История философии
| | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке |
| | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель |
| | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в|
| | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии |
| | | |как движущем принципе всякого развития, закон |
| | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, |
| | | |целого и части, и разработал категории |
| | | |действительности, необходимости и случайности и многие |
| | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|
| | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» |
| | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- |
| | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции |
| | | |по философии истории» (1837г) |
|52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет |
| |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был |
| | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения |
| | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, |
| | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии |
| | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, |
| | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения |
| | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения |
| | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в |
| | | |котором примиряются все противоречия. В |
| | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|
| | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только |
| | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|
| | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый |
| | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех |
| | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|
| | | |из рамок религиозного мировоззрения. |
| | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали |
| | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. |
| | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» |
| | | |(1799г), «Монологи» (1810г) |
|53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, |
| |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах |
| | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете |
| | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» |
| | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» |
| | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, |
| | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на |
| | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду |
| | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно |
| | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная |
| | | |история есть результат деятельности духовной силы, |
| | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история |
| | | |человечества, хотя она и складывается из цепи |
| | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто |
| | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с |
| | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |
| | | |известной степени может заменить эстетика. В своем |
| | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма |
| | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования |
| | | |языков. |
|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. |
| |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может |
| | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных |
| | | |учениях. Философия Кузена представляет собой |
| | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |
| | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии |
| | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других |
| | | |идеалистических учений. Являясь противником |
| | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце |
| | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|
| | | |призывал к примирению философии и религии. Учение |
| | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие |
| | | |идеалистической философии во Франции. Основное |
| | | |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории |
| | | |философии» (1815-1829) |
|55. |1874-1948г|Бердяев |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, |
| |г |Николай |основатель так называемого «нового христианства», |
| | |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение |
| | | |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее», |
| | | |«духовное» освобождение личности на путях религии |
| | | |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев|
| | | |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое |
| | | |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже |
| | | |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении |
| | | |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что |
| | | |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не |
| | | |способен решить проблему активности и свободы личности.|
| | | |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или|
| | | |персонализм). Единственной реальностью Бердяев |
| | | |объявляет «существование» субъекта, основа творчества |
| | | |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» |
| | | |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества – |
| | | |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия |
| | | |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у |
| | | |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого |
| | | |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое |
| | | |средневековье», загробный мир «четвертого измерения», |
| | | |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир |
| | | |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики» |
| | | |Творчество и объективация», 1947) Реакционность |
| | | |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его |
| | | |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где |
| | | |социальное неравенство объявляется «благом, добром, |
| | | |правдой», а империалистические войны – основой |
| | | |творческого движения человечества. |
|56. |1873-1958г|Мур Джордж |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.|
| |г |Эдвард |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет |
| | | |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект, |
| | | |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру, |
| | | |неясен; его можно рассматривать и как физический объект|
| | | |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл |
| | | |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. |
| | | |Согласно такой философии «здравого смысла», во |
| | | |вселенной существуют материальные объекты и акты |
| | | |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных |
| | | |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает |
| | | |возможности того, что мир по своей природе духовен, что|
| | | |существует божественный разум, акты этого разума и |
| | | |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического |
| | | |анализа. Его теория анализа оказала влияние на |
| | | |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и|
| | | |зла неопределимыми понятиями. Этические положения |
| | | |раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм |
| | | |слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда|
| | | |две линии в современной позитивистской этике: |
| | | |«эмотивизм» и этика как «анализ этических |
| | | |высказываний». Основные сочинения: «В защиту здравого |
| | | |смысла» (1925г.), « Ответ моим критикам» (1942г.). |
|57. |1806-1873г|Милль Джон |Английский буржуазный философ, логик и экономист, |
| |г. |Стюарт |представитель позитивизма. Основные работы: «Система |
| | | |логики...»(1843г) «Основания политической экономии»(2т.|
| | | |1848г) «Утилитаризм» (1864). В философии последователь |
| | | |Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и |
| | | |идеализм как две «метафизические» крайности, Милль |
| | | |считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а|
| | | |дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их|
| | | |восприятия не существуют. Человек познает только |
| | | |«явления» (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. |
| | | |Заслугой Милля является разработка методов индуктивного|
| | | |исследования причинной связи. |
|58. |1838-1916г|Мах Эрнст |Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, |
| |г. | |один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи |
| | | |«комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил |
| | | |свое учение философскому материализму. Исходя из |
| | | |философии Юма, Мах по существу отвергал понятия |
| | | |причинности, необходимости, субстанции как не данные в |
| | | |«опыте». В соответствии «экономии мышления», описание |
| | | |мира должно включать только «нейтральные элементы |
| | | |опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах отождествлял |
| | | |их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие |
| | | |физического и психического сводилось, таким образом, к |
| | | |различию «фукнционального отношения», в котором |
| | | |рассматриваются «элементы»: физическое исследование |
| | | |состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов»,|
| | | |психологическое – в анализе отношения человеческого |
| | | |организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как |
| | | |символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а |
| | | |науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих |
| | | |замещению непосредственными наблюдениями. Основные |
| | | |работы «Анализ ощущений и отношение физического к |
| | | |психическому» (1886г) «Познание и заблуждение» (1905г).|
| | | |Философия Маха оказала влияние на формирование |
| | | |неопозитивизма. |
|59. |1842-1910г|Джемс Уильямс|Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший |
| |г. | |представитель прагматизма. Профессор Гарвардского |
| | | |университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против |
| | | |материалистического метода, Джемс противопоставляет ему|
| | | |не диалектику, а иррационализм. В основе психики, |
| | | |которую Джемс рассматривал как «поток сознания», |
| | | |подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. |
| | | |Подменяя объективное понятие истины прагматическим |
| | | |принципом полезного действия, соответствия интересам, |
| | | |Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на |
| | | |верования, недоступные доказательству и обоснованию. |
| | | |«Радикальный эмпиризм» Джемса есть субъективистское |
| | | |сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а |
| | | |его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и |
| | | |духовное как два различных аспекта этого «опыта». Джемс|
| | | |защищал религию и активно участвовал в созданной им в |
| | | |Нью-Йорке специальной организации по «изучению» |
| | | |мистического «опыта». Основные работы «Принципы |
| | | |психологии» (1890г) «Многообразие религиозного опыта» |
| | | |(1902г) «Прагматизм» (1907г) |
|60. | |Операционализ|Субъективно-идеалистическое направление в современной |
| | |м |буржуазной философии по своей природе являющееся |
| | | |синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан|
| | | |Бриджименом. Главной в операционизме является идея |
| | | |операционального анализа, по которой значение любого |
| | | |понятия может быть определено лишь посредством описания|
| | | |операций, используемых при употреблении и проверке |
| | | |этого понятия, последнее тождественно соответствующему |
| | | |ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо |
| | | |операциями, объявляются бессмысленными. К их числу |
| | | |операционизм относит многие понятия материализма. |
| | | |Операци бывают «инструментальными» и мыслительными |
| | | |(операции «бумаги – и – карандаша» и «вербальные»). Из |
| | | |соединения операционально определенных понятий |
| | | |создаются предложения, а из них – теории. |
| | | |Операционализм неизбежно приходит к |
| | | |субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях|
| | | |познаем лишь наши операции измерения, то и признание |
| | | |самих объектов независимо от процедур измерений |
| | | |оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: «Вещи |
| | | |суть наши конструкции». |
|61. |1882-1936г|Шлик Мориц |Австрийский философ и физик, один из лидеров |
| |г. | |логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами|
| | | |теоретической оптики, выступил одним из первых |
| | | |интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге |
| | | |«Всеобщая теория познания» (1918г) сформулировал идеи, |
| | | |подхваченные позднее логическим позитивизмом, в |
| | | |частности учение об аналитической природе логики и |
| | | |математики и принцип верифицируемости. Помимо |
| | | |отстаивания общей концепции логического позитивизма |
| | | |(«Позитивизм и реализм» 1932г) пытался с |
| | | |идеалистических позиций анализировать специальные |
| | | |проблемы философии (пространство и время, причинность, |
| | | |вероятность) и этики (значение моральных суждений, |
| | | |свобода воли). Выдвинул теорию о «невыразимости |
| | | |содержания», согласно которой «непосредственный опыт», |
| | | |являющийся содержанием наших знаний, не может быть |
| | | |сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и |
| | | |передаваемы только «структурные отношения опыта». |
| | | |Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата. |
|62. |1813-1855г|Кьеркегор |«Первая философия» (1956-1959гг). Датский |
| |г |Серен |философ-мистик, предшественник современного |
| | | |экзистенционализма. Свои произведения издавал на |
| | | |богатое отцовское наследство. Основные работы: |
| | | |«Или-или» (1843г) «Понятие страха» (1844г) «Смертельная|
| | | |болезнь» (1849г). Первая посвящена |
| | | |«музыкально-эротическим» проблемам, две другие – |
| | | |вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния|
| | | |и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с |
| | | |позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, |
| | | |всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал |
| | | |индивидуализм. Из трех типов человеческого |
| | | |«существования» (эстетического, этического, |
| | | |религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел|
| | | |понятие существования (экзистенции), выражающегося в |
| | | |«синтезе конечного и бесконечного, временного и |
| | | |вечного». В последние годы жизни критиковал официальную|
| | | |церковь за «недостаточную набожность». |
|63. |1883-1955г|Ортега-и-Гасс|Испанский философ, субъективный идеалист; занимал |
| |г |ет Хозе |переходную позицию между философией жизни нищенского |
| | | |толка и современным экзистенциализмом. В центре |
| | | |внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В|
| | | |своих работах «Дегуманизация искусства» (1925г) и |
| | | |«Восстание массы» (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в |
| | | |буржуазной философии изложил основные принципы доктрины|
| | | |«массового общества». «Массовым обществом» |
| | | |Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу, |
| | | |сложившуюся на Западе в результате вырождения |
| | | |буржуазной демократии, бюрократизации общественных |
| | | |институтов, распространения денежно-меновых отношений |
| | | |на все формы межличных контактов. Складывается система |
| | | |общественных связей, внутри которой каждый человек |
| | | |чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной|
| | | |ему роли, частицей безличного начала – толпы. |
| | | |Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию |
| | | |«справа». Он считает ее неизбежынм результатом |
| | | |развязания демократической активности масс и видит |
| | | |выход в создании новой аристократической элиты людей, |
| | | |способных на произвольный «выбор», руководствующихся |
| | | |только непосредственным «жизненным поравом» (категория,|
| | | |близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм |
| | | |Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным |
| | | |стилем «массового общества». Он призывает вернуться к |
| | | |донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не |
| | | |растленной «любви к мудрости». |
|64. |Р. 1905г. |Сартр |Французский философ и писатель Сартр – представитель |
| | |Жан-Поль |так называемого «атеистического» экзистенциализма. Его |
| | | |основные работы «Бытие и ничто» (1943г) |
| | | |«Экзистенциализм – это гуманизм» (1947г) «Критика |
| | | |диалектического разума» (1960г). Взгляды Сартра |
| | | |сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и|
| | | |определенная связь между его философией и учением |
| | | |Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и |
| | | |метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны|
| | | |антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как|
| | | |«бытие для себя», от которого производит такие формы |
| | | |«бытия в себе» (т.е. объективного мира), как |
| | | |пространство и время, количество и качество и т.п. Так,|
| | | |объективному миру (а он, по Сартру, неразумен, |
| | | |детерминирован) противопоставляется человеческая |
| | | |деятельность, которая свободна, не зависит от |
| | | |объективных законов. Такое идеалистическое |
| | | |представление о свободе (суть его так же выражена в |
| | | |принципе: «Человек есть то, чем он сам себя делает» |
| | | |лежит в основе сартровской этики. |
|65. |Р. 1883г. |Ясперс Карл |Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, |
| | | |профессор университета в Базеле. Начал свою |
| | | |деятельность как психиатр, и это во многом определило |
| | | |его понимание философских проблем. В |
| | | |психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология»|
| | | |1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а |
| | | |обостренные поиски человеком своей индивидуальности. |
| | | |Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного|
| | | |философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая |
| | | |рациональная картина мира еще не есть знание: она |
| | | |является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в |
| | | |истолковании. Внутреннее содержание философии, по |
| | | |Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании» |
| | | |«шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть |
| | | |господствующее в мире неразумное и понять его как |
| | | |источник. |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|