлению целостного взгляда на мир. Современная наука характеризуется
процессами интеграции со следующими предпосылками:
-
появлением смежных
дисциплин;
-
появлением
междисциплинарных исследований;
-
появлением
проблем–ориентиров исследования;
-
появление объектов,
носящих междисциплинарный характер.
Эти объекты введены в оборот благодаря синергетике
– теории самоорганизации, которая изучает поведение сложных открытых систем,
ситуаций неравновесия и имеет мировоззренческое значение.
Любой процесс имеет несколько алтернативных вариантов
развития, поэтому возможен выбор оптимального из них. Хаос на определенных
этапах играет конструктивную роли и способствует эволюции.
Сложно организованным системам, в том числе природным,
нельзя навязывать собственные сценарии, а можно лишь способствовать их
внутренним тенденциям. В моменты неустойчивости усиливается роль фрустраций
(небольших изменений), а значит, усиливается роль действий каждого отдельного
человека.
2) появление теории глобального эволюционизма: к концу 20 века сформировались предпосылки
создания модели универсальной эволюции, включающей космогенез (развитие
вселенной), геогенез (развитие планены), биогенез (жизни) и антропосоциогенез
(развитие человека и общества), явлюящиеся ступенями одного процесса и
подчиняющиеся общим законам. Во всех этих процессах наблюдается направленность,
связанная с повышением уровня развития.
3) ориентация науки на изучение сложных
развивающихся систем: что способствует стиранию грани между естественными и
гуманитарными науками. В современном естествознании применяются гуманитарные
методики (построение сценариев, учет объектов). В естественных науках объектом
все больше становится человекоразмерный объект, т.е. объект, в который человек
включен как существенное составляющее.
4) современная наука включает в знание ценностные
параметры. Это связано со следующими обстоятельствами: очеловечивание
объектной стороны науки и широкое применение последней.
5) кардинальное изменение отличий между человеком и
природой. Развивается взгляд о корреляции человека и природы – формирование
экологической этики и экологического сознания.
Новая картина мира оказывается общенаучной, что и
произошло с нелинейной (или синергетической) картиной мира, сформировавшейся в
ходе нынешней глобальной научной революции, появляется надежда понять все
наличное научное знание с единых позиций. Сложность, темпоральность и
целостность - так определил черты этого видения мира Илья Пригожин.
В-70.
Дифференциация и интеграция наук
Развитие
науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных
процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией
(синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся
на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация
(особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других —
их интеграция, это характерно для современной науки.
Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных
«зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное
«разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее
знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно
философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и
социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд
философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука
как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные
дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская)
механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.
В последующий период
процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями
общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного
знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных,
«стыковых» наук.
Как
только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное
значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах,
началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что
привело к возникновению новой науки — биохимии. Точно так же необходимость
изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию
биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным
путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т. д. Возникают
и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как,
например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее
сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной
определенной земной оболочкой — биосферой и с ее биологическими процессами в
их химическом (атомном) выявлении. «Область ведения» биогеохимии определяется
как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри
организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является
закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно
ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как
позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение
производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи
целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь
этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки
«деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более
ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже,
приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная
глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом
поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую
перспективу, принижая его до уровня ремесленника».
Одновременно
с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции —
объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение
их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно
характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические,
общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др.,
строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная,
философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном
познании).
Тенденцию
«смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и
проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим
новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые
сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг
от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.
Перелом научного понимания космоса совпадает, таким образом, с одновременно
идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются
с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется». Интеграция
наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому
и возможна, что объективно существует такое единство.
Таким
образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором
дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и
объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира,
взаимодействие разнообразных методов и идей.
В современной науке
получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных
задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так,
например, сложная проблема исследования космоса потребовала объединения усилий
ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня
экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и
гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
В-71. Роль синергетики в развитии современных
представлений об исторически развивающихся системах
Прямое участие в рассмотрении проблем нового научного
направления принимают представители философских наук. Как пишет В.И. Аршинов,
ставится вопрос о философско-методологическом, мировоззренческом осмыслении
синергетики, особенностей новейших тенденций постнеклассической науки. Для
процесса философского самоопределения синергетики, по мнению В.И. Аршинова, не
может быть ее изоляции от разработки общих вопросов философии науки и техники,
а также от разработки теоретико-познавательных проблем.
Интерес философов к новому научному направлению
понятен, синергетика – это прямой продукт нового знания и порожденного этим знанием
нового научного мировоззрения. В данной статье не ставится задача обсуждать
спорные проблемы синергетики. Предполагается рассмотреть особенности ее связи с
процессами развития сложных систем, на что, в частности, было обращено внимание
в работе, где рассматривались основные черты формирующейся современной
естественно-научной концепции развития в природе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|