рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

В области внешней политики Козимо предстает как мудрый советчик, дипломат, любящий действовать словом, чем оружием. Его смерть – явление для обоих авторов особенное. Во время описания смерти проявляется отношение к нему. Козимо для них человек, в первую очередь, заботившийся более о государстве, чем о личном благе, и это для обоих авторов главный критерий оценки.

          Смерть отца привела к власти его больного сына – Пьеро. Как уже было отмечено, у Гвиччардини и Макиавелли описание времени правления Пьеро сводится к двум моментам – краткая его характеристика и заговор против него. Эти два факта связаны напрямую, о чем оба автора упоминают лишь вскользь, говоря о том, что из-за своей доброты и милосердия Пьеро не мог помешать росту влияния некоторых людей. На самом деле все было гораздо серьезней. Лидерство и финансы Козимо с одной стороны и политическое влияние его сторонников с другой обеспечивали сохранность существующего положения. Лидера не стало, а его сын на эту роль не тянул. Возникает мощная оппозиционная группировка, и становиться ясно, что для медичейской партии наступает момент истины. Сторонники Медичи во главе с Содерини одержали победу[445]. После смерти Пьеро, пережившая проверку на прочность партия могла пойти на такой шаг, как, например, сделать своим лидером двадцатилетнего паренька – Лоренцо Медичи. Уже функционировал механизм контроля за государством, который хотя и давал сбои, но не прекращал своей работы.

          И вот Лоренцо. На его примере хорошо виден подход обоих авторов к описанию истории своего города. Для Макиавели история Флоренции строится через личности. Личности семьи Медичи. Они стоят во главе пирамиды флорентийского общества, выделясь как личными качествами, так и материальными возможностями. Макиавелли ищет и, что самое главное, находит в них черты идеального государя. Для Гвиччардини же правительство во Флоренции не только Медичи. Создается такое впечатление, что они в его представлении как бы являют собой одно из звеньев в цепи флорентийской

 системы управления. Звено безусловно более сильное, но не единственное. Лоренцо безусловно выделяется из общей массы. Но выделяется, как человек Возрождения, а не как правитель. Политическая борьба, административные дела были не для него. Две-три реформы, и он уже мог не беспокоиться о своей судьбе и судьбе своих сторонников. Механизм внутреннего контроля был отлажен и работал уже без его, Лоренцо Медичи, постоянного надзора. Только вмешательство внешних сил (Рима в случае с Пацци, а затем и Неаполя) могли нарушить ритм его работы. Недовольные были, но сделать ничего не могли. Переломным мог стать заговор Пацци, но когда стало ясно, что народ скорее предпочтет «тиранию» Медичи иллюзорным сказкам о свободе, Лоренцо спокойно оставил город и отправился к Фердинанду Арагонскому решать вопрос о мире. Макиавелли больше волнует риск для жизни Лоренцо, чем возможность свержения власти Медичи во Флоренции в его отсутствие, а Гвиччардини лишь предполагает, что возможно все вопросы можно было решить не выезжая из Флоренции. Зато после было триумфальное возвращение ( можно провести аналогии с Козимо ) и время мира, который Лоренцо привез во Флоренцию, как и его дед.

          Несколько более сложной, чем это может показаться на первый взгляд, является проблема личности Лоренцо у Гвиччардини, которого он сравнивает с Козимо. Он пишет, что Козимо был человеком более стоящим, но в жизни города тот и другой сыграли значительную роль[446]. На мой взгляд через эту фразу подход Гвиччардини раскрывается лучше всего.  Автор отмечает, что Козимо был более стоящим именно как человек (uomo), т.е он пытается, насколько это возможно, отделить личные качества человека и его дела на благо общества[447]. При этом давая характеристику Лоренцо, он указывает как на его достоинства, так и на его недостатки. Именно указывает, а не раскрывает.

          Кроме этих моментов, касающихся непосредственно дома Медичи, можно отметить и то, что при написании «Истории» Франческо Гвиччардини не упускает возможность упомянуть, если это возможно, фамилию Гвиччардини. Кроме того, надо отметить, что обе «Истории»  дают нам много примеров, подчеркивающих роль семьи и родственных связей во Флоренции, раскрывают структуру семьи.

Обе «Истории» обходят стороной культурную грань эпохи Возрождения. Здесь мы не найдем описаний жизни художников, мастеров, гуманистов или детального анализа их произведений. Сочинение Гвиччардини более подходит под роль источника, освещающего развитие во Флоренции институтов власти, механизмы политического влияния. Такая подробность проводимых реформ отсутствует даже у Макиавелли и это несколько странно, учитывая, что именно внутренние события были для Макиавелли главными. Зато много у Макиавелли речей, которые он вкладывает в уста разных людей. Автор рассказывает их, используя все свое красноречие, богатство языка и стиля. Тем более обидно, что эти фразы являются лишь плодом его воображения[448]. У Гвиччардини такого не встретишь, а те редкие фразы которые попадаются, используются им прежде всего для того, для чего их использует и Макиавелли, а именно для передачи своих мыслей чужими словами.

          Важно отметить также и то, что в обоих произведениях, на мой взгляд, присутствует некий субъективизм авторов, которые уделяют большее внимание дому Медичи на всем рассматриваемом хронологическом периоде. Главная цель обоих авторов заключается в рассмотрении эволюции политической системы в городе. Отправной точкой для них служит сложившаяся в их время система абсолютной власти Медичи. При возвращении к исходной точке и изучению причин зарождения власти Медичи во Флоренции авторы невольно вынуждены выделять Медичи из контекста общих событий. Поэтому складывается неправильное впечатление о доминирующей силе Медичи на протяжении описываемого нами периода.

Если сравнивать отражение правления Медичи во Флоренции в «Истории» Макиавелли и Гвиччардини, то Гвиччардини предстает писателем более объективным, более критичным, и более целеустремленным в том плане, что его цель видна более четко – эволюция управления Флоренцией в контексте общей истории города. Но при этом для понимания сути некоторых описываемых фактов и терминов, особенно относящихся к описанию управления Флоренции, часто необходимо обращение к историографии.


Библиография

Источники

1.   Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических и гражданских / Пер. с итал. // Сочинения. М., 1934. С. 107-231.

2.   Гвиччардини Ф. История Флоренции / Пер. с итал. // Сочинения великих итальянцев XVI в. Спб., 2002. С.72-141.

3.   Гвиччардини Ф. Семейная хроника / Пер. с итал. // Сочинения. М., 1934. С. 231-301.

4.   Макиавелли Н. История Флоренции / Пер. с итал. // Государь. М., 1999. С. 197-624.

5.   Макиавелли Н. К Франческо Гвиччардини / Пер. с итал.  // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 457-458.

6.   Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио / Пер. с итал.  // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 235-242.

7.   Полициано А. О заговоре Пацци / Пер. с итал.  // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 204-217.

8.   Ринуччини А. Диалог о свободе / Пер. с итал.  // Сочинения итальянских

гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 162-181.

9.   Филельфо Ф. Флорентийские беседы об изгнании / Пер. с итал.  // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С.110-121

10.       Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere di Francesco Guicciardini. Torino, 1974. P. 61-172.

11.       Guicciardini F. Storie fiorentine. Firenze, 1974. 350 p.

Литература

1.   Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья X-XIII // Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 106-121.

2.   Андреев М.Л Хлодовский Р.Л. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.,1988. 245 с.

3.   Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М.,2000. 1005 с.

4.   Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. 448 с.

5.   Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистратов XV в. // Средние века. М., 1982. Вып. 45.  С. 14-15.

6.   Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XVв. М., 1977. 303 с.

7.   Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции первой половины XV в. в оценке современников // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 325-241.

8.   Брагина Л.М. Проблема власти в творчестве Франческо Гвиччардини // Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 55-67.

9.   Брагина Л.М. Самознание флорентийцев по сочинениям гуманистов XV в. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы городских связей. М., 2000. С. 299-306.

10.       Брагина Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. // Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 32-41.

11.       Бурхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. 590 с.

12.       Виллари П.  Джироламо Савонарола и его время / Пер. с итал. М., 1995. 929 с.

13.       Виллари П. Николло Макиавелли и его время: В 2 т. / Пер. с итал.  Спб., 1914. Т.1.  430 с.

14.        Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 392 с.

15.       Гаспари А. История итальянской литературы: В 2 т. / Пер. с итал.  Спб., 1897. Т.2. 580 с.

16.       Гергей Е. История папства. М., 1996. 463 с.

17.       Гращенков В.Н. Портрет раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики. // Культура Возрождения и общество. М.,1986. С. 53-59.

18.       Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. 618 с.

19.       Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии. \\ Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 130-144.

20.       Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М., 2000. 253 с.

21.       Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963. 534 с.

22.       Де Санктис Ф. Макиавелли // Макиавелли Н. Государь. М., 1999. С. 624-654.

23.       Дживилегов А.К. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Ф. Сочинения. М., 1934. С. 7-34.

24.       Дживилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998. Кн. 1. 352 с.

25.       Жебар Э. Начало Возрождения в Италии / Пер. с фр. Спб., 1900. 392 с.

26.       Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения / Пер. с нем. Спб., 1906. 404 с.

27.       Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках. М., 1987. С. 252.

28.       Краснова И.А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв. : занятия, образ жизни и обыденное сознание.  В 2 ч. Ч. 1. Ставрополь, 1995. 143 с.

29.       Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции XIV-XV вв. // Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 17-27.

30.       Краснова И.А. Представление о свободе у флорентийских граждан // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 4. Extra muros: город, общество, государство. М., 2000. С. 79-84.

31.       Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека во Флоренции XIV в. // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990. С. 60-62.

32.       Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности в купеческой среде Флоренции XIV-XV вв. // Средние века. М.,1997. Вып. 59.  C. 3-21.

33.       Кудрявцев О.Ф. Меценатство как политика и как призвание: Козимо Медичи и флорентийская платоновская академия // Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 37-49.

34.       Кудрявцев О.Ф.  Миф о «золотом веке» в культуре Возрождения // Личность – идея – текст в культуре средневековья и Возрождения. Иваново, 2001. С. 84-92.

35.       Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. 382 с.

36.       Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М., 1966. 252 с.

37.       Постников В.А. Франческо Гвиччардини о политическом строе Флоренции // Средневековый город. Саратов,1981. Вып. 6. С. 171-179.

38.       Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи и культура Возрождения. // Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993. С. 39-51.

39.       Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-XV вв. // Средние века. М.,1994. Вып. 57. С. 62-74.

40.       Ролова А.Д. Налоговая политика тосканских герцогов во второй половине XVI в. и в начале XVII в. // Средние века. М., 1983. Вып. 46. C. 50-77.

41.       Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли // Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С.354-390.

42.       Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987. 174 c.

43.       Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. М-Л., 1958. 384 с.

44.       Рутенбург В.И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М-Л, 1951. 228 c.

45.       Рутенбург В.И. Примечания // Макиавелли Н. Избранное. М., 1999. С. 693-796.

46.       Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли, секретаре флорентийской республики, гуманисте, историке, авторе комедий, а также поэте трагическом // Макиавелли Н. Избранное / Пер. с ит. М., 1999. С. 5-79.

47.       Хлодовский Р. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985. Т. 3. С. 102-105.

48.       Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden City (N.Y)., 1975. 397 p.

49.       Hale J. Florence and the Medici. The pattern of control. Plymouth, 1977. 208 p.

50.       Gaeta F. Osservazioni sul percorso storiografico di Francesco Guicciardini // Francesco Guicciardini: nel V centenario della nascita. Firenze.: Olschki, mcmlxxxiv. P. 131-159.

51.       Kent D. The rise of the Medici. Faction in Florence. Oxford, 1978. 389 p.

52.       Ridolfi R. Vita di Francesco Guicciardini. Milano,  1982. 464 p.

53.       Roscoe W. The life of Lorenzo de`Medici, called the Magnificent. London, 1800. 426 p.

54.       Rubinstein N. The goverment of Florence under the Medici (1434 to 1494). Oxford, 1966. 336 p.

55.       Symonds J. Renaissance in Italy. London, 1881. 312 p.


Приложение. Дом Медичи. Генеалогическая диаграмма. XIII-XVI вв.

[1] Полную генеалогическую диаграмму см.: Kent D. The Rise of the Medici. Oxford, 1978; Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden City (N.Y), 1975.

[2] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли // Макьявелли Никколо. История Флоренции. М., 1987. С. 385-387.

[3] Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли, секретаре флорентийской республики, гуманисте, историке, авторе комедий, а также поэте трагическом // Макиавелли Н. Избранное / Пер. с ит. М., 1999. С. 5-79.

[4] Там же. С. 74.

[5] Виллари П. Николло Макиавелли и его время. Спб., 1914.

[6] Там же. С. 31-41.

[7] Дживилегов А.К. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Франческо. Сочинения. М., 1934. С. 7-21.

[8] Ridolfi R. Vita di Francesco Guicciardini. Milano, 1982. P. 27-30.

[9] Gaeta F. Osservazioni sul percorso storiografico di Francesco Guicciardini // Francesco Guicciardini: nel V centenario della nascita. Firenze, mcmlxxxiv. P. 151-154.

[10]Брагина Л.М. Проблема власти в творчестве Франческо Гвиччардини // Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 55-67.

[11] Постников В.А. Франческо Гвиччардини о политическом строе Флоренции // Средневековый город. Саратов, 1981. Вып. 6. С. 171-179.

[12]  Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963. С.139; Де Санктис Ф. Макиавелли // Макиавелли Никколо. Государь. М., 1999. С. 627. Статья является сокращенной перепечаткой главы из его же «Истории итальянской литературы».

[13] Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М., 1966. С.101; Хлодовский Р.И. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 102.

[14] Хлодовский Р.И. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 103.

[15] Андреев М.Л. Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988. С. 19.

[16] Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М., 1966. С.101.

[17] Там же. С. 220.

[18] Там же. С. 225.

[19] Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья X-XIII // Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 105-107.

[20] Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000. С. 741-807.

[21] Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции первой половины XV в. в оценке современников // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 325-241.

[22] Там же. С. 332.

[23] Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV в. М., 1977. С. 204.

[24] Там же. С. 42.

[25] Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистратов XV в. // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 46-71; Брагина Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XVв. // Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 32-41.

[26] Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма… С.69.

[27] Там же. С. 66.

[28] Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. С. 139.

[29] Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995. С. I-II.

[30] Там же. С. 39-40.

[31] Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. С. 430.

[32] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 392 с.

[33]Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии // Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 133,141.

[34] Гращенков В.Н. Портрет раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 53-59.

[35] Ролова А.Д. Налоговая политика тосканских герцогов во второй половине XVI в. и в начале XVII в. // Средние века. М., 1983. Вып. 46. С. 96-99,106.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.