Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли
Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли
Волгоградский государственный университет
Кафедра археологии, древней и средневековой истории
Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке
по «Историям Флоренции» Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли
Дипломная работа студента 5 курса факультета истории
и международных отношений Ефимова Евгения Геннадиевича.
Научный руководитель,
кандидат исторических наук, доцент З.П.Тинина
Волгоград 2002
Оглавление:
Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях
Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли.............................................................. 29
Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и
Макиавелли... 46
Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях
авторов «Историй Флоренций»....................................................................................................... 54
Заключение........................................................................................................ 82
Библиография................................................................................................... 87
Приложение. Дом Медичи XIII-XVI вв. Генеалогическая таблица.[1].............. 92
Введение
Рассматриваемая в данной
работе тема об особенностях правления дома Медичи во Флоренции в XV веке в произведениях двух выдающихся
людей своего времени – Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини, бесспорно
актуальна сегодня.
XV век в истории Флоренции является
периодом наивысшего расцвета города, время, когда сами его жители считали, что
живут в золотом веке, время, когда раннее Возрождение, достигнув своего апогея,
готовиться трансформироваться в Возрождение высокое. Но за культурной жизнью
Флоренции, скрывалась сложная политическая структура, делавшая возможным
благополучное процветание города, привлечение внутрь большого числа гуманистов,
многие из которых повлияли на Возрождение европейское. В целом актуальность темы
обуславливается тем, что именно при Медичи был создана политическая система,
которая сделала возможным процветание Флоренции.
Этот феномен правления
Медичи не мог не отразиться в произведениях выдающихся политиков и ученых. Имя
Макиавелли мы можем найти на страницах самых различных трудов, включая и
исторические. Концепция Гвиччардини же и упоминание о нем часто возникает рядом
с именем Макиавелли. Сначала его концепцию упоминали, противопоставляя
макиавелевской, при этом исследователи не забывали осуждать Гвиччардини и
обвинять его во всех смертных грехах, включая предательство родины. Постепенно
его самого и его идеи стали изучать с других позиций, более трезво, но по
прежнему споры о нем и его идеях крайне противоречивы. Имя Медичи может быть
больше на слуху благодаря Марии или Екатерине Медичи, королевам Франции, а не
тем, кто стоял в основании власти дома Медичи, т.е прежде всего Лоренцо и
Козимо. Безусловно, было бы неправильно говорить о том, что имя Медичи в нашей
историографии предано забвению. С одной стороны отечественная медиевистика
сделала за последнее время большой шаг в изучении истории Италии в целом и
истории Флоренции в частности. Исследователи в своих работах исследуют самый
широкий спектр проблем: от общих вопросов развития итальянских
городов-государств и до жизни отдельных личностей эпохи Возрождения. В этих
работах в том или ином аспекте упоминается семья Медичи или какие-либо её
представители. Было бы удивительно, если бы это было не так. Ведь Медичи
оказали влияние практически на все области жизни флорентийского общества. Но с
другой стороны в нашей историографии до сих пор нет трудов, подобных
исследованиям зарубежных медиевистов, скажем Д.Хейла, Д.Кент, Д.Клейя и др.,
которые в своих работах обстоятельно исследуют семью Медичи на всём периоде её
деятельности. Это также служит дополнительным аргументом в пользу актуальности
данной темы.
Применительно к нашей
работе историографию имеет смысл разделить на две группы. К первой относятся
труды в которых затрагивается тема деятельности Макиавелли и Гвиччардини и их
работ, а ко второй - труды отечественных и зарубежных авторов, в которых
освещаются те или иные исторические проблемы, имеющие отношение к дому Медичи.
Прежде, чем переходить к
обзору историографии посвященной Николло Макиавели, следует отметить следующее.
Безусловно, работ о Макиавелли гораздо больше, чем тех, о которых речь пойдет
ниже. Однако перед нами не ставится задача исследовать всю деятельность
Макиавелли, и поэтому для нас были важны прежде всего те факты его биографии,
которые касались написания им «Истории Флоренции» и его отношения с
Гвиччардини. То же самое можно сказать и в отношении жизни Гвиччардини.
Одной из значимых работ, посвященных
деятельности Макиавелли, является статья В.И.Рутенбурга написанная специально к
изданию на русском языке «Истории Флоренции». Прежде всего, важно отметить, что
автор дает здесь сведения о самой «Истории Флоренции», сведения о её создании,
структуре и т.д[2].
Кроме того, автор описывает взгляды Макиавелли и его краткую биографию. Эти
же моменты освещает в своей статье и Р.Хлодовский, который, правда, больше
останавливается на рассмотрении общей концепции Макиавелли, его основных идей[3].
Для нас важно отметить, что Р.Хлодовский при этом сравнивает идеи Макиавелли и
Гвиччардини, правда, не останавливаясь на этом подробно[4].
На этом аспекте останавливается и другой автор, Паскуале Виллани, чья книга
целиком посвящена деятельности Макиавелли[5].
Помимо этого, автор затрагивает период флорентийской истории, предшествующий
деятельности Макиавелли, т.е как раз XV век. Виллари подробно освещает главные моменты флорентийской истории, в
том числе уделяя внимание и семье Медичи[6].
Среди работ, посвященных жизни
Франческо Гвиччардини, можно назвать статью А.К.Дживилегова, опубликованную в
собрании сочинений итальянского автора на русском языке. Как пишет сам
А.К.Дживилегов, его целью было восполнить пробел в знаниях читателя связанный с
деятельностью Гвиччардини. Поэтому автор очень подробно описывает биографию
Франческо Гвиччардини[7].
Отдельно он останавливается на работах, не вошедших в сборник. К сожалению,
«Истории Флоренции» А.К.Дживилегов уделяет в своей работе крайне незначительное
место.
Поскольку биография Гвиччардини и
анализ переведенных его работ достаточно полно изложены в статье А.К.Дживилегова,
то нас интересовала прежде всего информация относительно его «Истории
Флоренции». Об этом, в частности рассказывает в своей работе Роберто Ридольфи.
Анализируя «Историю Флоренции», автор предлагает свою систему разделения
«Истории» на части, рассматривает причины, повлиявшие, по его мнению, на
написание Гвиччардини своей «Истории»[8].
Рассматривается также и структура произведения. Анализу двух главных
произведений Гвиччардини – «Государя» и «Истории Флоренции», посвящена и статья
Франко Гаэты. Автор, как и Ридольфи, помимо краткого изложения содержания
книги, рассматривает и структуру книги, особенности ее построения, т.е дает ее
источниковедческий анализ[9].
Из отечественных исследований идей и
произведений Гвиччардини можно отметить работы В.А.Постникова и Л.М.Брагиной.
Работа Л.М.Брагиной выделяется тем, что автор, рассматривая проблему власти в
творчестве Франческо Гвиччардини, в качестве источника привлекает, наряду с его
«Заметками о делах политических и гражданских», «Историю Флоренции». При этом в
силу того, что «История Флоренции» не получила должного «анализа в работах
отечественных историков»[10],
автор значительное место вынужден отвести под краткий пересказ содержания
данного произведения. Необходимо отметить, что Л.М.Брагина исследует, если можно
так выразиться, точку зрения автора на политическую жизнь города через
«Историю», а не фактическую часть работы. В конце Л.М.Брагина отмечает, что
проблема власти в творчестве Гвиччардини безусловно заслуживает дальнейшего
изучения и развития.
Также о проблеме власти пишет в
творчестве Гвиччардини пишет и В.А.Постников. Автор, правда, при этом опирается
на другие произведения Гвиччардини и не включает в число источников «Историю
Флоренции». Тем не менее, его статья важна для понимания общей концепции
Гвиччардини.[11]
Работа Ф. Де Санктиса, посвященная
развитию итальянской литературы в целом, интересна тем, что её автор, в отличие
от работ современных исследователей, крайне негативно оценивает деятельность
Франческо Гвиччардини. Рассматривая мировоззрения Гвиччардини в сравнении с
идеями Макиавелли, он явно встает на сторону последнего, подвергая критике его
современника[12].
Помимо этих работ, близко к этой
группе примыкают и работы, посвященные итальянской литературе. Исследователи
истории литературы Италии кватроченто и чинквиченто, особенно отечественные,
значительное место уделяют изучению деятельности многих гуманистов, живших во
Флоренции в период Медичи и кроме того в таких работах отдельно рассматривается
тема поэтической деятельности Лоренцо Медичи и его кружка. Многие авторы
уделяют внимание не только изучению литературного наследия Лоренцо, но и
параллельно затрагивают различные аспекты его жизни и жизни во Флоренции этого
периода. В упомянутых выше работах у каждого из авторов, несмотря на общие моменты,
можно выделить и ряд идей, отличающих их.
Работы С.С.Мокульского, также как и
работы М.Л.Андреева и Р.Хлодовского, посвящены исследованию итальянского
Возрождения и литературы эпохи Ренессанса. В данных работах нас прежде всего
интересует та их часть, которая посвящена развитию во Флоренции гуманизма конца XIV – XV в. Так, С.С.Мокульский и Р.Хлодовский посвящают одну
из глав деятельности гуманистов эпохи Лоренцо, исследуя отличительные
особенности стиля и языка произведений того времени[13].
Р.Хлодовский в свою очередь, изучая деятельность Лоренцо, исследует периоды его
творчества[14],
а в другой работе, написанной вместе с М.Л.Андреевым, авторы пытаются выявить
характерные черты личности самого Лоренцо, такие как: соотношение в нем
стремления к искусствам и к экономике, основываясь на его произведениях [15].
Также можно отметить, что в данных работах, говоря о развитии итальянской
литературы эпохи Возрождения, все авторы в качестве одной из причин подобного
феномена указывают своеобразный политический строй, установленный семьёй Медичи
во Флоренции[16]
и упоминают о влиянии дома Медичи на культуру Флоренции.
К числу работ, посвященных изучению
итальянской литературы Ренессанса, принадлежит труд итальянского исследователя
Адольфа Гаспари «История итальянской литературы». Рассматривая историю
литературы Италии А.Гаспари, как и отечественные авторы, посвящает один из
разделов своей книги литературной деятельности Лоренцо Великолепного. Во многом
выводы отечественных исследователей схожи с его выводами в этой области.
А.Гаспари описывает личные качества Лоренцо[17]
и дает анализ его литературной деятельности[18].
Обратимся к анализу
отечественной и зарубежной историографии, в которой рассматриваются те или иные
аспекты правления дома Медичи во Флоренции.
В своей статье, посвященной
итальянской семье, М.Л.Абрамсон рассматривает такие
аспекты этого вопроса, как структура семьи, отношения между родственниками
внутри семьи и за пределами его круга и т.д[19].
Эта статья используется в нашей работе постольку, поскольку внутренняя
структура семьи Медичи не отличалась от внутренней структуры других семей
итальянского города, а родственные связи, как мы увидим позже, играли большую
роль в жизни итальянского города вообще и дома Медичи в частности.
Работа Л.М.Баткина
«Европейский человек наедине с собой» посвящена исследованию самооценки
европейского человека себя, его понятию о самоценном «Я». Из тех людей, на
примере которых он разбирает эту проблему нас интересуют двое – Лоренцо Медичи
и Никколо Макиавелли. Наиболее важно то, что автор исследует и отношение
Макиавелли к Лоренцо Медичи, прежде всего на основании такого источника, как
переписка Макиавелли с друзьями[20].
Образ же Лоренцо автор составляет по мало изученному ранее источнику – его
«Комментариям к некоторым сонетам о любви». Исследования Л.М.Баткина позволяют
нам дополнить портрет Лоренцо и Макиавелли новыми деталями.
В отдельную группу можно
выделить работы Л.М.Брагиной, поскольку автор, используя материал источников,
представляющих из себя произведения итальянских гуманистов эпохи Возрождения,
во всех своих работах, указанных ниже, занимается исследованием мировоззрения,
идей и политических взглядов гуманистов. В одной из своих статей в сборнике
"Средние века"[21]
Л.М.Брагина анализирует произведения Бруни, Поджо и также «Речи неизвестного
иноземного студента». Главный вывод, который делает автор, заключается в том,
что современники Медичи в своих речах создавали Флоренции облик города-лидера[22].
В другой своей работе «Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV в.»
Л.М.Брагина, рассматривая направления гуманистической мысли XIV-XV веков,
затрагивает вопрос и о роли Медичи в формировании взглядов итальянских
гуманистов. Автор считает бесспорным тот факт, что представители правящего дома
внесли большой вклад в превращение Флоренции в культурный центр Возрождения[23].
При этом Л.М.Брагина склонна считать форму правления во Флоренции больше
демократией, чем тиранией[24].
Продолжая изучать труды итальянских гуманистов, Л.М.Брагина, посвящает две
работы[25]
исследованию их взглядов на власть. Она видит связь "политической
идеологии, прямым выражением которой являлись официальные речи магистратов, с
ведущими тенденциями в развитии гуманистической мысли Флоренции XV в."[26].
Главный вывод, который
можно сделать, анализируя работы автора, заключается в следующем. В восприятии
многих современников власть Медичи на первых порах представляла из себя во
Флоренции нечто среднее между демократией и олигархией. Однако в период
правления Лоренцо и особенно после заговора Пацци, в результате которых волна
репрессий постигла многих граждан Флоренции, отношение к власти Медичи
современников однозначно – тирания[27].
В труде швейцарского историка Якоба
Буркхарда дом Медичи также упоминается довольно часто. Как следует из названия,
основной своей задачей автор считает освещение проблем касающихся итальянского
Возрождения. Данные же о доме Медичи, которые Я.Буркхард приводит в своей
книге, являются иллюстрацией к тем или иным утверждениям автора. Книга разбита
на несколько глав ( Нравы и религия; общественная жизнь и праздники и т.д ) и,
к примеру, в главе «Возрождение античность» автор не может обойти упоминанием
существование во Флоренции Платоновской академии и роль Медичи в её
существовании[28].
Книга Пасквале Виллари, посвященная
жизни и деятельности проповедника-доминиканца Джироламо Савонаролы интересна
для нас необычным взглядом на время правления Лоренцо Медичи, которое
расходится с существующей в большинстве работ точкой зрения[29].
Отдельно посвятив главу правителю Флоренции, П.Виллари даёт нам его портрет в
исключительно мрачных тонах. Эта позиция объясняется тем, что автор явно встаёт
на сторону доминиканца, который, напомним, в своих проповедях осуждал нравы
царившие в медицейской Флоренции. Поэтому для него Лоренцо предстаёт в совсем
уж неприглядном свете[30].
Точка зрения автора безусловно очень интересна, и заслуживает внимания.
Работа М.А.Гуковского,
также посвященная итальянскому Возрождению, охватывает период с 1250 по 1450
год. В контексте рассмотрения проблем Возрождения в Италии, автор уделяет
внимание и причинам установления власти Медичи во Флоренции[31].
Из работ, посвященных
исследованию Возрождения, необходимо отметить труд Э.Гарэна[32],
к котором автор дает свою оценку проблемным вопросам по периоду Возрождения в
Италии, в том числе затрагивая тему развития Возрождения во Флоренции.
В статье В.Д.Дажиной
исследуются особенности культуры Тосканского герцогства (Флоренция XVI в.). При этом В.Д.Дажинa, как и некоторые другие
исследователи (А.Д.Ролова) периода Тосканского герцогства, часто обращается к
сравнению периода Тосканского герцогства XVI в. и периода расцвета Медичи в XVв[33].
Такие же аналогии проводит в своей работе и В.Н.Гращенков[34].
В работе другого автора, А.Д.Роловой, посвященной налоговой политике
Тосканского герцогства[35],
автор также, как и В.Д. Дажина при анализе ситуации с налогами в герцогстве,
проводит параллели с Флоренцией XV века.
И.Е.Данилова в своей
работе, посвященной итальянскому городу, исследует тот же период, что и в нашей
теме – XV век. И.Е.Данилову интересуют прежде
всего представления о городе таких гуманистов, как Манетти, Альберти, Мартини и
т.д. в их архитектурных трактатах. К сожалению, о работах Франческо Гвиччардини
в данной работе не упоминается. Тем не менее, можно отметить, что И.Е.Данилова
в своей работе дает описание основных событий в жизни Флоренции XV века и упоминает о доме Медичи[36].
Кроме того, в разделе, посвященном исследованию архитектуры Флоренции того же
периода, упоминает и некоторые здания, отношение к строительству которых имели
Медичи[37].
Работа А.К.Дживилегова,
посвященная культуре Возрождения, представляет собой ряд очерков, освещающих
эпоху Ренессанса через историю жизни и деятельности конкретных представителей
этого периода, например Данте и Бокаччо. Для нас наиболее важен его очерк,
посвящённый Козимо Медичи. В нем автор показывает причины установления власти
Медичи[38].
В других очерках А.К.Дживилегова рассматриваются идеи развития гуманизма во
Флоренции. В них он кратко описывает состояние Флоренции накануне прихода к
власти Медичи[39].
Французский историк Эмиль Жебар,
написавший работу об истории итальянского Возрождения, затрагивает проблему о
влиянии рода Медичи на развитие Возрождения во Флоренции[40].
Труд Роберта Зайчика посвящен людям и
искусству итальянского Возрождения. Как пишет сам автор, его целью было
"дать психологический очерк людей истории и искусства очень важной и
знаменательной эпохи"[41].
Часть своей работы Зайчик посвящает описанию Флоренции времен Лоренцо Медичи.
Зайчик отмечает большую роль семьи Медичи в превращении города на Арно в центр
Возрождения[42].
Зайчик очень высокого мнения о Лоренцо Медичи, но при этом в конце автор
отмечает некоторые отрицательные черты правителя Флоренции[43].
Другая проблема, затронутая в
историографии, связанная с династией Медичи, касается экономической жизни
Флоренции. В этой связи заслуживает внимание работа Л.А. Котельниковой. Одна из
глав её работы целиком посвящена земельным владениям семьи Медичи[44].
Л.А.Котельникова основывает своё исследование на данных описей имущества
представителей дома Медичи. В ходе исследования автор выделяет ряд характерных
черт землевладения Медичи[45].
Л.А.Котельникова, исследуя особенности землевладения в Италии, и также
землевладение на землях Медичи, считает, что сельское хозяйство играло
значительную роль в жизни итальянских семей, а занятие же Медичи земледелием
стало одним из факторов укрепления положения этой семьи Флоренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|