рефераты скачать

МЕНЮ


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


 

 

 

Кафедра философии и отечественной истории




Р Е Ф Е Р А Т

по философии на тему:

«Информатизация как механизм социального управления

(философский аспект)»

 





Выполнил:                                           аспирант А.В. Юрасов

Рецензент:                                              док. филос. наук  А.М. Старостенко

 

 

 

ОРЕЛ  2004


СОДЕРЖАНИЕ:


                   

    Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие,   теоретические   основы,   взгляды   философов   на   проблему

    информатизации………………………………………………………………….5

2. Информационное  общество:  сущность,  тенденции,  проблемы  развития

    развития………………………………………………………………………….18

3. Современное   состояние   информатизации   в   России   и   перспективы

    её развития………………………………………………………………….…...33

    Заключение……………………………………………………………………...51

    Список использованных источников………………………………………….54



















ВВЕДЕНИЕ


Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации – информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и, прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль, место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются теории постиндустриального и информационного общества.

  Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или культурной точки зрения.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий.

Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом плане, так и в практическом.

Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.           Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к проблеме информатизации.

2.           Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития информационного общества.

3.           Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и перспективы её развития.

Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных источников из 42 наименований.






1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему информатизации


В современных условиях информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к  постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной науке.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется много определений понятия информации, от наиболее общего философского – «информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического – «информация есть  все сведения, являющиеся объектами хранения» [18]. Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и характеристики:

–             информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира (академик Г.Поспелов) [25];

–             информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим             способом [16];

–             информация является одним из универсальных свойств материи [9].

–             под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей, символов, образов [8].

В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого определения информации пока ещё нет.

Самое простое, классическое, докибернетическое определение информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему). Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).

Имеются ещё и такие определения как: информация – передача разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора              (Т. Яглом) [42] и др.

Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых, проявленных, реальных смыслов» [33] .

Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода, две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а функциональный связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя подходами?  Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем признать, что информация – признак, характерный не только для живой материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения [36].

Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане представления его в классической и постнеклассической методологии.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным, мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного мира (энциклопедическое определение).

В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной (экономической, политической, правовой, социально-психологической, социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с позиций социальной информациологии.

Итак, в философско-социальном плане информация – это передача, циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного пространства человека.

В теории информации информация определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределённости знания о совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.

В социальном управлении информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об управленческой информации.

На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты, сведения о процессах  и явлениях окружающей действительности, которые отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно, что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать сущность информации.  

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему, употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении производительности труда на основе новых информационных технологий. 

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных процесса:

–             медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

–             компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки информации;

–             интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальной структуры.

Термин «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей [17].  При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Информатизация должна быть слита с процессами социальной интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

–             технократический – когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

–             гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Концепция информатизации включает, прежде всего, создание унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления, хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для информационного обеспечения деятельности.

До сих пор несмотря на широкое распространение термина «информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70-х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему:

–             на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не право собственности, а право пользования;

–             возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;

–             информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.

Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияния нового класса квалифицированных профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным инструментом социального прогнозирования.

Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий – информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья технологическая революция и её возможные социально-экономические последствия». 

Теории информационного общества делятся на две группы:

1.           Теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен).

2.           Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»).

В концепции информационного общества отмечается, что оно является особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества. Первый рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом. Д. Белл формулирует одиннадцать фундаментальных признаков постиндустриального общества. Пять из них автор увязывает непосредственно с научным прогрессом, три признака занимают первые позиции. Среди них следующие:

–             центральная роль теоретического знания;

–             создание новой интеллектуальной технологии;

–             рост класса носителей знания.

Если кратко концептуализировать его взгляды, более полно изложенные выше, то они сводятся к следующему:

–             теоретическое знание (а не капитал) является организующим началом социальной системы;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.