рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (шпаргалки 2004г.)

это основная точка дискретности действительности. Общее, которое

вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство

действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория

отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный

идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное

начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в

светское образование. Человек определяется как безграничное существо в

своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е.

направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах,

доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в

необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф.

–Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная

комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни

раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных

полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи

“Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя

тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская

эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец

своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические

ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф.

выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно

и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости

разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория

эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна

была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-

фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является

бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей

закономерностью действительности. В тоже время у материального мира

существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии.

Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его

единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует

всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего

разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из

библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина

связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии

определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не

отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент.

Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее

воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам

сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е.

религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также

принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход

традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые

духовные основания этого перехода.

Ф-фия Нового Времени.

Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной

цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом

меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные

классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная

экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона,

разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и

свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера

личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса

как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности

экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих

условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами

науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей

развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим

воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана

с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу

сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории

общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно

становится теорией познания или гносеологией.

Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они

вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает

Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача

создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал

начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию

простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в

необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует

новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и

обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы

всей культуры человека. Является главным средством решения социальных

проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”.

1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки)

методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в

себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; -

методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3

таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций;

3) таблица сравнения.

Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной

теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода

является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником

познания является имперический метод, у Декарта не является источником

познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и

подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является

составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются

факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть

слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит

свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование

есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше

мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь

теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем

сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух

взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания

индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а

органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания.

Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений,

мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала,

т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3)

Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это

полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.

Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная

заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф.

естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное

право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только

конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической

жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными

условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и

печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на

результаты своего труда, право на свои профессиональные способности).

Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного

сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские

принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции

США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой

жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире.

Общие особенности немецкой классической ф-фии.

Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50

лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей

истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В

истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и

Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм

развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения

действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой

теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги

Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория

развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля.

Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно

сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.

Ф-фия Канта.

Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория

происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –

Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.

Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого

разума”. Главной целью данной работы является исследование законов

человеческого разума, т.е. субъективной диалектики, Кант обосновывает, что

познание является главным видом человеческой деятельности, и данное

положение фундамент обосновывается. Познание связано с освоением всего

человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана возможность

отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем

человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные

возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность

формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о

диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти

понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не

объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект,

обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в

свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь

выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в

виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность,

любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный

(трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как

чувство пространства и времени, чувство дома и т.п. Одним из важнейших

вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о

критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного

познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием

познания является практика, связанная с преобразованием человеческого

разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого

разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и

понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии

всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей

познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже

время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно

с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные

объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий

за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного.

Ведущие идеи являются источником и основой веры.

Ф-фия Гегеля.

Выразителем завершения и окончательного оформления немецкой ф-фии был

Гегель. Он создает систему объективного идеализма. В этой связи отметим,

что в ф-фии было две системы объективного идеализма: 1)Платон 2)Гегель

«Феноменология духа», «Наука логики» — работы Гегеля. 1-я работа

посвящена онтологии (структуре мира). 2-я – теория развития, диалектика.

Кант исследовал …, т.е. субъективную диалектику, то Гегель ставит проблему

исследования всеобщего духа, объективной диалектики. Основа всей

реальности — объективная диалектика, Гегель призывает верить во всеобщий

дух и обосновывает существование всеобщего разума: бесконечностью

человеческого мышления и саморазвитием понятий. В основе учения Гегеля

лежит учение об абсолютном разуме, который и является источником всеобщего

развития, поэтому центральной идеей системы Гегеля является идея развития.

Развитие носит двусторонний характер, определяется двумя встречными

движениями: с одной стороны развитие идет от абсолютного разума к природе и

от природы к обществу с др. стороны от понятий к ф-фии, которая должна

включать и данные всех наук и религию, и нравственность, к абсолютному

разуму. Развитие в своей внутренней структуре противоречиво. В ф-кой

системе Гегеля всякое развитие заключено в триаде. Если движение есть

взаимодействие, то развитие есть триада: тезис, антитезис и синтез. В

системе Гегеля заложено внутреннее противоречие: Гегель считал свою систему

абсолютно завершенной, он считал, что это и есть конец ф-фии, с другой

стороны он провозглашал принцип всеобщего и постоянного развития, а в итоге

получается что данный принцип развития неприменим только к его системе.

Вывод: немецкая классическая ф-фия явилась завершением традиционного

идеализма, существовавшего со времен немецкой ф-фии, после греческой ф-фии

идеализм выражался в плюралистических, мелких течениях и не претендовал на

то, чтобы выразится в ф-ких системах, поэтому в современной ф-фии 20в, хоть

она и была в основном идеалистична, за 170 лет не было попыток создания

идеалистичных систем.

Возникновение и основные этапы развития русской ф-фии.

В советской литературе сложился стереотип, что русская ф-фия возникает в

18в и главными философами были Ломоносов, Чернышевский, Герцен и т.д., что

не соответствует истине. Центр возникновения ф-фии на Руси монастырские и

княжеские усадьбы 10-11в., основоположники: Владимир Мономах («Поучение

Владимира Мономаха») и автор «Слово о полку Игореве». В России поздно по

сравнению с другими странами возникла ф-фия. Причины:1) Господство на Руси

языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация

жизни. 2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми

культурами. Причины возникновения ф-фии на Руси:1) Введение христианства

единого духовного основания 988г на Руси. 2) Введение на Руси единого

письменного текста. 3) Введение единой политической жизни. Создание

государства. 4) Создание городов, как единой культуры, аккумуляция

культуры. Единственным недостатком, отсутствующим фактором, недостающих в

причинах — это отсутствие науки. По этой причине вся история ф-фии была

религиозно-иделистической. Основные этапы развития русской ф-фии.1) 10-17вв

этот период характеризуется этической ф-фией. Философские нравоучения. Ф-

фия единства. Ф-фия отражает связь светской и духовной жизни. 2) 18 — сер

19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной ф-фии

и в то же время зарождением натур ф-фии (ф-фии природы) в лице Ломоносова.

3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется

высшим развитием русской ф-фии («золотой век»). Это последний

заключительный период, т.е. последующие десятилетия русская культура

характеризуется отсутствием ф-фии. Существует вопрос, проблема возрождения

ф-фии. Наиболее выдающимися представители в русской ф-фии были: в рамках

религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел

Флоренский, Николай Бердяев; в рамках космизма: Циолковский, Федоров; в

рамках мистики: Шестов; в рамках ф-фии свободы: Н. Бердяев; в рамках

социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин; таким образом русская ф-фия

третьего периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической

в различных формах.

Русская ф-фия «Серебряного века»

Ф-фия единства начинается с Одоевского. В рамках этой ф-фии единство

русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие, как

духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативный

строй, как экономическая система. Основателями социально-критической ф-фии,

критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным

противником марксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления

русского народа и разрушение авторитарного государства. В рамках этой ф-фии

и решалась проблема свободы человека. Основателем ф-фии мирового единства

был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В

основе этой системы находятся такие учения:1) О богочеловечестве. 2) О

богочеловеке. 3) Учение о Софии. В рамках этой системы делается вывод, что

проблема всеединства неразрешима только в рамках ф-фии. Требуется синтез ф-

фии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся

приоритетом ф-фии, поэтому В.Соловьев основал идею создания более обширной

науки чем ф-фия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии

тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская ф-фия была также

представлена таким направлением как «русская идея», или русский путь

развития, основные положения этой ф-фии:1) Россия занимает особое положение

в человеческой системе, находясь на стыке двух мировых культур. 2) По этой

причине Россия представляет главную проблему в человеческой истории. 3)

Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и в этом заключается

трагичность ее судьбы. 4) Россия является по своему положению потенциальным

источником, эпицентром человеческих потрясений. 5) Россия также является

потенциальным отстойником мировых культур, в то же время Россия может быть

началом новой человеческой истории. Россия в сущности обладает самым

уникальным историческим потенциалом, таким образом русская ф-фия 19 — 20вв.

внесла существенный вклад в развитие мировой ф-фии.

Неклассическая западная ф-фия 19 века

Философский позитивизм.

Данная ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм –

есть преимущественно социальная ф-фия. Основоположниками этой ф-фии

является Кант и Спенсер, поэтому социология вытекает из позитивизма.

Основная работа: «Курс позитивной ф-фии» Канта. Социальным источником

данной ф-фии является Великая французская революция, которая породила

насилие и хаос. Поэтому главной задачей новой ф-фии и являетя создание

эволюционной ф-фии общества исключающей революции (ф-фия револютивизма). По

сути дела револитивизм в качестве противопложника марксистской ф-фии,

которая обосновывает необходимость революционных преобразований общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.