Рене Декарт - величайший
мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии
нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в
борьбе против науки и мировоззрения схоластики.
Поле деятельности его
творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику,
биологию, медицину.
В то время происходит
сближение наук о природе с практической жизнью. В мыслях многих людей в
Европейских странах, начиная с XVI
столетия, происходит переворот. Возникает стремление сделать науку средством
улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и
перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного
исследования. Должен был произойти отказ от веры в чудеса и в зависимость
явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей. Основы научного метода
складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы
выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось,
что решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого
условия некоторые общие методы их решения. Методы предполагали необходимость
некоторого общего воззрения, освещающего и задачи и средства их решения.
Основу научного прогресса в
начале XVII века составили достижения
эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой
науки. Эпоха Возрождения была временем бурного развития математики. Возникает
потребность в усовершенствовании вычислительных методов.
Декарт соединил интерес к
математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был
одним из главных создателей аналитической геометрии усовершенствованной
алгебраической символики.
Декарт отверг схоластическую
ученость, которая , по его мнению, делала людей менее способными к восприятию
доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не
освященные церковной или светской властью.
Сам Декарт, характеризуя свою
философию, писал: " Вся философия подобна как бы дереву, корни которого -
метафизика, ствол - физика. а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие
науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике." (2).
Глава I. Творчество
Рене Декарта
В истории философии
творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -одна из самых больших вершин, одно из
величайших достижений. Важнейший принципметодологии исследования
историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении
философскихучений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма иидеализма.
Борьба эта не статична и весьмапротиворечива, онаотнюдь не лежит на
поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая
борьба была почти всегданеодноплановой и неоднозначной. Развитие ее
обнаруживало углублениечеловеческого знания, усложнение сознания человека в
его многообразныхаспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность
философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые иматериалистические
и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась
на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в
сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.
Свои произведения Декарт
написал в 20 - 40-х годах ХVII в.,но уяснить их содержание невозможно без
учета огромных изменений в европейской - прежде всего западноевропейской -
истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV
- началу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были
времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством
гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура
гуманизма, концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в
противостоянии куль-туре феодального, преимущественно сельского,
застойно-иерархического общества. Идеологической основой этого общества была
христианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе осмысляемыми
в схоластических философских системах и построениях.
Если попытаться предельно
кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно
найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность
средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную
позицию в отношении природы и
социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая
еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый
план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Отсюда
в общем активистская позиция гуманистической философии, которая в
противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим смысл
человеческой жизни в осуществлении царства богана земле, обосновывала идеал
учреждения в посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование
было как индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по
мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли
(особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле
приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и
красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -
1626), названный К. Марксом родоначальником английского материализма и всей
современной экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического
прогресса - одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не
разобъявлял себя и Декарт.
Многим обязанный своему
образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим характером
здешнего обучения, несмотря на новации иезуитов остававшегося в основе
своей схоластическим. Стараясь преодолеть недостатки полученного образования,
он продолжил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг.,
Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье и, сдав
экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в
Голландии, он в 1629 г. записался в университет во Франекере как
"студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский университет как
"студент-математик". Но университетское образование не играло
значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в университетском
преподавании преобладали схоластические идеи, концепции, теории. Свое
отношение к ним философ выразил в сочинении "Рассуждение о
методе", в котором он сообщает читателю некоторые важнейшие факты своей
биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки
разочаровали его еще в коллегии.
В эпоху средневековья
основным источником мировоззренческого знания считалась Библия - Священное
писание, которое рассматривалось как откровение таинственного и внеприродного
бога. Толкование этого документа составляло главное содержание
религиозно-философской мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического
господства церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые
свободные искусства, часть которых - геометрия, арифметика, астрономия, музыка
- в определенной мере осмысливала природные феномены. Поскольку их содержание
почерпнуть в Библии было невозможно, в средневековой теологизированной
философии возникла концепция "двух книг", созданных богом. Одна
из них - книга в собственном смысле, именуемая греческим словом "
Библия". Другая метафорическая "книга природы ".
Эта концепция приобрела
наибольшее влияние у тех передовых философов эпохи Возрождения, которые
были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не
ступив на путь этого исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой
науке, которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу
мира".
Вместе с тем он писал, что
будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно, чем его намерение
извлекать истину из "книги природы". Тем самым Декарт выражает
неприятие схоластической учености, переполнявшей множество опусов, содержание
которых приходило во все более кричащее несоответствие с запросами жизни.
Вместе с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании выражало
интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по своей социальной сути
уже главным образом буржуазного человека, полагавшего, что, хотя духовная
жизнь общества невозможна без Священного писания, истина в деле познания
природы, как и самого человека, может быть найдена лишь на путях их исследования
и самостоятельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание "книги
мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном сознании - с
другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.
"Великую книгу
мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь других западноевропейских
стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед
тем завоевавшая политическую независимость от феодальноабсолютистской и
католической Испании (хотя военные действия еще продолжались), на несколько
десятилетий - пока Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала
экономически самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветала внутренняя и международная торговля,
развивалось мануфактурное производство, городское население превышало сельское.
Декарт в качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский дворянин,
однако, отнюдь не собирался стать профессиональным военным (как это делали
многие его соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда в
фактическом союзе с Францией). Поступление в военное училище в Бреде - одно
из действий молодого Декарта по изучению "великой книги мира".
В том же 1618 г. он
познакомился с Исааком Бекманом, доктором медицины, весьма осведомленным в
математике, не чуждым и других естественнонаучных знаний. Поводом к их
знакомству послужила одна трудная математическая задача, условия которой
Бекман сообщил Декарту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза,
только вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим (на
восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма
плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое
первое произведение - "Трактат о музыке", который он посвятил
Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве вольнонаемного офицера Декарт
находился в разных местах Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628
гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное
путешествие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали
временем дальнейшего созревания его научного и философского таланта.
Тому во многом
способствовали связи Декарта с французскими учеными и философами. Особо
важную роль сыграла завязавшаяся в конце 20-х годов дружба с Мареном
Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и деятелем эпохи.
Окончив ту же коллегию Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в
дальнейшем стал монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в
одном из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии и
теологии и написал много трудов не только по этим предметам, но и по
математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для
французских (и некоторых иностранных) ученых, с которыми он находился в
длительной переписке (или был посредником в их переписке). Поскольку тогда еще
не было научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития
науки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах,
Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых,
образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после смерти его и Декарта)
превратился во Французскую академию наук. Заключая в себе автобиографические
моменты, оно формулировало и правила морали, которых Декарт твердо решил
придерживаться в своей жизни. Названию и главной направленности этого
произведения соответствовали три приложения. В них рассматривались теоретические
вопросы оптики ("Диоптрика), метеорологические явления
("Метеоры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) .
Приложения демонстрировали эффективность принципов методологии,
сформулированных во II части "Рассуждения", конкретизировали его V
часть - порядок исследования физических вопросов.
В IV части "Рассуждения
о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется, в ее
традиционном, аристотелевском смысле - как учения о наиболее общих принципах
бытия и знания). Углубленную их трактовку он дает в специальном сочинении -
"Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам
Аристотель), написанном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г.
Второе издание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г., а французский перевод,
опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические
размышления". В этом издании к основному тексту были приложены семь
"Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн, разославший
рукопись, присланную ему автором, различным философам) и "Ответы"
Декарта на "Возражения". Предусмотрительный автор, таким образом,
оставлял последнее слово в философском споре за собой.
В годы этой борьбы Декарт
издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г.- на латинском
языке, в 1647 г.- во французском переводе) - систематическое изложение своей
философской доктрины, включавшей наряду с методологией и метафизикой все
разделы физики - учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме
активной переписки, в которой уточнялись и развивались, многие философские (
как и конкретно-научные) идеи, Декарт работал над "сочинением "Описание
человеческого тела. Об образовании животного" (при жизни автора оно не
было опубликовано). В этом произведенииДекарт сделал попытку применить
принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов.
Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных
качеств и духовных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти
души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.
В это время Декарт находился
уже в столице Швеции Стокгольме, куда он выехал по настоятельному
приглашению королевы Христины, которая с его помощью намеревалась учредить в
Швеции Академию наук (и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).
Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько месяцев.
Простудившись, он умер 11
февраля 1650 г.
Прежде чем переходить к
систематическому обзору философского учения Картезия, необходимо сказать еще
несколько слов о его социально-политическом содержании.
Здесь приходится констатировать
довольно значительную политическую индифферентность французского философа. В
" Рассуждении о методе " он выразил свою неприязнь к тем
заносчивым, по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных
общественных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего государственного
устройства. По убеждению Декарта, много благотворнее для общества
приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам
государственных организмов, ибо разрушение их угрожает людям огромными
бедствиями. Содержание произведений Декарта и вся его деятельность имели
первостепенное значение для будущего формирования во Франции условий для
буржуазной революции. Характерно здесь уже то, что, осуждая любое
посягательство на существующие социальные порядки, как и на религиозно-идеологические
системы, их освещавшие, Декарт не только не отказывался признать свое
новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки,
писал он в "Рассуждении о методе", "большинство голосов не
является доказательством" и " гораздо вероятнее, чтобы истину нашел
один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с тем философ ясно
сознавал социальную природу науки, ее жизненную необходимость для общества.
Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей
финансировать сложные эксперименты, без которых невозможно продвижение в
научных открытиях (французское правительство в признание заслуг Декарта
назначило ему пенсию, хотя ученый так ее и не получил).
Декарт продолжил ту
принципиальную линию, которая выражала едва ли не главное содержание социально
- философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция
схоластической философии и феодально-теологическому мировоззрению в
качестве важнейшего своего компонента включала положение о природном
равенстве всех людей, об одинаковости человеческой природы. Это
надисторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества
гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального
общества. Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций.
Но, сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями
будут обладать только господствующие классы. Конечно, в его представлении это
были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные знания, ибо
именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело
совершенствования самой человеческой природы.
Подтверждением сказанного
служит уже тот факт, что некоторые свои произведения он писал по-французски,
адресуя их широкой аудитории, стоявшей за пределами цеховой учености,
носители которой общались между собой почти исключительно на латинском
языке. В "Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе
не свидетельствует о силе мыслей и человек, выражающийся на нижнебретонском
наречии, может формулировать их более точно и тонко по сравнению с тем,
кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики. Как в
этом, так и в других своих произведениях философ превозносит здравый смысл
("естественный свет" человеческого ума), представленный в народе
даже чаще, чем среди цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин.
Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной
его научной деятельности выражалась и в высокой оценке технического
мастерства тех специалистов, без золотых рук которых он не видел возможности
осуществлять свои эксперименты (например, без мастеров прикладной оптики
Виллебресье и Феррье) . Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого
по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих
слуг, Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с
ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский
моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном навигатор), узнав о Декарте и
добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими
способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.
Философское развитие Декарта началось,
когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних,
"философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш предполагала
еженедельные дискуссии - обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся в
течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные диспуты,
в которых могли принимать участие и преподаватели). Формулирование тезисов и
подбор аргументов для их обоснования (защитником) или опровержения ( его
оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство
аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в
этих диспутах выдающееся искусство в точности определений и в умении
обобщать свою аргументацию.
Один из главных аспектов скептицизма
- неприятие догматической самовлюбленности мыслителей, уверенных в
неколебимости всего того, что они считают единственно истинным.
Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по
схоластическому догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно
незыблемым - в глазах множества современников - цитаделям вероисповедного
догматизма. Другая особенность скептицизма состояла в том, что он подрывал (если
не отвергал) всякую уверенность в возможности достичь достоверного знания и
утверждал достижимость лишь относительных истин, необходимых для действий в
конкретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего духовного
развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он "запутался
в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что "все более и
более убеждался в своем незнании" . Из этого состояния молодого
Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях жизни. В том же
произведении он высказал мысль, что можно встретить "более истины в
рассуждениях каждого, касающихся непосредственно интересующих его дел, исход
которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил, чем в кабинетных
умозрениях образованного человека, не завершающихся действием..."
Сильнейшим стимулом к
научным изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним.
Главным предметом исследований французского ученого первоначально была
математика. Как явствует из "Правил для руководства ума", математические
размышления переросли в методологические, в сущности неотделимые от
философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значительно
более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, получивших название
"Частные мысли". В первой из этих записей (относящейся к январю 1619
г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был лишь зрителем, то теперь, надев
маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра
мира сего" .