рефераты скачать

МЕНЮ


Человек, индивид, личность

жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова

ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В

знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике”

подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более

того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь

(мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных

подвижников) была залогом не только физического выживания, но н активного

долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в

условиях каторг н концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и

соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти

стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на

разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны,

скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы

расширения н обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.

Так или иначе, но какая-то черта принимает снстемообразующий характер и во

многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Вместе с

тем, возраст, тяжелые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить

структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению” или

деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые

прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,

земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и

т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и

других людей, включая и самого себя. Они “горят” на работе, находя в этом

высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурный рост

капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной,

знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и

осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука

приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.

Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора,

приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на

Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,

воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание)

всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и

пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций

и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо

обожествлялись сами. Размышление о мире всегда требует определенного

днстанцироваиия, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают

свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта

“жгут сердца людей”. Еще с библейских времен известно, что “никакой пророк

не принимается в своем Отечестве”. Трагичны судьбы многих выдающихся

мыслителей прошлого и настоящего, но эти “маяки” человечества всегда будут

'вечно живыми для современников и потомков.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как

“трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это

деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую

опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно,

что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная

бомба, а его великий современник А. Блок слышал “музыку” революций задолго

до ее начала. Таких примеров немало н они говорят о том, что мощь интуиции

великих поэтов н художников граничит с чудом.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным

чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы

“вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в

вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном

деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер н Ф. П. Гааз,

А. Дюиан н Мать Тереза, тысячи их последователен в истории н нашей

действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы,

нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков.

Евангельская заповедь: “Люби ближнего твоего, как самого себя” находит в их

деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот

жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в. Ф. П. Гааза символизирует

стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы

личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить

европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским,

как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В

европейской модели личность понимается как определенная целостность,

которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой

основной “стержень”.

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда

(античное общество), любви к Богу, греховности человека н корпаратнвной

морали (феодальный мир) н, наконец, утверждения самоценности человеческой

индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев

более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности

нескольких “кругов обязанностей” – по отношению к императору, родителям,

друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой “кодекс” поведения.

Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой-

то общностью. Европеец предстает как “твердая личность”, напоминающая яйцо

в скорлупе, в то время как японец более озабочен сохранением своей “мягкой”

идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.

Особенности восприятия личности в разных культурах определяются еще и

количеством слов (лексических единиц) для выражения индивидуальных черт

личности. Так, в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре

тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный

идеал личности, который отражает сущность н догматический стержень каждой

религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к

Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем ближе человек к Богу,

тем ближе он н к другим людям. Личностное развитие понимается как расцвет

всех талантов, данных человеку Богом и, в то же время, постоянное

приготовление к жизни вечной, осознание своей греховности и спасительной

миссии Христа. Подлинность обретается личностью в душевном и духовном

бытии, когда человек судит н оценивает сам себя, ориентируясь на высшую

реальность, на Бога. Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:

“Тайна личности как индивидуальности состоит, таким образом, именно в том,

что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности,

получает выражение общезначимое – общая всем людям, всех одинаково

затрагивающая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного

бытия”.

Таким образом, в основе христианского учения о личности лежит

представление о совпадении всеобщего (Бога) с индивидуальным (человеком),

что содержится в тайне феномена Богочеловека (Христа). Именно в личности

Христа, в тайне соединения в нем двух природ - божественной н человеческой

- содержится сущность христианского понимания личности человека. Путь

стяжания благодати представляется кардинальным направлением жизни человека.

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религии, христианство

сугубо персоналистичио, а не концептуалистичио. Главное – личность Христа н

основанная им Церковь как соединение верующих в единое тело, главой которой

является он Сам. Если говорить об особенностях христианского миропонимания

как основы нравственного поведения личности, главный отличительный признак

личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам. Основатель

христианства так выразил эту мысль: “Заповедь новую даю вам, да любите друг

друга, как Я возлюбил вас” (т. е. до распятия на кресте). Богатство н

неповторимость личности христианства возрастают при движении его к Богу, а

путь в обратном направлении чреват безликостью.

В исламской модели личности главное – строгое н безукоризненное

выполнение воли Аллаха. Права Бога рассматриваются шариатом как основные н

предшествующие всем остальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное

единобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и поклоняться

ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за счет других личных прав и

обязанностей. Однако ислам настаивает на сбалансированности и умеренности,

по принципу, что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать

больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и

призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для

мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в

отношении последних возможны либо священная война, либо они могут

добровольно покориться исламу.

Шариат запрещает все, что может угрожать физическому, умственному н

моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных,

считающихся нечистыми н т. д. В то же время приветствуется н поощряется

“правильное” пользование всеми радостями жизни н запрещается самоотречение,

аскетизм и т. д. Категорически осуждается самоубийство, прелюбодеяние,

аборт, контрацепция. Половые роли четко распределены и закреплены: муж -

глава семьи, ее кормилец н защитник, жена посвящает себя домашнему

хозяйству н воспитанию детей.

Положение личности в обществе определяется на основе воли Аллаха,

запретившего удовлетворять желания одного человека за счет других. Сурово

осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные

игры, “черный” рынок и т. п. Мусульманин обязан активно приобретать знания

и навыки н использовать их во благо. При этом категорически запрещается

имитировать культуру и образ жизни других людей. По мнению исламских

авторитетов, это имеет катастрофические последствия для развития нации.

Кроме того, ислам считает, что все живые существа имеют определенные

права над человеком и поэтому запрещает причинение им бессмысленного вреда.

Это относится ко всем видам ресурсов, включая растительные, водные,

минеральные и т. д.

Для личности, воспитанной в духе буддийской традиции, главным является

осознание четырех “благородных” истин и готовность следовать

“восьмеричному” пути достижения просветления. Центральная идея содержится в

первой истине, согласно которой страдание является фундаментальным

свойством человеческого существования. “Жить значит страдать”,– это

является следствием отсутствия постоянства в жизни н вечной ее изменчивости

в круговороте рождении – смертей (сансара). Доказать это логически

невозможно и зрелость личности определяется по ее способности постичь эту

истину в акте непосредственного видения.

Причиной страданий является “жажда” жизни, когда человеческое “я”

стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время будучи

привязанной к людям, вещам и обстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает

наличие у человека души в европейском ее понимании, но индивид стремится к

эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова

вторая истина.

Далее утверждается, что “истина преодоления страдания” состоит в

снятии иллюзорных субъективных установок. Человек должен “открыть глаза” на

обреченность своего бытия в круге сансары, устранить, таким образом,

неведение и решиться на достижение нирваны. Последнее состояние означает

отсутствие “паутины” желаний, скрепляющих одну жизнь с другой, символом

чего является угасающая свеча.

Наконец, четвертая “истина пути” содержит описание восьми ступеней, на

которых последовательно осуществляется контроль за сферой познания,

поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христианской традиции н в

буддийской (духкха) принципиально различно. В первом случае страдание для

личности – это залог спасения, а во втором оно реализуется в сфере

эмпирического бытия индивида. Достижение нирваны является высшей целью

буддийской личности, что осуществляется при овладении теорией и практикой

психотренинга. Одно направление буддизма – Хинаяна (малая колесница)

акцентирует идеал индивидуального достижения нирваны и связанный с этим

монашеский образ жизни. Другое – Махаяна (большая колесница) не настаивает

на монашестве как единственном пути просветления, а развивает концепцию

бодхнсаттв, т. с. существ, достигших просветления, но давших обет не

уходить в нирвану, а оставаться в мире ради спасения всех живых существ.

Неустанное наращивание таких добродетелей как безграничная вера, готовность

к самопожертвованию, великодушие н т. п. способно привести к нирване любого

человека.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить н разные

типы личности и пути ее совершенствования. Разумеется, этим не

исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей

сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и

смена ведущих установок. Здесь важно понять одно – выбор личностного пути и

поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека.

Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля,

истинная природа человека “есть свобода, свободная духовность”. Все

социалистические теории поддерживали тезис об обществе будущего, “где

“...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”

(Маркс). Обратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его

ответственности.

Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями ц желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории это понятие

прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” (свобода “от”) до

“положительной” (свобода “для”) трактовки. Философия свободы человека была

предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра н Ницше, Сартра и

Ясперса, Бердяева н Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с

необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом н анархией, с

равенством и справедливостью.

Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк -от полного

отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма)

до обоснования “бегства от свободы” (Э. Фромм), в условиях современного

цивилизованного общества. В русской философской традиции категория свободы

соотносилась с понятием “воля” и “вольницы”. Понятие “воля” имеет более

широкое значение, которое оформилось примерно в XV – XVI вв. в Московском

государстве. С одной стороны, “вольница” отнюдь не означала автономии

личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в

определенном смысле несвободной. С другой стороны, в воле есть н свое

желание н повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского

восприятия мира (вспомним гоголевскую тройку). Понятие свободы родилось и

христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности

для человека свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного

внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целен и

задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы

воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои

деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответь! на вопрос о

возможности свободы волн предопределен выбором той или иной

мировоззренческой системы. Сама же воля – это сознательное и свободное

устремление человека к осуществлению своей цели, которая для пего

представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного

явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий

долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям,

а также в ряде ситуаций и витальным потребностям человека (в случаях

самоубийства). Как правило, понятие волн относят к зрелой личности,

полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.

В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как

следствие природной или сверхпрнродной детерминации (Бог, Абсолют), "во-

вторых,– как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс

человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются

отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в

структуру характера личности. В русском языке термин “воля” идентичен

понятию свободы, дозволенности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в

противоречиях волюнтаризма и (фатализма, определить границы необходимости,

без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм - это признание примата волн над другими проявлениями

духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в

христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше.

Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующем свои законы

человеку. Как крайнее выражение этического релятивизма, волюнтаризм в

основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не

считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни

общества.

Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными

условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за

высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в недавней истории

нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение,

желание “подтолкнуть” ход истории ii навязать ей свою (часто очень сильную)

волю. История рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за

которые народы расплачивались кровью, нищетой, замедлением развития.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека

и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли

волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой

системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими

(системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь по сути дела не остается места

для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость н

вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и

главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений

прошлого н настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий н

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.