рефераты скачать

МЕНЮ


Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

Основными принципами либерализма являются:

1.     Идея свободы человека в обществе.

2.     Права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности.

3.     Личная ответственность человека за результаты своей деятельности своей собственностью.

Для либерализма важнейшими являются права на жизнь и частную собственность. Государство при этом должно играть лишь роль ночного сторожа. Исходя из положений либерализма? свободный рынок и свободная конкуренция есть универсальный механизм общественного прогресса. Основным лозунгом либерализма является “Laiser faire” – не мешайте действовать. Неолиберализм в отношении социальной и экономической роли государства выступает за активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции, борьбу с монополиями во всех их видах, поддержка всех мелких и средних собственников и расширение числа собственников. В обязанность государству вменяется разработка общей стратегии экономического развития, и ее реализация. Тем самым государство признается равноправным собственником.

Аппонентом либерализму выступает консерватизм. В самом общем виде, Консерватизм – это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей. Консерватизм характеризуется отрицанием революционных изменений, недоверием к народным движениям, негативное отношение к реформистским концепциям. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Существование государства невозможно без иерархии. Для неоконсерватизма основной задачей является увеличение власти страны. Цель – превращение государства в мировую державу.[17] В настоящее время принято говорить о трансформации консерватизма в неоконсерватизм. Основным отличием здесь является то, что неоконсерватизм все же признает возможность постепенного, осторожного реформирования экономической структуры государства.


Оценивая, проводимые в экономической структуре республики преобразования, сквозь призму двух, вышеуказанных социально-политических теорий, можно сказать, что в настоящий момент в Беларуси четко прослеживается господство неоконсервативной концепции. В республике наблюдается тенденция на увеличение влияния государства на все сферы жизни общества. Постоянно увеличивается давление на частный сектор экономики, путем усиления контроля и создания для частного предпринимательства невыгодных условий. В таких условиях, нельзя говорить о какой-либо реальной поддержке частного бизнеса со стороны государства. В республике поддерживается, сложившаяся еще до начала девяностых годов, экономическая структура, а проводимые преобразования не влияют на нее коренным образом. Заметим так же, что в последние десять лет дважды произошла смена господствующей социально-политической теории. Сначала, в период с 1989 года отмечалась либерализация жизни общества, а затем, начиная с 1994 года, ярковыраженный крен в сторону консерватизма. Смена идеологий является закономерной в развитии каждого общества, однако, в нашей стране такие смены происходили слишком часто и резко. Каждая из таких перемен несла с собой и изменения в экономической структуре Республики Беларусь. Безусловно, что экономика не может развиваться успешно в условиях неопределенности и относительной стабильности.

































Глава 2. Анализ социальной структуры Республики Беларусь на современном этапе.

При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур общества и его новых регуляторов. Функционирование и развитие социальной системы предполагает сменяемость поколений людей и, стало быть, социальное наследование, преемственность их жизнедеятельности. Поэтому начинать анализ социальной структуры логичнее всего следует с анализа демографической ситуации в стране.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. В 1993г. он составил -11,2 тыс., а в 1994г. -19,4 тыс. челавек[18]. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является закономерным, а экономический фактар только усилил этот процес.

На наш взгляд, прцессы которые влияли на развитие социальной структуры республики можно разделить на две группы:

1)     те, которые начались еще до пореформенного периода (изменение в соотношении между численностью сельского и городского населения, повышение уровня образования и пр.)

2)     процессы, возникшие в период реформ, и продолжающие развиваться по сей день: безработица, появление такой социальной прослойки как беженцы, отток квалифицированных специалистов за границу. Появление значительных групп людей, по сути дела, не включенных в процесс производства.

Специфика любого общества состоит во включении людей в общественные отношения, в том числе, производственные. Категории граждан, которые по тем или иным причинам выпали из производственных отношений, в значительной степени утратили связь с самим обществом, в первую очередь, в духовном, морально-психическом отношении. Это, как правило, ведет к маргинализации и люмпенизации таких слоев. Конечно же, эти, новые процессы, усилили имущественную дифференциацию населения Беларуси в период трансформации экономической системы.

Если говорить о сложившейся к концу восьмидеся тых годов в бывшем СССР социальной структуры, то можно отметить, что за исключением обособленной высшей элиты страны, в обществе не прослеживалось ярковыраженной дифференциации населения по имущественному признаку. Хотя в обществе четко прослеживаетс ячеткая многоступенчатая иерархия, строящаяся на принципах построения господствовавшей тогда партии. Вся сложившаяся политическая система была направлена на борьбу с обьктивно развивавшейся иммущественной дифференциацией. В первую очередь, борьба велась против обагащения.[19]

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста. Оно изменилось с 2157 тыс. в 1985г. до 2635 тыс. в 1994г, и она продолжает расти.[20] В целом по сравнению с 1990 годом в 1994 году число бедных увеличилось в 20 раз. Данные показвают, что соотношение среднего дохода 10% наиболее богатой части населения и среднего дохода 10% боднейших слоев населения возрасло с 3 раз в 1990г. до 9,6 раз в 1995 году.[21] Такое расслоение продолжается. Данной категории населения труднее всего было вписаться в складывающиеся новые экономические отношения не только по причине возраста, но так же и из-за морально-психологических взглядов этих людей.

Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Катострофы в результате которой загрязненной оказалась около трети всей территории республики. Территории, которая практически полностью исключена из экономического использования. А расходы на ликвидацию последствий стали поглащать огромную часть бюджета республики, нанося тем самым, ощутимый удар по экономике. Аварии, ставшей символом слабости и уязвимости техногенной цивилизации.

В строне, начиная с 1991 года официально признается такое социальное явление как безработица. В 1991 году было зарегистрировано 2,3 тыс. челавек, а в 1994г. этот показатель достигнул 101,2 тыс., что составило 2,7% трудоспособного населения республики. [22] По мнению аналитиков, учитывая, введение на многих государственных предприятиях сокращенной рабочей недели и оплачиваемых отпусков, можно говорить об уровне безработицы в 10 – 20%.[23]

Новой социальной прослойкой для республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения. Конкретные данные можно будет получить после опубликации результатов переписи населения республики в 1999г. Руководство страны не рассматривае, в своем большинстве, данную прослойку, как равноправного участника производственных отнашений.

Создание прослойки мелких и средних предпринимателей-собственников является одной из основных задач либиральной концепции развития общества. Предпринимателей, как конкретных людей, способных принимать ответственные решения и отвечать за результаты своих действий своим имуществом. При этом такая прослойка должна быть как можно большей. Люди, будучи собственниками, даже мелкими, имеют что терять. Именно такая категория людей в наибольшей степени заинтерисована в стабильности и логической последовательности проводимых правящими кругами преобразований.

С учетом, того что прослойка частнах предпринимателей относительно немногочисленная, по мнению ряда аналитиков невозможно говорить о складывании корпоративной системы выражения интересов данных слоев общества, а так же на их сильное влияние на определение политической идеологии страны.[24] Именно этим обьясняется слабое влияние различных политических партий на процессы, происходящие в стране. Но, именно эта часть общества является наиболее обеспеченной, а следовательно и защищенной в экономическом отношении.

Можно долго говорить о том, какими способами эти люди зарабатывали свои капиталы, но бесспорно то, что в первую очередь данную прслойку формировали люди которые еще до начала реформ находились у власти или около нее. Чиновники различных уровней, которые смогли использовать свои связи, знания и опыт на свою карысть. Такое поведение порадило в стране невиданных по своим размерам коррупцию и протекцианизм. А в сложившемся сознании большинства граждан – справедливость прочно ассоциируется с равенством по отношению к средствам производства. Безусловно, большинство обывателей чувствуют себя в этом отношении ущемленными и требует постоянного восстановления status qwo.

В философии существут различные взгляды в оценке имущественной дифференциации общества, которая влечет за собой складывание классов. Такие оценки колеблются от резко негативных до воспринятия данного процесса, до принятие его как закономерного и необходимого. В этом случае неравенство обьясняется неравинством людей от природы: в умственном и физическом отношении. Однако, тот факт, что наряду с природными неравенствами люди должны иметь равные возможности, практически никем не оспаривается. Здесь уместно привести слова Н.А. Бердяева, который сказал: “Классовые неравенства должны быть преодалены в человеческом обществе, но наличие неравенства от этого только сильнее выявится. Человек должен отличаться от человека по своим личным качествам, а не по своему социальному положению, классовому или сословному. Качественное,. то есть аримстократическое начало не только не может исчезнуть из человеческого общества, но оно как раз наиболее выявится в обществе бесклассовом, когда классов уже не будет, ибо классы закрывают и маскируют личные качественные различия между людьми, делая их не реальными, а символичными”.[25]

В сложившейся в политической традиции построения бесклассового общества предлагается только один способ достижения такой цели. Именно этот способ и используется правящей элитой республики и сейчас. Принцип данного способа прост – вытеснение всех нежелаемых социальных групп (классов) из политической жизни общества, вплоть до физического уничтожения. Безусловна, что на таком принципе нельзя создать идеального общества. Такой принцип в корне противоречит категорическому императиву И.Канта. В отличии от сложившейся у нас традиции, на Западе данная проблема решается иным путем. Путем постоянного увеличение числа мелких и средних собственников – среднего класса. Именно этот класс является в настоящее время на Запада основной политической силой, от которого при условии соблюдения демократических свобод зависит дальнейшее существвание страны ее будущее. В нашей республике была осуществлена попытка создания подобного среднего класса путем проведения приватизации жилого фонда и мелких предприятий. Однако данную попытку вряд ли можно считать успешной, хотя она была прологом того процесса, который должен был последовать за ней.


Произошли так же качественные изменения в составе населения республики. В данном случае речь идет о постоянном оттоке за границу высококвалифицированных специалистов и предприимчивых людей которые не находят возможностей для реализации себя на родине. Особенно высоким уровень имммиграции был в начале девяностых годов. В одном только 1990 году на постоянное место жительства выехало около 34000 человек, далее число отъезжающих постепенно снижается до 7000 в 1994 году. Если в первые два года абсолютное большинство переселялась в Израиль и США, то затем в Германию.[26]


Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республике преобразования носят коренной характер. Наметившийся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке. Такое коренное изменение политики, объясняется некоторыми исследователями, как реакция на слишком крутое реформирование, проводившееся в первой половине девяностых.[27] Сейчас прослеживается тенденция на сохранение сложившейся социальной структуры общества и постепенный возврат к социальной структуре, существовавшей до периода реформ.

































Глава 3. Анализ политической структуры Республики Беларусь на современном этапе.


Существенную сторону жизнедеятельности общества, как целостного организма составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, складывавшиеся на протяжении долгого количества времени и являющиеся в поведенческом плане авторитетом для членов общества. Традиции не вечны, со временем они разрушаются, но это происходит не сразу, а на протяжении многих поколений в зависимости от того насколько быстро и радикально меняются условия жизни и формируются новые традиции. Изжившие традиции – это тормоз на пути экономического развития.

Важнейшим же элементом регуляции процессов развития общества является развитие политической системы общества, которая исходя из экономических условий, сложившихся в обществе, определяет дальнейшее направление развития. При этом политическая система и сама претерпевает структурные изменения, переходя на качественно новый уровень. В таких условиях задачей политической системы является обеспечение устойчивости общества. Дихотомия между изменениями экономической и политической структурами общества неизбежно ведет к кризисным явлениям во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. На наш взгляд, кризисные явления, обнаружившиеся в конце восьмидесятых годов, и развивающиеся по сей день, объясняются в первую очередь отставанием в преобразовании политической структуры от преобразований в экономике.

Важнейшим изменением в политической структуре республики за последние десять лет, бесспорно, можно назвать попытку складывание многопартийной системы, а так же попытку произвести не на бумаге, а на деле, разделение властей. То есть осуществить тем самым преобразования, которые должны были вывести республику на путь демократических реформ и создать подлинно демократическое государство. Реализовать давнишнюю мечту философов, т.к. и на настоящий момент, по мнению большинства философов, именно демократическое общество является наиболее прогрессивным способом организации государства.

Попытка создания демократического государства на принципе разделения властей, а так же реализации таких демократических свобод как свободные, тайные и прямые выборы, свобода мнений и вероисповеданий стала возможной после отмены шестой статьи Конституции 1977г. “о руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Однако и после отмены главенства партийных догм, в сознании масс еще долгое время ведущей оставалась именно партийная идеология. Несмотря на это уже в конце восьмидесятых годов начинают постепенно складываться неформальные объединения. В первую очередь в среде молодежи, которая наиболее легко воспринимает все изменения. Такие объединения носили характер противовеса объединениям официальным, таким как комсомол и пр. Помимо ярко выраженной реформистской направленности такие молодежные объединения так же имели национальную окраску. Создание таких организаций было объективным явлением, так как должно было заполнить сложившийся в области национального самосознания вакуум. Ярким примером таких организаций можно назвать “Талака” и “Дзяды”. Следует отметить, что такие организации ни в коем случае не могут характеризоваться как политические партии, так как никаких конкретных программ они не имели, и уж тем более, не ставили перед собой задачей – свержение существующего строя. Все же это был первый шаг на пути создания различных политических партий. Безусловно, так же, что для создания именно различных политических партий необходимо наличие различных общественных групп людей, которых связывает между собой наличие общих политических интересов. Именно для осуществления своих целей люди объединяются в различные политические партии и организаций.

На сегодняшний день в республике насчитывается более сорока официально зарегистрированных политических партий и более двух сот организаций различного толка. Надо отметить, что в большинстве своем эти партии малочисленные и не имеют большого политического веса в жизни страны. Такое положение вещей объяснимо наличием целого ряда объективных и субъективных причин. В первую очередь это связано с менталитетом самой нации, которая в условиях относительной экономической стабильности весьма неохотно идет на коренные преобразования в сложившейся экономической и политической структурах общества. Во вторых, это объясняется сложившейся расстановкой политических сил в стране.

Если в начале становления молодой независимой республики в действиях политиков-реформаторов прослеживался налет романтизма, то теперь от политики разносится лишь запах четкого холодного расчета. Пришедшие во власть в результате первых демократических выборов политики без опыта, но полные решимости изменить жизнь в стране к лучшему, даже не заметили, как они были оттеснены на задворки реальной политической жизни в стране, как они перестали определять дальнейший путь развития страны, ее будущее лицо.[28] Главным камнем преткновения людей пришедших во власть, как и правящей элиты до них было отсутствие определенности в направлении пути. Как отмечается исследователями, в период трансформации хозяйственной системы у людей возникает склонность к утопичному мышлению, стремление мыслить и действовать исходя не из реального положения вещей, а из желаемого, якобы постижимого “светлого будущего”[29]. Такие взгляды в погоне за скорыми результатами толкают порой на поспешные, необдуманные действия. В этих условиях, при переходе от одной экономической системы к другой, не была осознана необходимость бережного отношения к сложившимся традициям. В традициях можно что-то изменить, но нельзя их сходу разрушить. Именно, во многом, поспешные действия вызвали у большинства населения республики не восприятие реформ. Здесь хочется привести слова Карла Поппера, который сказал: “Политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, что бы написать на нем заново не понимает, что и он сам и его идеи включены в строгую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос”.[30] Однако нельзя сказать, что их деятельность была безрезультатна. Именно в этот период была провозглашена независимость Республики Беларусь[31], провозглашены и начали реализовываться демократические свободы, были приняты основные концептуальные законы, которые в корне поменяли лицо государства.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.