История философии
История философии
|26. |815-877гг |Эригена |Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил |
| | |Иоанн Скот |во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое |
| | | |мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О|
| | | |разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре |
| | | |природы: |
| | | |не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех |
| | | |вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через|
| | | |бытие вещей; |
| | | |сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие|
| | | |как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из |
| | | |себя самого и существует вечно; |
| | | |сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый |
| | | |мир, который есть проявление единого материального |
| | | |мираво множестве различных вещей; |
| | | |не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как |
| | | |конечная цель всех вещей. |
| | | |Образование вещей Эригена связывал с грехопадением |
| | | |человека, при котором происходит отпадение человека от |
| | | |Бога. Но с течением времени наступает искупление и |
| | | |возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по |
| | | |существу пантеистическая, была осуждена католической |
| | | |церковью. |
|27. |1020-77гг |Чжан Цзай |Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно |
| | | |учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из|
| | | |первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения |
| | | |и покоя. Природа – это «корень», а разум является ее |
| | | |порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл |
| | | |«великой пустотой». Первоматерия рассеивается в |
| | | |«великой пустоте», а ее скопление подобно превращению |
| | | |воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет |
| | | |рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое |
| | | |значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию «Дао»|
| | | |(путь), которым обозначался процесс изменения и |
| | | |превращений Ци. Движение и изменния первоматерии |
| | | |основаны на взаимодействии двух противоположностей: |
| | | |положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их |
| | | |единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также |
| | | |как «великую гармонию». Движение в природе не носит |
| | | |хаотический характер, оно определяется законом (ли), |
| | | |присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от |
| | | |воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был |
| | | |последовательным. Ощущения являются источником |
| | | |познания, через них человек устанавливает связь с |
| | | |внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не |
| | | |основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай |
| | | |получило широкое развитие у последующих представителей |
| | | |неоконфуцианской школы. |
|28. |1079- |Абеляр Пьер |Французский философ и теолог. В характерном для |
| |1142гг | |средневековой философии споре о природе универсалий, в |
| | | |котором выражалась борьба материализма и идеализма, |
| | | |придерживался близких к материализму идей |
| | | |концептуализма (направление схоластической философии; в|
| | | |спорах об универсалиях концептуалисты, как и |
| | | |номиналисты, отрицали реальное существование общего, |
| | | |независимого от отдельных вещей, но в отличие от |
| | | |номиналистов, признавали существование в уме доопытных |
| | | |общих понятий, концептов, как особой формы познания |
| | | |действительности). Одновременно Абеляр остро |
| | | |полемизировал против схоластического реализма |
| | | |(средневековый реализм – направление в средневековой |
| | | |схоластике, утверждавшее, что общие понятия – |
| | | |универсалии – имеют реальное существование и |
| | | |предшествуют существованию единичных вещей). Книга |
| | | |Абеляра «Да и нет», выдвигавшая ограничить религиозную |
| | | |веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые|
| | | |противоречия в суждениях церковных авторитетов, в |
| | | |условиях средневековья имела прогрессивное значение. |
| | | |Его взгляды были осуждены католической церковью, как |
| | | |еретические. |
|29. |1135- |Маймонид или |Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров |
| |1204гг |Моисей |рационалистической школы в иудаизме. В основе философии|
| | |Бен-Маймун |Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом,|
| | | |путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования |
| | | |Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках |
| | | |совместить религию с философией. Согласно теории |
| | | |познания Маймонида, конечную цель человека составляет |
| | | |рациональное обоснование высшей истины. Основное |
| | | |сочинение Маймонида «Наставник колеблющихся» («Морэ |
| | | |Невухим») приобрело большую известность в Западной |
| | | |Европе и оказало значительное влияние на позднюю |
| | | |схоластику. |
|30. |1193- |Альберт |Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе |
| |1280гг |Великий |со своими учениками боролся против истолкования |
| | | |аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ |
| | | |в схоластике, использовал аристотелевские идеи для |
| | | |выработки единой философско-теологической системы. |
|31. |1265- |Дунс Скотт |Монах-францисканец, видный представитель средневековой |
| |1308гг |Иоанн |схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В |
| | | |отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию|
| | | |от теологии, доказывал невозможность |
| | | |рационалистического обоснования идеи творения из |
| | | |ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в |
| | | |понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В |
| | | |средневековом споре об универсалиях придерживался |
| | | |номинализма (номинализм – направление в средневековой |
| | | |философии, считавшее общие понятия лишь именами |
| | | |единичных предметов. Номиналисты в противоположность |
| | | |реалистам, утверждали, что реально существуют только |
| | | |отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие |
| | | |понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не |
| | | |только не существуют независимо от вещей, но даже не |
| | | |отражают их свойств и качеств. Номинализм был |
| | | |независимо связан с материалистическими тенденциями в |
| | | |признании первичности вещей и вторичности понятий). |
| | | |Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел|
| | | |термин «этость» в смысле индивидуального отличия. Ввел |
| | | |в логику понятие «интенции», «умопостижимого вида», |
| | | |впервые противопоставил конкретное значение (его |
| | | |термин) абстрактному. |
|32. |1462- |Помпонации |Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в |
| |1524гг |Пьетро |материалистическом и антисхоластическом духе возрения |
| | | |Аристотеля. В своем главном произведении «О бессмертии |
| | | |души» (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы |
| | | |сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что |
| | | |душа, составляющая форму тела, является тем не менее |
| | | |смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, |
| | | |Помпонацци считал, что только отказ от веры в |
| | | |бессмертие души соответствует подлинной природе |
| | | |человека, так как цель его деятельности находится не в |
| | | |потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также |
| | | |концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к |
| | | |полному отделению философии и политики от религии. |
|33. |1533- |Монтень |Французский философ эпохи Возрождения. Главное |
| |1592гг |Мишель де |сочинение – «Опыты» (1580). Исходный пункт Монтеня – |
| | | |скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на |
| | | |сомнение. Сомнению подвергаются средневековая |
| | | |схоластика, догматы католической религии, само |
| | | |христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма,|
| | | |скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. |
| | | |Главный принцип его морали – человек не должен пассивно|
| | | |ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на |
| | | |небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.|
|34. |1548-1600г|Бруно |Итальянский философ, борец против схоластической |
| |г |Джордано |философии и римско-католической церкви, пропагандист |
| | | |материалистического мировозрения, принявшего у него |
| | | |форму пантеизма (пантеизм – философское учение, |
| | | |согласно которому Бог представляет собой безличное |
| | | |начало, находящееся не за пределами природы, а является|
| | | |тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе,|
| | | |отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего |
| | | |заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные |
| | | |произведения – философские диалоги «О причине, начале и|
| | | |едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». |
| | | |Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной|
| | | |философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем|
| | | |материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и |
| | | |Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия |
| | | |эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно |
| | | |гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно |
| | | |отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще |
| | | |решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он |
| | | |испытал, утверждал бесконечность самой природы. |
| | | |Используя открытие Коперника, Бруно стремился |
| | | |конкретизировать физический и астрономический смысл |
| | | |этого философского принципа, одновременно освобождая |
| | | |теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от|
| | | |традиционого представления о конечности мироздания, |
| | | |замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, |
| | | |согласно которому Солнце неподвижно и составляет |
| | | |абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к|
| | | |выводу о бесчисленности миров, а также о населенности |
| | | |их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, |
| | | |утверждал физическую однородность земного и небесного |
| | | |мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. |
| | | |Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование|
| | | |мировой души, понимаемой как принцип жизни и как |
| | | |духовная субстанция, которая, находясь во всех без |
| | | |исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно |
| | | |становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, |
| | | |что материя является активной самодвижущейся |
| | | |субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой|
| | | |природы. Бруно развивал также ряд диалектических |
| | | |положений: о единстве, связанности и универсальном |
| | | |движении в природе, о совпадении противоположностей как|
| | | |в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. |
|35. |1568-1639г|Кампанелла |Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла|
| |г |Таммазо |разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал |
| | | |против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые|
| | | |для того времени) сочетались у Кампанеллы с |
| | | |религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией |
| | | |и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался |
| | | |преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о |
| | | |единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что |
| | | |этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году |
| | | |Кампанелла попытался поднять восстание с целью |
| | | |освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был|
| | | |раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в|
| | | |тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию |
| | | |«Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом |
| | | |обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и |
| | | |жрецам и носит по существу теократический характер. В |
| | | |этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной |
| | | |идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал |
| | | |велением разума и законами природы. «Город Солнца» |
| | | |сыграл немалую роль в развитии прогрессивной |
| | | |общественной мысли и социалного прогресса. |
|36. |1585-1640г|Акоста |Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал |
| |г | |трактат «О смертности души человеческой», в котром |
| | | |отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение |
| | | |Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику |
| | | |официальной религии, а также идею закона природы, |
| | | |врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной |
| | | |любовью и служит основой для различения добра и зла. |
| | | |Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу. |
|37. |1592-1655г|Гасседи Пьер |Французский философ-материалист, физик и астроном, |
| |г | |священник, профессор ряда университетов. Гассенди |
| | | |выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею |
| | | |учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. |
| | | |Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В |
| | | |основном труде «Свод философии» (1658) разделил |
| | | |философию на три части: |
| | | |логику, в которой дается анализ проблемы достоверности |
| | | |познания и критикуется скептицизм и догматизм; |
| | | |физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, |
| | | |Гоббс доказывал объективность, несотворимость и |
| | | |неучтожимость пространства и времени; |
| | | |этику, где Гассенди выступал против аскетической |
| | | |церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что |
| | | |всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая |
| | | |добродетель есть благо, поскольку оно доставляет |
| | | |«безмятежность». |
| | | |Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что |
| | | |помимо материалистически понимаемой «животной души» у |
| | | |человека имеется еще сверхчувствительная «разумная |
| | | |душа». |
|38. |1632-1677г|Спиноза Барух|Нидерландский философ-материалист. Главные работы – |
| |г |(Бенедикт) |«Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза |
| | | |– создатель геометрического метода в философии. Вместе |
| | | |с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|