рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по этике СЗАГСа

нравственность членов общины, причём вторые по своему статусу выше первых.

3 Воздействие этики замкнутых идеологизированных систем на мораль

государственных служащих.

Существуют три направления влияния этики замкнутых идеологизированных

систем на мораль государственных служащих:

Точечное внедрение членов замкнутой идеологизированной системы в систему

государственной службы. Происходить это внедрение может разными путями:

введение людей в систему государственной службы по итогам выборных

кампаний, по конкурсу, в результате предоставления мест в госслужбе

союзникам по выборам. В этих случаях не известны истинные убеждения

принимаемого человека. Союзники могут отличаться от ведущей политической

силы по своим целям, т.е. они временные попутчики. Опасность этого

направления в том, что идут в госслужбу лидеры, представители ядра

замкнутой идеологизированной системы. Это очень убеждённые люди, обладающие

лидерскими и организационными качествами. Они преданы идеям, которые

разделяют. В государственном аппарате они часто начинают играть роль

неформального лидера, консолидируя вокруг себя часть аппарата. У этой части

аппарата возникает своя политическая линия. Если политическая сила ведёт в

данном направлении активную деятельность, то лидер может проводить через

подразделения аппарата на местах свои решения, либо тайно, либо открыто,

ссылаясь потом на то политическое образование, в которое они входят.

Технология выборных кампаний. Сегодня в обществе сформировалось огромное

количество групп людей, объединённых самыми различными интересами. Поэтому

возникает огромное количество политических партий, выражающих эти интересы,

но численность таких партий крайне невелика. По подсчётам же аналитиков

завоевать власть может политическая сила, которую поддерживает 20 – 35%

населения. Но даже партия, имеющая 35% сторонников, не может выиграть

выборы в одиночку. Поэтому на период предвыборной кампании она вынуждена

искать соратников, и чем больше, тем лучше. Но конечные цели сотрудничающих

партий могут не совпадать. Поэтому, в период предвыборной агитации для

предводителей партий самым правильным будет не обнародовать своих конечных

целей, которые могут оттолкнуть от них союзников. Также нужно стараться не

обнародовать средств и методов достижения политических целей, так как по

средствам и методам легко просчитать и конечные цели. Предпочтительнее

говорить о том, что не будут делать соперники, а не о том, что будем делать

мы. Начинается война компромата. Длительное время руководящий состав

политической силы, который идёт во власть, вынужден скрывать свои цели,

средства и методы их достижения. Он живёт в рамках двух моралей: одна для

себя и сторонников по партии, а другая для народа. Но, даже выиграв выборы,

представители политической силы не могут сразу или в короткое время

отказаться от позиции, занятой ими на выборах, и продолжают жить в системе

двух моралей. Это оказывает влияние и на всю мораль государственной службы.

Связанное с периодом, который называется «период социальной катастрофы»,

когда все основные ценности общества меняются на противоположные.

Предыдущий уклад жизни разрушается и вводится новый, чаще насильственными

методами. В этот период, чтобы новые ценности усваивались быстрее,

намеренно уничтожается вся знаково-символическая система предыдущего

периода. Период социальной катастрофы часто вызван тем, что к власти

приходит политическая партия, до этого находившаяся в непримиримой

оппозиции к официальной власти. Она была замкнутой идеологизированной

системой со всеми её отличительными качествами, в том числе – малым числом

членов и очень строгими правилами приёма новых. Но, придя к власти, любая

партия должна на кого-то опираться. Отсюда необходимость быстрого набора

новых членов и вынужденное снижение моральных требований к ним. Например,

партия большевиков в 1917 году за три месяца выросла в 2,5 раза. Но

принятые на льготных условиях новые члены правящей партии могут не

разделять её конечных целей, так как они не прошли прежней многоступенчатой

системы отбора. Из-за нехватки проверенных членов для занятия всех

государственных должностей, партия вынуждена использовать людей из этого

«балласта». Таким образом, в этот период в государственной службе

параллельно действуют несколько систем ценностей: старого строя, новой

пришедшей во власть партии и случайных членов этой партии, которые вовсе

могут быть представителями каких – то третьей и т.д. идеологизированных

систем. Точнее – полностью не действует ни одна. Но старое право, второй

регулятор деятельности государственной службы, разрушено вместе со старой

системой ценностей. Выход из этой ситуации таков: нужно срочно создавать

новые правовые основы деятельности государственного аппарата, так как это

можно осуществить в сравнительно короткие сроки (в России этот процесс идёт

с 1991 года и пока не завершён), а мораль государственных служащих в новых

условиях будет выстраиваться долго. Новое право будет ориентиром в

ускоренном приобретении, формировании новой этики государственной службы.

Этика государственной службы.

17 Специфика формирования этики госслужбы.

1 Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики

идеологизированных систем.

Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с

осуществлением политики государства и реализацией от имени государства

основных экономических, социальных и политических программ среди населения.

Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н.

Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость

против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного

парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании

этики государственной службы как прообразы современных буржуазных

государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии

начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль

права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические

реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они

делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими

реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того

или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика

госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления

(принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий

принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем

властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем

этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности

государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские

функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них

есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики

идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств

специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто

неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения

поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или

неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на

соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим.

Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических

моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего

моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы

изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль

государственных служащих, являются:

. Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

. Её территориальное устройство;

. Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

. Особый характер текучести рабочей силы;

. Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности

госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно

нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом

качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства

и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует

ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с

этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

2 Роль права в формировании и развитии этики госслужбы.

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую

роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует,

прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы

сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным

регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним

миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение

государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём

общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры

чиновника как представителя государства.

3 Формирование в развитых государствах унифицированной этики

государственной службы.

В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере

практической нравственности и этикетных формах. Факторы, влияющие на

унификацию норм государственной службы в различных странах, таковы:

. Глобализация экономики и образование единого экономического

пространства, которое потребовало единства регулирования

экономических процессов;

. Обострение экономических проблем и глобальных проблем

современности, что потребовало создания различных международных

организаций. В этих организациях работали люди из разных

государств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при

единых моральных ценностях.

. Образование крупных центров международного значения по подготовке

управленческой элиты, где в тесном контакте работают представители

различных государств.

. Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые

сделали более близкими отношения между нациями, кроме того,

пропаганда через средства массовой информации определённых образцов

поведения, манер, этикета.

. Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенствования

систем этикета и усвоения этих норм.

. Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на

региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму

управления новые слои и отряды госслужащих.

. Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые

тенденции, проявившиеся в условиях реформирования государственного

аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и государственной

службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, проникшая в госслужбу,

всегда была более универсальной и унифицированной, как вышедшая из

этики протестантизма.

18 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их

на мораль госслужащих.

I. Государственная служба во всех государствах и во все времена

финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда

существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого

финансирования, материальное вознаграждение государственных служащих

всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других

сферах деятельности. В 1994 году в Германии было проведено исследование,

в котором сравнивались заработная плата госслужащих и людей, служащих в

других структурах. Было выяснено, что лучшие чиновники государственной

службы получают столько же, сколько худшие клерки в других организациях.

Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения

приводит к ряду следствий.

1. Для подчинённых:

a) Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда

уходят в другие сферы деятельности. В результате качество

кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и

худшими чиновниками уменьшается.

b) Значительная часть государственных чиновников (на всех уровнях)

стремится, используя властные и распорядительные полномочия,

восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного

уровня. Это массовый процесс, в основном восполнение идёт в

форме услуг, а не в материальном выражении, это может быть

использование служебного положения по отношению к клиентам, а

также использование внутренних ресурсов государственной службы.

c) Определённая часть государственных служащих идёт в аппарат, не

взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную

пользу. Доля таких людей постоянно возрастает. В середине 80-х

гг. в исследованиях западных госслужб было зафиксировано, что

90% госслужащих уважают и ценят общественные цели своей работы,

в 90-х гг. эта цифра упала в два раза. Государственная служба

для многих – дополнительный трамплин для успешной деловой

дальнейшей деятельности. К личным целям можно отнести реализацию

групповых целей, когда в госслужбу идут вследствие деления

портфелей в период голосования.

d) На нижних уровнях государственной службы, в муниципалитетах,

объём властных распорядительных полномочий столь мал, что их

сложно использовать для извлечения материальной выгоды. Но он

достаточен, чтобы ощущать власть как эмоцию, почувствовать свою

значимость и использовать ощущение власти в качестве компенсации

за плохо оплачиваемый и мало содержательный труд.

2. Следствия для руководителей:

a) Руководители в госслужбе практически лишены возможности

использовать фактор материального стимулирования для

регулирования кадрового потенциала.

b) Стремясь приобрести возможности материального воздействия на

персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового

потенциала, руководители вступают в договорные отношения с

руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций,

расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих

сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом.

Например, можно договориться с фирмой о праве пользования

сотрудниками госслужбы тренажёрами фирмы (раз или два в неделю)

и т.д. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать

интересы этой фирмы, лоббировать их.

II. Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В

этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным

опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных

норм. Деятельность в этих вертикалях существенно различается по

специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью

устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может

оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к

определённому территориальному органу. Более качественно работники

выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни

это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т.д.,

нежели чем, например, заниматься благоустройством своей территории.

1. Жёсткость подчинения по вертикали приводит к тому, что очень сложно

устанавливаются горизонтальные связи между сотрудниками разных

вертикалей на промежуточных уровнях. Прохождение любого документа в

государственной службе примерно в 1.5 – 2 раза медленнее, чем в

других сферах деятельности.

2. Очень сложно организуются комплексные группы внутри

территориального органа, где должны быть задействованы сотрудники

нескольких вертикалей.

3. На чисто психологическом уровне между сотрудниками разных

вертикалей внутри одного территориального органа могут возникать

неприязненные отношения и конфликты, как правило, – скрытые

(латентные), которые длятся долго. Выплёскиваются они чаще всего во

время поощрения, премирования, продвижения людей в виде взаимных

обид. В качестве одной из мер руководителю надо быть более

внимательным к сотрудникам, а если конфликт выплеснулся, то решать

его лучше на общем собрании (обидчиков и обиженных), а не каждому

отделу по отдельности.

III. Государственная служба строго выстроена по территориям. У населения, в

отличие от других сфер деятельности, практически нет права выбора

чиновника, который будет оказывать ему услугу. Все территориальные

инспектора закрепляются по улицам, по алфавиту и т.д., отсюда у

населения крайне малый опыт общения и очень мало информации для того,

чтобы составить личные представления о государственных служащих в целом,

об их личных качествах и о профессионализме. Подобное положение приводит

к следующим следствиям:

1. Необходимость унифицировать поведение государственных служащих с

таким расчётом, чтобы встреча с любым из них давала, хотя бы в

общем виде, представление о целом. Это достигается:

a) Более жёстким правовым регулированием поведения сотрудников;

b) Большей проработанностью этикета государственной службы.

2. Дефицит информации о государственных чиновниках люди стремятся

восполнить, по крупицам собирая информацию из других источников.

a) Выясняя реакцию и впечатления других людей, которые

контактировали с госслужащими.

b) Опираясь в формировании общественного мнения на слухи и домыслы.

IV. В обществе всегда есть слои и группы, которые более других

заинтересованы в лояльном отношении к себе представителей

государственной службы. Сюда относятся: вся сфера мелкого бизнеса,

социально – поддерживаемые слои населения, руководители и владельцы фирм

и предприятий и т.д. Особенности этого процесса – растянутость его во

времени и зарабатывание положительного имиджа в глазах госслужащих на

перспективу. Каждый слой заинтересованных лиц проявляет интерес к своему

уровню государственных служащих (социально поддерживаемые слои населения

– к участковым инспекторам, руководители фирм – к руководителям

госслужбы). Этот интерес выражается повышенным вниманием к сотрудникам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.