рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на

кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в

мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием

для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком

для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,

в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену

дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее

осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким

правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка

могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное

к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или

несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только

формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике

- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул

принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву

даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в

понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она

возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о

роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости

вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие

международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных

государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на

последующее развитие научной и философской мысли.

20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-

ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал

фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,

кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия

Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне

буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,

идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже

революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной

революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как

результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к

компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,

хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие

важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и

его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,

догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает

тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное

положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального

мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как

исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма

Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит

абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”

или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его

состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная

идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии

чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе

связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи

в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не

развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических

категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и

истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь

возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах

человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на

взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее

самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика,

изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик

вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая

критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений.

Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”,

“Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии

истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя

диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика

Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к

прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности

развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа

развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в

развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и

нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.),

к националистич.предрассудкам и т.д.

21.антрополологич.мат-изм Фейербаха.

Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием

историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала

революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была

критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к

самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от

идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией.

Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики.

Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания

гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию

марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел

увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-

отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план

сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший”

предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом

вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто

биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и

сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не

отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с

деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе

человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел

созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в

понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма.

Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить

антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.

Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали.

Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как

бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким

образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека.

Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных

сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и

историч.корнях религии.

22.Фил.понятие отчуждения и его преодоление у Маркса.

Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения

продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги,

общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и

способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над

ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они

являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных

жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно

в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в

экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия

определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим

разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-

ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а

результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и

выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В

центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему

капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в

качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность

понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной

общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от

практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс

обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-

ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные

аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа

функционирования и развития всей системы общественных отношений

капитализма.

23.разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.

Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь

Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть

природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к

универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение

человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого

сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом

специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса.

Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек

по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы

в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных

процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой

гармонии.

26.фил-ия неопозитивизма и постпоз-ма.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ который почти одновременно возник в Англии, Германии,

Австрии, Польше. Основную задачу неопозитивизм видит в анализе логической

структуре языка. Терминов и предложений, которые употребляются в научном

языке. Другие разновидности неопозитивизма анализируют обыденный язык.

Познавательным источником неопозитивизма является абсолютизация или

преувеличение познавательных функций формальной логики. Т.е. они используют

формальную логику для анализа предложений. Источником этого учения было

учение Рассела (Англия) о логическом анализе. По его мнению все точное

знание должно быть выражено языком, грамматикой которого являлось бы

математическая логика. Т.о. математическая логика берется за основу как

язык который может выражать все точные знания. Перенесение принципов

математической логики на анализ научного языка является основой этого

учения. В дальнейшем происходит отход от логического позитивизма

большинства философов. Происходит трансформация в семантическую Ф, а потом

в лингвистический анализ. Семантический идеализм (семантическая Ф). Здесь

сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют

их требованием объяснения и уточнения употребляемых слов. Представителями

являются КАРНАТ (Австрия) и ТАРСКИЙ (Польша). Наряду с теоретической

семантикой существует общая семантика которая в 30-е годы была основана

КАЖИВСКИМ (Польша). Отличие между двумя видами Ф состоит в том, что чистая

семантика исследует смысловую функцию языка, с точки зрения отношения между

знаниями с символами, а общая семантика исследует кто употребляет эти

символы или знания. Третья разновидность неопозитивизма- Ф

лингвистического анализа. Представители этой Ф избрали для себя более

скромную задачу - описание того, что есть т.е. описание способов

употребления слов свойственных обыденному языку. Наиболее яркими

представителями являются ВИТГЕРШТЕЙН (Австрия) и МУР (Англия). По мнению

этих Ф (лингвистических аналитиков) Ф должна ориентироваться не на науку, а

на обыденные знания, на обычный язык. И более того Ф не имеет права

выходить за рамки обычного языка. В 50-70 гг делаются попытки

переосмысления позитивистского способа мышления. Это привело к

возникновению целой группы критических направлений или пост позитивизма,

которые в себя включают критический рационализм Поппера, методологического

фальсификационализм Локаторша, историческая школа методологии Ф и науки или

теория революций в науке Томаса КУНА (США), и на конец методологический

анархизм Фиерахена. Суть критического рационализма Поппера состоит в том,

что он отказывается считать истину целью познания. Он подменяет понятие

истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность.

Поппер отрицает связь между знанием и реальным миром, и одновременно

отделяет знания от человека (субъекта). Кун ставит вопрос о том, что

понять сущность знаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если

кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что

надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло,

формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На

необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает

внимание и Лакоторш. Но вместо Куновских научных революций дает другое

понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов

на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Американский Ф. Он

предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического

плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну

теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со

многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он

предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название

методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он

говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает

каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина

дается в комплексе.

27.фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Фрейд,исследуя

причины патологических процессов в психике, решительно отказался от

материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания

психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно

отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных

методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную,

субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных

условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто

самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и

управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими

за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные

психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде

всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к

кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия

человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд

подвергает психоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и

прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде

всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной

истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства,

права, войн и т.п. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ

“культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют

нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от

тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку

и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического

Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на

различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения

западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и

психиатрии.

28.Бытие и его осн.формы.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и

явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в

нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может

быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы,

кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла

до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие

двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой-

в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека

в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);

б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида).

Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б)

объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре.

4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

29. Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод

творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,

становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и

законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой

сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные

комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,

обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают,

развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме

Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах

развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе

филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных

категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от

иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее -

объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их

однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе

явлений или единой системе

связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно

устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.

его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)

в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-

ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -

переход количественных измерений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во

взаимосвязанных

эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее

компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно

устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

30.единство Чycтвенного и paционaльного в nознaнии.

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в

виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического

мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с

волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в

познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и

эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной

стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной

значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое

мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на

любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в

виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма

познания

вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного

и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной

спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый

возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то

потенциально связанны

наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и

конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное

дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени

познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной

самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со

своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного

познания.

38.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.

Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,

нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.

Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают

нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион.,

разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и

сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что

Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума.

В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и

всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии.

Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-

ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы

природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем

(войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности

разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека

(открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому

пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был

марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую

деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие

течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на

разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе

лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей

неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а

субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек

рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его

внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В

классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится

аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа

явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

24,41.каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.

Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской

духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь

проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов

нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и

идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако

пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе

закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”:

макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и

каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-

ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия

противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для

пантеизма. Сковорода признавал распределительность челов-го познания

пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в

религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он

разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-

ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва моральное начало. Изучал

проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия,

фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий- диалог,в кот.рассматр-ся

разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о

творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой

жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в

рукописных изданиях.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.