рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Волгоградский государственный университет

Кафедра археологии, древней и средневековой истории

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по «Историям Флоренции» Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Дипломная работа студента 5 курса факультета истории и международных отношений Ефимова Евгения Геннадиевича.

Научный руководитель,

кандидат исторических наук, доцент З.П.Тинина

Волгоград 2002

Оглавление:

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли.............................................................. 29

Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и Макиавелли... 46

Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов «Историй Флоренций»....................................................................................................... 54

Заключение........................................................................................................ 82

Библиография................................................................................................... 87

Приложение. Дом Медичи XIII-XVI вв. Генеалогическая таблица.[1].............. 92


Введение

Рассматриваемая в данной работе тема об особенностях правления дома Медичи во Флоренции в XV веке в произведениях двух выдающихся людей своего времени – Никколо  Макиавелли и Франческо Гвиччардини, бесспорно актуальна сегодня.

XV век в истории Флоренции является периодом наивысшего расцвета города, время, когда сами его жители считали, что живут в золотом веке, время, когда раннее Возрождение, достигнув своего апогея, готовиться трансформироваться в Возрождение высокое. Но за культурной жизнью Флоренции, скрывалась сложная политическая структура, делавшая возможным благополучное процветание города, привлечение внутрь большого числа гуманистов, многие из которых повлияли на Возрождение европейское. В целом актуальность темы обуславливается тем, что именно при Медичи был создана политическая система, которая сделала возможным процветание Флоренции.

Этот феномен правления Медичи не мог не отразиться в произведениях выдающихся политиков и ученых. Имя Макиавелли мы можем найти на страницах самых различных трудов, включая и исторические. Концепция Гвиччардини же и упоминание о нем часто возникает рядом с именем Макиавелли. Сначала его концепцию упоминали, противопоставляя  макиавелевской, при этом исследователи не забывали осуждать Гвиччардини и обвинять его во всех смертных грехах, включая предательство родины. Постепенно его самого и его идеи стали изучать с других позиций, более трезво, но по прежнему споры о нем и его идеях крайне противоречивы. Имя  Медичи может быть больше на слуху благодаря Марии или Екатерине Медичи, королевам Франции, а не тем, кто стоял в основании власти дома Медичи, т.е прежде всего Лоренцо и Козимо. Безусловно, было бы неправильно говорить о том, что имя Медичи в нашей историографии предано забвению. С одной стороны отечественная медиевистика сделала за последнее время большой шаг в изучении истории Италии в целом и истории Флоренции в частности. Исследователи в своих работах исследуют самый широкий спектр проблем: от общих вопросов развития итальянских городов-государств и до жизни отдельных личностей эпохи Возрождения. В этих работах в том или ином аспекте упоминается семья Медичи или какие-либо её представители. Было бы удивительно, если бы это было не так. Ведь Медичи оказали влияние практически на все области жизни флорентийского общества. Но с другой стороны в нашей историографии до сих пор нет трудов, подобных исследованиям зарубежных медиевистов, скажем  Д.Хейла, Д.Кент, Д.Клейя и др., которые в своих работах обстоятельно исследуют семью Медичи на всём периоде её деятельности. Это также служит дополнительным аргументом в пользу актуальности данной темы.

Применительно к нашей работе историографию имеет смысл разделить на две группы. К первой относятся труды в которых затрагивается тема деятельности Макиавелли и Гвиччардини и их работ, а ко второй - труды отечественных и зарубежных авторов, в которых освещаются те или иные исторические проблемы, имеющие отношение к дому Медичи.

 Прежде, чем переходить к обзору историографии посвященной Николло Макиавели, следует отметить следующее. Безусловно, работ о Макиавелли гораздо больше, чем тех, о которых речь пойдет ниже. Однако перед нами не ставится задача исследовать всю деятельность Макиавелли, и поэтому для нас были важны прежде всего те факты его биографии, которые касались написания им «Истории Флоренции» и его отношения с Гвиччардини. То же самое можно сказать и в отношении жизни Гвиччардини.

Одной из значимых работ, посвященных деятельности Макиавелли, является статья В.И.Рутенбурга написанная специально к изданию на русском языке «Истории Флоренции». Прежде всего, важно отметить, что автор дает здесь сведения о самой «Истории Флоренции», сведения  о её создании, структуре и т.д[2]. Кроме того, автор описывает взгляды Макиавелли и его краткую биографию.   Эти же моменты освещает в своей статье и Р.Хлодовский, который, правда, больше останавливается на рассмотрении общей концепции Макиавелли, его основных идей[3]. Для нас важно отметить, что Р.Хлодовский при этом сравнивает идеи Макиавелли и Гвиччардини, правда, не останавливаясь на этом подробно[4]. На этом аспекте останавливается и другой автор, Паскуале Виллани, чья книга целиком посвящена деятельности Макиавелли[5]. Помимо этого, автор затрагивает период флорентийской истории, предшествующий деятельности Макиавелли, т.е как раз XV век. Виллари подробно освещает главные моменты флорентийской истории, в том числе уделяя внимание и семье Медичи[6].

Среди работ, посвященных жизни Франческо Гвиччардини, можно назвать статью А.К.Дживилегова, опубликованную в собрании сочинений итальянского автора на русском языке. Как пишет сам А.К.Дживилегов, его целью было восполнить пробел в знаниях читателя связанный с деятельностью Гвиччардини. Поэтому автор очень подробно описывает биографию Франческо Гвиччардини[7]. Отдельно он останавливается на работах, не вошедших в сборник. К сожалению, «Истории Флоренции» А.К.Дживилегов уделяет в своей работе крайне незначительное место.

Поскольку биография Гвиччардини и анализ переведенных его работ достаточно полно изложены в статье А.К.Дживилегова, то нас интересовала прежде всего информация относительно его «Истории Флоренции».  Об этом, в частности рассказывает в своей работе Роберто Ридольфи. Анализируя «Историю Флоренции», автор предлагает свою систему разделения «Истории» на части, рассматривает причины, повлиявшие, по его мнению, на написание Гвиччардини своей «Истории»[8]. Рассматривается также и структура произведения. Анализу двух главных произведений Гвиччардини – «Государя» и «Истории Флоренции», посвящена и статья Франко Гаэты. Автор, как и Ридольфи, помимо краткого изложения содержания книги, рассматривает и структуру книги, особенности ее построения, т.е дает ее источниковедческий анализ[9].

Из отечественных исследований идей и произведений Гвиччардини можно отметить работы В.А.Постникова и Л.М.Брагиной. Работа Л.М.Брагиной выделяется тем, что автор, рассматривая проблему власти в творчестве Франческо Гвиччардини, в качестве источника привлекает, наряду с его «Заметками о делах политических и гражданских», «Историю Флоренции». При этом в силу того, что «История Флоренции» не получила должного «анализа в работах отечественных историков»[10], автор значительное место вынужден отвести под краткий пересказ содержания данного произведения. Необходимо отметить, что Л.М.Брагина исследует, если можно так выразиться, точку зрения автора на политическую жизнь города через «Историю», а не фактическую часть работы. В конце Л.М.Брагина отмечает, что проблема власти в творчестве Гвиччардини безусловно заслуживает дальнейшего изучения и развития.

Также о проблеме власти пишет в творчестве Гвиччардини пишет и В.А.Постников. Автор, правда, при этом опирается на другие произведения Гвиччардини и не включает в число источников «Историю Флоренции». Тем не менее, его статья важна для понимания общей концепции Гвиччардини.[11]

Работа Ф. Де Санктиса, посвященная развитию итальянской литературы в целом, интересна тем, что её автор, в отличие от работ современных исследователей, крайне  негативно оценивает деятельность Франческо Гвиччардини. Рассматривая мировоззрения Гвиччардини в сравнении с идеями Макиавелли, он явно встает на сторону последнего, подвергая критике его современника[12].

Помимо этих работ, близко к этой группе примыкают и работы, посвященные итальянской литературе. Исследователи истории литературы Италии кватроченто и чинквиченто, особенно отечественные, значительное место уделяют изучению деятельности многих гуманистов, живших во Флоренции в период Медичи и кроме того в таких работах отдельно рассматривается тема поэтической деятельности Лоренцо Медичи и его кружка. Многие авторы уделяют внимание не только изучению литературного наследия Лоренцо, но и параллельно затрагивают различные аспекты его жизни и жизни во Флоренции этого периода. В упомянутых выше работах у каждого из авторов, несмотря на общие моменты, можно выделить и ряд идей, отличающих их.

Работы С.С.Мокульского, также как и работы М.Л.Андреева и Р.Хлодовского, посвящены исследованию итальянского Возрождения и литературы эпохи Ренессанса. В данных работах нас прежде всего интересует та их часть, которая посвящена развитию во Флоренции гуманизма конца XIV – XV в. Так, С.С.Мокульский и Р.Хлодовский посвящают одну из глав деятельности гуманистов эпохи Лоренцо, исследуя отличительные особенности стиля и языка произведений того времени[13]. Р.Хлодовский в свою очередь, изучая деятельность Лоренцо, исследует периоды его творчества[14], а в другой работе, написанной вместе с М.Л.Андреевым, авторы пытаются выявить характерные черты личности самого Лоренцо, такие как: соотношение в нем стремления к искусствам и к экономике, основываясь на его произведениях [15]. Также можно отметить, что в данных работах, говоря о развитии итальянской литературы эпохи Возрождения, все авторы в качестве одной из причин подобного феномена указывают своеобразный политический строй, установленный семьёй Медичи во Флоренции[16] и упоминают о влиянии дома Медичи на культуру Флоренции.

К числу работ, посвященных изучению итальянской литературы Ренессанса, принадлежит труд итальянского исследователя Адольфа Гаспари «История итальянской литературы». Рассматривая историю литературы Италии А.Гаспари, как и отечественные авторы, посвящает один из разделов своей книги литературной деятельности Лоренцо Великолепного. Во многом выводы отечественных исследователей схожи с его выводами в этой области. А.Гаспари описывает личные качества Лоренцо[17] и дает анализ его литературной деятельности[18].

Обратимся к анализу отечественной и зарубежной историографии, в которой рассматриваются те или иные аспекты правления дома Медичи во Флоренции.

В своей статье, посвященной  итальянской семье,  М.Л.Абрамсон рассматривает такие аспекты этого вопроса, как структура семьи, отношения между родственниками внутри семьи и за пределами его круга и т.д[19]. Эта статья используется в нашей работе постольку, поскольку внутренняя структура семьи Медичи не отличалась от внутренней структуры других семей итальянского города, а родственные связи, как мы увидим позже, играли большую роль в жизни итальянского города вообще и дома Медичи в частности.

Работа Л.М.Баткина «Европейский человек наедине с собой» посвящена исследованию самооценки европейского человека себя, его понятию о самоценном «Я». Из тех людей, на примере которых он разбирает эту проблему нас интересуют двое – Лоренцо Медичи и Никколо Макиавелли. Наиболее важно то, что автор исследует и отношение Макиавелли к Лоренцо Медичи, прежде всего на основании такого источника, как переписка Макиавелли с друзьями[20]. Образ же Лоренцо автор составляет по мало изученному ранее источнику – его «Комментариям к некоторым сонетам о любви». Исследования Л.М.Баткина позволяют нам дополнить портрет Лоренцо и Макиавелли новыми деталями.

В отдельную группу можно выделить работы Л.М.Брагиной, поскольку автор, используя материал источников, представляющих из себя произведения итальянских гуманистов эпохи Возрождения, во всех своих работах, указанных ниже, занимается исследованием мировоззрения, идей и политических взглядов гуманистов. В одной из своих статей в сборнике "Средние века"[21] Л.М.Брагина анализирует произведения Бруни, Поджо и также «Речи неизвестного иноземного студента». Главный вывод, который делает автор, заключается в том, что современники Медичи в своих речах создавали Флоренции облик города-лидера[22]. В другой своей работе «Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV в.» Л.М.Брагина, рассматривая направления гуманистической мысли XIV-XV веков, затрагивает вопрос и о роли Медичи в формировании взглядов итальянских гуманистов. Автор считает бесспорным тот факт, что представители правящего дома внесли  большой вклад в превращение Флоренции в культурный центр Возрождения[23]. При этом Л.М.Брагина склонна считать форму правления во Флоренции больше демократией, чем тиранией[24]. Продолжая изучать труды итальянских гуманистов, Л.М.Брагина, посвящает две работы[25] исследованию их взглядов на власть. Она видит связь "политической идеологии, прямым выражением которой являлись официальные речи магистратов, с ведущими тенденциями в развитии гуманистической мысли Флоренции XV в."[26].

Главный вывод, который можно сделать, анализируя работы автора, заключается в следующем. В восприятии многих современников власть Медичи на первых порах представляла из себя во Флоренции нечто среднее между демократией и олигархией. Однако в период правления Лоренцо и особенно после заговора Пацци, в результате которых волна репрессий постигла многих граждан Флоренции, отношение к власти Медичи современников однозначно – тирания[27].

В труде швейцарского историка Якоба Буркхарда дом Медичи также упоминается довольно часто. Как следует из названия, основной своей задачей автор считает освещение проблем касающихся итальянского Возрождения. Данные же о доме Медичи, которые Я.Буркхард приводит в своей книге, являются иллюстрацией к тем или иным утверждениям автора. Книга разбита на несколько глав ( Нравы и религия; общественная жизнь и праздники и т.д ) и, к примеру, в главе «Возрождение античность» автор не может обойти упоминанием существование во Флоренции Платоновской академии и роль Медичи в её существовании[28].

Книга Пасквале Виллари, посвященная жизни и деятельности проповедника-доминиканца Джироламо Савонаролы интересна для нас необычным взглядом на время правления Лоренцо Медичи, которое расходится с существующей в большинстве работ точкой зрения[29]. Отдельно посвятив главу правителю Флоренции, П.Виллари даёт нам его портрет в исключительно мрачных тонах. Эта позиция объясняется тем, что автор явно встаёт на сторону доминиканца, который, напомним, в своих проповедях осуждал нравы царившие в медицейской Флоренции. Поэтому для него Лоренцо предстаёт в совсем уж неприглядном свете[30]. Точка зрения автора безусловно очень интересна, и заслуживает внимания.

Работа М.А.Гуковского, также посвященная итальянскому Возрождению, охватывает период с 1250 по 1450 год. В контексте рассмотрения проблем Возрождения в Италии, автор уделяет внимание и причинам установления власти Медичи во Флоренции[31].

Из работ, посвященных исследованию Возрождения, необходимо отметить труд Э.Гарэна[32], к котором автор дает свою оценку проблемным вопросам по периоду Возрождения в Италии, в том числе затрагивая тему развития Возрождения во Флоренции.

В статье В.Д.Дажиной  исследуются особенности культуры Тосканского герцогства (Флоренция XVI в.). При этом В.Д.Дажинa, как и некоторые другие исследователи (А.Д.Ролова) периода Тосканского герцогства, часто обращается к сравнению периода Тосканского герцогства XVI в. и периода расцвета Медичи в XVв[33]. Такие же аналогии проводит в своей работе и В.Н.Гращенков[34]. В работе другого автора, А.Д.Роловой, посвященной налоговой политике Тосканского герцогства[35], автор также, как и В.Д. Дажина при анализе ситуации с налогами в герцогстве, проводит параллели с Флоренцией XV века.

И.Е.Данилова в своей работе, посвященной итальянскому городу, исследует тот же период, что и в нашей теме – XV век. И.Е.Данилову интересуют прежде всего представления о городе таких гуманистов, как Манетти, Альберти, Мартини и т.д. в их архитектурных трактатах. К сожалению, о работах Франческо Гвиччардини в данной работе не упоминается. Тем не менее, можно отметить, что И.Е.Данилова в своей работе дает описание основных событий в жизни Флоренции XV века и упоминает о доме Медичи[36]. Кроме того, в разделе, посвященном исследованию архитектуры Флоренции того же периода, упоминает и некоторые здания, отношение к строительству которых имели Медичи[37].

Работа А.К.Дживилегова, посвященная культуре Возрождения, представляет собой ряд очерков, освещающих эпоху Ренессанса через историю жизни и деятельности конкретных представителей этого периода, например Данте и Бокаччо. Для нас наиболее важен его очерк, посвящённый Козимо Медичи. В нем автор показывает причины установления власти Медичи[38]. В других очерках А.К.Дживилегова рассматриваются идеи развития гуманизма во Флоренции. В них он кратко описывает  состояние Флоренции накануне прихода к власти Медичи[39].

Французский историк Эмиль Жебар, написавший работу об истории итальянского Возрождения, затрагивает проблему о влиянии рода Медичи на развитие Возрождения во Флоренции[40].

Труд Роберта Зайчика посвящен людям и искусству итальянского Возрождения. Как пишет сам автор, его целью было "дать психологический очерк людей истории и искусства очень важной и знаменательной эпохи"[41]. Часть своей работы Зайчик посвящает описанию Флоренции времен Лоренцо Медичи. Зайчик отмечает большую роль семьи Медичи в превращении города на Арно в центр Возрождения[42]. Зайчик очень высокого мнения о Лоренцо Медичи, но при этом в конце автор отмечает некоторые отрицательные черты правителя Флоренции[43].

Другая проблема, затронутая в историографии, связанная с династией Медичи, касается экономической жизни Флоренции. В этой связи заслуживает внимание работа Л.А. Котельниковой. Одна из глав её работы целиком посвящена земельным владениям семьи Медичи[44]. Л.А.Котельникова основывает своё исследование на данных описей имущества представителей дома Медичи. В ходе исследования автор выделяет ряд характерных черт землевладения Медичи[45]. Л.А.Котельникова, исследуя особенности землевладения в Италии, и также землевладение на землях Медичи, считает, что сельское хозяйство играло значительную роль в жизни итальянских семей, а занятие же Медичи земледелием стало одним из факторов укрепления положения этой семьи Флоренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.