рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (шпаргалки 2004г.)

Каковы исходные положения данной ф-фии. Главным объектом ф-фии является не

мир в целом, а человечество как единое целое. Человечество является высшим

существом и существом мистическим, где существуют два противоположных мира.

Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо обосновывать синтез между двумя

этими мирами. В этом синтезе ведущим началом должен быть мир разума те, в

новых условиях повторяется положение , что миром правят идеи. Прогресс

общества определяется умственным прогрессом – базис общества – это есть

образование и наука – это есть всеобщий дух пораждается человечеством. В то

же время существует и проблема деформации всеобщего духа – это деформация

«замутнение всеобщего духа». Происходит посредством революции, т.к.

революции разрушают структуру единого человеческого организма. Обоснованием

необходимости позитивной ф-фии было объяснено 3-мя основными стадиями

развития человечества: 1) теологическая стадия 2) метафизическая – это

стадия современного человечества. Это тяготение людей к демократии,

либерализму, к абстрактным формам мышления и др. 3) позитивная – которая

сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии

человечества. Метафизическая стадия базируется на основе наук. По сути дела

позитивизм является источником науки управления – менеджмента. Энергетика –

наука о самоорганизации. Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-

структурного анализа. Вывод: 1) позитивизм является выражением прежде всего

синтеза всех наук, ф-кие науки. 2) позитивизм также является источником

возникновения многих наук: социология, энергетика, теория систем и др.

Итак, позитивизм выразил в высшей форме законы развития человеческого

разума применительно к самой человеческой жизни.

Философский иррационализм.

Данная ф-фия является противоположной позитивизму. Философский

иррационализм – это 1) критика абсолютизации роли человеческого разума в

развитии общества. 2) Иррационалисты считают, что чрезмерная вера в

человеческий разум ведет к стремлению людей полностью познать законы

общества, что в принципе невозможно. 3) Рационализм подталкивает людей к

коренному изменению общества, хотя позитивизм тоже был против революции, но

иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции.

Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы

иррационализма являются скрытым источником зла.

Основные положения ф-фии жизни: Главным объектом своей ф-фии иррац. Как и

позитивисты считают единое человечество, поэтому иррационализм скрывает

другую сторону жизни единого человечества. Противоречие между миром разума

и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только

определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречие разрешается

только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этой ф-фии

является воля как базисное понятие этой ф-фии. Итак, противоречие между

миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия и

называется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет

из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное

кол-во различных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует

единого источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является

вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является

пессимизм, т.е в сущности человек – вещество пессимистическое. Из этого

положения 2 основных варианта выхода:1) заключается во внутренней работе

человека надо собой и финалом этой работы должна быть выработка

безмятежности. 2) В реализации волей во вне за счет попыток людей

установить определенных реорганизаций в обществе. Решение главной проблемы

человеческой жизни, т.е. 1 обязана не просто волей к жизни, а с волей к

власти (к политической), т.е. высшей формой трудоволия является стремление

к политической власти, отсюда зарождается идея – бог умер, т.е. возникает

вера в политич. Власть, вера в сверхчеловека, т.е. возникает ситуация

порождения богов на земле и это является главным средством преодоления

человеческого хаоса, создания порядка. Т.о. ф-фия Ницше заключает в себе

следующее: вера людей в политику и в политических лидеров является самой

опасной человеческой иллюзией, т.е. это обстоятельство связано с созданием

богов. В тоже время другого противовеса человеческого хаоса не существует.

В сущности ф-фия жизни является самым гениальным предупреждением

человечеству и в этом его значение. Не следует считать ф-фию Ницше

источником. Т.о. ф-фию жизни можно считать одной из самых высших форм

иррациональной ф-фии.

Общие понятия бытия

В системе основных ф-ких категорий таких как движение, материя,

пространство и время, отражение, система, информация и др. категории бытие,

занимает центральное положение, т.е. из этой категории или клеточки

вытекает вся теоретическая ф-фия. Так же как из категории «товар» вытекает

экономическая наука., из понятия организма – биологическая наука. В то же

время существует противоположное понятие бытию – это не небытие, а понятие

ничто, из этого противоречия вытекает понятие качество. Качество есть 1-е ф-

кое понятие, в котором отражается определенность конкретность, дискретность

и бесконечное разнообразие действительности. Понятие бытие не является

безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория

действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в

целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует

ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса

об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает

воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные

попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть

не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается

. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что

основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты

считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что

основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая

субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и

идеальности.

Структура и универсальные свойства бытия.

Структура мира объясняется с различных основания. Например, сточки зрения

движения структура действительности (мира) представлена троичностью

времени, и в то же время его единства в прошлом. Н, настоящем и будущем.

Структура мира также объясняется противоречием бытия и небытия, т.е

существует как бытие так и небытие. Небытие является частью бытия. Небытие

это: 1) это процесс утраты объектами или предметами своих основных свойств.

2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта в др. объект. С

т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие

выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В

бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов.

Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть

центральная ф-кая категория для отображения целостности мира, но

представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми

их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное

свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое

является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-

фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)

свойство качественности (определенности и конкретности, относительной

разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.

каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное

значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы

равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность

взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство

выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (

системность и организованность). В то же время свойство

самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно

для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),

свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)

Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной

взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств

представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе

объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория

систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)

Основные формы бытия

1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая

действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма

бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма

находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует

материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.

3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные

только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,

человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также

это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия

составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в

гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,

неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,

порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия

в совокупности представляют для человека мировой закон расширения

вселенной

Пространство и время

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности.

Принципиально важным во всех спорах стал вопрос; в каком отношении

находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории ф-фии

спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной

концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности,

существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур,

Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей

представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это

вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера

протекающих материальных процессов. Пространство здесь — чистая

протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время — чистая

длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не

зависит. Вторую концепцию называют реляционной (от слова relatio —

отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали

пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы

отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше

время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде

созданной в начале XX века теории относительности. Теория относительности

А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с

движущейся материей и друг с другом, фундаментальный вывод, следующий из

этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их

метрические свойства создаются распределением и взаимодействием

материальных масс, т. е. гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о

сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-

нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и

время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами

исчезли бы и пространство и время». Таким образом, согласно реляционной

концепции, пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее

Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во

всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет

смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на

предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие

пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из

структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они

представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные

состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно

различных изменений дает нам представление о времени. Время — форма бытия

материи. выражающая длительность существования материальных систем,

последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе

развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с

материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная

координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии

времени — координация длительности сменяющих друг друга объектов и их

состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции

пространства и времени вытекает идея качественного многообразия

пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм

ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм

пространства и времени.

Понятие движения и развития и их соотношение

Диалектика и метафизика.

Понятие движения и развития в учебной литературе часто отождествляется,

что неверно. Движение – является одним из универсальных свойств

действительности, т.е. свойством , которое является постоянным во всех

объектах и процессах, поэтому данная категория является базисной ф-кой

категорией . Т.о. проблема движения является ф-кой проблемой, а не

физической. В этой связи развитие является одной из форм движения или

определенной частью движения. Все объекты находятся в движении, но не все

объекты изменяются, находясь в движении. Поэтому нельзя понимать под

движением изменение объектов. Изменение является одним из элементов

движения. В процессе движения определенные объекты сохраняют устойчивость,

постоянство и т.д. Например, неизменны всеобщие законы действительности,

геометрические формы, многие идеальные объекты. Неизменными являются основы

систем, сущности объектов. Т.о. проблема движения, рассматриваемая со

стороны устойчивости, неизменности, вечности, идеальности и единства

является выражением метафизического движения, т.е. метафизика – это теория

стабильности, теория неизменности, вечности и единства. Т.о. существенной

стороной движения является его метафизическое выражение. Любое движение

есть прежде всего взаимодействие, поэтому и метафизические объекты так же

находятся в движении, хотя они не изменяются. В этой связи не прав был

Аристотель (грец) когда утверждал, что метафизические предметы лишены

движения, т.е. Аристотель отождествлял движение с изменением. Развитие

является существенной частью движения и оно всегда связано с изменениями,

но не всякие изменения выражают развитие. Развитие – есть качественные

направленные, последовательные изменения объекта или процесса. Т.е.

Развитие есть логическое изменение. Развитие есть как бы заданное

изменение. Нельзя отождествлять развитие только с логикой совершенствования

объекта. У развития существует 2 основных вектора: вектор + и -. Вектор

прогресса + и регресса -. Т.е. существует 2 типа развития: прогрессивное и

регрессивное со знаком -. Напр. Развитие алкоголизма, в сторону распада (-

(. Развитие в сторону усложнения объекта (+). Т.о. ф-кое учение о развитии

– есть диалектика. Диалектика выражает 2-ю сторону движения (вторую

сторону), связанную с логическими изменениями. Между метафизической и

логической (диалектической) стороной движения существует хаотичное движение

(хаос), поэтому движение выражается в 3-х основных понятиях: метафизика,

диалектика и хаос. Традиционно считается, что с истиной бытия связана

прежде всего метафизика. Если говорить о графическом выражении проблемы

движения, то движение не должно свестись к линии (особенно прямой), По сути

графическое выражение проблемы движения можно выразить в соединении линии с

кругом. Любое движение связано с 3-мя основными элементами:

1)Взаимодействие. 2) Отражение. 3) Изменение

Понятие закона. Классификация законов

Понятие з-на связано с понятием науки. Все законы различны, но у всех

имеется общее основание. Все они выражают всеобщую связь между объектами,

но только с различных сторон. Законы объективны. Понятие з-на прежде всего

связано с понятием связи. И в этой связи связи бывают 2-х основных типов:

1) связи устойчивые, повторяющиеся. 2) связи неустойчивые, единичные,

случайные, которые выражаются в понятии хаос. 1-й тип выражается в понятии

закономерность (деньги – товар – деньги). Устойчивые связи формируют

процессы, а из последних складываются системы. (Деньги – товар – деньги

процесс этот выражает экономику). Все устойчивые связи классифицируются на

3 типа (3 степени устойчивости). 1) всеобщие, всеохватывающие связи (напр.

Связь между формой и содержанием). 2) Общие связи (напр. Связи, выраженные

в з-не всемирного тяготения). 3) Частные, узкие (проявляются в рамках

отдельных систем) (напр. В экономическом законе прибавочной стоимости).

Т.о. каждый з-н охватывает определенную часть действительности.

Классифицируются з-ны на всеобщие общие и частные. Законы диалектики.

Иногда в лит-ре определяются как всеобщие законы. Всеобщими законами

являются основные з-ны движения, но не диалектики. Основные з-ны движения

выражаются в понятиях деструкции, аккумуляции и конструкции. Почему з-ны

диалектики не являются всеобщими. Это связано с тем, что они не выражают в

полном объеме все движение, а затрагивают только одну из его сторон.

Поэтому применительно к движению з-ны диалектики следует определять как

общие з-ны. Любое развитие связано с триадой: в общем плане: 1)

Тезис(старое). 2) Антитезис(новое). 3) Синтез(соединение старого с новым).

Соответственно в этой триаде и располагаются 3 основных з-на диалектики:1)

з-н взаимосвязи качественных и количественных изменений; з-н взаимосвязи

единства и борьбы противоположности; з-н отрицание отрицания.

Законы диалектики отражают самые важные стороны качественных логических

изменений или процессов развития. 1-й закон отражает механизм развития,

т.к. непосредственную сторону развития и отвечает на вопрос как происходит

развитие. 2-й закон выражает источник развития, т.е. раскрывает сущность и

первопричины развития, т.е. выражает очевидность развития и отвечает на

вопрос куда идет развитие. В такой последовательности и расположены законы

диал. В системе Гегеля.

Закон взаимосвязи качественных и количественных изменений

Диалектическая система разворачивается из понятия качества, качество или

устойчивость является приоритетным обстоятельством по отношению к

изменчивости. Бытие или действительность прежде всего выражается во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.