рефераты скачать

МЕНЮ


Философия, ее предмет и метод


12. Основные методы научного познания, их общая характеристика и значение.


Методология - учение о методах.

В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:

- философия науки

- материалистическая диалектика

- феноменология

- структурализм

- пост позитивизм

- герменевтика - теории интерпретации текста

Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.

Классификация методов научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного

познания

II. с учётом уровней познания выделяют методы

эмпирического и теоретического исследования

III. в зависимости от структуры познавательной деятельности

выделяют обще логические методы познания.

Методы эмпирического исследования:

- наблюдение

- эксперимент

- сравнение

- измерение

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. мсследователь не

вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное  и с помощью приборов.

мзмерение - даёт количественную сторону явления.

Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -

мысленный и с помощью приборов.

Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.


13. Философские взгляды Сократа и Платона как выражение идеалистического направления античной философии.


СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников, большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а также выступл самого Сократа против демократии  восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона, Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Философия  по Сократу - учение о том как следует жить. Он выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.                        .

 ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был  противником демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г.  он вернулся в Афины и основал школу (академия).

Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя  принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть - искусство диалектики.

14. Характеристика пространства и времени как форм существования материи.

 Важнейшими формами бытия являются время и пространство.Сущ. 2 основные точки зрения на время и пространство:

1)субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями.Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.

2)реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.

Демокрит (античн): пространство оттождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным, его св-во изотопно, однородно. Галилей : время однородно и необратимо.Гегель пространство рассматривал как форму индивидуального сознания, как априорные формы чувственного созерцания.

Пространство и время – формы существования материи, они объективны и не зависят от человеческого сознания. Движение – атрибут материи.  Специфические формы движения высших форм. Принцип естественного развития высшей формы развития материи, эволюция человека, эволюция познавательных способностей. Теория отражения (французская школа). Отражение постулируется как некая форма самой материи. Развитие его происходит от неорганической стадии к органической и затем к человеку (гипотезы, теории и пр.)

15. Аристотель и его учение о материи и форме. Социальные взгляды Аристотеля.


Аристотель.

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос)  а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу – гимнасии (Ликей). Учение А. - объективный идеализм. В философии различал 1) теоретическую часть --- учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую --- о человеческой деятельности; 3) поэтическую --- о творчестве. предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Признавал 4 причины 1) материя, или пассивная возможность становления; 2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; 3) начало движения; 4) цель. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 1) Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя,  а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

2) Если вещи  движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина  движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину,  которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

3) Нельзя мыслить движение в абстрактном  виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель  движения  -  специфическую  категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

Общая формулировка   четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность,  то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего явл. материя. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.  Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник движения - бог, неподвижный перводвигатель. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке ``мнения'', и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли. Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений,  вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

16. Философия о познаваемости мира. Агностицизм и его исторические формы.

вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимо-

сти от  решения второй стороны вопроса философия разделяется

на гносеологический анализ и агностицизм.

гносеологический анализ - признание познаваемости мира

агностицизм - отрицание познаваемости мира


агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика

Агностицизм  - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался первым выяснить источники различного вида знаний - научного и философского,  выяснить на чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления...

17. Особенности философии средневековья, европейская схоластика.

Эта Ф получила название схоластика.Испытывала влияние священного писания библии. Наиболее влиятельный из отцов церкви –Августин.Доказывал, что бог явл. высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались иносказательным хар-м, то для их толкования  требовалась изощренная логика. Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский:осн. цель отработка основных догматов христ. вероучения в формах здравого смысла.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Причины появления ф. Возрождения – к концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. (груз антисоциальности, груз плебейства), которые и становятся препятствием для развития общества. Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

                        Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам,  наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин).  Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.


18. Проблемы субстанции в философии: материалистический и идеалистический монизм, дуализм.

 

Дуал Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.

изм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.

Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии  и

считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и

сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом

единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.

Бенедикт Спиноза Представляет монизм в форме пантеизма. монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма,


19. Философские идеи эпохи возрождения (Н.Коперник, Д.Бруно).

Философия эпохи возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения  в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с  естествознанием; 4) исследование проблем человека. Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее благо. На лично благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.