Философия, ее предмет и метод
58. Проблема истины в философии, диалектика абсолютной и относительной
истины.
Философские учения об
истине.
Истина - соответствие
наших знаний действительности. мстина объективна по своему содержанию
и источнику.
Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка.
Объективная истина
выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной
истины. Абсолютная
истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет
пределов все более
полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не
приходящего знания в
составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е.
истины факта, кот. не
ставятся под сомнения.
Относительная истина -
такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает
завершённостью, не
является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой
относительной истине
содержится момент истины абсолютной.
Релятивизм
абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний.
мз
диалектики
относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он
требует подходить к
объекту познания с учётом реальных условий.
Практика - критерий
истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного.
Относительность
практики - её историческая ограниченность.
Различные теории об
истине:
1. прагматизм -
критерий истины - польза, удобство
2. богданов считал,
что критерий истины - общепризнанность
3. конвенционализм -
берёт за истину условное соглашение людеё
4. неопозитивизм и
постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи-
цированности
Принцип верификации -
истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом
Принцип
фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки
опровержения.
Знания можно оценить
сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. мстина не всегда совпадает с
пользой.
В знаниях о человеке и
обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в
этих сферах более
альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина
и здесь имеет место.
59. Характерные черты и особенности современной европейской философии.
(см 51)
60. Диалектическая связь общества и личности, социального, социальные
типы личности.
Общество и личность:
диалектика единичного, особенного, общего.
Понятие личности
является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность
выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических
условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется,
присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения
культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния
эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых
личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного
сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения
быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство
общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того
что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет
индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной,
социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип
личности, с переходом от индустриального к информационному обществу
типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности
выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на
интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический
тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование
личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования
происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия
личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда,
быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи
информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они
становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет
личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья,
коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек
практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о
том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой
к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной
самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий,
находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой
среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды,
подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные
условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности
чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается
в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда
заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего
поведения.
61. Позитивизм как философское учение, его исторические формы, современный
критический рационализм.
Сущность и этапы развития философии позитивизма
1)позитивизм.30-40 гг 19в, во Франции образовалась школа,
основоположником позитивизма был Конт. Высказывал убеждения в способности науки
к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области. Ф нужна для
объединения всех знаний.
2)эмпириокритицизм.Пред-ми были Авенариус, мах. Сводили всю
философию к субъектно-идеалистическому познанию. Основа знания: чувства и
ощущения. Материя-это то, что мы чувствуем.
3)неопозитивизм 20 гг ХХв (надо найти логический атом-научный
язык, проблема, значение, метода, верификация{проверено на опыте}). Самая
влиятельная из этих направлений-философия лингвистического анализа (все
проблемы связаны с засорением нашего языка) Хотели включить науку в философскую
истину-то, что наблюдаем…опыт->осмысление-> истина.
4)постпозитивизм
Наука как целая динамическая, развивающаяся система. Научный
метод-предположительная догадка или опровержение. Отвергают чувсвенность,
переживания
Позитивизм и его эволюция.
Позитивисты отрицают
все фил. проблемы, которыми занималась
философия на
протяжении многих лет. По их мнению фил. не-
должна выходить за
рамки позитивного, положительного знания.
т.е. опытных данных
наук. А науке не доступна сущность вещей.
Она может описывать
лишь внешние связи между явлениями.
Характерная черта
позитивизма - агностицизм. Позитивизм
(особенно его первые
формы) выступает как субъективный идеа-
лизм. Позитивизм
трактует опыт, как совокупность ощущений ч-
ка. Возникает в конце
19-го века.
1-ая форма позитивизма
- позитивизм Конта, Миля и Спенсера.
Они считают, что фил.
должна обобщать научные знания.
2-ая -
эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный
субъективный реализм.
3-я - неопозитивизм.
(Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься
изучением природы
научного знания. Критерий истины - опыт.
4-ая - пост
позитивизм. мсследует соц. природу научного знания и
эффективность научной
теории.
Философский
позитивизм.
Данная
ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм – есть
преимущественно социальная ф-фия. Основоположниками этой ф-фии является Кант и
Спенсер, поэтому социология вытекает из позитивизма. Основная работа: «Курс
позитивной ф-фии» Канта. Социальным источником данной ф-фии является Великая
французская революция, которая породила насилие и хаос. Поэтому главной задачей
новой ф-фии и являетя создание эволюционной ф-фии общества исключающей
революции (ф-фия револютивизма). По сути дела револитивизм в качестве
противопложника марксистской ф-фии, которая обосновывает необходимость
революционных преобразований общества. Каковы исходные положения данной ф-фии.
Главным объектом ф-фии является не мир в целом, а человечество как единое
целое. Человечество является высшим существом и существом мистическим, где существуют
два противоположных мира. Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо
обосновывать синтез между двумя этими мирами. В этом синтезе ведущим началом
должен быть мир разума те, в новых условиях повторяется положение , что миром
правят идеи. Прогресс общества определяется умственным прогрессом – базис
общества – это есть образование и наука – это есть всеобщий дух пораждается
человечеством. В то же время существует и проблема деформации всеобщего духа –
это деформация «замутнение всеобщего духа». Происходит посредством революции,
т.к. революции разрушают структуру единого человеческого организма.
Обоснованием необходимости позитивной ф-фии было объяснено 3-мя основными
стадиями развития человечества: 1) теологическая стадия 2) метафизическая – это
стадия современного человечества. Это тяготение людей к демократии,
либерализму, к абстрактным формам мышления и др. 3) позитивная – которая
сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии человечества.
Метафизическая стадия базируется на основе наук. По сути дела позитивизм
является источником науки управления – менеджмента. Энергетика – наука о
самоорганизации. Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-структурного
анализа. Вывод: 1) позитивизм является выражением прежде всего синтеза всех наук,
ф-кие науки. 2) позитивизм также является источником возникновения многих
наук: социология, энергетика, теория систем и др. Итак, позитивизм выразил в
высшей форме законы развития человеческого разума применительно к самой
человеческой жизни.
62. Правовое сознание, его сущность, особенности, цели формирования.
Правосознание есть та
форма общ сознания, в кот выражаются знание и оценка принятых в данном обществе
в качестве юр законов нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права -
индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж
положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит созн оно
мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к гос-ву
не как к субъекту полит власти, а как к вн регламентирующей силе, требующей
безусловного подчинения. В отличии от нравств норм в правосознании понятия
должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш
которого сопровождается правовыми санкциями.
Правосознание
внутренне близко с рационально-нравств категориями. Это имеет свои истор
причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С
образованием гос-ва нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе
с тем уже в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей
справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн продолжали
развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга.
Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести
в себе и элемент критики сущ юрид системы, может противопоставлять ей
исторически обусловленный теорет идеал соц справедливости.
Так
в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось “божественным
правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр идеал соц справедливости
стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен
меть равные с другими права.
Юрид
право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в кач границы этой
свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную го защиту.
Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц
деятельности, что явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само
законодательство рассм эти отношения со стороны гос-ва, а общ сознание в его
правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны
личности и дает ей ту или иную оценку в соотв с нравственным идеалом соц
справедливости.
Любое
законод право, т.о. исторично, оно сначала появл как теорет идеал, а затем
функционирует в кач закона в соотв с вызвавшими его социально-истор причинами.
Однако
наряду с переменными характеристиками правосознания в ем содержится и некоторая
постоянная величина: всякое общ сознание обязательно содержит в себе идею
общества, а всякая идея общ должна базироваться на определенных правовых
отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных
отношений между личностью и гос-вом, кот признаются необходимыми для
поддержания общества против сил анархии, кот нужно знать и соблюдать, но нельзя
считать абсолютными, т.е. свободными от крит оценки. Воля гос-ва сама по себе е
явл конечным основанием права. Вопрос о кон основаниях права относится к
области филос теорет постулатов о назначении гос-ва, сущности человака, его
естеств правах...
63. Сущность философского учения герменевтики.
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.
Наука о
понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания.
П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет
гермен для исследования лит-ры.
Искусство и
теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его
объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и
субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в
связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и
развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие
так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У
Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить
понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей.
При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с
абстрагированием и установлением общего, закона. В 20в Г. постепено
оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках
экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает
функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,
социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики
идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г.
с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас)
Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства
и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У
Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж
философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих
дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.
Дилтей
- Г. - это связующее звено между фил и истор науками.
23 - 28 отсутствуют.
64. Диалектика количественных и качественных изменений характеристика
скачков.
Мир многообразен. Это
мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета,
обуславливающая его
сходство и различие с др. предметами, проявл-щаясся во взаимодействии с
ними. Св-ва вещей
объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут.
Кач-во - внутренняя
определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его сущест-
венных св-в при
взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет
перестает быть самим
собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность
пр-та, кот.
характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания
процессов. К-
во - кач-во в его
пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера -
диалектическое
единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот.
сохраняется кач-ная
определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения,
постоянно
совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт
при достижении границ
меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно
кач-во - в др. кач-во
путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление
новой. З-н носит
всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм
развития.
Переход от одного
кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают
взрывные ( с ярко выр.
границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные.Понятие скачка
относительное. Необх.
учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го
изменения.
65.Характеристика философии экзистенциализма.
Он возникает в начале
20-го в. в Германии, России, Франции.
Различают религиозный
и атеистический экзистенциализм. Для
экзистенциализма
характерна ориентация на худ литературу. Одна
из центральных
проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в
этом мире. Все что он
создает противостоит ему (партии, классы, и
тд). Фил обязана
помочь ч-ку. Ее предметом должно быть под-
линное бытие ч-ка.
Центральная категория - экзистенция. (Под-
линное существование).
Существование предшествует сущности.
Ч-к сначала
существует, а потом определяет себя в мире, приобре-
тает свою сущность.
Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен-
ность за этот выбор.
Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в
важный момент(смерть,
болезнь:). мменно здесь проявляется его
подлинное бытие.
Социально-политические позиции у экзистен-
циалистов не
одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что
жизнь - бытие к смерти.
Ч-к должен достойно умереть, если
приходит смерть и
борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен-
тируется на жизнь,
проявляет огромную волю к жизни.
66. Преемственность в развитии, диалектическое отрицание. Закон
отрицания отрицания
Всякая конечная сис-ма
развивается на основе единства и борьбы противопо-
ложностей и проходит
ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап
развития отрицается по
след. этапам. В тоже время сущ. преемственность
развития, связь м/у
этапами. Единство преемственности и поступательности
составляет содержание
и суть з-на отрицания отрицания.
Отрицание - это
необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление
не может быть
абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не
уничтожимости материи.
Различают три вида отрицания:
1)
Формально-логическое
2) Метафизическое. Его
источник - внешний источник а не единство и
борьба
противоположностей.
3) Диалектическое
отрицание, кот. разворачивается на основе единства и
борьбы
противоположностей.
Две разновидности диалектического
отрицания:
1) Конструктивная, с
преобладанием созидательных моментов.
2) Деструктивная, с
преобладанием разрушительного момента.
Структура отрицания:
1) Тезис (исходное
положение)
2) Антитезис
(самоотрицание исходного положения)
3) Синтез (возврат к
исходному положению на новой стадии развития с
удержанием
положительного)
Развитие спиралевидно.
Спиралевидность развития - единство преемственности
поступательности и
направленности. Развитие не возможно понять либо как
сугубо прогрессивное или
регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и
регресса. Прогресс -
развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.
67.Сущность философии прагматизма.
Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от
принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире,
началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич.
проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях.
Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении
успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е
годы XIX века в США.
прагматизм - критерий
истины - польза, удобство
68. Специфика религиозного сознания, религиозная идеология и психология.
Идеология - частичный аналог
теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса,
партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто
проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии,
особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут
одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния
идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от
обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для
стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но
для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия
(демократия).
Общественная
психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором
представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи,
нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика
здравого смысла.
69. Неотомизм как философия современного католицизма.
Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского,
выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание
Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога.
70. Способ производства материальных благ и его структура. Диалектика
производительных сил и производственных отношений..
Производительные
силы – активная сторона
способа пр-ва. Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или
труд), вещного эл-та (средства производства), которые подразделяются на
предметы труда и средства труда
Производственные
отношения - отношения людей
друг к другу в
процессе пр-ного обмена, распреде-
ление и потребление
матер. благ, это отношение
собственности.
) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими
свойствами сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют
приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать
такие средства.
б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной
формы продукта пр-ва.
в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его
желание трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая
сила мертвы.
Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются
орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и поднимал
их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии
производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в
непосредственную производительную силу общества, но такой она является в
целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва являются
условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не только с
природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой
деятельностью.
71. Философия о происхождении и сущности человека.Человек и
человечество.
Человек - это понятие относится к человеческому роду в
целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от
животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид
- отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность
индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий
себя в соц-ой деятельности.
72. Понятия и характеристики диалектики и метафизики как философских
методов.
Диалектика и метафизика
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва
и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д.
возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже
античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть
как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства
в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным
иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1)
способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации
понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит. изобретателем Д.
Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при попытке мыслить понятия
движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от аналитики как науку о вероятн.
мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за элеатами опред. истинное бытие как
тождеств. и неизменное, но обосновыв. диалект. выводы о том, что высшие роды
сущего могут мыслиться только т.о., что каждый из них есть и не есть, равен
себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое иное. Сл. бытие
заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще,
неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для
побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д.
Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д.
стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху
Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и
Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о
субстанции как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции
богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как
условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ.
сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм,
к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только
как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнание
истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к
ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в
метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич.
процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор.
познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по
Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы,
огранич. познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д. была
идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и
духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого
движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть
такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти
определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.
Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания
мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки
имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то
значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано
Марксом и Энгельсом.
Отбросив идеалистич.
содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания
историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в
природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития
как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь
только по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич.
учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в
становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се
развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В
этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная
история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно
общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д.
является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и
источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и
принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в
качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента
развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе
нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой
ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный,
полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени
развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого,
переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким
застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва,
помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития,
несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим
формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач.
части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики.
Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения
первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для
всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М.
служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М.
применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в
17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта
связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как
антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда
рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга,
отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве.
Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности
и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в
связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд
изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в
смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М.,
как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
73. Характеристика письменных философских источников периода киевской
Руси.
74. Аксиология как учение о ценностях, типы ценностных теорий.
Аксиология - наука о
ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия
становится психологичной.
Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях.
Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них
производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,
художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для
него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его
жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота.
Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога,
а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов
способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой
системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение,
познание и техника, гос-во и социальная справедливость.
75. Роль братских школ Киево-Могилянская академия в развитии философии
Украины.(см. )
76. Ценностные ориентации и их типология.
каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии
Сковороды.
Сын малоземельного
казака, получил образование в Киево-могилянской духовной академии, отказавшись
от духовной карьеры избрал путь проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние
идеи Платона, философов нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между
матер-ом и идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов,
однако пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе
закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”:
макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и каждый из
них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-ей”(духовной). Пытался
объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия противоречия между духовным и
матер-ым началами, что харак-но для пантеизма. Сковорода признавал
распределительность челов-го познания пропагандировал учение Коперника. Его
этические проповеди были обречены в религиозную форму. Сковорода призывал
покончить с бесправием. Хотя он разделял интересы народа его решения соц-ых
проблем носило утопический хар-ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва
моральное начало. Изучал проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его
источниками были библия, фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий-
диалог,в кот.рассматр-ся разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для
того времени идеи о творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как
основе общ-ой жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но
распространялись в рукописных изданиях.
----
Работа выполнялась за день до экзаменаJ так что могут
быть маленькие ОчЕпЯтКи не обращайте внимание, работа выполнена по билетам
НАПКСа г.Симферополя группа ЭК-101 была, щас наверное уже больше на пару
курсов!. Использованы материалы всей сети internet! Все перерыл. Был письменный
экзамен проверял Михайлов А.Н. поставил ХОРОШО, вот урод! Вообщем желаю удачи,
печатай 6 шрифтом, все видно на листе!!! УДАЧИ УДАЧИ УДАЧИ … Maxim.NAPKS-rulit
!!! icq 314804045 mail : maximka@crazy.ru пишите мож еще подгоню
работ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|