рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что

необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая

является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина

и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости

движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в

абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение

вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи,

которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая

формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя,форма,

действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь

есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Художественно-

творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не

просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая

возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных

и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи

и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной. 3.

Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в

качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. Подобно тому, как

всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным

эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни,

то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том

или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый

Умом, так что душа есть энергия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3.

Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою

собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы

художественным произведением.

12.Религиозн.хар-ер средневек.фил-ии.Полемика между номинализмом и

реализмом.

Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся

в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм

капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва

сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено и

оставалось до второй половины 12в. неизвестным ученым Зап.Европы.

Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и

арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух

разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа,

просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех

представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и

духовных), а с середины 12в.и основание первых университетов (в Италии,

Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-

ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков

стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности

апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов

церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений

христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.- для Запада - источником

влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии,

стали вост.неоплатоники, в их числе так называем. ЛжеДионисий Ареопагит

(5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена.

При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об

отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от

способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики,

выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между

собой учения реализма и номинализма.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие

понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто

существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в

решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и

единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его

представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому

же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу

представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций

в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами

единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали,

что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-

ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности

вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие

понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные

вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами

в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

13.Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.

Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик

Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-

идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической

интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к

христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по

линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов

(учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние

на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях

занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до

единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в

единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип

фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен

рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.

Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок.

Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной

эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется

“единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма

против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).

14.Антропоцентризм и гуманизм фил-ии эпохи возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в

эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что

философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее

развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она

проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и

эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую

роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции

(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических

методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-

научного направления в философии были: методы экспериментально -

математического исследования природы; детерминисткое истолкование

действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка

научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с

кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов

природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского

направления в философии были: метафизическое понимание последних

(неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;

отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая

непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной

причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая

обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-

эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для

кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В

борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения

выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-

воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех

совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм,

кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека.

презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей

человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,

когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о

своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти

рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки,

гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные,

классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях,

обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении

человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В

узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием

кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,

искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как

литературный, филологический.

15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии

новых времен.(эмпиризм и рационализм).

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.

Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,

изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

17.Проблема человека в философии Просвещения.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить

недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,

установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -

идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки

людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной

догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода

человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время

обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической

каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой

метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы

гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в

области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение

человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед

человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка

кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.

Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие

Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог

неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он

считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной

причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как

историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал

бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез

духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма

(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался

доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение

нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-

научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым

поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).

18.специфика немецкойя классической Ф.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

19.Фил-ая позиция Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-

основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-

ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую

гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из

первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии

Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении

- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об

относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-

ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в

формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода

К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между

основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об

отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и

“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-

формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к

воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого

разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и

“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:

“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности

природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность

построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой

тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания

и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к

агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по

себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее

возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи

обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется

только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что

внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же

априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза

чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,

закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия

субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к

безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением

этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или

беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования

неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о

боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной

доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и

конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких

частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и

существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно

необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по

природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,

противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в

ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,

в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не

свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект

непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.