рефераты скачать

МЕНЮ


Декарт

Декарт

Малкова Елена

Введение

Рене Декарт - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики.

Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

В то время происходит сближение наук о природе с практической жизнью. В мыслях многих людей в Европейских странах, начиная с XVI столетия, происходит переворот. Возникает стремление сделать науку средством улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного исследования. Должен был произойти отказ от веры в чудеса и в зависимость явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей. Основы научного метода складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось, что решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие методы их решения. Методы предполагали необходимость некоторого общего воззрения, освещающего и задачи и средства их решения.

Основу научного прогресса в начале XVII века составили достижения эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой науки. Эпоха Возрождения была временем бурного развития математики. Возникает потребность в усовершенствовании вычислительных методов.

Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии усовершенствованной алгебраической символики.          

Декарт отверг схоластическую ученость, которая , по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью.

Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: " Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика. а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике." (2).

Глава I. Творчество Рене Декарта

                                                                                                           

В истории  философии  творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принципметодологии исследования историко-философского процесса состоит,  как известно, в том, чтобы в движении философскихучений,  систем,  категорий, идей раскрывать борьбу материализма иидеализма. Борьба эта не статична и весьмапротиворечива, онаотнюдь  не  лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегданеодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углублениечеловеческого знания,  усложнение сознания человека в его многообразныхаспектах,  в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том,  что в нем были  сформулированы новые иматериалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на  более  высокую  ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах  ХVII  в.,но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской - прежде всего западноевропейской - истории  в  период Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма,  концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-туре феодального,  преимущественно сельского, застойно-иерархического общества.  Идеологической  основой  этого общества была христианская  религия с ее многочисленными догмами,  так или иначе осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную

позицию в отношении природы и социального мира.  Философы-гуманисты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и  духовными  потребностями. Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении царства богана земле,  обосновывала идеал  учреждения  в  посюсторонней  жизни царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуально-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мере успехов  производственной  деятельности  и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и  красноречивым  пропагандистом  действенной  науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -  не  разобъявлял себя и Декарт.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим характером здешнего  обучения,  несмотря на  новации  иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продолжил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг.,  Декарт изучал право и медицину в университете города  Пуатье и,  сдав экзамены,  получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии,  он в 1629 г.  записался в университет  во Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский университет как "студент-математик".  Но университетское образование  не играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в университетском преподавании преобладали схоластические идеи, концепции,  теории.  Свое  отношение  к  ним философ выразил в сочинении "Рассуждение о методе",  в котором он сообщает читателю  некоторые важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху  средневековья основным источником мировоззренческого знания считалась Библия - Священное писание,  которое рассматривалось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философской  мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви.  Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифметика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было невозможно,  в средневековой  теологизированной  философии  возникла концепция  "двух  книг",  созданных  богом.  Одна из них - книга в собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая метафорическая "книга природы ".

Эта концепция приобрела наибольшее влияние  у  тех  передовых философов  эпохи Возрождения,  которые были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь этого исследования,  уже с самых молодых лет стремился к такой науке, которая постигает истину,  погружаясь в  "  великую  книгу  мира".

Вместе с тем он писал,  что будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно,  чем его намерение извлекать истину из  "книги природы".  Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической учености, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходило во все более кричащее несоответствие с запросами жизни.  Вместе с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании  выражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по своей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, полагавшего,  что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священного писания, истина в деле познания природы, как и самого человека,  может  быть найдена лишь на путях их исследования и самостоятельных размышлений.  К сказанному следует добавить,  что познание "книги  мира",  с одной стороны,  и обретение истины в собственном сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу  мира"  молодой Декарт изучал,  наблюдая жизнь других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независимость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя  военные действия еще продолжались),  на несколько десятилетий - пока Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и  международная  торговля, развивалось мануфактурное производство, городское население превышало сельское. Декарт  в качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным военным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление в  военное  училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором медицины,  весьма осведомленным в математике,  не чуждым и  других естественнонаучных знаний.  Поводом к их знакомству послужила одна трудная математическая задача,  условия которой Бекман сообщил Декарту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только вставшего тогда на порог своей научной  деятельности,  со  старшим (на  восемь  лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма плодотворную для обоих научную дружбу.  Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке",  который он посвятил Бекману.  В 1619 - 1621 гг.  в том  же  качестве вольнонаемного  офицера Декарт находился в разных местах Германии, Австрии,  Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали  временем дальнейшего созревания его научного и философского таланта.

Тому во  многом  способствовали  связи Декарта с французскими учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла  завязавшаяся  в конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и деятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию Ла  Флеш  (на два года раньше Декарта),  Мерсенн в дальнейшем стал монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии и теологии и написал много трудов не только по этим  предметам,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для  французских  (и  некоторых  иностранных) ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития науки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук. Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соответствовали три приложения. В них  рассматривались теоретические вопросы оптики ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метеоры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстрировали эффективность принципов методологии, сформулированных во II части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок исследования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле - как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углубленную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  написанном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе издание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г.,  а французский перевод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические размышления". В этом издании к основному тексту были приложены семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн,  разославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и "Ответы" Декарта на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины, включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики - учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме активной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие философские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "сочинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного" (при жизни автора оно не было опубликовано).  В этом  произведенииДекарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов.  Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духовных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме, куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины, которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук (и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).  Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев.

Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его социально-политическом содержании.

Здесь приходится констатировать довольно значительную политическую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных общественных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего государственного устройства.  По убеждению Декарта,  много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Декарта и вся его деятельность имели первостепенное значение для будущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции. Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на существующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей финансировать сложные  эксперименты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (французское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему пенсию, хотя ученый так ее и не получил).

Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой аудитории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В "Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не свидетельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебретонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин. Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты (например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) . Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  - обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдающееся искусство в точности определений и в  умении  обобщать  свою аргументацию.

Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматической самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластическому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаделям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверенность в возможности достичь достоверного знания и утверждал достижимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конкретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего духовного развития в "Рассуиждении о методе",  Декарт писал,  что он "запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что "все более и более убеждался в своем незнании" .  Из этого состояния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях жизни.  В том же произведении он высказал мысль, что можно встретить  "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредственно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образованного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует из "Правил для руководства ума",  математические размышления переросли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится  на  значительно более ранние годы.  Оно зафиксировано в его записях,  получивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относящейся к январю 1619 г.) Декарт пишет,  что если до тех пор он  был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.