рефераты скачать

МЕНЮ


Декарт

Такой выход,  в частности,  означал активность в исследовании различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодого Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Когда же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт публикует  "Рассуждение  о методе" с тремя приложениями.  Здесь перед нами вполне зрелый философ и ученый,  который в дальнейшем отрабатывает в основном уже сложившиеся мысли.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место.  Одно из важнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей  великих древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригиналах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и  найденные к тому времени) произведения Евклида,  Архимеда, Аполлония, Паппа, Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрождения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта,  без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания,  даже в тех скромных масштабах,  была бы невозможна  без  определенного  прогресса в самой математике.  Такой прогресс,  в частности,  невозможен без  успехов  формализации.  И именно  Декарт  сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х,  у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины,  ранее существовавшие раздельно,  тем самым были объединены.  Историческое значение Декартовой "геометрии"  состоит также в том,  что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим  объектам, введение системы прямолинейных координат означало  создание аналитической геометрии,  объединяющей геометрические и  арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.

Укажем, далее,  и  на  большой  вклад  Декарта в формирование столь важной науки,  как оптика (итоги его исследований в этой области содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он открыл (независимо от В.  Снеллиуса) закон  преломления  светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали  играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта. Принцип историзма требует конкретного  исторического исследования философких учений. Нельзя вырвать философскую теорию  из той исторической, экономической и социальной среды, в  которой  она  создавалась.  Использование  одного  только  логического метода не даст нам полного понимания учения, его  исторической значимости. Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот  период  поисходил переход от средневековья к Новому времени. К этому времени, по словам  Энгельса, "промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество,  часовое дело,  мельницы) ...  и  физических фактов (очки),  которые  давали  не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты".

Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало  оттесняться (в таких странах, как Италия, Голандия) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - "производственном механизме, органами которого являются  люди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной человеческой плоти, а его функции  определяются  теперь  той "точкой", которую он занимает  в механизме: дальше или ближе от исходной точки расположена "точка" функциональная. Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, алгоритма производства противостоит им.  Образ  процесса,  его "картина" задается геометрически. Причиной коренного изменения  характера  предметной  деятельности является принцип машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать  возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в  своей  первооснове становится математической. В теоретическом отображении  этой деятельности происходили аналогичные процессы,  приведшие  к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой  теории, новой науки.

"Математизация" деятельности, а вместе c тем и "математизация" (алгоритмизация) метода,представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь  дальнейшего  проникновения в более глубокий "слой" содержания, путь перехода к новой сущности. Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача  математизации физики.

Вот в чем суть того запроса, который постоянно  ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного  метода  познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего. Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись  к небольшому  числу  простейших правил, посредством которых из основных положений  может  быть  выведено все богатство под вергшегося анализу материала.

Антитрадиционализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы говорим  о научной революции XVII века,  то именно Декарт являет собой тип революционеров,  усилиями которых и  была  создана наука нового времени,  но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека,  что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению".

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта.  Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни,  в  своем жизнестроительстве.  То,  что  прежде  происходило стихийно, должно ныне стать предметом сознательной и  целенаправленной воли,  руководствующейся  принципами разума.  Человек должен контролировать историю во всех ее формах,  начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой.  Прежняя наука выглядит,  по Декарту,  так, как древний город с его внеплановыми постройками,  среди которых,  впрочем,  встречаются и здания удивительной красоты, но  в  котором неизменно кривые и узкие улочки;  новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого  метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что, применение последнего сулит  человечеству  неведомые  прежде возможности,  что  он  сделает  людей "хозяевами и господами природы".

Однако неверно думать,  что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено  в  традиции;  отбрасывая одни аспекты последней,  Декарт опирается на другие. Философское творчество никогда не начинается на пустом месте. Декартова связь с предшествующей философией обнаруживается  уже в самом его исходном пункте.  Декарт убежден,  что создание нового метода мышления требует прочного и  незыблемого основания.  Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании.  "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое достоверное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полемике с античным скептицизмом указавшим на невозможность  усомниться  по крайней мере в существовании самого сомневающегося.  И это не просто случайное совпадение:  тут  сказывается общность  в понимании онтологической значимости "внутреннего человека",  которое получает свое выражение в  самосознании. Не  случайно  категория  самосознания,  играющая центральную роль в новой философии, в сущности, была незнакома античности:  значимость сознания - продукт христианской цивилизации. И действительно,  чтобы суждение "мыслю,  следовательно, существую"  приобрело  значение исходного положения философии, необходимы,  по крайней мере, два допущения. Во-первых, восходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над  чувственным,  ибо  сомнению  у Декарта подвергается прежде всего мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное тело.  Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное христианством сознание высокой ценности "внутреннего человека",  человеческой личности,  отлившееся позднее в категорию "Я".  В основу философии нового времени,  таким образом, Декарт  положил  не  просто  принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить  мыслящего.  "...Нелепо,-  пишет  Декарт,- полагать несуществующим то,  что мыслит,  в то время, пока оно мыслит..."

Однако есть  и серьезное различие между картезианской и августинианской трактовками самосознания.  Декарт исходит из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически,  то есть  как то,  что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект - вот то принципиально новое, чего в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия.  Противопоставление субъекта  объекту  характерно  не только для рационализма,  но и для эмпиризма XVII века. Благодаря этому противопоставлению гносеология,  то есть учение о знании,  выдвигается на первый план в XVII веке, хотя, как мы отмечали,  связь со старой онтологией не  была  полностью утрачена.

С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декарта поиски достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании.  И тут мы видим еще один пункт, отличающий Декарта от  Августина.  Французский  мыслитель  считает самосознание ("мыслю,  следовательно, существую") той точкой, отправляясь от  которой  и  основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание.  "Я мыслю",  таким образом, есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки подобно тому как из небольшого числа аксиом  и постулатов вы водятся все положения евклидовой геометрии.

Метод, как его понимает Декарт,  должен превратить познание в организованную деятельность,  освободив его от  случайности,  от таких субъективных факторов,  как наблюдательность или острый ум,  с одной стороны,  удача  и  счастливоестечение  обстоятельств,  с  другой.  Образно говоря,  метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного обнаружения истин -в систематическое и планомерное их производство.  Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти,  так сказать,  "сплошным фронтом", не оставляя лакун или пропущенных звеньев.  Научное знание,  как его предвидит Декарт,  это не отдельные открытия,  соединяемые постепенно  в некоторую  общую картину природы,  а создание всеобщей поня-тийной сетки,  в которой уже не представляет никакого  труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.  Процесс познания превращается в своего рода  поточную линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность. Вот почему непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Согласно Декарту,  математика  должна   стать   главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые  составляют предмет математики:  протяжение (величину),  фигуру и движение.  Чтобы понять, каким образом Декарт дал новую трактовку природы, рассмотрим особенности картезианской метафизики.

Глава II. Рассуждение о методе.


"Рассуждение о методе" - первый печатный труд Декарта. Здесь Декарт вновь возвращается к основным целям  "Правил для руководства ума" и основываясь на новом материале углубляет те исходные правила, которые оказались главными всей его творческой жизни. Этот труд начинается с рассказа о том, как автор пришел к своим идеям и где это было.

В первой главе ("Соображения, касающиеся наук") Декарт рассказывает о программе обучения в колледже Ла-Флеш, о своем восторженном отношении в школьные годы к изучавшимся там наукам, о перемене, происшедшей в его взглядах после окончания колледжа, и заканчивает описанием странствий, предпринятых им для познания мира и получения жизненного опыта.

Здравомыслие есть вещь, более распространенная в мире, а каждый считает, что наделен им в определенном количестве , и не стремиться иметь его больше, чем у него есть. Способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения, вот что составляет здравомыслие, или разум. Но недостаточно иметь хороший разум, главное - это хорошо применять его. Кто дает наставления другим, должен считать себя искуснее тех, кого наставляет, а иначе он достоин порицания.

Науки, изучающиеся в школе, помогают нам. Языки необходимы для того, чтобы мы понимали сочинения древних, так как чтение книг является как бы беседой с их авторами. Красноречие обладает несомненной силой и красотой, поэзия имеет пленительные тонкости и сладости, математика представляет  искуснейшие изобретения, способные удовлетворять любознательность, облегчить ремесла и уменьшить труд людей, философия дает средство говорить правдоподобно о всевозможных вещах и удивлять мало сведущих, юриспруденция, медицина и другие науки приносят почести и богатство тем, кто ими занимается. (2).

Нельзя тратить много времени на путешествия и интересоваться делами только прошлых веков, ведь можно стать чужим в своей стране и не знать, что же творится в ней. Можно поверить в сказки, так как они поощряют нас предпринимать то, то выше наших сил и надеяться на то, что выше нашего положения.

Математика отличается точностью и очевидностью своих рассуждений. Богословие открыто для всех, как для несведующих, так и для ученейших людей и истины которые к нему ведут, выше нашего разумения.

Философия в течении многих веков разрабатывается превосходнейшими умами, в ней до сих пор  нет положения, которое не служило бы предметом споров и не было бы сомнительным. Вокруг одного и того же предмета может быть множество разных мнений, которые могут быть поддержаныучеными людьми, тогда как истинным среди них может быть только одно.

Разъяснению метода Декарта в книге посвящена вторая глава - "Главные  правила метода", в остальных приводятся автобиографические сведения, делающие понятным путь, каким Декарт пришел к открытию своего метода, и излагаются его взгляды на различные проблемы философии, науки, морали, педагогики.

Он говорил: "Мое намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы хорошо направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я старался направлять свой союственный разум." (2).

Часто работа составленная из многих частей и сделанная многими авторами, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек.

Науки, заключенные в книгах,которые лишены доказательств и доводы которых лишь вероятны, сложившись и разросшись мало - помалу из мнения множества разных лиц, не так близки к истине, как простые рассуждения,которые может сделать здравомыслящий человек относительно встречающихся ему предметов.

Человеку одному не следует замышлять переустройство государтсва, изменяя и разрушая его основы,чтобы вновь его восстановить. Почти всегда несовершенства легче переносятся, чем их перемены. Пример можно привести относительно дорог. Большие дороги, извевающиеся междй гор, постепенно из-за частой езды, становятся гладкими и гораздо лучше следовать по ним, чем идти по более прямому пути, карабкаясь по скалам и спускаясь в пропасти. Не стоит людям, которые не призваны ни по рождению, ни по состоянию к управлению общественными делами изобретать какие-нибудь новые преобразования.

Мир состоит из двух сортов людей, из одних которые мня себя умнее, чем есть на самом деле, не могут удержаться от поспешных суждений и не имеют достаточного терпения, чтобы вести свои мысли по порядку. И других, которые достаточно разумны и скромны, чтобы считать себя менее способными отличать истину от лжи, чем другие, у которых они могут поучиться.

Нельзя придумать ничего такого странного и невероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. Привычка и пример убеждают нас больше, чем точное знание. Большинство голосов не является доказательством, имеющим какое-нибудь значение для истин, так как гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ.

Обилие законов доставляет нередко повод к оправданию пороков, и государство лучше управляется, если их не много, но они строго соблюдаются.

Здесь излагаются четыре правила, на которых основывается метод Декарта,а также освящаются обстоятельства, сопутствующие возникновению идеи универсальной науки.

"Первое никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно  и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе - делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье - придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее - составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии  упущений" (2).

Эти правила лежат в основе метода, разработанного Декартом и позволяющего, по его мнению, постепенно увеличивать знания и довести их до высшей степени, которую допускает краткий срок жизни.

Надо начинать с простейшего и легко познаваемого. Заимствовать все лучшее из геометрического анализа и из алгебры и исправлять недостатки одного с помощью другого. Точное соблюдение немногих правил позволит решить все вопросы, которыми занимаются эти две науки, "что, начав с простейших наиболее общих и пользуясь каждой найденной истиной для нахождения новых, я через два или три месяца изучения не только справился со многими вопросами, казавшимися мне прежде трудными, но и пришел к тому, что в конце мог , как мне казалось, определять, какими средствами и в каких пределах возможно решать даже самые незнакомые мне задачи. Самое большое удовлетворение от этого метода - это уверенность в том, что с его помощью можно пользоваться во всем собственным разумом. Этот метод можно успешно применять к трудностям других наук.

Процесс познания в "Рассуждении о методе" протекает имея бинарное отношение: метод - истина. Ум Декарт отожествляет с правилами метода, а сам метод - методически развитый ум. Метод совпадает с субъектом познания, субъект - с методом.

По Декарту, единственное достоверное основание - сомнение. Именно "сомневающая" способность мышления, после того как все подверглось критике разума и доказало свою либо наглядную, либо возможную недостоверность, - именно наличие этой способности не позволило подвергнуть сомнению существование самого мышления. И "заметив, что истина: я мыслю, следовательно я существую столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцып философии" (2).

Третья глава содержит "несколько правил морали, ихвлеченных из этого метода", на основе которых Декарт строил свои жизненные принципы.

Было составлено несколько правил морали, которыми по мнению Декарта, необходимо пользоваться. Во-первых, повиноваться законам и обычаям своей страны, придерживаться религии, руководствоваться во всем мнениями наиболее умеренными, чуждыми крайностей и общепринятыми среди наиболее благоразумных людей, в кругу которых приходится жить.

Между мнениями, одинаково распространенными, выбирать самые умеренные, наиболее удобные в практике.

Во-вторых, оставаться наиболее твердями и решительными в своих действиях.

Третье правило - всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменяя свои желания, а не порядок мира.

По мнению Декарта, в этом и состоит секрет философов, которые умеют поставить себя вне власти судьбы и, не смотря на страдания и бедность, соперничать соперничать в блаженстве с богами. Они пришли к убеждению, что в их  власти находятся только их мысли, и этого достаточно, чтобы не стремиться ни к чему другому; мыслями они владычествовали так неограниченно, что имели основание считать себя богаче, могущественнее, более свободными и счастливыми, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладающие всем, чего они желают, несмотря на то, что им благоприятствуют и природа и счастье.

В четвертой главе Декарт рассуждает о существовании бога и бессмертии души. Он предполагает, что чувства могут обманывать, что нет ни одной вещи, которая была бы таковой, как она нам представляется. Ведь есть люди, которые ошибаются в простейших вещах, все подвержены способности ошибаться. Ведь любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться и во сне, но оно может и не быть действительностью.  Истина: я мыслю, следовательно, я существую, так тверда и верна, что любые скептически настроенные люди не могут ее поколебать. Следовательно, что я сомневаюсь в истине других предметов, значит, что я существую. Если перестать мыслить, то можно сделать заключение о том, что я не существую. Значит, что я субстанция, вся сущность  которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.