Историко-философская концепция Гоббса
Историко-философская концепция Гоббса
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ГОББСА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ
ЭПОХА И ЛИЧНОСТЬ ГОББСА
2. ПРЕДМЕТ
ФИЛОСОФИИ
3. МЕТОД ФИЛОСОФИИ
4. ФИЛОСОФСКАЯ
СИСТЕМА ТОМАСА ГОББСА
4.1 Философия
природы
4.2 Теория
познания
4.3 Учение о
человеке
4.4 Учение о
государстве
4.5 Религиозные воззрения
5. Гоббс в истории западной философии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Семнадцатый век… Начало буржуазной
философской мысли в главных странах Западной Европы. На основе блестящих
достижений духовной культуры эпохи Возрождения начали складываться элементы
нового, механистического мировоззрения. Складываются великие системы Бэкона,
Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Они отвечают духу эпохи и выражают ту
временную победу, которую в XVII
веке в борьбе двух одинаково односторонних методов - сенсуализма и рационализма
– одержал второй из них. Поэтому XVII
век называют и веком великих систем, и веком философий, написанных more geometrico, и вообще веком рационализма.
Эпоха Возрождения передала XVII веку нерешённые проблемы теории
познания и метода – ощущения или разум, интуиция или рассуждения,
пантеистическая диалектика или строгая математика пролагают дорогу к истине?
Аналитическим или синтетическим должно быть познание? Восприняв проблему
метода, философия XVII века
поставила её в такой резкой форме, как никогда прежде.
Рационализм, который после Бэкона
стал неуклонно брать верх, имел глубокие корни в экономической, технической, а
отсюда и в научной деятельности эпохи. "Мир устроен рационально" –
это означало, что он может быть расчленён с помощью анализа на логически
связанные друг с другом и математически точно описываемые составные элементы.
Гоббс, стремясь, любой процесс понять как разумный, уподобил общество мудро
построенному механизму. Спиноза заставил саму субстанцию – природу
разворачиваться на манер геометрии Эвклида. Лейбниц подстраивает свой
рационализм к мерке идеального, и в этом смысле – божественного, разума, в лоне
которого познание вещи тождественно её созиданию.
XVII век нёс с собой подъём чувства
личности и продолжил присущее эпохе Возрождения разрушение средневековой,
феодальной системы ценностей. Предприимчивый купец и любознательный учёный
становятся теперь олицетворениями человеческого идеала. На место средневековой
антиномии "человек создан по подобию бога, и бог создал для него природу,
но человек отягощён первородным грехом и не может выбраться из пучины соблазнов"
стала другая: "человек свободен и равен богу, но он лишь маленькое звено в
величественном механизме природы". Отсюда возникает проблема: природный
строй вещей гармоничен, и место человека в нём достойно его, но этот же строй
вещей бывает, неумолим к людям, когда они от него отступают.
Эпоха Возрождения передала XVII в. вопрос, который стал в этом
столетии ещё более острым, - как найти каждому своё место в условиях ломки
старых отношений и складывания отношений новых, буржуазных? Как жить человеку в
"нечеловеческом" мире глубоких социальных противоречий? От этого
вопроса не могли уйти в сторону ни Декарт, и Гоббс, ни Спиноза и Лейбниц.
Прогресс технических искусств, мореплавания,
торговли и наук ободрял и воодушевлял, но социальные последствия этих
нововведений не были ясными. Гоббс и Спиноза, например, далеко не в радужном
свете видели окружающую действительность и не в ослепительном сиянии
представляли себе будущее человека.
Каждая из философских систем XVII века диалектически отрицала
предшествующую, что и было конкретизацией общего процесса развития философской
мысли, во-первых, как борьба идеализма и материализма, во-вторых, как
сохранения и укрепления преемственности в рамках каждой из двух главных
традиций решения основного философского вопроса. Синтез этих двух "линейных"
отношений, идущих в разных "измерениях", приводит в итоге к "спирали"
историко-философского прогресса.
Основная борьба в XVII веке велась между материализмом и
атеизмом развернувшем наступление на идеализм и религию, охранявшими
традиционно-феодальные нормы жизни. Усложнение этого основного теоретического
противопоставления было следствием многообразия противоречий социальной
действительности.
Большинство философов XVII века верили в то, что философия
способна стать наукой и должна ею стать. Вообще науку, знание они стали
рассматривать как высшую ценность, практическая приложимость которой к
удовлетворению разнообразных потребностей людей лишь ещё более возвышает
познающую деятельность разума. Они смогли подняться над прошлым уровнем
теоретической мысли, иногда даже нарушая меру в критике схоластического
мировоззрения, а в особенности логики и методологии. Они проложили глубокий
рубеж между собой и философией средних веков. Социологические учения создателей
этих систем, а также их философия истории определялись многими факторами, но
прежде всего социально-экономической обстановкой эпохи и классовыми позициями,
которые занимали эти мыслители в политической борьбе своего времени. Так,
учение Гоббса о человеке и этапах его исторического существования коррелируется
с его философией, но не дедуцируется из неё, хотя он и полагал, что ему удалось
такую дедукцию осуществить. По-разному сложилась судьба этих систем, и когда
они исчерпали свои теоретические и социальные возможности, им на смену пришли
эмпирические учения XVIII века. Лучшие
достижения мысли предшествующего столетия утеряны не были, они сохранились в
форме постановки вопросов – о "естественных правах" человека и их
обосновании, о понятии "общественного договора" как рычага построения
антитеологической и антифеодальной картины социального развития, о
преимуществах и недостатках рационализма и сенсуализма. Философские системы XVII века не отвечали новым запросам и
требованиям общественной жизни, но пришедшие им на смену теории использовали из
них уроки долгих споров о методе познания, о месте человека в окружающем мире,
об освобождении его мысли от духовной диктатуры церкви и о целях его
деятельности.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА И ЛИЧНОСТЬ
ГОББСА
Великий английский материалист Томас
Гоббс (1588 - 1679) был современником английской буржуазной революции,
открывшей новую эпоху в истории Англии. Гоббс был современником начальных и
высших стадий развития Английской революции. Политическая жизнь того времени во
многом повлияла на его философское мышление. Гоббс жил в то время, когда
революционная борьба велась под знаменем религиозного протестантизма. В
умственной жизни Англии в это время значительную роль играла передовая часть
аристократии, сближавшаяся с буржуазией. Её теоретики видят образец знания в
науках, которые более или менее непосредственно служат практике.
В связи с борьбой против феодальной
идеологии усиливается интерес к вопросам религии, веротерпимости,
государственного права. Правоведы и публицисты английской буржуазии делают
попытки объяснить происхождение общества и государственной власти из законов и
свойств человеческой природы. Человеческая природа рассматривается как
порождение внешнего мира. За механистическим объяснением природы следует
механистическое объяснение явлений общественной жизни. Все эти тенденции
получили яркое выражение в философии Т. Гоббса.
Гоббс учился в Оксфорде, и после
завершения университетского образования, которое состояло в изучении теологии и
античной философии, он попадает в образованную аристократическую среду.
Огромную роль в формировании
философских воззрений, а отчасти и политических убеждений Гоббса сыграли его
четыре поездки за границу. После путешествия во Францию и Италию Гоббс стал
секретарём Фр. Бэкона. В Париже, тогдашнем центре математических исследований,
Гоббс занимался изучением математики и естественных наук. Здесь же он постоянно
общался с французским материалистом и пропагандистом учения Эпикура П. Гассенди.
В Женеве он случайно познакомился с "Элементами геометрии" Эвклида и
его потрясла своей неожиданностью и в тоже время строжайшей доказательностью
теорема Пифагора. Он возымел желание положить математическо-дедуктивный метод в
основу политического, философского и вообще всякого научного мышления. В
научном развитии Гоббса большую роль сыграли учения Коперника, Кеплера, Галилея
и Гарвея. Особенное влияние оказала работа Галилея "Диалог о двух системах
мира" и при встрече с ним в Италии он поделился с ним своей заветной
мечтой объяснить все существующее посредством идеи универсального механического
движения. Вскоре после своего возвращения в Англию он становится свидетелем
первых взрывов революционных событий. Обостряющиеся общественные противоречия,
вполне естественно, ориентируют его на социальную и политическую проблематику.
В 1640 г. он издаёт первую работу, посвящённую этим вопросам, - "Элементы
законов", в которой выступает как решительный защитник монархии.
Изменение политической ситуации
принуждает его к тому, что в начале 40-х годов он эмигрирует во Францию (1640 -
1651).
Здесь Гоббс ведёт очень активную
жизнь: пишет труды, участвует в собраниях, проводит дискуссии по актуальным
темам. В это время Гоббс приступает к работе над главным своим трудом "Основы
философии", который делился на три части: "О теле", "О
человеке", "О гражданине". Великая смута на родине, неисчислимые
жертвы гражданской войны заставили Гоббса начать свой труд с конца.
В 1642 г. он опубликовал трактат "О
гражданине", надеясь, что разъяснение прав верховной власти будет
способствовать прекращению гражданской войны. Но война продолжалась, и в 1645
г. Гоббс написал ещё одно, самое знаменитое своё сочинение на эту тему – "Левиафан…".
"Левиафан" представляет собой наиболее полное и систематическое
изложение социально-политической теории Гоббса и одновременно философское
обоснование этой теории. Книга состоит из четырёх частей. В первой части
излагается учение о человеке. Вторая - посвящена происхождению и сущности
государства. Третья и четвёртая части книги содержат критику притязаний церкви на
власть по отношению к государству. Здесь же даётся рационалистическая
интерпретация Священного писания.
Именем "Левиафана",
мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым
на правомерность рассмотрения его как кульминации земного могущества - своего
рода бога на земле. И хотя в этой работе он отстаивает свои убеждения о
полезности сильной централизованной власти, в ней можно встретить и критические
заметки по отношению к наиболее реакционным представителям роялистской
эмиграции. Здесь можно встретить и идеи о возможности примирения с
последствиями революционных событий в Англии. Это приводит к тому, что от
Гоббса отворачивается подавляющее большинство роялистской эмиграции. Поэтому он
возвращается в Англию, где интенсивно занимается разработкой отдельных частей
своей философской системы. В 1655г. выходит в свет сочинение Гоббса "О
теле". Центральное место уделено в ней вопросам методологии. Здесь же
содержится развёрнутое изложение материалистической философии Гоббса,
сложившейся под решающим влиянием математики и механики.
Вторая часть "Основ философии",
получившая название "О человеке", появляется в 1658 г. Первая и
вторая части органически дополняют трактат "О гражданине". Эта
трилогия составляет цельный и систематический обзор философских, социальных и
политических воззрений Гоббса. Она представляет вершину его мысли вообще.
В 1668 г. Гоббс опубликовал большую
работу по истории гражданской войны в Англии "Бегемот, или долгий
парламент". Название происходит от одного из имён сатаны, упоминаемого в XLI главе библейской книге Иова. Бегемот
возвращает людей в звериное состояние, делает их животными, тогда как Левиафан
уподобляет их совокупную мощь божественной. В этом сочинении Гоббс рассказывает
о том, как возник антипод истинному государству, - слабое, раздираемое
страстями и взаимно противоположными устремлениями сообщество, в котором
утвердили "царство тьмы" священники, видящие свою выгоду там, где
граждане страдают. "…Бегемот представляет как бы тот же самый "Левиафан",
только вывороченный наизнанку". Как бы ни осуждал Гоббс в "Бегемоте"
революционные события, он и в этом сочинении не сомкнулся с позициями
феодальной реакции.
И уже в очень солидном возрасте Гоббс
перевёл с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера "Одиссея"
и "Илиада".
В последние годы своей жизни, в годы
реставрации королевской власти в Англии, Гоббс живёт в отдалении, а его труды
игнорируются. Умер он в 1679г., и на надгробной плите он просил начертать
слова: "Здесь лежит истинно философский камень", а в 1682г. его
наиболее известный труд "Левиафан" был публично сожжён в Оксфордском университете.
Имя Гоббса занимает почётное место в
ряду представителей буржуазного свободомыслия. Он внёс значительный вклад в
философское обоснование атеизма. Понятие "гоббизм" стало в XVII веке синонимом неверия, неприятия
официальной религии и церкви.
Мировоззрение Гоббса не поддаётся
однозначной оценке. В его философских взглядах есть немало отступлений от
материализма в сторону идеализма и субъективизма. Не подлежит сомнению
ограниченность механистическо-метафизического материализма Гоббса, его
методологии и гносеологии. Противоречива социальная доктрина автора "Левиафана".
Непоследователен и атеизм Гоббса. Отвергая бога, он одновременно требовал его
признания и почитания. Критикуя религию, он настаивал на её сохранении и
использовании в интересах государства.
И всё же имя Гоббса навсегда вошло в
историю философии. Представители передовой философской и общественной мысли
отмечали его большой вклад в сокровищницу духовной культуры человечества.
Принадлежа к далёкой от нас эпохе, Гоббс продолжает привлекать внимание и
интерес тех, кто помнит и выдающихся мыслителей прошлого, борцов за торжество
научного познания мира.
"…Я зажигаю свет разума".
Эти слова Гоббса, обращённые к читателям его сочинения "О теле",
могли бы послужить эпиграфом ко всем произведениям английского философа,
посвящённым благородному делу борьбы с "царством тьмы", с
невежеством, делу отыскания истины.
2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
" О философии, основы которой я
здесь собираюсь изложить, ты любезный читатель, не должен думать как о чём-то,
при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как об искусстве,
которое представлено в трактатах по метафизике", - писал Гоббс в обращении
"К читателю", его сочинение "О теле". Здесь ему удалось с
наибольшей полнотой раскрыть своё понимание предмета философии, выявить тот
круг вопросов, которые должны быть, по его мнению, подвергнуты философскому
исследованию.
Гоббс не только, как и другие
передовые мыслители его времени, выступал против схоластики, но и ещё более
углублял разрыв материалистической философии со схоластикой. Он отказывается от
бэконовских "форм", придавая значение лишь материальным и действующим
причинам.
Методологическое значение его
определения философии состоит в том, что познание причинно-следственных связей
провозглашалось в нём главной задачей и целью философской науки. "Философия
есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее
действие, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и,
наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий"
(1, I, 52).
Отождествляя философию с познанием
причинных связей, Гоббс имеет в виду лишь материальные и действующие причины. И
те, и другие толкует он в духе механического материализма как непосредственное
или опосредствованное действие одного тела на другое. Действующая причина
–активное тело, а тело, получившее его воздействие – материальная причина.
Вместе они составляют так называемую полную причину, вполне достаточную для
объяснения любого действия. Гоббс по существу отвергает так называемые
формальные и целевые причины, утверждая, что "на деле же обе они являются
действующими причинами" (1, I,
160).
Исходя, из определения философии,
Гоббс решает вопрос и о её предмете. "Предметом философии, или материей, о
которой она трактует, является всякое тело, возникновение которого мы можем
постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении
сравнивать с другими телами, иначе говоря, всякое тело к котором происходит
соединение и разделение, т. е. всякое тело, происхождение и свойства которого
могут быть познаны нами (1, I,
58).
В понимании предмета философии Гоббс
делает значительный шаг вперёд, решительно преодолевая "теистические
предрассудки бэконовского материализма" (12, II, 144).
Философия Гоббса – учение о теле, и
только о теле. Всё, что не есть тело или свойство тел, полностью исключается им
из предмета философии. Отсюда и категорический вывод: "Философия исключает
теологию" (1, I, 58). Учение о
природе и атрибутах бога, составляющее предмет теологии не может быть и не
должно быть объектом научного, философского познания, ибо "там, где нет ни
возникновения, ни свойств, философии нечего делать" (там же). Размежевание
философии и теологии было фундаментальной задачей века.
По Гоббсу философия исключает:
·
то по отношению к
чему неприменимо научное рассуждение;
·
всякое ложное,
сомнительное или плохо обоснованное учение;
·
знание, которое
имеет в качестве своего источника так называемое божественное внушение или
откровение, и вообще всё то, что опирается не на естественный человеческий
разум, а на авторитет церкви, а также другие вопросы, составляющие предмет
веры, а не науки;
·
знание, которое
приобретается не при помощи правильного рассуждения, а имеет своим источником
восприятие и память, т.е. "даётся нам непосредственно природой" (1, I, 52).
·
Историю как
естественную, так и политическую, так как историческое знание основано не на
логическом рассуждении.
Итак, правильное рассуждение,
направленное на познание тел и их свойств, на исследование причинных связей –
основа и вместе с тем важнейший признак научного, или философского мышления.
В трактате "О человеке"
Гоббс так характеризует науку:
"Под наукой (scientia) мы понимаем истины, содержащиеся в
теоретических утверждениях, т. е. во всеобщих положениях и выводах из них. Когда
речь идёт лишь о достоверности фактов, то мы говорим не о науке, а о знании (cognitio)" (1, I, 235).
Давая оценку трактовке и пониманию
Гоббсом вопроса о предмете философии, следует подчеркнуть три момента.
1.
Полный отказ от
теории двойственной истины, которая исходила из признания существования двух
равноправных истин: религиозно-теологической и научно-философской. Концепции "двух
истин" он придал радикальное заострение и нет ничего более далёкого от
философских воззрений Гоббса, чем компромиссы двоякой истины. Существует только
одна истина - та, которая достигается философией.
2.
Отождествление
философии и науки, стремление превратить философию в строго научное знание с
тем, чтобы окончательно вырвать её из-под влияния схоластики.
3.
Сведение предмета
философии, к исследованию происхождения и свойств тела, к познанию материальных
и действующих причин. Это убедительно свидетельствует о философском
материализме Гоббса.
Философия, согласно Гоббсу,
интересуется изучением всякого тела, и она делится на философское изучение
природы и государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами
природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь
государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на
договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство, необходимо
предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в
гражданское общество. Этим занимается этика, или философия морали, которая
предваряет по Гоббсу, философию политики.
Таким образом, философская система
Гоббса складывается из трёх взаимосвязанных частей:
1.
Учение о
естественных телах.
2.
Учение о человеке
(являющемся отчасти естественным, отчасти политическим телом).
3.
Учение о
политическом теле, или государстве.
Философия природы распадается:
1.
"первая
философия", изучающая тела и их "неопределённое движение"
вообще, исследует "идеи наиболее общих вещей". Понятие "первая
философия" восходит к Аристотелю и обозначает учение о наиболее общих
принципах и началах бытия, постигаемых посредством умозрения. С времён
античности она рассматривалась как основная философская наука, в которой
коренятся все философские дисциплины. Гоббс рассматривает ее, прежде всего как
учение о теле и его свойствах. Именно в такой трактовке фигурирует "первая
философия" в главном методологическом сочинении Гоббса "О теле".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|