рефераты скачать

МЕНЮ


Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

части человечества. Что бы ни говорили, невозможно согласовать подобное

преднамеренное творение с бесконечной благостью Создателя. Если же Он этого

не знал, то Он не был всемогущ. В обоих случаях это отрицание двух

достоинств, без которых Бог не был бы Богом.

12. Если же допустить падение ангелов подобно падению людей, то, конечно,

наказание есть естественное и справедливое следствие прегрешения, и если в

то же время допустить возможность искупления и возврата к добру после

раскаяния, то ничто не противоречит благости Бога. Хотя Бог и знал, что они

падут и будут наказаны, но Он знал также, что это временное наказание будет

средством дать им понять ошибку и послужит им на пользу. Таким образом,

исполняются слова пророка Иезекииля: "Бог не хочет смерти грешника, но его

спасения"*. Было бы отрицанием благости Божией, если бы Он не признавал

пользы раскаяния и не давал возможности возвращения к добру.

________

* См. "Иезекииль", Глава 7, ст. 20.

По церковной гипотезе было бы правильно сказать: "Ангелы эти с первой

минуты своего творения были предназначены к вечному злу и определены

сделаться демонами, чтобы вовлекать людей в грех".

13. Посмотрим теперь, какова их судьба и что они делают.

Как только их мятеж выразился на языке Духов, т.е. в их мыслях, тотчас же

они были изгнаны из рая или небесных селений и низвергнуты в преисподнюю.

Под этим мы подразумеваем то, что они были удалены или сосланы в места

наказаний, где они испытывали муки от огня, согласно словам Евангелия,

сказанным Самим Спасителем: "Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный

дьяволу и ангелам его". Ап. Петр выражается так: "Бог предал их цепям и

мучениям ада; но не все там остаются постоянно; только при кончине мира они

будут там заперты навсегда вместе с отверженными. В настоящее же время Бог

допускает еще, чтобы они занимали место среди творений, к которым

принадлежат, среди того порядка вещей, с которым связано их существование,

среди, наконец, тех отношений, которые они должны были иметь с людьми и

которыми они постоянно злоупотребляют. Пока одни находятся в своих мрачных

жилищах и служат орудиями Божественного Правосудия над теми несчастными

душами, которых они соблазнили, великое множество других, составляющих

несметные невидимые легионы, под предводительством своих начальников,

пребывают в низших слоях нашей атмосферы и пролетают все части вселенной.

Они вмешиваются во все, что происходит здесь, на земле, и принимают во всем

самое деятельное участие".

Что же касается слов Иисуса Христа о мучении вечным огнем, то они

разбираются в IV главе нашей книги: Ад.

14. По этому учению только часть демонов находится в аду; другая же

скитается на свободе и вмешивается во все, что происходит на земле, с

удовольствием сея зло, и так до скончания мира, время которого не

определено и, вероятно, произойдет еще не так скоро. Почему же такая

разница? Менее ли они виновны? Конечно, нет. Может быть, они выходят оттуда

по очереди, что, пожалуй, можно заключить из следующего:

"Пока одни находятся в своих мрачных жилищах и служат орудиями божественной

справедливости против несчастных, ими же самими соблазненных душ". Их

назначение заключается именно в том, чтобы терзать соблазненные ими души.

Итак, они не предназначены для наказания тех, кто согрешил по собственной

воле, но только для тех, кого они сами же соблазнили. Они в одно и то же

время — н причина вины, и орудие наказания; и вот еще странное условие,

которого даже человеческое правосудие при всем своем несовершенстве не

допустило бы, а именно, что жертва, павшая по слабости при намеренном

искушении, и тот, который подстрекает к падению, наказывается почти

одинаково, и жертва даже сильнее, так как, оставляя землю, она идет прямо в

ад, чтобы никогда из него не выйти, и страдает безостановочно и вечно;

тогда как соблазнитель пользуется отдыхом и свободою до конца мира. Неужели

правосудие Божие так же несовершенно, как и людское?

15. Это еще не все: "Бог еще допускает, чтобы они занимали место между

творениями, чтобы они принимали участие в сношениях с человеком, на

которого они имеют самое растлевающее влияние".

Бог не мог не знать, что они употребляют во зло данную им свободу; зачем же

Он дает ее им? Значит, Он сознательно и намеренно предает Свое создание в

их руки, зная заранее, в силу Своего Предвидения, что они падут и что их

ждет участь демонов. Разве мало людям их природных слабостей, чтобы

допустить их к искушению таким опасным врагом, тем более опасным, что он

невидим? Если бы это наказание было только временным и если бы виновный мог

надеяться на искупление; но нет: он осужден навеки. Его раскаяние, его

возврат к добру, его сожаление о содеянном грехе излишни. Таким образом,

демоны служат как бы провокаторами, поставщиками душ для ада, и все это с

позволения Бога, который знал, сотворяя души, судьбу, которую Он для них

готовит. Что бы сказали на земле о судье, который поступал бы так для

пополнения тюремного населения? Странное понятие дают нам о божестве, о

Боге, существенные свойства которого — высшая доброта и справедливость!

Такое учение преподают во имя Иисуса Христа, который проповедовал только

прощение, любовь и милосердие! Было время, когда такие аномалии проходили

незамеченными: их не понимали, их не чувствовали; под тяжестью деспотизма

человек покорялся слепо и отказывался от своего разума. Теперь же пробил

час освобождения, человек стал понимать справедливость, он желает ее при

жизни и после смерти, вот почему он говорит: "Этого нет, этого не может

быть, или Бог не Бог".

16. "Наказание преследует повсюду этих падших и проклятых существ; ад с

ними всюду, они не имеют ни покоя, ни отдыха; даже сладостная надежда

преобразилась для них в горесть, она им отвратительна. Рука Божия поразила

их в самом грехе, и воля их ожесточилась во зле. Сделавшись порочными, они

не хотят ничего другого и остаются такими навеки.

Они после грехопадения подобны людям после смерти. Восстановить тех,

которые пали — невозможно: они погибли безвозвратно; они упорствуют в

гордости против Бога, в ненависти против Христа, в зависти против

человечества.

Не приобретя славы небесной, они силятся создать свое царство на земле и

изгнать с нее царствие Божие.

Вопреки их желанию воплотившееся Слово исполнило Свое намерение для

спасения и славы человечества; все их действия направлены только на то,

чтобы отнять у Него искупленные Его страданиями души; они все пускают в

ход: хитрость, назойливость, обман, искушение — и все это для того, чтобы

подвинуть людей на зло и погубить их.

С такими врагами жизнь человека от колыбели и до могилы — постоянная

борьба. Увы, они сильны и неутомимы! Враги эти — те самые, которые ввели

зло на свете и покрыли землю таким густым покровом порока и заблуждений;

те, которые в продолжение веков заставляли обожать себя, как богов, и

господствовали над народами древности; те, которые и теперь еще имеют

тираническое влияние на идолопоклонников и производят соблазн и беспорядок

в самом христианском обществе".

Чтобы понять, какими средствами они располагают в их злобных целях,

достаточно сказать, что они ничего не потеряли из чудесных способностей,

составляющих преимущества ангельской природы. Конечно, будущее и

сверхъестественный порядок имеют свои тайны, которые Бог не открывает и

которых они постичь не могут; но все-таки их способности много превышают

наши, и потому они мгновенно постигают следствия в причинах и причины в

следствиях. Эта способность проникновения дает им возможность заранее

объявлять события, которые ускользают от нашего предположения. Расстояние и

разнообразие мест не существуют для них: быстрее молнии, скорее мысли, они

почти в одно и те же мгновение могут находиться в различных точках земного

шара и могут, как свидетели, сообщать о событиях, на нем совершающихся,

почти в момент их совершения. Общие законы, которыми Бог управляет миром,

им не подчиняются; они не могут их заменять, и, следовательно,

предсказывать и совершать настоящие чудеса; но они имеют способность

подражать и переделывать в известных пределах божественные дела, они знают,

какие феномены происходят при соединении элементов, и с достаточной

верностью предсказывают те из них, которые происходят естественным путем.

Отсюда такое множество оракулов, о которых говорят как священные, так и

светские книги, служившие предметом и основанием всех суеверий.

Итак, простая и бесплотная природа демонов делает их незримыми нашему

глазу; они около нас, а мы их не видим; они действуют на нашу душу, без

помощи нашего слуха; мы слышим как будто собственные мысли, тогда как

подвергаемся их внушению и соблазну их пагубного влияния. Наши же характеры

им известны по впечатлениям, которые мы испытываем, и они нападают на нас

по обыкновению с самой слабой стороны. Чтобы вернее соблазнить нас, они

предоставляют нам соблазны и внушения, соответствующие нашим склонностям.

Они изменяют свой образ действий согласно характеру и темпераменту

соблазняемого, но их любимейшее оружие — ложь и лицемерие.

17. Говорят, что наказание за ними следует повсюду: им нет более ни мира,

ни покоя. Это не уничтожает замечания об отсрочках для тех, которые еще не

находятся в аду; отсрочка эта тем менее объяснима, что, находясь на воле,

они делают еще более зла. Без сомнения, они не так счастливы, как добрые

ангелы; но разведанная им свобода не имеет никакой цены? Если они не

пользуются моральным счастьем, которое есть достояние добродетели, то во

всяком случае они менее несчастны, чем их сообщники, которые мучаются в

огне. Притом злое существо испытывает своего рода удовлетворение, совершая

зло на полной свободе. Спросите преступника, все ли ему равно быть в тюрьме

или на свободе и совершать свои преступления без помехи. Положение в обоих

случаях одинаковое.

Говорят, что угрызения совести преследуют их без пощады, но забывают, что

угрызения совести — предвестник раскаяния, если не само раскаяние. Но ведь

сказано: "Сделавшись порочными, они не желают исправиться и остаются

таковыми навсегда". Раз они хотят быть порочными, значит, они не

раскаиваются; если бы у них явилось малейшее сожаление о содеянном, они

перестали бы делать зло и просили бы прощения. Следовательно, угрызения

совести для них — не наказание.

18. "После проступка они то же, что человек после смерти. Искупление для

того, кто пал, невозможно". Откуда взялась эта невозможность? Непонятно,

какое сходство может быть между ними и человеком после смерти: это

выражение вообще неясно. Невозможность эта происходит ли от их собственной

воли или от Бога? Если она — действие их воли, то это доказывает их крайнюю

порочность и закоренелость во зле; тогда непонятно, как такие испорченные

существа могли быть добродетельными ангелами и как в продолжение веков,

проведенных между блаженными существами, они не выказывали своей

испорченности. Если это воля Божия, то это еще менее понятно, почему Он

назначает наказанием невозможность возврата к добру после первого же

прегрешения? В Евангелии нет ничего подобного.

19. Еще прибавляют: "Гибель их безвозвратна, и они упорствуют в гордости

своей перед Богом". К чему бы им и послужило желание не упорствовать, если

всякое раскаяние бесполезно. Если бы они имели надежду на искупление, чего

бы это ни стоило, то добро имело бы цель для них. Если же они упорствуют во

зле, то это потому, что у них пропала всякая надежда. А почему Бог отнял у

них всякую надежду? Чтобы отомстить за обиду, которую они нанесли Ему

недостатком повиновения. Итак, чтобы удовлетворить свое неудовольствие

против некоторых виновных, Он не только заставляет их страдать, но еще и

делать зло, вовлекать во зло и толкать на вечную погибель человеческие

существа; а ведь достаточно было одного только порыва милосердия, чтобы

избежать такого ужасного бедствия, предвиденного еще заранее! Было ли тут

дело в том, что этот столь простой и чистый акт милосердия был бы

поощрением зла? Нет; он был бы условным прощением при чистосердечном

обещании возврата к добру. Вместо слов надежды и милосердия Бога заставляют

говорить: "Да погибнет лучше весь род людской, чем прекратится Моя месть!"

И после этого удивляются, что при таком учении так много неверующих и

атеистов! Таким ли изображает Иисус Своего Отца? Он, который ставит

непременным законом прощение н забвение обид, который учит платить добром

за зло, любовь к врагу считает высшею степенью добродетели, заслуживающей

высшей награды, неба! Хотел ли Он, чтобы люди были добрее, справедливее и

сострадательнее Самого Господа Бога?

ДЕМОНЫ ПО УЧЕНИЮ СПИРИТИЗМА

20. По учению спиритизма, ни ангелы, ни демоны не составляют каких-либо

отдельных разновидностей существ, так как все разумные существа созданы

одинаково. Соединенные с материальным телом, они составляют человечество,

которое населяет землю и другие обитаемые сферы, отделенные от тел, они

составляют мир духовный, или Духов, которые наполняют пространства. Бог

создал их способными к улучшению и поставил им целью достижение

совершенства, а также и счастья, как следствия совершенствования; но самого

совершенства Он им не дал: Он хотел, чтобы они достигли его собственными

усилиями, чтобы оно было заслужено. Они развиваются с минуты своего

создания, то в состоянии воплощения, то в бестелесном состоянии; дойдя до

апогея, они делаются чистыми Духами, ангелами, по общепринятому выражению,

так что, начиная с зародыша разумного существа до ангела, существует

неразрывная цепь, каждое звено которой есть известная степень совершенства.

Отсюда вывод, что существуют Духи всех степеней морального и

интеллектуального совершенства, смотря по тому, где они находятся: внизу,

на верху или на середине лестницы. Следовательно, они в соответственной

степени обладают знаниями, невежественностью, злобой или добротою. В низших

рядах есть такие, которые еще очень склонны ко злу и которым оно нравится.

Можно их назвать демонами, если угодно, потому что они способны на все

дурное. Если спиритизм не дает им этого названия, то это потому, что

подразумевает под ним нечто отличное от человечества, существ, в корне

развращенных, предназначенных к вечному злу и неспособных прогрессировать в

добре.

21. По учению церкви, демоны были сотворены добрыми и стали злыми

вследствие непослушания — это падшие ангелы. Господь поставил их высоко, но

они сошли вниз. По учению спиритизма же, это несовершенные Духи, которые

еще не исправятся; они еще на нижних ступенях лестницы, но они поднимутся.

Те, которые по своему нерадению, беззаботности, упрямству или злой воле

остаются на нижних ступенях более долгое время, несут на себе последствия

этого; а привычка ко злу еще более затрудняет выход из этого положения. Но

наступает время, когда они начинают уставать от этого тяжелого состояния и

сопровождающих его страданий; тогда-то, сравнивая свое положение с

положением добрых Духов, они поймут, что в их интересах быть добрыми, и

постараются исправиться; но сделают это только по собственной воле, без

всякого принуждения. По своей способности совершенствоваться они подчинены

закону прогресса, и если не совершенствуются, то по своей воле. Бог

постоянно доставляет им средства к этому, но они свободны воспользоваться

ими или нет. Если бы прогресс был принудительный, то он не имел бы заслуги,

а Бог хочет, чтобы его достигали своими трудами; Он никого не выдвигает на

первое место по привилегии, но первые ряды открыты для всех, и желающие

достигают их своими усилиями. Даже самые высшие ангелы достигли своих

степеней, пройдя как и другие, по общему пути.

22. Достигнув известной степени очищения, Духи получают миссии сообразно

своим совершенствам; они исполняют все то, что приписывается ангелам

различных разрядов. Так как Бог творит вечно, то всегда находились Духи,

способные исполнять Его повеления по управлению миром. Итак, один только

разряд разумных существ, подчиненных закону прогресса, удовлетворяет

всевозможным потребностям. Это единство в творении и мысль, что все имеют

одинаковую точку отправления, проходят тот же путь совершенствования и

возвышаются своими трудами, гораздо более соответствуют справедливости

Божией, чем создание более или менее одаренных и привилегированных существ.

23. Обычное учение об ангелах, демонах и душах человеческих не допускает

закона совершенствования; но вид существ, стоящих на разных ступенях,

приводит людей к заключению, что это особенные создания. Итак, это учение

представляет Господа пристрастным отцом, дающим все некоторым из своих

детей и возлагающим на других самые тяжелые труды. Неудивительно, что люди

долго не находили такое пристрастие несправедливым, так как сами

придерживались того же относительно своих детей; давая им права старшинства

и привилегии рождения, могли ли они думать, что поступают хуже Самого Бога?

Но теперь идеи стали яснее и шире; люди имеют более верное понятие о

справедливости, стремятся к ней, и если не всегда видят ее на земле, то

надеются, по крайней мере, найти ее на небесах; вот почему всякое учение, в

котором правосудие Божие не является во всей своей чистоте, отвергается

разумом.

Глава Х

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЕМОНОВ

1. Новейшие феномены в области спиритизма заставили обратить внимание на

подобные им явления, происходившие во все эпохи, и никогда общество так

живо не интересовалось этим вопросом, как за последнее время.

Сходство фактов указывало на однородность их происхождения. Невежество

увидело в них, как и во всех необыкновенных явлениях, причина которых

неизвестна, нечто сверхъестественное, а суеверие преувеличило их, прибавив

к ним нелепые верования; отсюда произошла масса легенд, представляющих

собой большей частью смесь истины с большим вымыслом, и, помимо прочего,

учение о демоне, которого так долго придерживались и настолько

преувеличивали его могущество, что заставили, так сказать, забыть Бога: ему

приписывали все, что, казалось, превосходило могущество человека; во всем

видели руку сатаны; все лучшее, самые полезные открытия, особенно все те,

которые могли вывести человека из невежества и расширить его кругозор,

часто принимали за деяния демона.

2. Спиритические феномены, сильно развившиеся в наши дни и внимательнее

изучаемые при помощи разума и научных данных, правда, подтвердили

вмешательство таинственных существ, но ограниченных законами природы и

открывающих своими проявлениями новую силу и не известные до сих пор

законы.

Вопрос ограничивается, следовательно, желанием узнать, какого рода эти

существа.

Пока о мире Духов были лишь неясные или несистематические представления,

еще можно было ошибаться; но теперь, когда серьезные наблюдения и

приобретенные опытом знания пролили свет на природу Духов, на их

происхождение и предназначение, на их мировое значение и способ проявления,

вопрос этот решен на основании фактов.

Теперь всем известно, что когда-то считавшиеся таинственными существами —

не что иное, как души живших на земле людей. Известно также, что различные

категории добрых и дурных Духов не представляют собой существ различного

рода, а означают лишь различные степени их совершенства и развития.

По своему духовному и нравственному развитию они занимают различное

положение, почему и проявляются различно, но это нисколько не мешает им

происходить от одной большой человеческой семьи, точно так же, как от нее

происходят дикарь, варвар и образованный человек.

3. В вопросе о демонах церковь придерживается старых верований. Она

говорит: "Наши правила не изменились в течение восемнадцати веков и

остаются непреложными".

Главная ошибка церкви заключается именно в том, что она не желает считаться

с прогрессом мысли и думает, что и Бог также не соразмеряет Своих

откровений с развитием человеческого разума и говорит с развитыми людьми

тем же языком, каким говорил и с людьми первобытными.

Если в то время, как человечество совершенствуется, религия будет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.