рефераты скачать

МЕНЮ


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

        Время споров об информационном обществе миновало. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что в настоящее время под информационным обществом понимается:

–             общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порождённой взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

–             общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

–             глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни временных границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации. 

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несёт в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сферы услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивида, непосредственно включённого в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. По оценкам экспертов, 60 – 70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации [23]

Если Парсонс в своём труде «Система современных обществ» рассматривал общество как сеть взаимообменов четырёх основных подсистем – экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются ещё подсистемы – телекоммуникационная и образовательная.

В информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов.

Информационное общество – социальная система, в которой производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного количества товаров, то наступление эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации. В информационном обществе преобладает третичная сфера – услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.

ИКТ занимают центральное место в обновлении и реинжиринге всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность любого города: производство продукции, транспорт, системы «продавец – покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.

В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество несёт в себе широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации представляется более простой, оперативной и надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.

Информационное общество – благоприятная среда для развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.

Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несёт с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. 

Одним из объективных процессов, с которым вынужден считаться современный мир, является глобализация, порождённая взрывным развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, всё это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жёсткую конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.

Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту – причём во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах.

Всё более широкое распространение «экранной» культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность создают некоторые психологические проблемы. По мере нарастания объёма информации людям становится труднее ориентироваться в её содержании, ограждать себя от её избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного измерения бедности – так называемой «информационной бедности». Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по отношению к новому принципу – принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.

Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для всё большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним информации, то это остаётся одной из самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на долгие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и кто не может себе позволить получать и распространять информацию.

ИКТ превратились в фактор обыденной жизни. А раз это фактор обыденной жизни, то невозможность доступа к ИКТ становится уже огромной проблемой, проблемой существования целых государств, регионов, категорий населения. И есть, конечно,  категории населения, которые могут беспрепятственно пользоваться ИКТ, умеют это делать, морально к этому готовы. Таким образом, они получают несравненно больше возможности в трудоустройстве и в бизнесе.

Сегодня многие специалисты предпочитают говорить уже не столько об информационной бедности, сколько об информационном неравенстве. Это не только новый способ обозначить известную проблему. Сторонники данного подхода видят проблему более широко. Изначально информационное неравенство понималось (а многими и сейчас понимается) как отсутствие физического доступа к информационной и коммуникационной технике. Этот подход сегодня всё чаще становится объектом критики за его технократизм, а такой технократический подход сужает проблему. Информационное неравенство – это ограничения разного рода, как технические, так и экономические, и мотивационные. Исследования показывают, что различные группы по-разному включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. По принципу использования ИКТ население можно разделить на следующие три группы: на тех, кто использует ИКТ; на тех, кто хочет их использовать, но пока по каким-то причинам не может и на тех, кто по каким-то причинам не хочет их использовать.

Первая группа состоит из тех, кто активно творит новую информационную среду и активно её использует, «плавает» в ней как рыба в воде. Среди них есть как увлекающие творчеством пользователи, так и прагматики, понимающие свою выгоду от этих технологий. И те, и другие широко используют новые возможности, их можно отнести к информационной элите, которая задаёт образцы поведения. 

Люди, которые хотят использовать ИКТ, но пока не могут, то есть те, у кого есть желание, но нет доступа (технического или экономического) к ИКТ ощущают свою информационную бедность и составляют дальнейшую базу информатизации. При соответствующих условиях они могут пополнить ряды пользователей.

Третья группа состоит из тех, для кого всё, что связано с ИКТ, находится в зоне отчуждения, это информационно пассивные, не увлекающиеся новшествами люди, а также из тех, кто отрицает нововведения в принципе. Информационно пассивные – возможный резерв социальных сил, способных пополнить информационное общество.Их можно «раскачать», вовлечь в современную жизнь, подготовить к жизни и работе в информационном обществе.     

Одной из новых серьёзных политических проблем стал вопрос о том, не усиливает ли информатизация общества авторитарные тенденции и даже не ведёт ли оно к диктатуре. Многочисленные и разнообразные данные вполне могут контролироваться централизованно, поскольку большие и малые банки и базы данных связаны между собой посредством компьютерных телекоммуникационных сетей.

Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а с другой – манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а все остальные не знают ничего.

Тенденции развития в сфере информации позволяют предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно, но через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти «политиков на трибуне» и выборных представителей. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться своего рода «инфократией», источник власти которой – не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию. Сейчас становится всё более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием информационной техники.

Говоря об информационном обществе, мы не должны забывать о том, что большинство населения нашей планеты живёт пока что в условиях индустриального и аграрного обществ. Информационное общество является реальностью лишь для развитых стран мира, для остальных же государств информационное общество является только перспективой. Кризис, поразивший страны Азии, стремившиеся пойти по пути догоняющего индустриального развития, окончательно продемонстрировал, сколь затруднительно для стран, находящихся на индустриальной стадии прогресса, стать полноправными участниками сообщества постиндустриальных держав и подчеркнул раздел планеты на постиндустриальную зону и остальной мир.      

Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следующие:

1.           Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей программных продуктов, авторов, издателей, правительств и международных организаций в широком распространении информации в тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам недостаточен?

2.           Как добиться баланса между дешёвой или бесплатной информацией, распространяемой для широкого круга пользователей правительствами и международными организациями, и интеллектуальными информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к знанию и принятие эффективных решений?

Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьёзных усилий специалистов самых разных профилей. При этом необходимо принимать в расчёт, что методы противодействия всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного общества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его формировании.

Таким образом,   информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов. Информационное общество имеет как огромный позитивный потенциал, способствующий решению многих социальных проблем, так и определённые риски, опасности и противоречия, которые необходимо своевременно выявлять, изучать и анализировать.

 




  


















3. Современное состояние информатизации в России

и перспективы ее развития


Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. В связи с чем, многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.

Под государственной информационной политикой имеется ввиду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации (СМИ), а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах – деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.[10;202] Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как «цифровизация» информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами.

Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых         относятся:

–             поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаний-монополистов);

–             обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;

–             соблюдение свободы слова;

–             защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;

–             защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;

–             обеспечение информационной безопасности;

–             охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

–             борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

–             контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;

–             цензура в глобальных компьютерных сетях;

–             формирование  национально ориентированной политики на всех уровнях – от общегосударственного до местных сообществ;

–             формирование эффективной стратегии финансирования ИКТ-проектов, которые направлены на вовлечение социально незащищённых групп.  

В настоящий момент за рубежом идет волна слияний крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут контролировать рынок создания и распространения массовой информации в будущем. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс чрезвычайно динамичен, у России есть немного времени для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.

Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным камнем государственного регулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов (например, в США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские компании, такие как АТ&Т, Микрософт, ИБМ, телевизионные компании, которые сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным вниманием этих органов).

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области – дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания – теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы – не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности государственных органов. Необходимо развивать свой «собственный Интернет» на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, например, Глобальной информационной инфраструктуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.