рефераты скачать

МЕНЮ


Гуманистическая антропология Эриха Фромма

травы. Если человек равнодушен к жизни, то больше нет надежды, что он

выберет добро. Его сердце действительно ожесточилось настолько, что его

«жизнь» закончилась. Если бы это случилось со всей человеческой расой или

ее наиболее могущественными членами, это могло бы привести к угасанию жизни

человечества в ее самый многообещающий момент.

Именно Фромму принадлежит оригинальная мысль: история вовсе не

стремится очеловечить человека. Напротив, она нередко пытается вытравить в

нем истинно человеческое, извратить его природу. Конечно, многие

исследователи и до американского ученого обращали внимание на негативные

стороны человеческого существа. Но Фромм выступает как последовательный

аналитик того зла, которое заключено в человеке. Фромм хорошо знает о

падениях человеческой души. Ведь его первая книга "Бегство от свободы"

(1941) была посвящена тоталитаризму. Теперь, когда человечество прошло

через опыт массовых насильственных экспериментов с человеческим материалом,

нужно сказать, без преувеличения: история это также и процесс

расчеловечивания человека. Верно ли, что всякое философское постижение

человека неотвратимо превращается в критическую теорию ? По всей видимости,

верно, потому что человечество на протяжении своего развития много раз

демонстрировало такую ситуацию, когда идея социальности не соизмерялась с

человеческой природой, с человеческими потребностями.

5). Человек как реализация продуктивного начала и мерило истории

Не случайно Фромм принципиально отказывался искать истоки

общественного миропорядка, нравственных исканий, человеческих потенций в

чем-то ином, нежели в самом человеке. Он едва ли не единственный

исследователь в западной философии, кто неуклонно развивает тему

человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого

начала. Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для

самосозидания. Это означает, что его можно соразмерять с самим собой, то

есть с нераскрытым человеческим потенциалом. В этом смысле человек может

оказаться некой идеальной меркой не только для самого себя, но и для всей

истории. Важно только не отступать от этой антропологической позиции, не

приискивать иных трансцендентных критериев для оценки человеческого, кроме

как внутри него самого. В изложении этой идеи Фромм всегда последователен.

О чем бы ни зашла речь о социальной динамике, об исторических ситуациях, о

процессе социализации, Фромм всегда видит перед собой одну и ту же проблему

как раскрывается в данном случае общечеловеческое...

Итак, всякая философская антропология, естественно, начинается с

вопроса "Что такое человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему,

перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, что

человеческая природа, скажем, обусловлена фактом грехопадения, другие

усматривали ее в разумности человека, третьи в его социальности. Подход

Фромма принципиально иной. Он отказывается от конкретного определения

человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих

задатков. В концепции американского исследователя "человеческая природа"

выступает как философское понятие, некая абстракция.

Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество

и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению

Фромма, поведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия одних

только биологических механизмов, извечно присущих людям. Он отвергает также

и противоположную точку зрения, согласно которой основные мотивы поведения

индивидов надо искать в социокультурных факторах. Как полагает ученый, надо

избегать изолированного анализа только психического или только социального.

Главные страсти и желания человека, отмечает Фромм, возникают из его

всеобщего существования, то есть из уникальной ситуации, в которой вообще

оказался человек. По своим физиологическим функциям люди принадлежат миру

животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с

природой. Но вместе с тем человек уже отделен от животного мира. И эта его

"раздвоенность" составляет суть психологически окрашенного

экзистенциального противоречия.

Проблема сущности человека понимается Фроммом как глубинное

экзистенциальное рассогласование. Поступки людей уже не определяются

инстинктами. В сравнении с другими животными эти инстинкты у людей слабы,

непрочны и недостаточны для того, чтобы гарантировать им существование.

Кроме того, самосознание, разум, воображение и способность к творчеству

нарушают единство со средой обитания, которое присуще животному

существованию. Человек знает о самом себе, о своем прошлом и о том, что в

будущем его ждет смерть, о своем ничтожестве и бессилии. Человек остается

частью природы, но он неотторжим от нее. Он теперь понимает, что "заброшен"

в мир в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность,

ограниченность своего существования. Над ним тяготеет своего рода

проклятие: человек никогда не освободится от этого противоречия, не

укроется от собственных мыслей и чувств, которые пронизывают его существо.

Человек, отмечает Фромм, это единственное животное, для которого

собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее

никуда не уйти.

Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской

антропологии. Это вопрос о модусах человеческого существования. Философ

формулирует известную дихотомию ”Иметь или Быть”. Экзистенциальное

противоречие позволяет человеку думать о собственном самоосуществлении. Но

оно подсказывает и иной выход – Иметь, то есть заглушить коллизию

человеческого бытия, обратится к иллюзорному самоудостоверению.

Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить,

мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы

получать от них удовольствие. Да и как может возникнуть другая альтернатива

в обществе, высшей целью которого является иметь и иметь как можно больше и

в котором один человек может сказать о другом: "Он стоит миллион долларов"?

При таком понимании, напротив, кажется, что сущность бытия заключается

именно в обладании, что человек ничто, если он ничего не имеет ( работа

"Иметь или Быть?" ). Фромм полагает, что за душу человека борются два

принципа принцип обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим

собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к

непомерным вожделениям. Тенденция Иметь в конечном счете черпает силу в

биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция Быть

значит отдавать, жертвовать собой обретает силу в специфических условиях

человеческого существования. Эти рассуждения Фромма приобретают сегодня

особую значимость и актуальность.

Фромм постулирует вечность экзистенциального поиска. Так, в

философском наследии ученого возникает множество бытийственных человеческих

проблем любовь, свобода, власть, смерть. Содержанием человеческой истории,

по Фромму, является стремление людей обрести самих себя, реализовать те

потребности, которые порождены распадением прежних, изначально целостных

связей. Однако конкретно сложившееся общество, та или иная форма

социального обще жития мешает полному воплощению человеческих потенций. На

протяжении длительной истории человечества разум, воля, эмоции людей не

получали и не могли получить адекватного самовыявления. Общество не

содействовало реализации глубинных потребностей, а, напротив, стесняло их

или направляло в ложное русло.

Но каковы эти глубинные человеческие потребности, описанные в работах

Фромма? Это потребность человека в общении, в межиндивидуальных узах, в

творчестве как в одной из наиболее значимых интенций человека, в ощущении

глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, стремление к

уподоблению, к познанию, освоению бытия.

Фромм был бы, по-видимому, вполне традиционным философским

антропологом, если бы ограничился рассмотрением тех проблем, которые

воспроизведены в этой работе, человеческой природы, человеческой сущности,

модусов человеческого существования, человеческих потребностей. Но

американский философ был крупным представителем неофрейдизма. В его книгах

содержится огромный эмпирический материал, раскрывающий глубинные

проявления человеческого поведения. Как совместить, скажем, рассуждения

Фромма об изначальных человеческих потребностях с анализом авторитарности,

разрушительности человека? Иначе говоря, как, стремясь к познанию,

творчеству, человек парадоксальным образом отрекается от свободы,

самостийности и ищет возможности подчинить себя власти безропотно и

окончательно ? Фромм разъясняет: по отношению к индивиду общество может

выполнять различные функции содействовать раскрытию потенциальных

способностей человека, его потребностей или де формировать эти внутренние

побуждения, придавать им искаженную форму. Во-первых, человек утрачивает

контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен

деперсонализации. Во-вторых, его отношения с другими людьми приобретают

функциональный, овеществленный характер. Картина "всеобщей отчужденности",

развернутая Фроммом, не представляется в наши дни ни абстрактной, ни утопи

ческой, ни преувеличенной. Человек, по мнению Фромма, подчинен не только

вещному миру. Общественные и политические обстоятельства, которые создает

человек, подчиняют его себе. Отчужденный человек, который верит, что он

господствует над природой, становится рабом вещей и обстоятельств,

беспомощным придатком в мире, который сам есть не что иное, как застывшее

(опредмеченное) выражение его собственных сил. Сегодня, как полагает Фромм,

запуганное человечество со страхом ждет, удастся ли ему спастись или оно

попадет под иго созданной им бюрократии. Разве можно не вдуматься в

предостережение Фромма о том, что в информационном обществе может вообще

исчезнуть проблема свободы человека, его ответственности, ибо этот мир,

если он будет выкроен по меркам технократического мышления, перестанет быть

человеческим? Процесс социализации, по мнению Фромма, начинается уже с того

мгновения, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через

формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит

к формированию общественного характера (эта категория введена Э.Фроммом ),

то есть стабильной и четко выраженной системы ориентации. Соответственно

пяти способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и

любовь) возникают способы адаптации к социуму рецептивный,

эксплуататорский, накопительский, рыночный и продуктивный. На основе этого

Фромм разрабатывает свою характерологию, придавая ей еще большее значение,

чем Юнг. Он подчеркивает, что чем дальше развивался психоанализ, тем

становилось яснее, что невротический характер можно понять только через

невротический характер. Новая, создаваемая психоанализом, характерология,

по мнению Фромма, крайне необходима для развития этической теории.

Предметом этического исследования все чаще становятся не отдельные пороки и

добродетели, а добродетельный или порочный характер.

Фромм стремится анализировать сложные социальные явления, вскрывая

изначальные психические потребности человека, вырастающие на этой основе

типы общения, типы ориентации и всякого рода патологические смещения. От

причудливых светотеней психики он продвигается к описанию человеческих

социальных типов.

Философская антропология Фромма включает в себя психоаналитические,

экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи. Она

открыта также для древней мистической традиции, для восточного оккультизма.

Не приводит ли это к эффекту эскизной собирательности, или в результате

рождается плодотворный синтез ? Исходные позиции философа не претерпевают

существенных изменений. Доминанта философской рефлексии Фромма мучительное

и напряженное постижение тайны Человека.

V. «Радикальный гуманизм» Фромма и его значение для современников.

Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. В перечень идейных

источников, на которых основывается эта концепция, входят теории З.Фрейда,

К.Маркса и И.-Я.Бахофена, а также учения таких деятелей грандиозной

культурной трансформации, как иудейские пророки и Будда. Это сочетание

выглядит странным. Действительно, что общего между патриархальным

библейским монотеизмом, не менее патриархальным Фрейдом (кстати,

отождествлявшим себя с Моисеем) - с одной стороны - и открывателем

матриархата Бахофеном - с другой? Что общего между буддизмом и учением

Маркса?

Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение - как

религиозное, так и светское - содержит авторитарную и гуманистическую

составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает

преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая.

Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а

между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль,

зачитывая разным людям отрывки из "Экономическо-философских рукописей 1844

года" К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков.

Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор

дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен.

Название "радикальный гуманизм" говорит само за себя, - этот подход

отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие)

цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции

радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с

господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул

на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума.

Карл Маркс аналогичным образом вторгся в область социальной инфернальности,

стремясь к ее преодолению путем переустройства общества на основах разума и

свободы. Пророки боролись против любых форм идолопоклонства, считая

человека выше идолов. Иоганн Якоб Бахофен, реконструировавший эгалитарную и

миролюбивую стадию в развитии общества, нанес удар по иллюзии

естественности преобладания таких патриархальных ценностей, как

агрессивность, эксплуатация, конкуренция и социальная иерархия. Преодоление

любых иллюзий, держащих нас в плену, проповедовал Будда - радикальнейший

сторонник человеческой независимости.

Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека

никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода ОТ. Но у

свободы есть также позитивный аспект - свобода ДЛЯ. Одна только голая

свобода ОТ невыносима для человека, - утверждает Фромм в книге "Бегство от

свободы". Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и

получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой

зависимости.

Исследуя тоталитарные режимы (главным образом - на примере нацистской

Германии) Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения

человеком своей воли внешнему авторитету - партии, державе, "закону и

порядку" как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к

вождям, - Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин

руководствовался интересами Государства.

В демократических режимах ХХ века Фромм также наблюдает бегство от

свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя

внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя

в красочную упаковку, чтобы повыгоднее "продаться" на "рынке личностей" -

при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т.п. Этот тип

характера Фромм называл конформистским (в других работах - рыночным).

Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы

является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом.

На основе изложенного постараюсь сформулировать своё представление о

движении за социальную реконструкцию на принципах радикального гуманизма:

· Это движение должно содействовать развитию условий для максимальной

реализации творческого потенциала людей. Только в гнилом гуманизме "увяла

плоть и дух погас" (А.Блок), у гуманизма радикального цель противоположная.

· Движение должно стараться содействовать тому, чтобы человеческая

цивилизация с минимальными жертвами и разрушениями прошла через горнило

грядущих испытаний. Одна из главных задач движения в России - сохранить ее

пока еще высокий культурный, образовательный и экологический потенциал и

тем самым предотвратить окончательное сползание страны в "третий мир".

Тогда, находясь в стороне от линии противостояния "Север-Юг", Россия сможет

избежать многих жертв, а также помочь другим странам в будущем Возрождении.

· Активность движения должна проявляться в сферах педагогики и

культуры. При этом культура понимается в наиболее широком смысле,

включающем и экологическую культуру, и культуру самоуправления.

· Движение не должно быть зациклено на догмах - на обладании

"единственно верным учением". Необходим творческий диалог и сотрудничество

со всеми живыми силами.

· Движение должно стремиться не к эффектности, но к эффективности

своей практики.

· Необходимо гармоничное сочетание общественной деятельности с

физическим и духовным саморазвитием. Ганди очень верно говорил, что мы

должны сами быть тем изменением, которое хотим видеть в мире. Лично мне

хотелось бы видеть будущее как "свободное общество гармоничных личностей"

(П. Рябов), а не как тусовку панков или сообщество революционных фанатиков.

Литература

1. Фромм Э. Душа человека. Москва, 1992. ( включает работы "Искусство

любить", "Душа человека", "Забытый язык", "Концепция человека у Маркса" и

др. )

2. Фромм Э. Иметь или быть ?. Москва, 1986.

3. Критическая статья д-ра фил. наук П.С. Гуревича в книге Э. Фромма

"Бегство от свободы" (Москва, 1990)

4. Современная западная философия: словарь / сост. Малахов В.С., Филатов

В.П. Москва, 1991.

5 Неофрейдизм в поисках “истины” (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма).

Добреньков В.И. Москва, 1974;

6 Эрих Фромм: Страницы документ, биогр. Функ Р. Москва, 1991;

7 Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Любутин К.Н.,

Грибакин А.В. Екатеринбург, 1994;

8 Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. Москва, 1995;

9 Иcтория теоретической социологии в 3-х томах, Москва, 1997;

10 Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва ,1960;

11 Фромм Э. “Искусство любви”. Минск, 2000

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.