рефераты скачать

МЕНЮ


Философия информации и сложных систем

пространстве я могу только помнить или догадываться. Все эти особенности

связаны, безусловно, со способностью индивида принимать и обрабатывать

информацию о мире.

Многие «неклассические» свойства человеческого времени, как личного,

так и социального, описаны в художественных произведениях. Так, в

антиутопии Дж. Оруэлла «1984» работа информационной спецслужбы

(«Министерство правды») приводит, по существу, к изменяемости исторического

прошлого. Предельный случай неравномерности личного времени описан Х. Л.

Борхесом в новелле «Тайное чудо». В сознании расстреливаемого поэта за

время полета пули проходит год, за который поэт успевает закончить главное

произведение своей жизни.

Гипотеза об удивительном топологическом свойстве физического времени

содержится в рассказе «Сад расходящихся тропок» того же автора. Согласно

этой гипотезе, в каждый момент времени, когда в нашем мире осуществляется

какой бы то ни было выбор между равновероятными возможностями, мир

разветвляется на несколько параллельных миров, в каждом из которых

реализована та или иная возможность. Таким образом, параллельно существует

бесконечное множество миров, в совокупности исчерпывающих все в принципе

возможные сценарии развития. Данная топология времени имеет место лишь в

сознании автора гипотезы, гипотеза обязана своим существованиям развитой

способности к обработке и выработке информации у человека.

Информация и общество

Особенности социальной информации

Социальные системы — это особый, высший из известных нам типов

материальных систем. И одна из особенностей общества, тесно связанная со

всеми другими его характерными чертами и отличающая его от других типов

систем — это способность к информационно-отражательным процессам особого

рода ([А6], [А10], [А11], [Б6], [Б10], [Б13]).

Биологическое и социальное отличаются в информационном плане «прежде

всего тем, что последний тип организации характеризуется наличием особой

надындивидуальной и внеорганической системы средств накопления, хранения и

передачи от поколения к поколению существенно важной для коллективного

объединения информации, программирующей действия входящих в него индивидов»

(Маркарян, 71). Наличие специфически социальной формы передачи информации

приводит к тому, что наряду с генетическими и условнорефлекторными

программами поведения как чисто биологическими появляются новые формы

детерминации поведения при помощи социальной информации и социальной

памяти. Ю. Лотман дает информационное определение понятия «культура» как

совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации и

хранения.

Человечество как особый тип организации материальных систем может

существовать именно потому, что надындивидуальное накопление, хранение,

передача и переработка информации оказались тесно связанными с развитием у

человека преобразовательной функции. Биологические системы, в основном,

приспосабливаются к окружающей среде, они с кибернетической точки зрения

относятся к классу (преимущественно) адаптивных систем. В каждой отдельной

человеческой личности сохраняется адаптивное свойство биологических систем.

Общество же в целом выступает как адаптирующая система, приспосабливающая

среду обитания к своим потребностям.

Связь между адаптирующим характером человеческой деятельности и

внеличностным накоплением информации проявляется в следующем. С одной

стороны, неограниченные возможности преобразования природы открывают все

новые возможности для создания носителей информации, для перемещения

информации из индивидуального сознания во внешние хранилища. С другой

стороны, преобразующая деятельность невозможна без отделения личного опыта

членов общества от них самих, обмена информацией. А это легче и надежнее

всего делать при помощи долговечных и общедоступных носителей.

При взаимодействии общества с природой потоки информациии идут в двух

противоположных направлениях. Во-первых, информация извлекается обществом

из природы в процессе материальной практики и научного познания. Во-вторых,

информация, переработанная обществом, переносится обратно в природу в

процессе преобразующей деятельности, создания вещей, «второй природы».

Каждая вещь несет в себе информацию о своих создателях: вложенную в них

научную информацию и сведения об их культуре, обычаях, укладе жизни. Так,

археолог далекого будущего, найдя лазер 20-го века, сделает вывод, что

людям этой эпохи была известна квантовая механика. А обнаружив тактическую

ракету, он сделает вывод о количестве и интенсивности конфликтов в нашем

мире.

Предметы материальной культуры имеют двоякую роль: с одной стооны, они

служат практическим целям, а с другой, — концентрируя в себе опыт

предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и

передачи информации. Для современника, имеющего возможность получать эту

информацию по многочисленным более прямым каналам, основной является первая

функция. Но для потомка, археолога она полностью вытесняется второй.

Характерной особенностью социальной информации является то, что высшие

ее виды все более отдаляются от чувственно воспринимаемых вещей. Человек

способен образовывать абстракции сколь угодно высокого уровня: абстракции

от абстракций, абстракции от абстракций абстракций и т. д. Это невозможно

было на биологической ступени развития, где информационно-отражательные

процессы не были столь самостоятельными и были связаны непосредственно с

потребностями организма.

Выше уже омечалось, что биологическая эволюция связана с диалектическим

отрицанием сигналов-кодов сигналами-образами. Возникновение человеческого

общества характеризуется переходом от сигналов-образов снова к сигналам-

кодам (коды 2-го порядка). Это знаковые формы сигналов в человеческом

обществе. Особенность кодов 2-го порядка состоит в том, что они

представляют собой знаки, обретающие внеличностную форму. К ним относятся

книги, магнитофонные записи, фотоизображения и вообще любые объекты

человеческой материальной и духовной культуры.

Знаки отличаются от образов тем, что сами по себе не имеют никакого (по

крайней мере, заметного) сходства с теми объектами реального мира, которые

с их помощью отображаются. Написанное на бумаге слово как графический

объект не похоже на звучание того же слова, а обе эти формы не похожи на

обозначаемый ими объект. Использование знаков возможно только при

достаточно развитой способности к абстракциям.

Эта особенность культуры была замечена еще ранее представителями

субъективного идеализма, например, неокантианцем Э. Кассирером,

прагматистом Ч. Моррисом и др. (излагается по [А10]). Согласно их концепции

(называемой «знаковой концепцией человека»), человек является не

социальным, а символическим существом. Человеческая культура, по Кассиреру,

представляет собой акты «объективизации» автономных творений духа в

памятниках, документах, которые имеют лишь символическое бытие. Человек,

таким образом, выступает как животное, создающее «символический мир».

Знаковая концепция абсолютизирует одну из реально существующих черт

человеческой культуры и игнорирует другие существенные черты. Автору

настоящего реферата более оправданной представляется, все же,

материалистическая точка зрения, согласно которой первична общественная

природа человека, а производство и использование знаков подчинено

общественно-производственной деятельности.

Различным формам общественного сознания соответствуют различные виды

информации. Это различие относительно, так как между этими формами

постоянно происходит обмен, в результате которого уровни социальной

информации взаимно обогащаются. Так, информация, непосредственно получаемая

древними в процессе материальной практики, находила свое причудливое

отражение в мифах и легендах и наоборот, мифологическое мировоззрение

оказывало влияние на практическую деятельность людей. В современном

обществе происходит интенсивный обмен информацией между науками о природе,

философией, моралью, обыденным сознанием. Так, в предисловии к одной из

научно-популярных книг по физике сказано, что «ни один из разделов физики

не способствовал в такой мере возвышению человеческого духа, как

термодинамика, особенно ее второе начало». Известно также то огромное

влияние, которое оказали на философию теория относительности, квантовая

механика и кибернетика. Проникновение философской информации в конкретно-

научные исследования связано, в основном, с ее методологической функцией.

Яркие примеры влияния науки и техники на обыденное сознание — космонавтика,

и информатика (в особенности Интернет).

Выше говорилось о той важной роли, которую играет структурная

(связанная) информация в обеспечении устойчивости системы. В обществе роль

такой структурообразующей информации играют традиции, верования, моральные

устои, национальное самосознание, то, что позволяет обществу оставаться

тождественным самому себе на протяжении веков. Очевидно, к информации

такого рода неприменимы чисто количественные критерии. Здесь необходимо

вовлечение качественны аспектов информации, смысловых особенно и

ценностных.

Научно-техническая информация и познание

Среди всех форм общественного сознания особо выделяется наука, которая

в последнее время играет все большую роль в жизни общества. Особенностью 20

века стало превращение науки в непосредственную производительную силу.

Теперь уровень развития производительных сил можно характеризовать не

только и не столько количеством перерабатываемой энергии и вещества, но и

количеством информации, заключенной в средствах производства, а также

количеством информации, циркулирующей в системах управления производством

([А6], [А9], [А10], [Б6], [Б12], [Б13]).

Кроме того, информация стала одним из важнейших производственных

ресурсов наряду с сырьем и энергией. Предприятие, обладая одними лишь

запасами сырья, не сможет ничего изготовить, если неизвестны технологии.

Как и любой производственный ресурс, научная информация стала товаром. При

этом имеется ряд существенных отличий информации от традиционных видов

ресурсов, которые делают ее наиболее выгодным товаром. Уникальная ее

особенность состоит в том, что информация при продаже, передаче, обмене не

отбирается у владельца, а дублируется. Это значит, что можно продать

сколько угодно копий одной и той же информации, вложив труд в ее

производство только один раз. Далее, обмен и движение информации происходит

значительно быстрее, чем любых «материальных» товаров, что позволяет

чрезвычайно быстро делать деньги на информационном рынке. В отличие от

любых других товаров, информация не теряет своего качества и не

обесценивается в процессе потребления, в том числе и многократного. С

другой стороны, информация быстро устаревает, обесценивается в результате

научно-технического прогресса. Поэтому по отношению к информации совершенно

неприменима тактика «скупого рыцаря». Выгоду получает не тот, кто владеет

информацией, а тот, кто ею постоянно обменивается.

Все эти особенности привели к возникновению самостоятельного

информационного сектора экономики, быстрый рост удельного веса которого

позволяет уже говорить и о полностью информационных экономиках. Выгоднее

стало изобретать новые материальные блага, чем производить их. В системе

мирового разделения труда развитые страны все более берут на себя

изобретающую функцию, оставляя производство на долю отсталых и бедных

стран. Мир постепенно разделяется на страны — конструкторские бюро и страны

— цеха [Б15].

Товаром, однако, становится не всякая научно-техническая информация.

Особое место в науке занимают фундаментальные исследования, которые, как

правило, настолько опережают развитие производительных сил, что их

непосредственное использование в производстве совершенно невозможно.

Владение фундаментальной информации не дает никакой экономической выгоды. С

другой стороны, согласно выработавшемуся за последнее столетие моральному

кодексу ученого, фундаментальные знания должны быть достоянием всего

человечества. Международное сотрудничество в области фундаментальных

исследований возможно только при условии активного и свободного обмена

всеми получаемыми результатами. Только в этом случае удается избежать

ненужного дублирования, координировать усилия, разрабатывать проблему с

разных сторон и т. п.

С другой стороны, товаром может становиться не только научная

информация. Быстро устаревающие данные, информация разового пользования,

такая, как курсы валют и котировки акций необходимы предпринимателям для

успешной деятельности. Другой вид информации-товара представляет собой

развлекательная информация. Развлечения и досуг имеют немалый удельный вес

в печатной продукции, на телевидении и в Интернете.

С прогрессом науки связана глобаьная проблема информационного кризиса.

Она представляет собой противоречивое единство информационного взрыва и

информационного голода. Информационный взрыв состоит в том, что общее

количество научной информации, накопленной человечеством, растет

экспоненциально. В нашем столетии в области физики, математики, биологии,

астрономии было накоплено больше информации, чем за всю предыдущую историю

человечества. Возникли новые направления и новые науки: кибернетика,

синергетика, бионика, генетика и т. д. Парадокс информационного голода в

том, что он являет собой обратную сторону информационного взрыва.

Исследователь оказывается беспомощным в море информации. Даже по

узкоспециальным темам публикуется больше, чем исследователь в состоянии

прочитать. Проблема усугубляется тем, что нужная исследователю информация,

по существу, никак не отделена от ненужной. Поэтому ученый вынужден

тратить, по некоторым оценкам, до 50% (!) времени на нетворческую работу,

связанную с поиском и обработкой информации по теме своих исследований.

Известно, что сделать открытие самому иногда оказывается проще, чем узнать,

что оно уже сделано.

Возможны два пути преодоления информационного кризиса. Первый путь

состоит в создании технических средств хранения, обработки и передачи

информации, избавляющих исследователя от рутинных операций поиска. Для этой

роли как нельзя лучше подходит Интернет. Уже в его современном виде он

обеспечивает широкий спектр функций поиска информации по любой заданной

теме. Дальнейшее развитие Интернета должно проходить по линии

интеллектуализации средств поиска, что невозможно без совершенно новых

средств компьютерного анализа семантики текстов. В идеале сценарий работы

ученого с Интернетом должен выглядеть следующим образом. Ученый задает (в

свободной словесной форме) описание интересующей его темы. Сервер

круглосуточно осуществляет семантический анализ всех материалов, помещаемых

в Интернет учеными всего мира, находит среди них те, которые касаются

заданной темы, сортирует их по степени важности, если необходимо,

аннотирует и реферирует их и выдает ученому осортированную подборку

текстов. (Подробнее о роли Интернета в жизни общества — в следующем

подразделе.)

Этот путь, безусловно, чрезвычайно важен, и может привести к скачку в

производительности интеллектуального труда. Но все же, он состоит в

устранении следствия, а не причины кризиса. Причина же лежит в самой

структуре (точнее — бесструктурности) научного знания. Развитие специальных

наук идет по линии углубления и специализации знания, накопления все

большего количества информации о все более узких классах явлений.

Философия, наоборот, идет по линии обобщения, получая все более общие (и

потому все менее содержательные) законы, касающиеся все более широкого

круга явлений. В пределе наука будет знать «все ни о чем», а философия —

«ничего обо всем». Экспоненциальный рост конкретно-научного знания привел к

тому, что скорость накопления знаний превысила способность человека

философски осмысливать их и приводить в целостную систему.

Эта проблема может быть решена только построением принципиально новых

интегральных теорий, междисциплинарных направлений, позволяющих с единых

позиций подойти к качественно разнородным явлениям. Стало необходимостью

открытие законов, с одной стороны, достаточно содержательных (что

свойственно конкретно-научным законам) и, с другой стороны, достаточно

общих (как законы диалектики). Такие теории по отношению к сегодняшнему

научному знанию сыграют ту же роль, какую обычные естественнонаучные законы

играют по отношению к совокупностям эмпирических фактов.

Например, до создания Ньютоном целостной теории механического движения

падение яблока, движение Луны и полет артилерийского снаряда представлялись

совершенно различными явлениями, и единственный способ изучения их состоял

в накапливании огромных массивов экспериментальных данных, практически

бесполезных именно в силу своей необозримости. Открытие общих законов

движения позволило «свернуть» все имеющиеся экспериментальные данные (и,

что главное, все данные неосуществленных, но в принципе возможных

экспериментов) в несколько компактных формул.

Аналогичным образом, «объединенная теория» («всеобщая теория всего» —

по выражению С. Лема) должна свести к единым основаниям необозримое

многообразие частных теорий. Систематизировать и структурировать сумму

знаний — значит многократно упростить ее. Надежду на объединение наук дает

тот факт, что в нашем столетиии уже возникло несколько междисциплинарных

интегральных областей знаний, среди которых кибернетика и синергетика. Так,

кибернетика обобщила данные биологии, социальных и технических наук

показала изоморфизм всех процессов управления, существующих в живой

природе, обществе и технике. (О синтезе знаний см. [Б20])

Здесь уместно сказать о качественном различии двух уровней информации:

частных эмпирических законов и законов общенаучных. Частные закономерности

содержат значительное количество информации об узких классах явлений.

Информация этого типа выступает, главным образом, как отраженное

разнообразие эмпирических фактов. Общенаучные и общефилософские законы

содержат значительно меньшее количество информации, но приложимы к

неизмеримо более широкому множеству явлений. В конкретно-научных

исследованиях общефилософские законы играют, в основном, методологическую

роль. В частности, они позволяют исследователю выделить заведомо

бесполезные направления поиска, отсечь обреченные на провал гипотезы.

Поэтому информация, заключенная в общих законах, выступает, главным

образом, как ограничение неопределенности.

Общество и информатизация

Изобретение в 20 веке устройств для автоматизированной обработки,

хранения, передачи и выдачи информации, как, наверное, никакое другое

изобретение в истории чнловечества, имело огромные последствия для

современного общества. С одной стороны, с информатизацией связывались

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.