рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по этике СЗАГСа

кальвинистские, баптистские и т.д.).

Ценности протестантизма. В качестве главной ценности протестантизм

выдвинул богатство: «Накопление богатства на земле есть искупление греха

перед небом»так как богатство нельзя унести с собой на небо и оно останется

на земле, причём вопрос о способе накопления богатства не ставился.

Протестантизм стал основой будущего капитализма. Понятие богатства

трактуется весьма широко – это создание материальных ценностей (фабрик,

заводов и т.д.). Это привело к формированию бизнес – этики, 2 принципа

которой гласят: первый – принцип делового макиавеллизма: «Прибыль любой

ценой», а второй: «Бизнес должен быть честным». Происходит непрерывная

вражда между этими двумя принципами.

Другая ценность протестантизма – творчество: «Люди равны не в

богатстве, а в творческой самоотдаче своему делу». В этом отношении

руководитель компании равен уборщице, которая старательно моет полы и т.д.

Следующая позиция протестантизма: «Самоотдача в творчестве искупает

возможные самоограничения, самоуход из других сфер жизни». Подобная

трактовка возможности самоограничения в других сферах ради одного дела

привела к появлению концепции пуританизма (течение в протестантизме,

которое проповедует жёсткие ограничения в личной жизни).

Практически тридцатилетняя война в Германии была войной за понимание

абстрактных ценностей и идеалов, а не за материальные блага. Эта война

вызвала большие потери, была выведена из сельскохозяйственного оборота

большая часть земель, погибла третья часть населения. Для мира победа

протестантизма оказалась важным событием, так как именно он послужил

основой капитализма. Бурное развитие цивилизации привело к тому, что людей

перестал устраивать архаичный культ совершения таинств.

Протестанты упростили культ, исключили иконопись, только некоторые

направления оставили в ритуалах причастие и крещение, так как протестантизм

предполагает индивидуальное понимание Бога и веры.

8 Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных

процессов.

1 Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия.

1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как

единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания

человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от

термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания

роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего

образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают

возрастание темпов фундаментальных исследований.

2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства

массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими

темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа

жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не

только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение

человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.

3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих

религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных

народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу

элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств

малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия,

требование специальной подготовки, необходимость знакомства с

господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Таким

образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в

связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный

национальный фольклор, который был другим носителем нравственности

народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая

по сути вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы

внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на

внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.

4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать

в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического

прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то

время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь

– увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение

продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть

существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную

зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной

адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося

по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание

человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между

физическим развитием и социальной зрелостью.

5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее

количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей.

Большие потоки миграций породили проблему полукровок.

6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого

мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к

существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль

городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения

традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля

за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по

прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В

городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

2 Урбанизация и её влияние на общество.

Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен

развитием крупной машинной индустрии и необходимостью создать

инфраструктуру, обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы

(образование, медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В

результате крупные предприятия требовали в города всё больше людей для

своего обслуживания. В начале ХХ века было всего несколько крупных городов

(с населением свыше 1 млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было

свыше полутора сотен, росли они очень бурно, счёт населения шёл на

миллионы. Темпы прироста городского населения оставались очень высокими всю

вторую половину ХХ века. Города с населением в несколько миллионов человек

получили название мегаполисов.

1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как

правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей

осуществляется естественным образом в повторении образа жизни

предшествующего поколения. В городе господствует нуклеарная семья

(родители + дети), которая демонстрирует гораздо большее разнообразие

моделей поведения. Это будет зависеть от уровня образования родителей,

материального достатка, социальных предпочтений.

2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением

людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В

городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной

бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его

микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в

сельской местности.

3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с разнообразными

склонностями. В сельской местности возможность найти похожих людей

значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более

дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и

с этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями

поведения, более доступна культура и средства массовой информации.

Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп

жизни. Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше

распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех

социальных групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности

морального поведения, в том числе религиозной нравственности уходят в

сферу семьи, микросреды, клубов по интересам, - то есть в замкнутые

общности.

9 Этика ненасилия.

1 Сущность и особенности этики ненасилия.

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше

появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все

религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В

XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но

подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две

основные причины:

1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного

самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах

была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что

общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий

самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии,

Работодатели – Наёмные работники и т.д.).

2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий

накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов

цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций,

которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей

других людей стали достижимыми.

У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:

- Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу

за освобождение народов Индии от колониального рабства,и

- Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в

начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке.

Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где

обучались и «белые» и «чёрные».

Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в

конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой

стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной

стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для

мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики

ненасилия.

2 Принципы этики ненасилия.

1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим

другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения.

2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против

вольных или невольных носителей этого зла.

3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя

готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца.

Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы.

4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не

должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности

дела, мы должны уважать принципы другой стороны.

5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою

позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении.

Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир

изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности

внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну

социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир

более похожим на тот, что создал Бог».

За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия

относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором

приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение

Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем

расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и

«белые», и «чёрные».

Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали.

По вертикали они проходят под патронажем государственных политических

структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения

принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение,

опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более

массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность,

как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся

организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на

власть.

3 Основные этапы ненасильственных действий.

1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя,

глубокая информация из различных источников, которые должны представлять

широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения.

2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их

виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности

этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После

определения темы выступления привлекаются средства массовой информации,

информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с

государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций

и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану.

3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках

запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь

человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки

зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было

проще проверить себя, в университетах США существуют практики по

ненасилию, где любой может проверить себя.

4. Планирование основных действий, согласование с государственными и

муниципальными органами, отбор и организация участников.

5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными,

могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает

точку зрения большинства.

6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции.

Намечаются дальнейшие действия.

Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны,

группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и

т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё

время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.

Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и

т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма

ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти

акции носят массовый характер.

Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.

10 Этика самоограничения.

1 Особенности современной цивилизации и экологический кризис.

Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей

практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с

развитием постиндустриального общества, достигает всё большее количество

стран. В основе этики ненасилия стоит воспроизводство.

Происходит перенос промышленного производства развитыми странами в

страны 3-го мира, где в результате этого происходит своеобразное повышение

уровня жизни и изменяются стандарты жизни. Следствием этого является

исчерпание природных ресурсов.

Ограничение рождаемости проблемы не решает: население растёт. В

середине 80-х годов в 17 странах мира использовались мягкие формы

ограничения рождаемости, а в 16 странах – принудительные способы.

Следствием движения мировой цивилизации по данному пути стал мировой

экологический кризис (кризис среды обитания), в который входят:

. Исчерпание пищевых и энергетических ресурсов;

. Исчезновение чистой воды;

. Сокращение пахотных земель;

. Загрязнение воздушного бассейна;

. Парниковый эффект;

. Изменение атмосферных явлений и т.д.

Данные процессы вызвали необходимость осмысления пути, по которому

идёт человечество и приступить к выработке исправляющих программ, с тем,

чтобы хотя – бы снизить темпы экологических повреждений. Важной

составляющей этих программ является этический компонент и выдвижение

проблем сохранения цивилизации в качестве важнейшей доминанты нравственного

поведения. Совокупность взглядов на эту проблему в этике получила название:

«Этика самоограничения». Это скорее мировоззрение, нежели стройные

концепции и теории. Основной элемент составляют эмоциональное потрясение от

осознания факта, что человечество может уничтожить себя практически

добровольно, продолжая следовать по пути современной цивилизации и ничем не

ограниченного воспроизводства.

2 Этапы развития и сущность этики самоограничения.

Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:

1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы,

в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение

окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты,

состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти

объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На

каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В

России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет

охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им

удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать

общественное мнение.

2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной

Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить

технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были

представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция,

студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых

рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического

прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а

может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал

недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы

участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из

сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и не

достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество

сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно.

Одно из направлений этого движения: философия хиппи: «Возврат человека к

природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и

поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые

поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать

свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за

отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от

некоторых направлений исследований, о введении мораториев на

исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.