рефераты скачать

МЕНЮ


Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

Безусловно, основным достижение данного периода является принятая в 1994г. Конституция. При этом важнейшим в данной конституции, наряду с закреплением суверенитета, введении поста президента, провозглашением белорусского языка государственным, было утверждения принципа разделения властей. Того принципа, который стал реально оформляться, начиная с 1991г., но так и не реализовался полностью. Причиной чего стало принятие на референдуме 1996 года, не смотря на заявления правящей элиты о принятии только поправок к конституции, по сути дела, совершенно нового документа. Где, несмотря на провозглашение принципа разделения властей, создавались условия к игнорированию данного принципа. Так как реально ни судебная, ни законодательная, ни уж тем более исполнительная власть не могут быть независимыми и равноправными в принятии решений, если все они косвенно, а порой напрямую зависят от роли участия в их формировании президента. Президента, который в соответствии с новой конституцией вообще не относится ни к какой из ветвей власти. Ни к законодательной власти, но его указы имеют силу декрета – закона, а сам он по сути дела назначает верхнюю палату парламента. Ни к судебной власти, но он назначает главного прокурора, а главный прокурор остальных судей с согласия президента. Ни к исполнительной власти, хотя именно ему подчиняется кабинет министров. Таким образом, пост президента находится вообще над какой-либо властью или структурой. Несомненно, что в таких условиях невозможно говорить о каком-либо соблюдении принципа разделения властей.

Необходимым условием для нормального функционирования демократического государства является участие граждан в управлении государством. Только в этом случае граждане смогут перейти из разряда объекта политики в разряд субъекта. Для такой трансформации необходимо выполнение трех условий:

1.     политическое сознание,

2.     организация,

3.     активность.[32]

В республике не соблюдается принцип свободы слова. В настоящее время государство, в лице правящей политической элиты, практически полностью сосредоточило в своих руках все средства массой информации, важнейшими из которых являются телевидение и радио. Так же в республике практически сведено до минимума легальное издание оппозиционной прессы, что весьма легко осуществимо в условиях существования в стране единственного дома печати, обладающего монопольными правами. Понятно, каким образом могут использоваться, правящими кругами, подчиненные им, СМИ. Не секрет, что в условиях отсутствия объективной информации, независимой от правящих кругов, создание каких-либо альтернативных политических организаций весьма затруднено. А отсутствие альтернативы всегда ведет к развитию кризисных явлений во всех сферах жизни. При таком положении дел невозможно говорить о каком-либо реальном участии граждан в управлении государством. Это говорит о господстве в среде правящей элиты консервативных взглядов[33].

Весьма заметно все большее вмешательство государства во все сферы экономики, стремление регламентировать все стороны жизни общества. При сохранении подобных тенденций в развитии экономики и политики, общество ожидает постепенное сползание к централизованному, тоталитарному, а с учетом личностных качеств руководства страны, к авторитарному государству. Если проводить исторические параллели с историей нашей страны, то отмечается ряд схожих черт со временем отказа от политики НЭПа с его относительными свободами и перехода к жесткой регламентации со стороны государства всех сторон жизни. Выбранный правящими кругами новый вектор политических преобразований можно охарактеризовать, если не противоположным начатых ранее экономических преобразований, то, во всяком случае, далеко не совпадающим. Что не может остановить продолжающийся в экономике кризис. Политическое руководство страны постоянно пытается реанимировать изжившие способы ведения хозяйствования, дотировать убыточные производства. Что пагубно сказывается на состоянии экономики.

Во всемирной истории существует целый ряд примеров успешного существования авторитарных государств, в которых и экономика, и даже культура достигали высочайших уровней своего развития. Но все они строились во благо интересов одних групп людей и при их создании совершенно не учитывались, а зачастую приносились в жертву интересы других групп. Все это объяснялось объективной, закономерной необходимостью во благо большинства. Хотя, как известно, большинство далеко не всегда верно. Поэтому, апеллируя к большинству, правящие круги, как правило, маскируют свои частные интересы. Что делает политику грязным делом.[34]

Было бы неверно утверждать, что сложившаяся политическая система несет в себе только негативные, отрицательные заряды. На самом деле здесь прослеживается ряд позитивных элементов. В первую очередь это относительная стабильность в осуществляемых преобразованиях.[35] Во вторых, прогнозируемость действий руководства страны. Именно эти черты правящей элиты, находят высокую оценку у большинства электората.

Следует так же дать оценку и самой правящей элите. Ей, безусловно, характерны признаки гильдийности. Назовем основные из них:

1.     Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты, главным образом, из нижестоящих слоев самой элиты.

2.     Высокая степень институализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должности. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.

3.     Небольшой относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены высшего руководства или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.д.

4.     Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.


Наличие подобных признаков никак не может характеризовать элиту как демократичную по своей сути. Следовательно, нельзя утверждать, что и само государство, которое управляется подобной элитой – демократическое. Со стороны правящих кругов четко прослеживается попытка полной регламентации политической жизни республики, полное искоренение какой-либо политической оппозиции, вплоть до ее физического уничтожения. Таким образом, с учетом отмечаемых в развитии политической структуры тенденций, можно предположить, что она будет постепенно трансформироваться в сторону тоталитаризма, а с учетом личностных качеств руководства – авторитарности.










Заключение.

В истории человечества никогда еще не существовало идеального государства. Но, этот вопрос всегда интересовал философов и мыслителей. Предлагалось множество моделей построения такого общества. Практически все они, по тем или иным причинам, были утопичными. Однако общество развивается объективно, как любая другая система. В физике утверждается, что любая система стремится к состоянию покоя, то есть к своему идеальному состоянию. Если перенести этот тезис на социо-культурную систему, каковой является общество, то можно предположить, что, именно, состояние покоя, равновесия и будет для общества идеалом.[36] Признаком такого покоя могло бы быть разрешения противоречий в жизни общества. И в первую очередь межклассовых противоречий. На наш взгляд в наибольшей степени, несмотря на всю классовость капиталистической модели общества, данная задача решена в странах развитого Запада. Эти страны прошли долгий путь, что бы достигнуть своего уровня развития. Он не был легким и безболезненным.

Можно пытаться создать и свою собственную модель, но путь, который придется пройти при этом, будет так же длинен и тернист. В конце восьмидесятых при проведении реформ, за образец брались страны Запада с их либерализмом и демократией. Но при этом, в расчет не бралось то позитивное в опыте страны, что уже было накоплено. Проводившиеся реформы ломали устоявшиеся традиции, экономические и культурные связи, что, объективно, вызывало недовольство людей. А без восприятия идей перемен большинством членов общества, то, что называется пассионарностью общества, невозможно успешное реформирование. Именно в России сейчас поднимается вопрос о необходимости выработки новой идеи, которая могла бы объединить всех, или по крайней мере большинство членов общества на достижение конкретной цели. Коренные реформы в кротчайшее время, разрушали сложившиеся традиции, не успевая складывать новые. Именно это, на наш взгляд было самой большой ошибкой реформаторов. Однако реформы требовались объективно, а выбранное направление на демократизацию и либерализацию жизни общества, по нашему мнению, было правильным. Были достигнуты и значительные позитивные результаты.

В настоящее время можно говорить о свертывании правящей элитой страны проводимых ранее реформ. Со стороны государства отмечается попытка всеобщего контроля всех сфер жизни общества. Происходит отход, от только что начавших складываться демократических традиций, в сторону авторитаризма и милитаризма. Об этом свидетельствует и принятая в 1996 году новая конституция и постоянно растущая численность рядов армии, и, в первую очередь, милиции. Тех структур, которые исключены из сфер производства. История помнит, какой благодатной почвой для взращивания тоталитарного режима, была неокрепшая демократия Веймарской республики.

Кроме того очередной резкий поворот в политике страны не может позитивно сказаться на развитие экономики. И можно утверждать, что если предложенные нынешними властями методы решения экономических проблем не достигнет своей цели, то и это руководство в конечном итоге будет вытеснено с политической арены. В конечном итоге именно экономика определяет развитие остальных сфер жизни общества. Хотя, характерной чертой белорусского этноса является не желание действовать строго по программе, а полагаться “на авось”, а так же природная долго терпимость. Она подразумевает склонность переносить не только трудности, порожденные объективными обстоятельствами, но и те, которые создаются заведомо некомпетентной политикой власть придержащих.





















Литература.

1.     Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 124 – 136.

2.     Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996.

3.     Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

4.     Берков В.Ф., Водопьянов П.А. Философия: учебное пособие для студ. техн. вузов. Мн., 1996.

5.     Государственная политика Республики Беларусь в 1993 году. Основные параметры. Мн., 1994.

6.     Загорульская О. Э. Проблемы, тенденденции, оценки развития системы представительных интересов в Беларуси в 1994 году. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 59-68.

7.     Карбалевич В. И. Внутренняя политика Беларуси, курс на удержание власти. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 6 – 12.

8.     Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13.

9.     Мельник В. А. Политология. М. 1994.

10. Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Мн., 1995.

11. Поппер к. Открытое общество и его враги. М., 1992., в 2 Томах.

12. Философия: учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Тернового О.С. Мн., 1998.

13. Философия: учебное пособие под редакцией Жукова Н.И., М. 1994.

14. Черкасов И.А. Политология. Мн., 1997.

15. Шахотько Л. П. Социально-демографические процессы на территории Беларуси в период трансформации экономической системы. Мн., 1996.


[1]В объеме данного реферата автор не считает необходимым и возможным рассматривать такой философский аспект исследуемого вопроса, как категории “свободы и несвободы”. Однако мы хотим отметить, что в методологическом отношении автор стоит на позиции отрицания полной свободы. Доказательством такого положения, на наш взгляд, может являться сама объективная реальность.

[2]Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13.-С. 7.

[3]Говоря о том, что был выбран новый путь развития, автор не утверждает вслед за многими политологами и политиками, что этот путь был в кардинально противоположную сторону.


[4]У сатириков выражение “советский человек” приобрело чисто негативный оттенок в виде “homo-sovjeticus”, что, безусловно, отражает реальное отношение самого общества, или по крайней мере значительной части оного, к заявлениям подобного рода.

[5]Конечно, существуют различные точки зрения на проблему цели и путей ее достижения. Эта проблема может рассматриваться с политологической и философской позиций. Различные политические силы видят перед собой различные цели, а некоторые, даже при наличии одних и тех же целей, выбирают разные пути достижения таковых. В этом отношении на помощь должна придти философия, являющаяся методологией для всех наук. В свою очередь философия тоже не стоит на месте и развивается, впитывая в себя все новые и новые достижения других наук, оценивая результаты, исходя из своего конкретного знания. То, что в ХVIII-ХIХ вв. считалось прогрессом, в настоящее время расценивается многими философами как не правильный путь, выбранный человечеством, который ведет к гибели цивилизации, к глобальной экологической катастрофе. Таким образом, на первое место в оценке различных событий выходит общечеловеческий, гуманитарный фактор.

[6]Однако, по нашему мнению, за попытку осмысления бытия и определения целей для дальнейшего развития, можно отметить заявления российских политиков и видных деятелей о необходимости выработки новой русской идеи, которая должна была бы объединить нацию для достижения общенациональных целей. Безусловно, выработка такой идеи не может происходит изданием декрета.

[7]Автор ни в коем случае не старается претендовать на истину в первой инстанции, а лишь пытается изложить свои суждения по актуальным для нашей республики вопросам.

[8]Исходя из рассматриваемой нами темы, уместнее говорить не о некотором абстрактном обществе вообще, а о конкретном виде общественного объединения – государстве. Государство – как форме общественного устройства, объединяющее в конкретно исторических условиях на конкретной территории определенную группу людей. В нашем случае таким государством является – Республика Беларусь.

[9]Понимание общества предполагает понимание его составляющих, которые получили в социальной философии название “сферы общественной жизни”. Дифференциация этих сфер играет важную роль в обосновании теории исторического прогресса. Исходя из этой теории, первой сферой является материальное производство. На основе экономической жизни формируется социальная сфера общества, предполагающая наличие различных социальных групп, исторические общности людей и их отношения. (Т.е. наличие общественных институтов). Таким образом, социальная сфера обусловливает политическую, которая включает в себя политическое сознание и политические отношения, политические институты. Наконец – духовная сфера – является интегрированным свойством всех видов человеческой деятельности. Однако, на наш взгляд, в марксисткой традиции прослеживается преувеличение роли производственных отношений в формировании общества, и, в недостаточной степени оценивается влияние духовной сферы. Особенно четко это прослеживается в рассмотрении вопросов государства и теории об общественно-политических формациях. Но, несмотря на это, мы действительно расцениваем марксистскую методологию анализа общественно-политических явлений, как наиболее разработанную и проверенную временем. А, как утверждает сама марксистская теория, лучшим подтверждением истины является практика.

[10]Государственная политика Республики Беларусь в 1993 году. Основные параметры. Мн., 1994. С. 7.


[11]О развитии правовой системы республики и ее влияния на экономическую структуру Республики Беларусь мы поговорим позднее.

[12]Безусловно, что такие взгляды разделяло далеко не все население республики, часть из которого всегда выступало против глобальных экономических преобразований. Помимо этого следует осознавать, что невозможно существование той или иной экономики описанной в теории в чистом виде. Будь то капитализм или социализм.

[13]Надо заметить, что такая тенденция прослеживается и у нашей сегодняшней элиты в отношении рынка. В первую очередь это отмечается в явном стремлении взять под контроль государства, а что еще печальнее под личный контроль руководства все сферы экономической жизни страны. Задушить любой островок экономической независимости, несмотря на то какими путями такая независимость была достигнута – криминальным или законопослушным.

[14]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Статистический сборник. Мн., 1995. С. 59

[15]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 12.

[16]Мельник В. А. Политология. М. 1994, С. 126.

[17]На наш взгляд, проводимая правящими кругами республики политика направленная на создание единственного государства, ставит своей целью не только решение сложившихся экономических трудностей, но и воссоздание мировой державы. Пока же задача популяризации Беларуси на мировой арене решается только в сфере спорта, а не в сфере реальной экономики.

[18]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994г. Статистический сборник. Мн., 1995. С. 12.

[19]В этой связи хочется вспомнить ходивший в то время анекдот. Вообще, роль анекдотов, как проявления устного словесного творчества людей в условиях отсутствия свободы, на наш взгляд, выяснена еще не достаточно. Однако вернемся к самому анекдоту:

Во время Октябрьского переворота удивленная криками толпу с улицы внучка декабриста выглядывает в окно и спрашивает служанку:

–         Чего хотят эти люди?

–         Они хотят, что бы не было богатых – отвечает служанка.

–         Странно – удивляется внучка декабриста – а мой дедушка хотел, что бы не было бедных.

[20] Карбалевич В. И. Внутренняя политика Беларуси, курс на удержание власти. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 8.

[21]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 25

[22]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Мн., 1995. С. 12.

[23]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 13.

[24]Загорульская О. Э. Проблемы, тенденденции, оценки развития системы представительных интересов в Беларуси в 1994 году. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 61-62

[25]Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 145-146.

[26]Шахотько Л. П. Социально-демографические процессы на территории Беларуси в период трансформации экономической системы. Мн., 1996. С. 5.

[27]Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 124-136.

[28]Имеется в виду период от провозглашения независимости Республики Беларусь до референдума 1996г

[29]Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 128.

[30]Поппер к. Открытое общество и его враги. М., 1992., Т. 1., С. 210.

[31]Мы не будем останавливаться на оценке этого события. Носил ли он позитивный или негативный характер. Безусловно, последствия данного решения носили и позитивный и негативный характер. Все же, в тех условиях данный шаг представлялся закономерным. Сложившиеся к тому времени отношения между центром и республиками уже более не устраивали ни союзные республики ни сам центр. Они требовали коренных преобразований. Выходом из сложившейся ситуации виделось построение отношений на совершенно иных принципах. Отношение равных. Именно то, что было провозглашено в принципах построения СССР и не реализовано в действительности. Помимо этого предполагалось, что решить экономические и социальные проблемы, возникшие в стране, гораздо легче не в необъятной державе, а в отдельно взятых небольших по территории и численности республиках. К сожалению, при этом не осознавались те новые проблемы, которые объективно возникли бы перед обществом.

[32]Черкасов И.А. Политология. Мн., 1997., С. 17.

[33]Подробнее о консервативной и либеральной социально-политических теориях см. в первой главе данного реферата.

[34]Здесь нам хотелось бы привести мнение В.С. Азарова. “У жестокости и коварства сердце и побуждения политики”. Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 131.

[35]К сожалению, автор не может отнести данные изменения к категории реформ. В нашем представлении, понятие реформа должна вызывать позитивную психологическую окраску. Так как эта категория тесно связано с категориями “развитие” и “прогресс”. То есть понятие “реформа” должна иметь положительные качественные характеристики, что, по нашему мнению, не наблюдается в результатах изменений, проводимых правящей элитой.

[36] Конечно, можно говорить только о состоянии относительного покоя. А если вспомнить А. Тойнби, то такой покой означал бы конец цивилизации.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.