рефераты скачать

МЕНЮ


Феномен маргинальности в современном российском обществе

Феномен маргинальности в современном российском обществе















АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Феномен маргинальности в современном российском обществе




Скорынин Сергей Леонидович






Волгоград – 2009

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования

Существует мнение, что изучение маргинальности в России уже исчерпало себя, поскольку огромный заряд интереса к ней, созданный трансформацией страны в 1990-е годы, якобы иссяк. Действительно, потенциал новизны работ сугубо описательного характера сейчас уже отсутствует. Однако сегодня имеются основания для философского обобщения фактов и процессов социальной реальности нашего недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. Кроме того, в истинно философской области темы – терминологии и теории состояний и процессов – остаётся не меньше вопросов, чем было раньше. Сегодня весь мир и Россия находятся в переходном положении, поэтому осмысление феномена маргинальности важно для решения общемировых проблем, к чему всегда и стремилась социальная философия. Ещё одним мощным фактором необходимости дальнейшего изучения маргинальности становится перманентное ускорение трансформационных процессов по времени и содержанию, диктующее необходимость постоянного осмысления нового материала уникальной социальной реальности.

Актуальность темы исследования присутствует на трёх уровнях: общефилософском, историко-философском и ситуационном. В первом случае изучение феномена маргинальности определяется его неизбежностью и перманентностью присутствия в социальном бытии, как отдельного человека, так и всего общества. Историко-философское обоснование актуальности темы диссертации заключается в том, что, как и весь мир, Россия в конце XX – начале XXI вв. переживает глобальные изменения. Они преломляют абстрактные построения маргинальности в виде реального состояния пограничности, резкого качественного изменения судеб целых народов. Кроме того, очевидна злободневность ситуации переходности от одного (сравнительно небольшого) периода развития российской маргинальности к другому, которая обусловлена глобальным экономическим кризисом.

В работе исследовано социально-философское преломление феномена маргинальности и связанных с ним проблем через вышеназванные аспекты: общетеоретический и концептуальный (осуществлена терминологическая рефлексия), историко-философский (дан детальный срез российской маргинальности) и ситуационный (дан анализ социальной действительности и возможных перспектив маргинальных элементов в меняющихся общественных условиях). Автором подчёркивается особая значимость и существенное влияние маргинальных структур на современное российское общество.

Итак, перспективы глубокого изучения в современной России феномена маргинальности с точки зрения социально-философского подхода по-прежнему не исчерпаны, а его результаты – востребованы.

Степень научной разработанности темы.

Феномен маргинальности и связанные с ним различные социальные проблемы, а также жизнь российского общества новейшего времени по отдельности изучены достаточно основательно. Но их сочетание и взаимовлияние в социально-философском ключе исследовано, на взгляд автора, недостаточно. В диссертации он опирался на две группы исследований.

К первой относятся исследования социальной маргинальности в обществе в общефилософском ключе и в русле отдельных дисциплин. Данную группу источников можно условно разделить на работы зарубежных, советских и российских учёных.

Первоначально изучение маргинальности осуществлялось американской социологией, культурологией и социальной психологией (Г. Дики-Кларк, , Р. Мертон, Р. Парк, Э. Стоунквист, Т. Хьюз, Т. Шибутани), затем оно получило развитие в западноевропейских трудах Ж. Леви-Стрэнже, Д. Манчини, К. Рабана, А. Фаржа. Из западноевропейских исследований последних 10–15 лет выделим работы Ч. Велена, Д. Гели, Д. Маршалла, Р. Минси.

К числу наиболее значимых советских работ в данной группе относятся исследования Н.О. Навджавонова, М.И. Полякова, М.И. Семиряги, Е.Н. Старикова, М.В. Темкина, В.А. Шапинского и Е.М. Шапинской, Б.Н. Шапталова, а также ряд коллективных изданий.

Российские научные работы по теме маргинальности 1990–2000-х годов представлены тремя направлениями. В исследованиях общего характера детально анализируются терминология маргиналистики, её история и концепции (исследования А.И. Атояна, С.П. Гурина, И.В. Зайцева, Т.А. Махмутова, А.С. Мигунова, Е.В. Покасовой, И.П. Поповой, И.П. Фроловой). В исследованиях маргинальности по различным сферам жизни отдельного человека и общества особое внимание уделяется ценностно-нормативной составляющей культуры российского социума и личности, культурному подходу вообще. К ним относятся исследования Н.Р. Акопян, Т.В. Вергун, С.И. Левиковой, С.М. Логачевой, Е.В. Покасовой, О.А. Сергеевой. В них делается акцент на переходности, внутреннем расколе культуры нашей страны, продуцирующем серьёзные внутриличностные конфликты. Самым разработанным является социологическое направление, рассматривающее феномен маргинальности в социально-экономическом и социоструктурном ключе. Это работы Е.С. Балабановой, З.Т. Голенковой, В.Н. Дахина, Е.Д. Игитханян, И.В. Казариновой, И. Картиковой, Л.А. Маслова, Ю.М. Плюснина, И.П. Поповой, Н.М. Римашевской, С.З. Савина. Отдельным аспектам маргинальности посвящены работы по правовому, пространственному, личностному, политическому подходам (Е.М. Аврамова, А.И. Атоян, С.П. Баньковская, В. Владимиров, Е.П. Ермолаева, Н.В. Иванова, В. Каганский, М. Рожанский, В.М. Розин, Е.В. Садков). При этом существует немного специальных трудов, раскрывающих характер именно современной российской маргинальности – например, коллективная социологическая монография «Маргинальность в современной России» (М., 2000).

Вторую группу составляют работы, связанные с исследованием маргинальности через изучение социально-философских проблем современного общества в общетеоретическом плане, которое применяется к конкретной ситуации в СССР и России. Можно выделить и ряд специальных социологических, исторических, культурологических, политологических исследований позднего советского и современного российского социума. К ним относятся работы М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, К. Касьяновой по трансформации российского общества и его структуры.

Важна роль работ по отдельным проблемам, связанным с маргинальностью. В советской маргиналистике они посвящались изучению отчуждения, деклассирования, социальных конфликтов, преступности, страха и одиночества, социализации и адаптации личности, общественных деформаций (работы В.С. Агеева, В.А. Андрусенко, Б.С. Братуся, А.А. Горелова, З.В. Коробкиной В.Н. Кудрявцева, А.П. Симонова). В исследованиях 1990–2000-х годов доминировали проблемы положения молодёжи в обществе (Ю.А. Зубок, О.А. Раковская, В.И. Чупров), экстремизм (А.А. Козлов, В.Н. Томалинцев), личностно-психологические проблемы (А.В. Нечаев), пространственная сегрегация (О.Е. Трущенко, Т.Ю. Шманкевич), миграционные процессы (Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Г.И. Солдатова, Е.В. Тюрюканова), бедность и бездомность (Т.Ю. Богомолова, Б.Д. Бреев, О.А. Лиходей, М.Б. Попова, Е.Г. Слуцкий, С.А. Стивенсон, В.С. Тамилина, Т.В. Ярыгина), преступность (Ю.М. Антонян, С.В. Бородкин, А.А. Тайбаков), алкоголизм и наркомания (В.В. Еременко), социальный антиномизм (В.В. Максимов, А.С. Васин), близкие к маргинальности понятия (Е.С. Балабанова, А.Ш. Жвитиашвили, С.А. Сидоренко, Н.Е. Тихонова).

Таким образом, существует довольно большое число высококачественных научных исследований феномена маргинальности как общего плана, так и по её конкретным направлениям. Однако целостного социально-философского осмысления темы в теоретическом, конкретно-историческом и ситуативном смысле по-прежнему недостаточно.

Объект исследования – социальная реальность современной России.

Предмет исследования – феномен маргинальности в реальной жизни российского социума последних десятилетий.

Целью работы является философская трактовка феномена маргинальности в контексте бытия современного российского общества.

Задачи исследования:

– выделить существенные признаки, определить понятия маргиналистики;

– проанализировать изучение феномена маргинальности в России;

– выявить основные теоретические проблемы в изучении маргинальности и возможные пути их преодоления;

– проанализировать социально-философское позиционирование феномена маргинальности в контексте распада СССР;

– вскрыть причины и ход процесса формирования и укрепления широких маргинальных групп в кризисной России;

– определить современное состояние и специфику изменений российской маргинальности.

Методология исследования.

При анализе маргинальности как многогранного, противоречивого и перманентно развивающегося социокультурного явления использовались интегративный подход, сочетающий в себе разные методы исследования и достижения различных дисциплин, и тесная связь теоретических представлений с конкретным социальным материалом жизни современной России.

Основой работы являлись общенаучные принципы объективности, конкретности, эвристичности, универсальные методы теоретического познания в виде анализа и синтеза, обобщения и ограничения, абстрагирования, сравнения и моделирования. Особенно важен среди общих методов структурно-функциональный метод, ведь анализ маргинальности неотделим от рассмотрения структуры социальных систем и их элементов. В работе широко используются и сугубо философские методы: герменевтический (для анализа и понимания источников исследования) и диалектический (для осмысления социального бытия человека и общества). Также использовались принцип историзма и сравнительно-исторический метод, заключающиеся в рассмотрении процессов и явлений в их единстве, последовательности и развитии как атрибута определённого социального времени.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятия маргиналистики являются концептуальными, напрямую не соотносящимися с социальной реальностью. Маргинальность существует отдельно от её проявлений только как условные теоретические установки общественного сознания, различные в разных социумах, причём на практике они всегда соотносятся с конкретными носителями – маргиналами.

2. Из-за подвижности представлений о маргинальности все люди потенциально маргинальны в социальном плане. Маргинальное перманентно присутствует в социальном бытии и маргинальные ситуации неизбежно присутствуют в жизни всех людей. Маргинальное положение и маргинальность также не являются исключением, уделом лишь незначительного меньшинства.

3. Маргинальность – это целый ряд социальных положений, представления о которых именно как о маргинальных существуют в общественном сознании, люди в них попадают намеренно, случайно или принудительно; а «маргинал» – это особая характеристика личности, от неё не отделимая.

4. Конкретно-историческая ситуация в России последних десятилетий подтвердила жизнеспособность и важность теоретических подходов и концепций маргиналистики. Маргинальные ситуации в различных сферах жизни общества в этот период активно и во множестве трансформировались в маргинальные положения и состояние маргинальности.

5. Переход от советского общества к постсоветскому стал временем масштабной маргинализации на всех уровнях идентичности, но и в 1990-е годы маргиналы всё же не являлись основной массой населения. Маргинальные элементы российского социума в последние десятилетия резко активизировались. В начале XXI века, со стабилизацией ситуации в стране, стала очевидной перманентность присутствия и значительная роль маргинальных людей и групп в российском обществе. Научная новизна исследования заключается в синтезе концепций маргиналистики и конкретного материала социального бытия современной России. Общетеоретический, дисциплинарный и конкретно-исторический уровни изучения феномена маргинальности в работе объединены.

В рамках диссертационного исследования:

1. Последовательно проанализировано развитие маргиналистики на Западе и в России, представлены её основные подходы и концепции.

2. Выделены основные проблемы современного исследования феномена маргинальности и предложены возможные пути их преодоления.

3. Проведён комплексный анализ терминологии маргиналистики, уточнён её смысл, даны критерии и схема соотношения понятий.

4. Концепции маргинальности применены к российской действительности последних десятилетий.

5. Сделан анализ современного состояния и даны прогнозы возможного развития российского социума в контексте феномена маргинальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы заключается в расширении научных представлений о маргинальности в современном российском обществе, в уточнении терминологии по теме. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в разработке и преподавании курсов социальной философии, социологии, культурологии, политологии, связанных с маргинальностью в современном мире в целом и российском обществе в частности. Материалы диссертации также могут быть использованы при конструировании социальных процессов для предупреждения угроз чрезмерной маргинализации в обществе и усиления её позитивного влияния.

Апробация исследования.

Главные положения и выводы диссертации изложены автором в 13-ти публикациях (2 из них в журналах, рекомендованных ВАК) и представлены в выступлениях на IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (г. Волгоград, 2007 г.); IV, V и VI Международных конференциях «Наука и культура России» (г. Самара, 2007, 2008, 2009 гг.); V, VI и VII Международных конференциях «Ознобишинские чтения» (г. Инза, 2007, 2008, 2009 гг.); II Международной конференции «Молодёжь и наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск, 2009 г.); Всероссийской конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XX вв.» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); Всероссийском научном семинаре «Цивилизационная идентичность современного российского общества» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.).

Структура диссертации обусловлена её целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации


Во введении к работе обосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема и определяется степень её научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, отмечается его научная новизна, обозначаются методологические основы работы, её теоретическая и практическая значимость, выносимые на защиту основные положения, апробация и структура диссертации.

Первая глава «Маргинальность как проблема социальной философии» состоит из трёх параграфов, где анализируются теоретические аспекты прошлого и современного изучения феномена маргинальности в пространственно-хронологическом и дисциплинарно-концептуальном ключе.

В первом параграфе «Развитие концепций маргинальности в России» автором рассмотрен ряд современных определений маргинальности, проведено их краткое сравнение с понятиями «деклассированные элементы», «лиминальность», «андекласс», «эксклюзия». Показана сложность и неоднозначность толкования понятий современной маргиналистики, неизбежно возникших из-за расплывчатости объекта их описания.

Уже советской маргиналистикой 1980-х годов феномен маргинальности рассматривался довольно подробно. При этом социальные проблемы, связанные с этим феноменом, разбирались не столько напрямую с применением его терминологии и концепций, сколько косвенно. Исследования через призму смешения западных концепций маргинальности с марксистской терминологией порождали крайне неоднозначные оценки. Отношение советских исследователей к маргиналам было дуалистичным, с постепенным движением от однозначно негативных до вполне взвешенных оценок, что было обусловлено процессом глубинных изменений в стране.

Теоретическое и практическое изучение маргинальности в России 1990-х годов проходило в качественно иной исторической ситуации, нежели в СССР. Оно носило открытый и признанный характер, направлений данного изучения стало гораздо больше, осмысление маргиналистики шло по пути разделения подходов и концепций. Большое влияние на концептуальное развитие российской маргиналистики оказала конкретно-историческая ситуация в России того времени, особенно её глобальная переходность и острая кризисность. В исследованиях 1990-х годов часто сочетались внешне теоретически нейтральное отношение к феномену маргинальности как таковому вообще и негативная оценка положения и перспектив страны с точки зрения его реальных проявлений. Центральным пунктом в смысловом определении понятия «маргинальность» становился образ переходности, промежуточности, что вполне отвечает специфике ситуации в России. Маргинализация признавалась не только широкомасштабным процессом, приводящим к тяжёлым последствиям для больших масс людей, но одновременно и ресурсом формирования новых социальных отношений.

В работах 2000-х годов был совершён переход на более высокий уровень изучения, соответствующий обобщённому социально-философскому, а не отдельно социологическому или культурологическому анализу феномена. Но всё же некоторый разрыв между изучением маргинальности как теоретической проблемы социальной философии и исследованием конкретно-исторических реалий, по мысли автора диссертации, в российской маргиналистике сохраняется. Кроме того, терминология маргиналистики очень разноречива, фактически каждый крупный учёный понимает её по-своему. Во втором параграфе «Методологический анализ феномена маргинальности» проведён анализ подходов и концепций феномена. Автором условно выделены культурный (этнокультурный и социокультурный), социологический (социально-экономический и социоструктурный), личностно-психологи-ческий, нормативно-правовой, политологический и пространственно-географический подходы к изучению и трактовке маргинальности.

Культурологическое направление маргиналистики зародилось первым и на Западе, и в СССР. При этом в этнокультурной версии данного подхода «привязка» осуществляется по национальному критерию культурной идентичности, а в социокультурной – по более широкому соответствию культуре. В первой анализируется совмещение одной и той же личностью и группой лиц различных расовых, этнических элементов. Во второй маргинальность выражается в различных субкультурах как периферийных видоизменениях, искажённых вариациях господствующей культуры; а также в более выраженных контркультурах. «Маргинальная культура» является альтернативой или антиподом культуры официальной.

Социологический подход анализирует маргинальность как окраину или переходность в социальной структуре и общественных изменениях. Концепции маргинальности в социологии тесно переплетаются с пониманием социальной структуры, социализации, адаптации, социальной мобильности, аномии, девиации, идентификации, ситуации, статуса, марксистской терминологией отчуждения и деклассирования. При этом применяются термины «маргинальная группа», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация». В социально-экономи-ческой версии подхода маргиналами признаются члены социальных групп, находящихся в состоянии хронической нищеты. Социоструктурное понимание маргинальности рассматривает положение человека и групп в социальной структуре общества, где выделяются фундаментальные и периферийные элементы. Положение маргинальных людей определяется как «дно» общества, как промежуточные несамостоятельные группы между основными элементами стратификации, как нетипичные, аномальные поведенческие модели внутри социальных общностей, как индивидуальное аморфное расположение во всех структурах общества. Личностно-психологический аспект феномена связан с осмыслением серьёзных проблем личности и их внешних проявлений, наиболее близко здесь понятие «маргинальная личность». Обычно психолого-поведенческая маргинальность понимается как выраженные отклонения на уровне духовности и действий личности, её дезадаптированность, нарушения важных табу общества, ставшие следствием «сбоев» в социализации и стечения обстоятельств. Здесь важна теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, где все неконформные модели поведения объявляются девиантными. Одним из ярких проявлений личностной маргинальности в современных условиях является одиночество.

Нормативно-правовое понимание маргинальности базируется на разделении нормы и отклонений от неё в различных сферах жизни человека. Как правило, в качестве критериев оценки берутся духовно-нравственные, поведенческие и юридические нормы. В последнем случае маргиналами считаются в основном преступники, явно выходящие за рамки правовых норм общества. Но абстрактность и внешняя объективность нормативно-правового выделения маргинальности, как якобы всем понятной и очевидной «не-нормы», являются таковыми лишь условно, ведь демаркацию здесь проводят не какие-то объективные внешние силы, а живые люди, которые своим коллективным мнением могут превращать или нет потенцию маргинальности в её данность. Политологическая маргинальность рассматривает отношение человека к существующему порядку в обществе, к власти. Это понимание маргинальности как явно опасной или индифферентной периферии главных политических центров и процессов, в которые она включена явно недостаточно или вообще не включена. Здесь ясна связь феномена с абсентеизмом, протестным поведением, экстремизмом, терроризмом. При этом есть существенное сходство характеристик политического поведения маргиналов и люмпенов в виде лёгкости навязывания им взглядов, податливости внешнему влиянию, усиления их деструктивной политической роли во времена коренных перемен. Но нельзя отрицать и прогрессивную роль маргиналов в развитии общества как новаторов и борцов, как очень важного фактора социальной эволюции вообще.  Пространственно-географический подход связан с пространственным расположением элементов систем, их взаимным позиционированием. Тогда понятия центра и периферии исполняют роль нормы и отклонения, а понятие границы приобретает буквальное значение. Примерами пространственно-географической маргинальности служат сегрегация населения в городах, приграничные территории государств со смешанным населением, окраины государств со слабой связью с их центрами, эксклавы стран на чужой территории. Объективный фактор пространства как физического расположения объектов становится во многом субъективным и личностным в социуме, где субъекты часто и быстро перемещаются в различных направлениях и с различной скоростью.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.