рефераты скачать

МЕНЮ


Философия Платона (MS WORD 2000)

устройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и

чужестранцев, но осуждает воины.

В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает

вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности

человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном"

государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди

правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь

закон важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все

без исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам

государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех

остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и

осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних

детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях,

Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).

Философы, на основах разума, управляют остальными классами,

ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновении

низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды

. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда.

Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необходимым.

"Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожая слабейших и

регламентируя жизнь остальных.

Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная

регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным

понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству,

зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив,

единство людей Платон считает основой такого государства. Во времена

древности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, люди

рождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в

материальных благах и много времени посвящали занятиям философией. Во

многом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (у всех одна

мать земля). Платон хочет достичь того же результата, "обобществив" не

только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог

сказать: "Это моя вещь", или "Это моя жена". По идее Платона, мужчины и

женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается,

браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших с

худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое

время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в

пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами

всех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей является

высшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-

стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие

вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и

отсутствие восстаний.

Таким образом, правящие классы государства Платона составляют

коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает

среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике

автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух,

пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном"

государстве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы

удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих

действиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с

"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своими

овцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашим

представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть

даже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным

желаниям меньшинства".

Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли

от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и в

создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.

Объективный идеализм Платона

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не

отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный,

материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное

целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но

зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это

самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они

составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей.

Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи,

управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.

Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в

вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное

абсолютной красоте.

Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он

признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека,

то есть объективного идеального бытия.

Основные философские принципы платонизма:

1. Идея вещи есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений

вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет

собою в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и

единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих

единичных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным

существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,

которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или

выше неба.

Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным

вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм

как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим

единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип

единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его

построения.

Строение души по Платону

Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей.

Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но

существуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически

упорядоченных частей:

1. разум,

2. воля и благородные желания

3. влечение и чувственность.

Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать свои

нечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этого

человек способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но под

влиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что

его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум,

поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболее

далеко в процессе воспоминания.

Платоновский идеализм

Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в

отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное,

захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями

и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения

поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными

повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и

систематически изложить его довольно сложно, так как приходится

реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые

настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в

свою противоположность.

Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она

всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с

любыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальном

государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые

намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в

науке счисления». Систематическое широкое использование математического

материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон

подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.

Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал

основополагающим принципом платоновской гносеологии.

Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики

обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной

действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей,

воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи

непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые

бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и

образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных

предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от

чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей

- тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же

всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются

большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа)

получаются из большого и малого через приобщение их к единству.

Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс

построения космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись с этим

описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и

на многих этапах творения существенно использовал математические положения,

а порой и выполнял точные вычисления.

Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать и

некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить

трактовка социального отношения «равенство» в диалоге «Горгий» и в

«Законах». Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику

при разработке основных разделов своей философии: в концепции «познание -

припоминание», учении о сущности материального бытия, об устройстве

космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла

значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Так

в чем же заключалась его концепция математики?

Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,

астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые «произвели число,

дали идею времени и возбудили потребность исследования вселенной».

Изначальное назначение математики в том, чтобы «очищался и оживлялся тот

орган души человека, расстроенный и ослепленный иными делами», который

«важнее, чем тысяча глаз, потому что им одним созерцается истина».

«Только никто не пользуется ею (математикой) правильно, как наукою,

влекущей непременно к сущему». «Неправильность» математики Платон видел,

прежде всего, в ее применимости для решения конкретных практических задач.

Нельзя сказать, чтобы он вообще отрицал практическую применимость

математики. Так, часть геометрии нужна для «расположения лагерей», «при

всех построениях как во время самих сражений, так и во время походов». Но,

по мнению Платона, «для таких вещей ...достаточна малая часть

геометрических и арифметических выкладок, часть же их большая,

простирающаяся далее, должна ...способствовать легчайшему усвоению идеи

блага». Платон отрицательно отзывался о тех попытках использования

механических методов для решения математических задач, которые имели место

в науке того времени. Его неудовлетворенность вызывало также принятое

современниками понимание природы математических объектов. Рассматривая

идеи своей науки как отражение реальных связей действительности,

математики в своих исследованиях наряду с абстрактными логическими

рассуждениями широко использовали чувственные образы, геометрические

построения. Платон всячески старается убедить, что объекты математики

существуют обособленно от реального мира, поэтому при их исследовании

неправомерно прибегать к чувственной оценке.

Таким образом, в исторически сложившейся системе математических знаний

Платон выделяет только умозрительную, дедуктивно построенную компоненту и

закрепляет за ней право называться математикой. История математики

мистифицируется, теоретические разделы резко противопоставляются

вычислительному аппарату, до предела сужается область приложения. В таком

искаженном виде некоторые реальные стороны математического познания и

послужили одним из оснований для построения системы объективного

идеализма Платона. Ведь сама по себе математика к идеализму вообще не

ведет, и в целях построения идеалистических систем ее приходится

существенно деформировать.

Вопрос о влиянии, оказанном Платоном на развитие математики,

довольно труден. Длительное время господствовало убеждение, что вклад

Платона в математику был значителен. Однако более глубокий анализ

привел к изменению этой оценки. Так, О.Нейгебауэр пишет: «Его собственный

прямой вклад в математические знания, очевидно, был равен нулю...

Исключительно элементарный характер примеров математических рассуждений,

приводимых Платоном и Аристотелем, не подтверждает гипотезы о том, что

Эвдокс или Теэтет чему-либо научились у Платона... Его совет астрономам

заменить наблюдения спекуляцией мог бы разрушить один из наиболее

значительных вкладов греков в точные науки». Такая аргументация вполне

убедительна; можно также согласиться и с тем, что идеалистическая

философия Платона в целом сыграла отрицательную роль в развитии математики.

Однако не следует забывать о сложном характере этого воздействия.

Платону принадлежит разработка некоторых важных методологических

проблем математического познания: аксиоматическое построение математики,

исследование отношений между математическими методами и диалектикой,

анализ основных форм математического знания. Так, процесс доказательства

необходимо связывает набор доказанных положений в систему, в основе

которой лежат некоторые недоказуемые положения. Тот факт, что начала

математических наук «суть предположения», может вызвать сомнение в

истинности всех последующих построений. Платон считал такое сомнение

необоснованным. Согласно его объяснению, хотя сами математические науки,

«пользуясь предположениями, оставляют их в неподвижности и не могут дать

для них основания», предположения находят основания посредством

диалектики. Платон высказал и ряд других положений, оказавшихся

плодотворными для развития математики. Так, в диалоге «Пир» выдвигается

понятие предела; идея выступает здесь как предел становления вещи.

Критика, которой подвергались методология и мировоззренческая система

Платона со стороны математиков, при всей своей важности не затрагивала

сами основы идеалистической концепции. Для замены разработанной Платоном

методологии математики более продуктивной системой нужно было подвергнуть

критическому разбору его учение об идеях, основные разделы его философии и

как следствие этого = его воззрение на математику. Эта миссия выпала на

долю ученика Платона - Аристотеля.

Философия Платона

Древнегреческая философия, чистая в своих истоках и приведшая к

замечательному прорыву в понимании человеком устройства мира, в котором он

живет, вскоре замутилась вследствие некоего демонического влияния,

проявившегося, во-первых, в атеизме Гераклита и Демокрита, а во-вторых, в

скептицизме софистов. Во второй половине V в. до н.э. софисты грозили

увлечь за собой наиболее талантливых греческих юношей, фактически

монополизировав сферу образования. Успех софистов на ниве просвещения завел

бы греческую философию в тупик. В результате мы не имели бы ни Платона, ни

Аристотеля. Однако во второй половине V в. до н.э в Афинах у софистов

появился мощный конкурент. Им оказался Сократ, последователь философии

Анаксагора. Сократ воспринял лучшие традиции милетской школы, восходившей к

светлому, незамутненному источнику истинного знания (Тертуллиан в

"Апологетике" говорит о том, что философия в своих истоках восходит к

божественному откровению). Между Сократом и софистами разгорелась настоящая

борьба за души греческих юношей, интересующихся наукой и философией. Чтобы

одержать победу в этой борьбе Сократ должен был показать, что он не только

умнее, но и нравственно выше своих противников: не только искусством спора,

но и примером своей жизни он должен был завоевать, привлечь к себе души

своих учеников. Из учеников Сократа наиболее способным был Платон. Личность

Сократа, его мученическая смерть, принятая с необыкновенным мужеством, -

все это, несомненно, произвело сильное впечатление на Платона. В этом

контексте уместно вспомнить евангельские слова: "Если зерно, падшее в

землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода"

(Ин. 12.24). Обладая прекрасной памятью, Платон запомнил беседы Сократа в

мельчайших подробностях и позднее записал их. Записи бесед (диалогов), в

которых Сократ играет главную роль, составляют основную часть философского

наследия Платона.

Наследие Платона оказало громадное влияние на европейскую философию.

Систематическое изучение философии Платона продолжалось в течение всего

античного периода в стенах, основанной Платоном Академии (закрытой по

приказу императора Юстиниана лишь в 529 г. н.э.); после некоторого упадка

интереса к платонизму в течение средних веков, изучение философии Платона

было продолжено в Италии в ХV веке. Главная заслуга в подготовке переводов

трудов Платона на латинский язык и комментировании их принадлежит великому

итальянскому гуманисту Марсилио Фичино (1420-1499). Вот что пишет о Платоне

Марсилио Фичинo во введении к латинскому переводу диалога Платона

"Протагор";

"Существует у греков правдивейшее о Платоне высказывание: Феб родил

двух выдающихся сыновей - Эскулапа и Платона. Эскулап лечил тела, а Платон

- души[...] Болезнь же души состоит в ложных мнениях и дурных нравах.

Таковое же зло одаренным душам никем так легко не причиняется, как

софистами. Истинными философами являются те, кто старательно ищет истину из

любви к самой истине. Софисты же привязываются к мнениям из любви к

мнению”.

Тот же Марсилио Фичино в предисловии к другому диалогу Платона "Второй

Алкивиад или о молитве" показывает, что истинное отличие философа от

софиста состоит также и в том, что философ верит в Бога и просит у Него

мудрости, тогда как софист верит только в себя: "Что просит Сократ? Блага.

Какого блага? Мудрости, т.е. познания божественной истины, которое может

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.